Конструкт урока обществознания «Психологический портрет личности» (7 класс)
Урок обществознания 7 класс
Тема: Психологический портрет личности: интеллект, чувства, эмоции.
Цель: продолжить изучать основные составляющие психологического портрета личности (интеллект, эмоции и чувства)
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о понятиях – способность, интеллект, чувства, эмоции;
Развивающая: формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы, развивать аналитическое мышление, интерес к знаниям, продолжить развивать умение работать в группах;
Воспитательная: воспитывать стремление к самосовершенствованию, воспитывать грамотного и активного современного человека
Тип урока: игра -путешествие
Форма урока: нетрадиционная
Ход урока.
Этап |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
2 мин |
Приветствие. |
Приветствуют учителя |
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы |
3 мин |
Игра «Лото». Детям предлагается сыграть в игру «Лото», там термины, которые были пройдены на предыдущих уроках (личность, индивид, индивидуальность, лидер, характер, среди них новые, им не известные –интеллект, чувства, эмоции). - А какие термины нам с вами еще не известны? Повесьте эти понятия на доску |
Деты по желанию достают из коробочка термины и говорят определения, несколько обучающихся достанут им еще не известные термины. -Интеллект, чувства и эмоции Дети вывешивают понятия на доску. |
Актуализация знаний |
2 мин |
- Дети, посмотрите вокруг себя, что не обычного вы видите в классе? Слайд 1 -А какие там есть станции? -Что это значит? Как вы думаете? Что мы будем делать сегодня на уроке и какую тему изучать? -А именно? -Так какая же тема нашего урока? (слайд 2) |
- На стене карта путешествия по психологическому портрету личности. Перечисляют станции (темперамент, характер, способности, интеллект, чувства и эмоции) -Мы продолжим изучать психологический портрет личности. -Интеллект, чувства и эмоции. -Психологический портрет личности: интеллект, чувства и эмоции |
Планирование деятельности Актуализация |
-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, с помощью нашей карты. (слайд 3) - Совершенно верно. И сегодня у нас будет не обычный урок. А урок в виде игры-путешествия. На каждой станции вас будут ждать задания, за выполнение, которых вы будите получать звездочки. А в конце нашего путешествия мы узнаем, кто же у нас лидирует. И так отправимся в путь. С чего мы начнем? -Совершенно верно. Отправляемся в путь. (заставка) Софья, зачитай задание, которое вам предстоит выполнить на данной станции. А что же такое темперамент? Сделайте вывод. Молодцы ребята. Отправляемся дальше в путь? ЗАСТАВКА Характер Ваша задача просмотреть инсценировку и сделать вывод, что же ваши одноклассники хотели вам сказать ею? -Ваша задача, обсудить в своих командах ее и сделать вывод, о чем она? - А теперь второе задание, так что же такое характер, ваша задача написать определение во второй строке в левом столбике. - И так теперь команды меняются рабочими листами для проверки, анализируете, далее выберите из команды одного человека, который проанализирует, правильно ли выполнили задание. -Итак, какой общий вывод мы можем сделать? -Ну что, дальше в путь? |
- Сегодня на уроке нам предстоит повторить пройденный на прошлом уроке материал и познакомиться с новыми терминами интеллект, чувства и эмоции. - С первой станции «Темперамент» Зачитывает задание на слайде «Определите тип темперамента» 4,5,6 Команды по очереди определяют типы темперамента. Темперамент – совокупность индивидуально-психических свойств человека, характеризующаяся главным образом быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент – врожденный. Да Дети, у которых было индивидуальное домашнее задание, показываю инсценировку (семья из мамы и дочки, дочке 5 лет – показать ее характер (лентяйка, черствая), эта же семья, дочке 10 лет (трудолюбивая, чуткая) , 15 лет (инициативная, ответственная). Дети смотрят инсценировку. - Ответы детей (не является врожденным, формируется по мере взросления) Команды получают звездочки в соответствии с правильностью и скоростью выполнения задания. Команды выполняют задания. Команды выполняют задание. -Представители от команд отвечают. Характер – отличительная черта личности, которая проявляется в его поведении, деятельности, но характер в отличии от темперамента не является врожденным. -Да |
|
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) |
Заставка -Станция «Способности». И первое ваше задание – это написать определение способности в левом столбике, как вы его понимаете. А теперь проверьте себя, я вам раздаю карточки, которые нужно наклеить во вторую строку в правый столбик, так чтобы получилось правильное определение. - И так теперь выберите из команды одного человека, который проанализирует, правильно ли вы выполнили задание. Какие ошибки допустили? - А теперь вам понадобится учебник, что главного мы упустили? В этом вам помогут стр. 36-37. -Итак, какой общий вывод мы можем сделать? -Итак, какие способности есть у вас. Ответ аргументируйте. Заставка - Станция «Интеллект». На данной станции вам предлагается просмотреть инсценировку. Затем написать определение интеллекта на третьей строке в левом столбике. Музыка – скрипка -Начинаем обсуждение в командах и выполняем задание. -А теперь проверьте себя, я вам раздаю карточки, которые нужно наклеить во вторую строку в правый столбик, так чтобы получилось правильное определение. Отправляемся на следующую станцию, какую? Заставка -Первое задание, познакомится с новым определением. Задача номер один, написать, как вы понимаете, что такое эмоция. -А теперь проверьте себя, найдите в учебнике определение, запишите его во вторую строку в правый столбик. -Второе испытание, ваша задача просмотреть инсценировку, и определить, что какие эмоции вы увидели в ней. -Итак, вам дается минутка для обсуждения в командах, а затем, кто-то один должен дать полный ответ, что вы увидели в инсценировке.
Мы оправляемся на следующую станцию «Чувства» Заставка -Первое задание, познакомиться с определением. Итак, сначала обсуждаете, затем записываете, как вы понимаете, что такое чувства. А теперь проверим себя. Посмотрите на слайд, ваша задача выписать определение на рабочий лист Ну а теперь самое главное, ваша задача, используя определения, учебник записать на вашем рабочем листе, чем же отличаются друг от друга чувства и эмоции. |
Выполняют задание Выполняют задание Способность человека - индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что либо делать, в склонности к определённым занятиям и профессии. Ответы обучающихся. - Способности бываю двух видов: общие и специальные. Общие – это трудолюбие, работоспособность; внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность; творческое мышление и т.д. Специальные – это музыкальные, исследовательские – профессиональные. Ответы детей. Просматривают инсценировку (Шерлок Холмс – опережающее задание обучающимся). Выполняют задание Интеллект - это способность к познанию и логическому мышлению. -Эмоции Выполняют задания. Выполняют задание. Эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в переживаниях. Просматривают сценку (опережающее задание): Мальчик приехал в гости к бабушке, он очень рад был ее видеть, попив чай, он побежал играть на улицу. На улице он напугался гуся Выполняют задание. Выполняют задание Чувства – это отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям, высший вид эмоций. |
|
Подведение итога |
4 мин |
Итак, наше путешествие подошло концу. Ваша задача, используя ваш рабочий лист, сделать вывод, что узнали, достигли ли мы поставленные цели? Ну а теперь, обратите внимание на доске слова новые, с которыми мы встретились в начале нашего урока. Ваша задача по желанию, выйти к доске сказать определение и снять данное понятие. |
Группы по одному делают свои выводы. Дети работаю с понятиями. Интеллект Эмоции Чувства |
Рефлексия |
2 мин |
На нашей доске висит елочка, а у вас на столах игрушки разного цвета, нарядим нашу ёлку: Желтый шарик – много узнал нового, урок был полезным, у меня почти все получилось Белый шарик – много узнал, но остались вопросы, которые до конца мне не понятны Черный – я мало полезного для себя узнал, осталось очень много не понятного. Желающие могут высказаться |
Дети вешают шарики |
Выставление отметок |
1,5 мин |
-Команды, подсчитайте звезды, набранные вами. И ваша задача оценить вашу работу, так же выдвинуть наиболее активных обучающихся из ваших команд. Учитель с комментариями с учетом мнения обучающихся, выставляет оценки. |
Дети считают звезды, обсуждают свою работу на уроки. Озвучивают результат. |
Домашнее задание |
1,5 мин |
Объяснение домашнего задания: П. 6 «Психологический портрет личности: интеллект, чувства и эмоции» учить Задание 3 стр. 42 ответ записать в тетрадь По желанию Мини-сочинение «Мне в моём характере хотелось бы избавиться …» |
Записывают домашнее задание |