12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Мартынова312
Россия, Курская обл., поселок имени Карла Либкнехта
7

Психологическое занятие по профориентации обучающихся 9 класса «Я и моя будущая профессия»



Психологическое занятие

по профориентации обучающихся 9 класс

«Я и моя будущая профессия»

Цели:

1) оказание психологической поддержки обучающимся в выборе будущей профессии;

2) открытие перед обучающимися перспектив дальнейшего личностного роста;

3) помощь обучающимся в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий;

4) помощь в выборе профессии, соответствующей интересам и склонностям субъекта.

Оборудование:

1) презентация POWER POINT

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1450165424.ppt (Профориентация 9 класс);

2) опросник ДДО;

3) алфавит;

4) наглядный материал «Хочу», «Могу», «Надо».

Ход занятия

- Добрый день ребята! Сегодня мы с вами проведем психологическое занятие. Начать его я хочу со знаменитых строк:

У меня растут года

Будет и семнадцать.

Кем работать мне тогда,

Чем заниматься?...

- Вы знаете, кто автор данных строк? Владимир Маяковский, стихотворение Кем быть?

- В мире 40000 профессий. Каждый год исчезают десятки старых и появляются сотни новых. Некоторые меняют свое название, например БАРМЕН – это бывший буфетчик, а МЕНЕДЖЕР – бывший управляющий.

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни человека. А чтобы столько времени заниматься одним делом с любовью и интересом, необходимо правильно выбрать профессию. Что бы это сделать, нужно знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Не менее важно иметь представление о существующих в мире профессиях. Поэтому сегодня я предлагаю вам провести занятие по профориентации «я и моя будущая профессия».

- А начнем мы с разминки, поиграем в игру «Алфавит». Правила просты: на каждую букву, которую я буду вам показывать вы должны называть известные вам профессии.

ИГРА

- Вот, сколько много, вы знаете профессий, но важно еще знать и их классификацию, построенную на основании каких-либо существенных признаков.

- Так Климов Евгений Александрович – отечественный психолог, специалист в области психологии труда. Создал классификацию профессий по предмету труда. Он выделил 5 предметов труда, а соответственно 5 типов профессий.

1. Человек – человек

2. Человек – природа

3. Человек – техника

4. Человек – знак

5. Человек – художественный образ

Давайте попробуем вместе с вами проанализировать, что обозначает каждый из типов и назовем профессии, которые к ним относятся.

1. Человек – человек

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

2. ЧЕЛОВЕК (Ч)

Эффективное взаимодействие между людьми

Терпение

Требовательность

Умение брать ответственность на себя

Контроль эмоций

 

Врач

Медсестра

Учитель

Воспитатель

Официант

Юрист

Продавец

Парикмахер

Экскурсовод

2. Человек – природа

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

3. ПРИРОДА (П)

Исследование

Изучение

Использование природных ресурсов

Уход

за животными/растениями

Лечение

животных/растений

Деятельностная любовь (не созидательная!)

Выносливость

Заботливость

Терпеливость

(отсроченные результаты)

Агроном

Селекционер

Зоотехник

Ветеринар

Кинолог

Растениевод

Геолог

Охотовед

Эколог

Мелиоратор

3. Человек – техника

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

1. ТЕХНИКА (Т)

Производство Обслуживание

Проектирование

Практический склад ума

Творческие способности

Точность

Хорошее здоровье

Инженер

Конструктор

Лётчик

Машинист

Водитель

Электрик

Строитель

Автослесарь

Горнорабочий

Испытатель

4. Человек – знак

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

4. ЗНАК (З)

тексты

формулы

знаки

коды

графики

диаграммы

чертежи

Использование устной и письменной речи

Работа с документами и цифрами

ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЫШЛЕНИЮ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЮ

Умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов

Представлять и понимать характеристики (реальных предметов и объектов), стоящие за знаками

Экономист

Бухгалтер

Лингвист

Математик

Программист

Нотариус

5. Человек – художественный образ

Предмет труда

Содержание труда

Требования к человеку

Пример

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х.О.)

Создание произведений искусства

Изобразительная

Музыкальная

Литературно-художественная

Актёрско-сценическая

деятельности

Творческие способности

Талант

Трудолюбие

Художник

Писатель

Композитор

Актёр

Музыкант-исполнитель

- А теперь я предлагаю вам пройти тест, и узнать к какому типу профессий вы имеете наибольшие склонности.

 

- Перед вами на столах лежат бланки дифференциально-диагностического опросника. На бланке ответов укажите свою фамилию, имя, класс и дату. Внимательно прочитайте инструкцию: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? В листе ответов рядом с номером выбранного утверждения поставьте знак «+». На выполнение теста вам отводится 5 минут. При возникновении вопросов вы можете спрашивать у меня.

- Теперь подсчитайте количество баллов в бланке ответов в каждом столбце. Теперь с легкостью можно определить наиболее подходящий вам тип профессии.

- Но существуют и другие составляющие правильного выбора профессии.

- Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. (ХОЧУ)

- Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для конкретной работы качеств (интеллектуальных, физических, психологических). (МОГУ)


- В-третьих, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. (НАДО)

- Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, что он хочет делать то, чего делать не может, в ситуации когда это никому не нужно.

- Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

- Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

1. На какой уровень образования я могу рассчитывать? ( высшее, среднее специальное, курсы и т.п.). Так же ежегодно в учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, ярмарки профессий и другие мероприятия, направленные на знакомство с абитуриентами и привлечение их в свои учебные заведения.

2. Каким должно быть содержание профессии, что бы мне было интересно работать? Например, менеджер может быть и в магазине, и в банке, и в страховой компании и т.д., но вот содержание у каждой совершенно разное. Так и профессия учителя отличается специализацией на каком-либо предмете.

3. Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный размер минимальной заработной платы? Здесь важно не ожидать высокой зарплаты, если выучился на дворника и работаешь им! Естественно я утрирую. Необходимо запомнить. Что лучше рассчитывать на минимум и быть приятно удивленным, получив большее, чем рассчитывать на большое, и быть огорченным минимальным.

4. Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и увлечениям? Здесь все понятно – выбирая профессию, работу мы должны четко представлять о загруженности и рабочем графике, дабы не было неприятных сюрпризов и конфликтов.

5. Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично? Здесь нужно продумать, насколько близко должна быть расположена работа к вашему дому, причем продумать стоит все варианты, начиная от работы в вашем микрорайоне и заканчивая переездом в другой город или даже страну.

- А теперь предлагаю вам игру «человек-профессия». Данная игра поможет взглянуть на себя со стороны, а так же может быть полезна при выборе профессии.

Инструкция: Разделитесь на две группы. Сейчас первая группа загадает одного человека, а вторая группа должна будет угадать кто это. Единственное что известно, это то, с какой профессией ассоциируется загаданный человек по внешнему облику, привычкам и т.д.

 

- Теперь поменяемся ролями, и 1 группа будет отгадывать, а вторая загадывать.

Рефлексия

- Что вы узнали нового на сегодняшнем занятии?

- Что вы взяли на заметку, что вам пригодится или что из сегодняшнего занятия вы будете учитывать при выборе профессий?

- Явилось ли для вас наше занятие полезным?

Ну а закончить хочется стихотворением Светланы Боголюбовой

Летчик водит самолет,

На такси таксист везет,

Доктор лечит нас, людей,

Ветеринар лечит зверей,

Повар варит нам и жарит,

А актриса развлекает

Для нас и пляшет и поет,

Настроенье создает.

Модельеры и портнихи

Одевают всех нас лихо,

Дворник тоже нужен нам –

Убирает грязь и хлам.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Ведь профессий, друг мой, много,

Выбирай себе дорогу,

Всегда к знаниям стремись,

Хорошенько ты учись.

Будет жизнь твоя чудесной,

Все в ней будет интересно,

Коль работа нравится,

То душа не мается,

Каждый день она поет,

День бежит, а не идет!

Спасибо, занятие окончено!

Опубликовано


Комментарии (4)

Ия Юрьевна Цыганкова, 07.02.16 в 17:11 1Ответить Пожаловаться
Абсолютно с Вами согласна!
Юлия Мартынова, 10.02.16 в 14:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.