Классный час в 8 классе по профориентации «Моя будущая профессия»
Классный час в 8 классе по профориентации «Моя будущая профессия»
Цель – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.
Задачи:
- осознание школьниками своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.
Ход мероприятия.
1 слайд. Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.
Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее? Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути. Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
2 слайд. Какой выбор можно считать правильным?
- Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (хочу)
- Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (могу)
- Эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (надо)
Счастливое совпадение требований рынка. Возможностей и желания человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
3 слайд. Какие правила выбора профессии вы знаете?
- Необходимо изучить как можно больше профессий
- Важно изучить самого себя
- Попробовать свои силы в выбранной профессии
- Использовать свои таланты и способности в школьной жизни
- При отсутствии указанного соответствия иметь запасной вариант
- Выбрав профессию, проявлять настойчивость
4 слайд. Какие же ошибки при выборе профессии?
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
2. Бытующие мнения о престижности профессии
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
5 слайд. Тест на определение готовности к выбору профессии
Тест – опросник для определения готовности к выбору профессии
Прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да» (+), если не согласны – «нет» (-).
- Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Неважно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
- Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».
1 | 3 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | 14 | 16 | 17 | 19 | 20 | 22 | 23 |
2 | 4 | 9 | 10 | 13 | 15 | 18 | 21 | 24 | |||||
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы.
Все профессии от человека, и только три от бога – юрист, учитель и врач.
Выступление фельдшера скорой помощи Бурцевой Людмилы Васильевны
6 слайд. Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось профессии.
Памятка выбирающему профессию.
Выбор профессии сложный ответственный шаг в Вашей жизни. Удачно выбранная профессия - это удовлетворенность, возможность самосовершенствования, повышать свою квалификацию. Все это полезно обществу.
Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов.
Успех может быть тогда, когда Вы станете заинтересованным хозяином выбора.
Чтобы сделать обоснованный выбор профессии нужно:
- изучить себя и ответить на вопросы:
Какие у меня физические возможности, состояние здоровья?
Что я хочу (интересы, склонности, предпочтение)?
Что я могу (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?
Какой я (характер, особенности поведения)?
Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выясните, что привлекает Вас в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии.
Ознакомьтесь как можно с большим кругом профессий в избранном Вами направлении, выберите группу родственных профессий для углубленного изучения.
Выясните, что Вас прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.)
Сопоставьте свои возможности с требованиями по избранной Вами профессии.
Узнайте потребности Вашего села, района, области по избранной специальности.
Побеседуйте с представителями избранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться с условиями труда, выясните, какие качества личности необходимы.
Попробуйте свои силы в различных кружках по интересам.
ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты в определенные дни проводят "Открытые двери", во время которых можно получить представление о выбранной профессии.
Рекомендации подросткам при выборе профессии:
- учитывать не престижность профессии, а востребованность;
- учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;
- помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии;
- познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;
- выясните ограничения по состоянию здоровья;
- выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника.
- основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.
Рекомендации родителям:
- не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям;
- разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь;
- помните, что каждое поколение, и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать