Психологическое занятие по профориентации обучающихся 9 класса «Я и моя будущая профессия»
Пояснительная записка к презентации
Психологическое занятие
по профориентации обучающихся 9 класс
«Я и моя будущая профессия»
Цели:
1) оказание психологической поддержки обучающимся в выборе будущей профессии;
2) открытие перед обучающимися перспектив дальнейшего личностного роста;
3) помощь обучающимся в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий;
4) помощь в выборе профессии, соответствующей интересам и склонностям субъекта.
Оборудование:
1) презентация POWER POINT
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1450165424.ppt (Профориентация 9 класс);
2) опросник ДДО;
3) алфавит;
4) наглядный материал «Хочу», «Могу», «Надо».
Ход занятия
- Добрый день ребята! Сегодня мы с вами проведем психологическое занятие. Начать его я хочу со знаменитых строк:
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься?...
- Вы знаете, кто автор данных строк? Владимир Маяковский, стихотворение Кем быть?
- В мире 40000 профессий. Каждый год исчезают десятки старых и появляются сотни новых. Некоторые меняют свое название, например БАРМЕН – это бывший буфетчик, а МЕНЕДЖЕР – бывший управляющий.
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни человека. А чтобы столько времени заниматься одним делом с любовью и интересом, необходимо правильно выбрать профессию. Что бы это сделать, нужно знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Не менее важно иметь представление о существующих в мире профессиях. Поэтому сегодня я предлагаю вам провести занятие по профориентации «я и моя будущая профессия».
- А начнем мы с разминки, поиграем в игру «Алфавит». Правила просты: на каждую букву, которую я буду вам показывать вы должны называть известные вам профессии.
ИГРА
- Вот, сколько много, вы знаете профессий, но важно еще знать и их классификацию, построенную на основании каких-либо существенных признаков.
- Так Климов Евгений Александрович – отечественный психолог, специалист в области психологии труда. Создал классификацию профессий по предмету труда. Он выделил 5 предметов труда, а соответственно 5 типов профессий.
1. Человек – человек
2. Человек – природа
3. Человек – техника
4. Человек – знак
5. Человек – художественный образ
Давайте попробуем вместе с вами проанализировать, что обозначает каждый из типов и назовем профессии, которые к ним относятся.
1. Человек – человек
Предмет труда |
Содержание труда |
Требования к человеку |
Пример |
2. ЧЕЛОВЕК (Ч) |
Эффективное взаимодействие между людьми |
Терпение Требовательность Умение брать ответственность на себя Контроль эмоций
|
Врач Медсестра Учитель Воспитатель Официант Юрист Продавец Парикмахер Экскурсовод |
2. Человек – природа
Предмет труда |
Содержание труда |
Требования к человеку |
Пример |
3. ПРИРОДА (П) |
Исследование Изучение Использование природных ресурсов Уход за животными/растениями Лечение животных/растений |
Деятельностная любовь (не созидательная!) Выносливость Заботливость Терпеливость (отсроченные результаты) |
Агроном Селекционер Зоотехник Ветеринар Кинолог Растениевод Геолог Охотовед Эколог Мелиоратор |
3. Человек – техника
Предмет труда |
Содержание труда |
Требования к человеку |
Пример |
1. ТЕХНИКА (Т) |
Производство Обслуживание Проектирование |
Практический склад ума Творческие способности Точность Хорошее здоровье |
Инженер Конструктор Лётчик Машинист Водитель Электрик Строитель Автослесарь Горнорабочий Испытатель |
4. Человек – знак
Предмет труда |
Содержание труда |
Требования к человеку |
Пример |
4. ЗНАК (З) тексты формулы знаки коды графики диаграммы чертежи |
Использование устной и письменной речи Работа с документами и цифрами |
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЫШЛЕНИЮ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЮ Умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов Представлять и понимать характеристики (реальных предметов и объектов), стоящие за знаками |
Экономист Бухгалтер Лингвист Математик Программист Нотариус |
5. Человек – художественный образ
Предмет труда |
Содержание труда |
Требования к человеку |
Пример |
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х.О.) |
Создание произведений искусства Изобразительная Музыкальная Литературно-художественная Актёрско-сценическая деятельности |
Творческие способности Талант Трудолюбие |
Художник Писатель Композитор Актёр Музыкант-исполнитель |
- А теперь я предлагаю вам пройти тест, и узнать к какому типу профессий вы имеете наибольшие склонности.
- Перед вами на столах лежат бланки дифференциально-диагностического опросника. На бланке ответов укажите свою фамилию, имя, класс и дату. Внимательно прочитайте инструкцию: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? В листе ответов рядом с номером выбранного утверждения поставьте знак «+». На выполнение теста вам отводится 5 минут. При возникновении вопросов вы можете спрашивать у меня.
- Теперь подсчитайте количество баллов в бланке ответов в каждом столбце. Теперь с легкостью можно определить наиболее подходящий вам тип профессии.
- Но существуют и другие составляющие правильного выбора профессии.
- Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. (ХОЧУ)
- Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для конкретной работы качеств (интеллектуальных, физических, психологических). (МОГУ)
- В-третьих, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. (НАДО)
- Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, что он хочет делать то, чего делать не может, в ситуации когда это никому не нужно.
- Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
- Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
1. На какой уровень образования я могу рассчитывать? ( высшее, среднее специальное, курсы и т.п.). Так же ежегодно в учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, ярмарки профессий и другие мероприятия, направленные на знакомство с абитуриентами и привлечение их в свои учебные заведения.
2. Каким должно быть содержание профессии, что бы мне было интересно работать? Например, менеджер может быть и в магазине, и в банке, и в страховой компании и т.д., но вот содержание у каждой совершенно разное. Так и профессия учителя отличается специализацией на каком-либо предмете.
3. Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный размер минимальной заработной платы? Здесь важно не ожидать высокой зарплаты, если выучился на дворника и работаешь им! Естественно я утрирую. Необходимо запомнить. Что лучше рассчитывать на минимум и быть приятно удивленным, получив большее, чем рассчитывать на большое, и быть огорченным минимальным.
4. Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и увлечениям? Здесь все понятно – выбирая профессию, работу мы должны четко представлять о загруженности и рабочем графике, дабы не было неприятных сюрпризов и конфликтов.
5. Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично? Здесь нужно продумать, насколько близко должна быть расположена работа к вашему дому, причем продумать стоит все варианты, начиная от работы в вашем микрорайоне и заканчивая переездом в другой город или даже страну.
- А теперь предлагаю вам игру «человек-профессия». Данная игра поможет взглянуть на себя со стороны, а так же может быть полезна при выборе профессии.
Инструкция: Разделитесь на две группы. Сейчас первая группа загадает одного человека, а вторая группа должна будет угадать кто это. Единственное что известно, это то, с какой профессией ассоциируется загаданный человек по внешнему облику, привычкам и т.д.
- Теперь поменяемся ролями, и 1 группа будет отгадывать, а вторая загадывать.
Рефлексия
- Что вы узнали нового на сегодняшнем занятии?
- Что вы взяли на заметку, что вам пригодится или что из сегодняшнего занятия вы будете учитывать при выборе профессий?
- Явилось ли для вас наше занятие полезным?
Ну а закончить хочется стихотворением Светланы Боголюбовой
Летчик водит самолет,
На такси таксист везет,
Доктор лечит нас, людей,
Ветеринар лечит зверей,
Повар варит нам и жарит,
А актриса развлекает
Для нас и пляшет и поет,
Настроенье создает.
Модельеры и портнихи
Одевают всех нас лихо,
Дворник тоже нужен нам –
Убирает грязь и хлам.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий, друг мой, много,
Выбирай себе дорогу,
Всегда к знаниям стремись,
Хорошенько ты учись.
Будет жизнь твоя чудесной,
Все в ней будет интересно,
Коль работа нравится,
То душа не мается,
Каждый день она поет,
День бежит, а не идет!
Спасибо, занятие окончено!
Евдакименко Ольга Юрьевна
Субботина Светлана Львовна
Ия Юрьевна Цыганкова
Юлия Мартынова