12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Непокорова Валентина Николаевна22

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Светлячок» г. Вятские Поляны Кировской области















Проект

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

(в рамках дошкольного образовательного учреждения)



Разработала: Непокорова

Валентина Николаевна

учитель-логопед

I квалификационная

категория











Вятские Поляны 2019 г.

«Рука - это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант.



1.Актуальность

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т.д.

Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Тестирование показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с задержкой психического развития и вторичным дефектом недоразвитие речевых процессов имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

2. Цель проекта

- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста, используя традиционные и нетрадиционные методы пальчиковых игр.

3. Задачи проекта

- изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- подготовить методический материал,

- разработать календарно – тематический план работы,

- подготовить картотеку пальчиковых игр.

- создать педагогические условия для развития речи у детей с задержкой психического и речевого недоразвития, через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

- развивать творческое воображение.

4. Тип проекта

По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный, творческий;

По продолжительности – 9 месяцев (сентябрь - май);

По количеству детей – индивидуальные, подгрупповые;

По самостоятельности – под руководством учителя-логопеда.

5. Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.

6. Направленность развития деятельности

Комплексное (познавательно-речевое, трудовая, физическая).

7. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навык содержания учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

8. Рабочий план реализации проекта.

Нормативно-правовая и документальная база:

Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) ;

Конвенция по Правам ребёнка;

Приказ отдела образования от 17.05.2011 г. № 01/08-177 "О внедрении федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Консультативная. Научно-методическая:

- Е. Краузе «Логопедия»; Энциклопедия развития и обучения дошкольника;

- конспекты непосредственно-образовательной деятельности по развитию мелкой моторики руки;

- В.Цвынтарный «Играем и развиваем речь»;

- Е. Косинова «У солнышка в гостях»;

-календарно - тематический план по развитию мелкой моторики руки.

Система работы учителя - логопега представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня с воспитателями группы);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями: консультации и беседы.

Компьютерная презентация проекта для педагогического коллектива

Содержание работы

Прогнозируемый результат

Сроки выполнения

1.Подготовительный. Проведение диагностического исследования (первичное).

Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

Сентябрь

2.Планирующий.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми

Сентябрь - октябрь

3.Практический.

Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности

Развитие мелкой моторики рук.


Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр

В течение года

4.Результат проекта.


Проведение контрольного диагностического исследования

Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

май

В ходе работы над проектом:

Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.

Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).

Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков и психических процессов, а значит, развивает речь ребенка.

























Приложение.

Календарно-тематический план по развитию мелкой моторики в старшей группе



Сентябрь

1 – 2 неделя:Обследование детей

3 неделя: Тема «Детский сад и игрушки»

1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «В гости к пальчику большому» «Шарик».

2. «Фигурки из палочек» (качели).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо , кубик).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).

5. «Дорисуй узор»

4 неделя: Тема «Здравствуй осень. Прощание с летом»

1. Пальчиковая гимнастика «Осенняя пора»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья).

6. Дорисуй узор.

Октябрь

1 неделя: Тема «Овощи»

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор.

2 неделя: Тема «Фрукты. Труд взросмлых в саду»

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй » «Травка» «Этот пальчик»

2. «Фигурка из палочек » (корзинка для ягод).

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Грибы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Корзинка», «За грибами’

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».

5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема «Перелётные птицы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая» «скворечник» «Птенчики в гнезде»

2. Фигурки из веточек (стайки птиц)

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

4. «Узнай меня !» (соединить точки одной линией )

«Лебедь»

5. Дорисуй узор

Ноябрь

1 неделя: Каникулы

2 неделя: Тема «Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки’ «Овечки» «Собака» «Кошка» «Коза»

2. Фигурки из палочек(киска)

3. Работа с перловкой ( телёнка по контуру)

4. Работа со штампами

5. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Поздняя осень»

1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята» «Качели» «Пальчики отдыхают»

2. Фигурки из палочек (лист)

3. Пейзаж на манке

4. Бисероплетение (краски осени)

5. Дорисуй узор в зеркальном отражении

4 неделя: Тема «Одежда и обувь»

1. Пальчиковая гимнастика: «варежки, сапожки, крючки»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

7. Дорисуй узор.

Декабрь

1 неделя: Тема «Зима»

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся» «Лёд» «Мороз’

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Дорисуй узор.

2 неделя: Тема «Зимующие птицы»

1. Пальчиковая гимнастика : «Голуби» «Воробьи»

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография (зимний лес)

5. Бисероплетение.

6. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Домашние птицы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Утята» «Гусь»

2.«Петушок» «Курочка».

3. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]

4. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру ивыложить его рисом)

5. Самомассаж гранеными карандашами

6. Дорисуй узор

4 неделя: «Новогодний праздник»

1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка»

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание ( игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.

Январь

1 неделя: Каникулы

2 неделя: Тема «Зимние развлечения»

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком» «Снеговик»

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (зимний пейзаж)

4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Человек. Семья»

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья » «Кто приехал’

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра » Пианино».

6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема «Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол»

2. Фигурки из палочек

3. Работа с рисом и горохом

4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Февраль

1 неделя: Тема «Посуда и пища»

1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун» «мы посуду мыли»

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»

4. Игра с рисом ( из большой посуды в несколько мал.)

5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

6. Дорисуй узор.

2 неделя: тема «Транспорт»

1. Пальчиковая гимнастика: «Аватомобиль»

2. Фигурки из палочек

3. Игра с волчками (конкурс)

4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

4 неделя: Тема «Откуда хлеб пришёл?»

3 неделя: Тема «Защитники отечества»

1. Пальчиковая гимнастика :»Солдаты» «Бойцы-молодцы’

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

4. Конкурс «Кто больше узелков завяжет на верёвке»

5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя: Тема «Зима (обобщение)»

Март

1 неделя: Тема «Мамин праздник’

1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка, тюльпан’

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3. Плетение (бант на коробку)

4. Бисероплетение (бусы для мамы)

5. Обрывание (план)

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур

2 неделя: Тема «Наш город»

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох» «Колодец»

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с гранёными карандашами.

6. Дорисуй узор.

3 неделя: Тема «Профессии»

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры, дом на горке»

2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

4. Самомассаж с шариками.

5. Работа с трафаретами.

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края

4 неделя: Тема «Ранняя весна»

1. Пальчиковая гимнастика: «Капель, подснежник»

2. Фигурки из палочек (ручеек, проталинка)

3. Обвести рисунок по точкам (подснежник)

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края

Апрель

1 неделя: «Игрушки»

2 неделя: Тема «День космонавтики»

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета»

2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)

3. Выложить отгадки на загадки камушками ( ракета, небо)

4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

5. Работа с рисом

6. Дорисуй узор

3 неделя: Тема «Рыбы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)

4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

5. Работа с манкой (шторм)

6. Ниткография (волны)

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4 неделя: Тема «Весна»

1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей»

3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)

4. Ниткография (краски весны)

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

Май

1 неделя: Тема «День победы»

1. Пальчиковая гимнастика: «Салют», «Солдаты»

2. Фигурки из палочек (танк, флаток)

3. Ниткография (вечный огонь)

4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)

5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении

2 неделя: Тема «Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы» «паук», «Бабочка», «Сороконожка».

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Обвести рисунок по точкам (комар)

4. Логическая цепочка со штампиком.

5. Ниткография (бабочка)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3 – 4 неделя: Обследование детей

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.