Рабочая программа по коррекционному курсу «Психомоторика» для учащихся 1 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Ачитская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора Директор
по УВР ______________
_____________________ (Ю.П. Лунегов)
(Н.П. Свиридова) Приказ №_____
«__»___________2020 г. от «__»________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Психомоторика»__ для учащихся _1__ класса
на 2020 – 2021 учебный год
Рассмотрена Составитель:
на заседании ШМО Морозова В.В.
Протокол №______ (Ф.И.О. педагога)
от «__»_________2020 г.
Руководитель ШМО
____________________
(Власова С.В.)
р.п. Ачит 2019 год.
Пояснительная записка.
Программа по коррекционному курсу «Психомоторика» для учащихся 1 класса разработана с учётом психофизического развития детей. Занятия имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения.
Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития и памяти, и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи, и сенсорной сферы младших школьника. Игровая форма занятий побуждает учащихся, стимулирует детей к различным видам деятельности.
Цель: исправление особенностей психического развития, которые нуждаются в коррекции, развитии, а также связаны с развивающе-обучающей направленностью, ориентированной на формирование ряда умений и навыков
Основные задачи:
способствование коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
содействие развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
исправление недостатков общей моторики учеников, совершенствование их зрительно-двигательной координации и ориентации в пространстве;
развитие познавательных процессов младших школьников с нарушениями интеллекта;
развитие мелкой моторики пальцев рук и общей моторики;
развитие речи обучающихся;
развитие эмоционально-волевых психических процессов, формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психомоторика» для учащихся 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599);
Примерной образовательной программы по развитию психомоторике и сенсорных процессов (авторы Метиева Л.А., Удалова Э.Я. (Рецензенты их программы: В. В. Воронкова – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНО МО; В.Г.Петрова –доктор психологических наук, профессор МПГУ. Программа разработана и апробирована в процессе экспериментальной работы на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 56 г. Нижнего Новгорода с 2002 по 2005 г.;
Уставу ГКОУ СО «Ачитская школа-интернат»;
Адаптированной основной общеобразовательной программе ГКОУ СО «Ачитская школа-интернат».
Общая характеристика коррекционного курса «Психомоторика» с учётом особенностей его освоения обучающимися.
В связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер, охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную. Большинство умственно отсталых детей имеет низкий уровень внимания, памяти, мышления, недоразвитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; дети с трудом контактируют с взрослыми, не умеют общаться со сверстниками.
Особое место в жизни и деятельности ребёнка занимает игровая деятельность. Игра является одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, коррекции отклонений в психическом и личностном развитии школьников, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизических функций, успешности обучения в целом. Организованная система игр позволяет организовать плавное погружение учащихся в учебную деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет сохраняющий здоровье компонент.
Программа курса коррекционных занятий «Психомоторика»» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Программа выстраивалась с учётом возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностей детей, с учётом интересов, присущих учащимся определённого возраста. Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе.
Настоящая программа направлена на продвижение детей в общем развитии, на формирование у них положительных личностных черт, предусматривает коррекцию имеющихся недостатков, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребёнку, то есть создаёт условия для успешной социальной адаптации, в том числе развития навыков, ориентированных на сбережение собственного здоровья.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, взаимно обогащает детей, вызывает положительный эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением, положительной мотивации к учению.
Для реализации данной программы наиболее удачными являются методика организации познавательной деятельности, основанная на активных методах обучения: игротерапия, сказкотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арттерапия, песочная терапия, метод кинезиологической коррекции.
В содержательном плане программа представлена четырьмя блоками:
1. Развитие и коррекция основных познавательных процессов;
2. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
3. Кинестетическое и кинетическое развитие
4. Развитие и коррекция коммуникативной функции общения.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. При этом коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.
Организационные особенности реализации программы
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
Основной формой организации является комплексное занятие по 20-25 минут в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Игровая форма занятий побуждает учащихся, стимулирует детей к различным видам деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Занятия носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающихся к жизни в обществе. Работа проводится фронтально, дифференцированно (по подгруппам), а также индивидуально с каждым воспитанником.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Психомоторика» является курсом коррекционно-развивающей области, включён в часть формируемую участниками образовательных отношений учебного плана.
В 2019-2020 учебном году на коррекционные занятия «Психомоторика» в 1 классе по учебному плану отводится 2 часа в неделю (66 часов в год).
Требования к уровню подготовки учащихся по коррекционному курсу «Психомоторика».
Базовые учебные действия | Личностные |
Коммуникативные учебные действия: * вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель – группа); * использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; * обращаться за помощью и принимать помощь; * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; * сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; * доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; * договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия: *адекватно использовать ритуалы школьного поведения; *принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; *активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами *принимать оценку деятельности; *оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: * выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видо-родовые отношения предметов; *делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; *наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; *работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание). | Личностные учебные действия: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; *способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; * положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; *воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; *готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. |
Особенности контроля освоения программы учащимися
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Содержание коррекционного курса «Психомоторика»
Блок 1: Основные познавательные процессы.
Развитие и коррекция познавательных процессов:
Внимания
устойчивости, распределяемости, переключаемости, изобретательности, наблюдательности
Памяти
зрительной, слуховой, логической, механической, процесса узнавания
Мышления
словесно – логического: способность к обобщению, сравниванию предметов, анализу, способность к пониманию скрытого смысла метафор и пословиц; наглядно – действенного);
Восприятие целостного образа предмета, восприятие величины, формы
Развитие тактильно-двигательного восприятия
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие восприятия особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Развитие восприятия пространства
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Развитие восприятия времени
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Блок 2: Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков
пластичность и выразительность движений пальцев рук;
укрепление мышц и суставов кистей;
развитие тонких тактильных ощущений.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Блок 3 Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Блок 4:Развитие и коррекция коммуникативной функции общения
формирование навыков личностного поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми;
изучение представлений о самом себе. Отношение к самому себе.
Развитие по контрасту с напряжением.
обучению детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение – расслабление, твердость – мягкость и т.д.);
формирование навыка управлять мышцами тела: напрягать или расслаблять их по собственному желанию;
расслабление с фиксацией внимания на дыхании (дыхание в сочетании с голосом, движением).
отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движения тела.
Тематическое планирование
№ | Тематическое планирование | Объём часов | Дата | Характеристика деятельности обучающихся |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | Блок 1 Основные познавательные процессы (40 ч) 1 четверть (16 ч) Развитие внимания Развитие слухового внимания. Развитие устойчивости внимания Распределение внимания и переключение внимания. Развитие памяти Развитие зрительной памяти Развитие процесса узнавания. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления Словесно - логическое мышление. Наглядно - действенное мышление. 2 четверть (16 ч) Наглядно - образное мышление Развитие восприятия Восприятие пространства. Восприятие целостного образа предмета, восприятие величины, формы. Развитие зрительного восприятия Восприятие величины Восприятие формы Восприятие цвета 3 четверть (18 ч) Восприятие времени Восприятие особых свойств предметов Тактильно-двигательное восприятие Развитие слухового восприятия Блок 2. Кинестетическое и кинетическое развитие Кинестетическое и кинетическое развитие. Развитие мелкой моторики Развитие навыков владения письменными принадлежностями 4 четверть (16 ч) Пластичность и выразительность движений пальцев рук. Укрепление мышц и суставов кистей Тонкие тактильные ощущения Развитие координации движения руки и глаза Блок 3 Развитие и коррекция коммуникативной функции общения Развитие коммуникативной функции общения Азбука общения | 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 4 | | 1. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание) 2. Игра «слушай хлопки» 1. Формирование умений фиксировать взор на деятельности педагога. 2. Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения (от 10-15 сек. до 2-3 мин). 3. Выполнение простых подражательных действий за учителем «Делай вместе» 4. Выполнение подражательных действий со сменой вида движения «Стучим – прячем» 5. Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: - катание шариков в определённом направлении. 6. Упражнение «Что убрали», «Что изменилось» Методика "Красно- черная таблица" (1-8, 1-12), "Красно- черная таблица - зашифрованное слово". Игра "Найди пару", "Лабиринт", "Будь внимателен", «Вычеркни слово». Методика "Запомни фигуры", «Запомни предметы», «Запомни движения», «Что изменилось». Упражнения "Запомни", "Хотя и нелегко, но запомни", "Чего не хватает", «Недостающие картинки» Сравнение 2 предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также») Упражнения для профилактики и коррекции зрения Методика "Узнай фигуры". Игры "Фанты", "Чего не хватает". Методики "Повтори", "Запомни слова ", «Запомни цифры», Игры "Запомни свое место", "Испорченный телефон". Дидактическая игра «Кто и как подаёт голос» (имитация крика животных). Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики» а) логические категории Карточки "Найди самое маленькое дерево", "Покажи картинку, где один самолет летит ниже и впереди других", "Что находится справа от шкафа?", "Что посажено раньше других?"… б) способность к выделению существенных признаков предмета от несущественных. Методика "Выделение существенных признаков". Упражнение "Существенные признаки". Игры "Покажи одинаковые картинки", "Кто, где живет". в) способность к обобщению, сравнению предметов, анализу. Методика "Четвертый лишний 2". Упражнения "Сравни", "Что лишнее?", "Парные картинки". Игры "Волшебные кляксы", "Чего не хватает?", "Какого предмета не хватает в ряду?". "Методика Россолимо". Упражнение "Чего нет на рисунке?", "Календарь", "Контурные изображения". Игры "Времена года", "Помоги найти портрет", "Сделай самолет", пазлы, логический шар Методика «Разрезные картинки», Упражнения «Дополни изображение», «Незаконченные рисунки», загадки. Ориентировка на листе бумаги: выделение всех углов, вверху – внизу страницы. Упражнение «Положи верно». Положение предметов в пространстве (на, в, далеко, близко). Упражнение «Поиск в окружающем». Пространственные представления: верхний –нижний, правый – левый, дальше – ближе, вверху-внизу, выше – ниже, справа- слева, впереди- позади, вперёд –назад. Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур Понятие о величине: большой – маленький, высокий – низкий, широкий- узкий, толстый – тонкий, больше-меньше, длиннее-короче, одинаковые, равные, выше-ниже, шире-уже. Различение предметов по величине (большой — маленький) Сравнение двух предметов по ширине и толщине. Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали), конструирование предметов из геометрических фигур. Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога. Упражнения для профилактики и коррекции зрения Выбор одинаковых по величине предметов из 4-6 предметов контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу «Дай такой». Группировка различных парных предметов по величине. Использование приёма наложения предметов для их сравнения. Упражнение «Что лишнее» Сравнение двух предметов по высоте и длине Выделение формы предмета. Обозначение формы предмета словом. Выбор по образцу и инструкции «дай такой» одной формы из 4-6 предметов двух контрастных объемных форм. Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор). Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Группировка предметов разной величины согласно заданию и образцу «Разложи, какие куда подходят». Упражнение: «Что лишнее». Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего») Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, жёлтые и синие и т. д.) Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов по образцу. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зелёные и синие) и по образцу и инструкции «Дай такой». Сопоставление предметов по цвету. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) Дидактическая игра «Назови цвет предмета» Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» -утро, день, ночь; -сегодня, вчера, завтра; -медленно, быстро; -молодой, старый. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток) Упражнения на графической модели «Сутки» Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». Упражнение "Вкусовые банки" (Монтессори), "Какой вкус?" Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом. Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче). Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести Методика "Вес предмета" (Монтессори). Игра "Что больше весит?". Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает…(пушистое)» Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» Игры с сюжетной мозаикой Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений Различение речевых и музыкальных звуков Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) Игры типа «Зеркало»: копирование поз ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных), инсценирование. Упражнения с письменными принадлежностями, для удержания письменных принадлежностей. Методика "Теневой театр" (серия упражнений) (Светлова И.). Упражнения "Моя семья", "Наши ручки". "Упражнения "Чистописание", "Обведи", "Вырежи", "Нарисуй". Гимнастика для пальчиков. Нетрадиционная изодеятельность Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос Упражнения в парах (Узорова О.В.). Массаж и самомассаж пальцев и ладоней. Гимнастика для кистей. Упражнения с массажными мячами Упражнения "Холодно - тепло - горячо", "Ощущай и слепи", "Орешки", "Кусочки тканей". Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»,Игра "Узнай предмет на ощупь". Рисование предметов по опорным точкам Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях Рисование бордюров по образцу Графический диктант (зрительный и на слух) Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» Игры с крупной мозаикой. Игротерапия. Сказкотерапия. Упражнения на развитие мимических движений. Этюды на распознание различных жестов и мимических средств выражения эмоциональных состояний. Этюды на развитие выразительности жестов. Этюды на развитие умения выражать различные эмоции. Игры. Этюды и упражнения с использованием языка жестов, движений и эмоций. Игры «Что такое «Я», «Зеркальце» и др. Расслабление по контрасту с напряжением. Упражнения "Расслабление и напряжение", "Голоса природы", "Море", "Тяжесть - легкость". Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная гимнастика. Упражнения "Шум моря", "Капелька". Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: (школа, улица) |
График проведения обследования сформированности психических процессов
Месяц | Октябрь | Май |
| Психические процессы Восприятие .Зрительное. Форма. Величина. Слуховое. Внимание. Память. Мышление Мелкая моторика | Психические процессы Восприятие .Зрительное. Форма. Величина. Слуховое. Внимание. Память. Мышление Мелкая моторика |
Материально-техническое оснащение
Тетради с развивающими заданиями.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины)
Звучащие предметы для встряхивания
Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра).
Лего
Пазлы
Логический куб
Мозаика
Парные предметы двух контрастных цветов, размера, формы
Разрезные картинки, парные картинки, незаконченные рисунки
Карточки "Найди самое маленькое дерево", "Покажи картинку, где один самолет летит ниже и впереди других", "Что находится справа от шкафа?", "Что посажено раньше других?», «Четвертый лишний» и т. д.
Шнуровка «Лев»
Логическое домино
Игрушки – головоломки
Пирамидки разного размера
Мягкие игрушки
Настольные игры.
Цветные карандаши.