Рабочая программа факультативного курса «Чистописание» для учащихся 1–2 классов

1
0
Материал опубликован 16 May 2018 в группе

Рабочая программа факультативного курса

«Чистописание»

для учащихся 1-2 кл

Л.Л. Шамрай

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа-гимназия с. Алмалыбак с дошкольным мини-центром»

село Алмалыбак, Карасайский район, Алматинская область

Пояснительная записка

Программа составлена на основании:

Инструктивно-методического письма «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ», Астана 2017г

Актуальность

В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся. В наше время, когда всюду используются компьютеры, люди перестали не только общаться, но и грамотно и красиво писать. Поэтому проблема письма актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто. Письмо называют “ базовым “ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы. Согласно требованиям программы занятия по чистописанию проводятся по 6-8 минут ежедневно на уроках русского языка. Но этого не достаточно.  Основные ошибки (классификация ошибок по М.Р.Львову), которые допускают дети при письме:

1.Алфавитно-графические ошибки:

- недописывание или прибавление элементов букв,

- искажение букв.         

 (Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв).

2. Каллиграфические ошибки:

Неумение придерживаться строки

Несоблюдение наклона и размеров букв

Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)

«дрожащее письмо»

(Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях).

Если при обучении школьников чистописанию не формально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития навыков письма; если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников и т.п., то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся.

Новизна практическая значимость

Чистописанием дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.  

Новизна и практическая значимость состоит в том, что обучение осуществляется при помощи системы наиболее эффективных приемов и упражнений по формированию каллиграфических навыков, то есть внимание с содержания обучения переносится на его средства, на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются. Данная система упражнений может применяться в деятельности учителя начальной школы.

Цели и задачи

Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.

Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.

Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.

Основные методические приемы обучения навыкам письма:

Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов и предложений во время показа

Списывание с готового образца

Копировальный способ

Воображаемое письмо или письмо в воздухе

Анализ формы букв

Письмо под счет или в такт счету

Формы организации занятий.

Игры

Пальчиковые игры с предметами и без

Ниткопись

Бисерография

Зарядка

Конкурсы

Игры с песком

Занятия проводятся в индивидуальных и групповых формах.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

- правильно держать ручку при письме

- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки

-фиксировать границу и величину элементов

- запоминать конфигурацию букв

- знать и уметь выполнять разные виды штриховки

- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков

- уметь по фрагментам продолжить узор.

Методическое обеспечение программы.

Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического раздаточного материала и учебных таблиц.

Основная работа проводится в учебных пособиях на линованной и клеточной основе. При отработке навыков письма используются инструменты: (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока (фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.

ЛИТЕРАТУРА

Инструктивно-методическое письмо «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ», Астана 2017г

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2007.

Бакулина Г.О. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа, 2008, №1.

Доренская Л.И. Как хорошо уметь писать! Урок-утренник по письму. // Начальная школа, 2008, №4.

Илюхина В.А. Письмо с «Секретом» // Начальная школа, 2005, №6.

Кононыкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - Л., 1965.

Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С. Методика русского языка // Учебник пед.училищ. - М., 2006.

Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Уч. пос. 1987 г.

Луданая А.М. Универсальные прописи и работа по ним. // Начальная школа, 2007, №1.

Метонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать // Начальная школа, 2007, №7.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.// Теория и практика обучения, М., 2008.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.