Рабочая программа факультативного курса «Чистописание» для учащихся 1–2 классов
Рабочая программа факультативного курса
«Чистописание»
для учащихся 1-2 кл
Л.Л. Шамрай
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа-гимназия с. Алмалыбак с дошкольным мини-центром»
село Алмалыбак, Карасайский район, Алматинская область
Пояснительная записка
Программа составлена на основании:
Инструктивно-методического письма «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ», Астана 2017г
Актуальность
В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся. В наше время, когда всюду используются компьютеры, люди перестали не только общаться, но и грамотно и красиво писать. Поэтому проблема письма актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто. Письмо называют “ базовым “ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы. Согласно требованиям программы занятия по чистописанию проводятся по 6-8 минут ежедневно на уроках русского языка. Но этого не достаточно. Основные ошибки (классификация ошибок по М.Р.Львову), которые допускают дети при письме:
1.Алфавитно-графические ошибки:
- недописывание или прибавление элементов букв,
- искажение букв.
(Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв).
2. Каллиграфические ошибки:
Неумение придерживаться строки
Несоблюдение наклона и размеров букв
Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
«дрожащее письмо»
(Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях).
Если при обучении школьников чистописанию не формально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития навыков письма; если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников и т.п., то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся.
Новизна практическая значимость
Чистописанием дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.
Новизна и практическая значимость состоит в том, что обучение осуществляется при помощи системы наиболее эффективных приемов и упражнений по формированию каллиграфических навыков, то есть внимание с содержания обучения переносится на его средства, на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются. Данная система упражнений может применяться в деятельности учителя начальной школы.
Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
Основные методические приемы обучения навыкам письма:
Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов и предложений во время показа
Списывание с готового образца
Копировальный способ
Воображаемое письмо или письмо в воздухе
Анализ формы букв
Письмо под счет или в такт счету
Формы организации занятий.
Игры
Пальчиковые игры с предметами и без
Ниткопись
Бисерография
Зарядка
Конкурсы
Игры с песком
Занятия проводятся в индивидуальных и групповых формах.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
- правильно держать ручку при письме
- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки
-фиксировать границу и величину элементов
- запоминать конфигурацию букв
- знать и уметь выполнять разные виды штриховки
- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков
- уметь по фрагментам продолжить узор.
Методическое обеспечение программы.
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического раздаточного материала и учебных таблиц.
Основная работа проводится в учебных пособиях на линованной и клеточной основе. При отработке навыков письма используются инструменты: (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока (фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.
ЛИТЕРАТУРА
Инструктивно-методическое письмо «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ», Астана 2017г
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2007.
Бакулина Г.О. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа, 2008, №1.
Доренская Л.И. Как хорошо уметь писать! Урок-утренник по письму. // Начальная школа, 2008, №4.
Илюхина В.А. Письмо с «Секретом» // Начальная школа, 2005, №6.
Кононыкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - Л., 1965.
Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С. Методика русского языка // Учебник пед.училищ. - М., 2006.
Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Уч. пос. 1987 г.
Луданая А.М. Универсальные прописи и работа по ним. // Начальная школа, 2007, №1.
Метонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать // Начальная школа, 2007, №7.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.// Теория и практика обучения, М., 2008.