12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана132
2

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 2 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 2 класса составлена на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №237- ФЗ;

- Приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Положения о рабочей программе ГОУ ЯО «Ярославская школа - интернат № 8».

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

развивать тактильные ощущения кистей рук, расширять тактильный опыт;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать слухо – моторную координацию;

развивать словесную регуляцию действий;

развивать пространственно- двигательную координацию, обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога;

развивать общую и мелкую моторику рук;

развивать практические комбинаторно-конструктивные возможности;

развивать наглядное мышление.


Общая характеристика учебного предмета

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Курс ППД способст­вует формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Ребёнок с умеренной умственной отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним свою работу, находит и исправляет ошибки, осуществляет контроль и оценку своей деятельности.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Количество часов в неделю, отводимых на изучение курса во 2 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для IIV классов, и составляет 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов, во 2 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

Сформирован на начальном этапе интерес к обучению, труду, предметному рукотворному миру;

Сформированы на начальном этапе умения взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

В стадии формирование умения выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя;

В стадии формирования умение оценивать своё изделие с указанием достоинств и недостатков с помощью учителя;

Усвоены частично элементарные навыки предметно-практической деятельности;

Сформирован на начальном этапе опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Располагает предметы по словесной инструкции (частично по показу): сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева.

С помощью учителя ориентируется в объекте: верхний левый, верхний правый, нижний левый,

нижний правый углы; соответственно этому определяет стороны.

Показывает по называнию учителем: материалы, инструменты, приспособления, используемые при выполнении действий.

Выполняет изученные приёмы работы с бумагой, пластическими материалами, конструктором, с водой, нитками при частичной помощи учителя.

Показывает предметы, по называнию педагогом, используемые при практических действиях: большой-меленький, широкий-узкий, длинный-короткий.

Прослеживает взглядом последовательность выполнения несложных заданий.

Выполняет под контролем и с помощью учителя постройки из конструктора с опорой на схему.



Называет стороны и указывает (с частичной помощью учителя) положения объектов: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева.

Ориентируется в сторонах объекта(с частичной помощью учителя) верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определяет стороны;

Уметь, частично с помощью учителя, называть операции, материалы, инструменты, приспособления, используемые при выполнении действий.

Выполняет изученные приёмы работы с бумагой, пластическими материалами, с водой, нитками по словесной инструкции.

Дифференцирует понятия (при выполнении заданий): большой-меленький, широкий-узкий, длинный-короткий.

Рассказывает по вопросам учителя о последовательности выполнения несложных заданий.

Выполняет, с частичной помощью учителя, постройки из конструктора с опорой на схему.



Содержание коррекционного курса

Предметно-практические действия – 18 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1 классе. (2 ч)

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости:

открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);

отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);

застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);

зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка», шнуровальный планшет);

заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);

надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепкии т.д.);

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами.

Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предметных действий:

продолжать обучению выделять каждый палец на руке и называть его. Упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков;

обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук;

стимуляция мышечной активности. Упражнения с карандашом (ребристый карандаш разных диаметров);

обучение захватыванию мелких и сыпучих материалов указательным типом хватания;

заверни – разверни. Учить заворачивать предметы в бумагу, фольгу, ткань. Разворачивать предметы не разрывая обёртку: конфеты, шоколад, предметы, завёрнутые в бумагу, фольгу, ткань;

выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, ложки. Игры «Повар», «Аквариум».

обучение, на реальных объектах, понятий надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать с использованием кукол большого размера и кукольной одежды.

Пространственно- двигательная координация:

учить ориентироваться в схеме тела человека;

располагать предметы по отношению к себе и обозначать словами: спереди, сзади, с одной стороны, с другой стороны;

по отношению к другому объекту;

выполнять подражательные действия со сменой вида движения.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

определение причины явления, когда она хорошо видна: не задвигается ящик стола (найти предмет, который мешает);

устранение источника опасности на пути (отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.);

Действия с предметами разного цвета, формы, величины:

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой»: одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8 – 12 предметов всех указанных форм.

Формировать умение действовать с предметами разной величины. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, обозначая размер словами) по образцу и инструкции «Дай такой».

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине.

Конструирование – 9 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретенных в 1 классе (1 ч).

Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструктивной деятельности.

Вводить элементы наглядного моделирования на основе сопоставления частей предметов с их предметными и графическими заместителями и сопоставления частей предметных конструкций и графических моделей (схем) между собой.

Учить анализировать образец постройки и её графическую модель, выделять в ней основные функциональные части, определять их назначение.

Выполнять постройки в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера, расположения.

Формировать умение анализировать объект, выделять в нём основные части и детали, их составляющие; определять их размеры, форму, пространственные соотношения частей, определять их назначение.

Ознакомить детей с новыми деталями конструктора (цилиндр).

Закреплять умение отбирать нужные для постройки детали в соответствии с предметным и графическим образцом.

Учить детей сооружать постройки с перекрытиями с использованием поэтапной графической модели в заданной последовательности, делать постройку прочной.

Формировать умение выделять в реальных предметах их функциональные части и определять их пространственное расположение относительно друг друга (внизу, вверху, впереди и т.д).

Постройки: «Мебель. Стол, стул, кроватка», «Горка», «Грузовая машина», «Домик».

Складывание из счетных палочек (спичек и других материа­лов) различных фигур по показу, с наложением на образец и словесной инструк­ции: дерево, елочка, кормушка.

Складывание картинок из 4-6 кубиков, с опорой на целостный образ.

Складывание по подражанию и по образцу разрезных кар­тинок из 3- 4 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 час­тей, разрезанных по горизонтали и вертикали.

Работа с мозаикой – 5 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1 классе. (1ч)

Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Дети должны уметь правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Выкладывание предметов по образцу, по словесной инструкции «Ромашка», «Ёлочка и грибок», «Чередующийся ряд» (три цвета), изделие по замыслу.

Работа с пластическими материалами – 10 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1 классе. (3 ч.)

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Отщипывание и размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо.

Раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами).

Обучение приемам действий с пластичес­кими материалами:

Вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами.

Вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами.

Прищипывание пластилина двумя пальцами.

Примазывание (промазывание) пластилина при соединении деталей.

Отработка навыков действия с пластилином.

Анализ и оценка качества своей работы с помощью учителя.

Работа с бумагой и фольгой – 10 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1 классе (3 ч).

Правила работы с бумагой и фольгой. Организация рабочего места. Инструменты.

Сминание материала двумя руками, одной рукой, пальцами.

Разрывание материала двумя руками, пальцами.

Приёмы сгибания бумаги прямоугольной формы.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Приёмы резания бумаги (заготовки): разрез по короткой вертикальной линии; разрезание по короткой наклонной линии;

Практические действия с бумагой и ножницами (под руководством учителя). Форма бумаги: прямоугольная, квадратная, треугольная:

Складывание квадрата из прямоугольного листа, отрезание остатка бумаги учителем.

Сгибание квадрата с угла на угол.

Складывание треугольника из квадратного листа, разрез бумаги по сгибу.

Сгибание треугольника пополам.

Надрез ножницами по прямой короткой вертикальной линии после предварительной разметки учителем.

Надрез по короткой наклонной линии после предварительной разметки учителем.

Разрез по прямой длинной линии.

Графические упражнения: соедини по линиям, точкам, пользуясь линейкой.

Скругление углов прямоугольных и квадратных деталей. Графические упражнения: обведи по изогнутым линиям; скругли углы карандашом «на глаз».

Разрез по незначительно изогнутой линии (дуге).

Графические упражнения: проведи карандашом по изогнутым линиям. Обведение шаблонов. Вырезание листиков разного цвета, составление орнаментов в полосе.

Анализ и оценка качества своей работы с помощью учителя.

Работа с нитками и тканью – 5 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1 классе (1 ч)

Правила работы с нитками. Организация рабочего места. Инструменты.

Свойства ниток: толщина, цвет, проч­ность; разрывание тонких, непрочных ниток; разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток.

Приёмы работы:

наматывание ниток на картонные заготовки;

связывание ниток и завязывание бантиком, петлёй;

витьё шнура из толстых цветных ниток; завязывание узелков на концах шнура.

Инструменты для работы: иглы, напёрсток.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

Правильный захват инструментов, пользование напёрстком.

Шитьё по проколам приёмом «игла вверх- вниз» по намеченным линиям.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

Анализ и оценка качества своей работы с помощью учителя.


Работа с природными материалами – 5 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1 классе (1 ч)

Сбор природного материала.

Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Выполнение несложных объёмных изделий;

Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

Поделки:

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна или мелких листьев.

Изготовление по образцу пингвина из шишки, пластилина и крылатки клёна.



Тематическое планирование

п/п


Название раздела

Кол-во часов

на изучение раздела

1.


Предметно-практические действия

18

2.


Конструирование

9

3.


Работа с мозаикой.

5

4.


Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин).

10

5.


Работа с бумагой и фольгой.

10

6.


Работа с нитками и тканью.

5

7.

Работа с природными материалами.


5

8.

Повторение материала, пройденного в течении года.

7



ИТОГО:

68



Материально-техническое обеспечение

Основная и дополнительная литература:

Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд.VIIIвида. – 2-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010. – 103с

Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в специальных дошкольных учреждениях. – Журнал «Дефектология», № 3, 2003.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с

ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.

Дидактический и наглядный материалы:

Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.

Ремизова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2004. – («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып.9)

Оборудование и приборы:

Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.

Деревянный конструктор цветной «Томик» (42 – 50 деталей), либо набор цветной деревянный «Развитие».

Материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой, нитками, природными и пластическими материалами.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

Наборы из 4-6 кубиков, любой тематики.

Сыпучие материалы: горох, фасоль, крупы и пр.

Половник, воронка, таз с водой, ёмкости с узким горлышком.

Мячи пластмассовые, небольших размеров, ёмкости.

Фартук, нарукавники.

Дидактическая игра «Цвет, величина, форма», «Логические блоки Дьенеша»

13. Куклы, одежда.

Природные материалы.

Шнуровки из серии «Путаница», наборы геометрических фигур.

Детский пластмассовый технический конструктор с использованием гаек и болтов, пирамидки, игрушки попрыгунчики, прищепки.

Наборы из 4-6 кубиков любой тематики.

Наборы разрезных картинок, любой тематики.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Содержание

Оборудование

Предметно-практические действия – 18 ч.

1.


Повторение.

Развитие координации движений кисти и пальцев рук. Игровые упражнения, освоенные в 1 классе.

Бизиборды разной наполняемости.


2.


Повторение.

Пространственно-двигательная координация.

Игровые упражнения, освоенные в 1 классе.

Бизиборды разной наполняемости.


3.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Продолжать обучение выделять каждый палец на руке и называть его.

Упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорока-белобока», «Братья-ленивцы», «Гребешок», «Ниточка-клубочек», «Пальчики кивают».

Бизиборды разной наполняемости.


4.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук.

Игры: «Бутон», «Воздушный шарик» со словесным сопровождением. По Е. Железновой «Цветок», «В гнёздышке», «Ракушки», «В лесу».


Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Музыкальные развивалочки Е. Железновой «Новые пальчиковые песенки-игры».


5.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Стимуляция мышечной активности. Упражнения с карандашом (ребристый карандаш разных диаметров). Игры «Волшебный карандаш», «Мостик», «Зонтик», «Умелый карандаш».

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Ребристые карандаши разных диаметров.

6.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Обучение захватыванию мелких и сыпучих материалов указательным типом хватания.

Игры «Угости белочку орешками», «Выложи дорожку из круп».

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Крупы.

7.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Обучение выполнению специфических действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.

Игры «Игрушка волчок» без ограничения и с ограничением пространства, «Закрутим гайку», «Развесим бельё».


Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Детский пластмассовый технический конструктор с использованием гаек и болтов, пирамидки, игрушки попрыгунчики, прищепки.

8.


Заверни – разверни.

Учить заворачивать предметы в бумагу, фольгу, ткань. Разворачивать предметы не разрывая обёртку: конфеты, шоколад, предметы, завёрнутые в бумагу, фольгу, ткань.

Бумага, фольга, ткань, конфеты, шоколад. Всевозможные предметы для заворачивания.

9.


Действия с водой.

Формировать умение выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, ложки. Игры «Повар», «Аквариум».

Чашки, ложки, таз с водой, ёмкости, фартук, нарукавники. Набор «Поймай рыбку».

10.


Пространственно- двигательная координация.


Учить ориентироваться в схеме тела человека.

Располагать предметы по отношению к себе и обозначать словами: спереди, сзади, с одной стороны, с другой стороны (слева-справа).

Предметы окружающей обстановки.

11.


Пространственно- двигательная координация.


Располагать предметы по отношению к другому объекту

(Дидактическая игра «Право и лево»).

Игра «Разложи мячи» (левая и правая ёмкости с заданным цветом).

Выполнение подражательных действий со сменой вида движения.

(Игровые упражнения: Е. Железнова)

Мячи пластмассовые, небольших размеров, ёмкости.

Музыкальные развивалочки Е.Железновой «Весёлая логоритмика».

12.


Предметы - орудия.

Использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко.

Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Использование несложных предметов как орудий: самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда.

Различные предметы, ёмкости с разным объёмом входного отверстия.

13.


Предметы - орудия.

Моделирование ситуации.

Определение причины явления, когда она хорошо видна: не задвигается ящик стола (найти предмет, который мешает).

Устранение источника опасности на пути (отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул на пути и др.).

Ситуативные предметы.

14.


Действия с предметами разного цвета, формы, величины.


Выбор по образцу и инструкции «Дай такой»: одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8 – 12 предметов всех указанных форм.

Наборы деревянных конструкторов.


15.


Действия с предметами разного цвета, формы, величины.


Формировать умение действовать с предметами разной величины. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, обозначая размер словами) по образцу и инструкции «Дай такой».

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине.


Наборы деревянных конструкторов.

Предметы разной величины.

16-18.


Действия с предметами одежды.

Обучение на реальных объектах, понятий надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать с использованием кукол большого размера и кукольной одежды: игры «Одень-раздень куклу».

Куклы, одежда.

Конструирование – 9 ч.

1.


Повторение. Мебель. Стол, стул, кроватка.

Закрепить знание объёмных фигур и их геометрических заместителей.

Закреплять умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали

Выполнять постройки в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера, расположения.

Наборы деревянного конструктора.

Детали: кубики, кирпичики. Графические модели стола, стула, кроватки. Маленькие игрушки – куколки.

2.


Горка.

Учить анализировать образец постройки и её графическую модель, выделять в ней основные функциональные части (лесенку, площадку, спуск), определять их назначение.

Выполнять постройку в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера, расположения.

Наборы деревянного конструктора.

Образец конструкции – горка. Полная графическая модель. Поэлементные графические модели, соответствующий набор конструктивных деталей: 6 брусков, 3 кирпичика, большая треугольная призма. Игрушки.

3.


Грузовой автомобиль.

Учить создавать из строительных деталей простейшую модель реального объекта – грузовую машину – в соответствии с поэтапной графической моделью. Формировать умение выделять в реальных предметах их функциональные части и определять их пространственное расположение относительно друг друга (внизу, вверху, впереди и т.д).

Познакомить детей с новыми деталями конструктора – цилиндром.

Наборы деревянного конструктора.

Образец конструкции – грузовая машина. Полная графическая модель. Поэлементные графические модели, соответствующий набор конструктивных деталей: 2 цилиндра, длинный кирпичик, кубик, брусок. Игрушки.

4.


Домик.

Формировать обобщённые представления о домах.

Учить детей сооружать постройки с перекрытиями с использованием поэтапной графической модели в заданной последовательности, делать постройку прочной.

Формировать умение выделять в реальных предметах их функциональные части (стены, пол, крышу, окно, дверь), определять их пространственное расположение относительно друг друга (внизу, вверху, впереди и т.д.)

Закреплять умение отбирать нужные для постройки детали в соответствии с предметным и графическим образцом.

Презентация «Дома бывают разные».

Наборы деревянного конструктора.

Образец постройки. Полная графическая модель. Поэтапные графические модели, набор конструктивных деталей: 3 кубика, 4 кирпичика, 1 большая треугольная призма. Мелкие игрушки.

5.


Счётные палочки.

Складывание из счетных палочек различных фигур с наложением на образец, по показу, образцу и словесной инструк­ции: дерево, елочка, кормушка.

Наборы счётных палочек.

6.


Кубики.

Складывание картинок из 4-6 кубиков, с опорой на целостный образ.

Учить рассматривать картинку, подбирать кубики с нужными изображениями с примеркой, с наложением на образец.

Наборы из 4-6 кубиков, любой тематики.

7.


Кубики.

Складывание картинок из 4-6 кубиков, с опорой на целостный образ.

Учить рассматривать картинку, подбирать кубики с нужными изображениями с примеркой, с наложением на образец.

Наборы из 4-6 кубиков, любой тематики.

8.


Разрезные картинки.

Складывание по подражанию и по образцу разрезных кар­тинок из 3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 час­тей, разрезанных по горизонтали и вертикали.

Наборы разрезных картинок любой тематики.

9.


Разрезные картинки.

Складывание по подражанию и по образцу разрезных кар­тинок из 3-4 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 час­тей, разрезанных по горизонтали и вертикали.

Наборы разрезных картинок любой тематики.

Работа с мозаикой-5 ч.

1.


Повторение.

Закрепить навыки обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий (желтый- зелёный) и т.д.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


2.


Ромашка.

Учить отбирать детали заданного цвета и количества.

Учить ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание по показу, по рисунку образцу предмета с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


3.


Елочка и грибок.

Учить отбирать детали заданного цвета и количества.

Учить ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание по показу, по рисунку образцу предмета с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


4.


Мозаика. «Выкладывание чередующихся рядов».

Закреплять умение отбирать детали заданного цвета и количества.

Закреплять умение ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание «чередующегося ряда» из 3 элементов: красный – синий -зелёный – красный-синий-зелёный (желтый- зелёный-синй) и т.д.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


5.


Мозаика. Конструирование по замыслу.

Формировать умение использовать полученные знания в создании задуманного предмета. Создание композиции по желанию.


Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Работа с пластическими материалами -10 ч.

1.


Повторение. Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Скатывание столбиков. Выкладывание по образцу рельефов букв и цифр.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

2.


Повторение. Аппликация из пластилина «Яблоко».

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Отщипывание и размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

3.


Повторение. Поделка «Лягушка-квакушка».

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами).

Лепка по графической схеме, по образцу.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

4.


Лепка моркови.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Скатывание столбиков. Вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами.

Лепка моркови по графической схеме, по образцу.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

5-6.


Лепка свёклы, груши.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Скатывание шара. Вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами.

Лепка по графической схеме, по образцу, полусопряжённо.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

7-8.


Лепка утёнка, цыплёнка.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Скатывание шара, сплющивание. Прищипывание пластилина двумя пальцами.

Примазывание (промазывание) пластилина при соединении деталей.

Лепка по графической схеме, по образцу, полусопряжённо.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

9-10.


Лепка щенка, котёнка.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами).

Лепка по графической схеме, по образцу.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы.

Работа с бумагой и фольгой -10 ч.

1.


Повторение. Изготовление книжечки.

Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность. Различение бумаги по толщине. Инструмент для работы с бумагой: гладилка. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Складывание бумаги по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Захват инструмента.

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

Бумага, гладилка.

2.


Повторение. Приёмы складывания бумаги.

Расположение листа на столе (ориентировка в пространстве стола).

Сгибание прямоугольного листа пополам: нижняя сторона прямоугольника прикладывается к верхней стороне так, чтобы они совпали, проглаживание сгиба.

Разгибание и разглаживание листа по линии сгиба.

Сгибание нижнего края листа к отмеченной на листе линии.

Сгибание половины листа пополам, боковых сторон к отмеченным линиям.

Сгибание к среднему сгибу левого и правого углов.

Сгибание сторон прямоугольника к среднему сгибу.

Листы бумаги.

3.


Повторение. Практические упражнения (работа с бумагой и ножницами).

Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Приёмы резания бумаги (заготовки): разрез по короткой вертикальной линии; разрезание по короткой наклонной линии.

Бумага, ножницы, карандаш, гладилка.


4.


Действия с бумагой и ножницами.

Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Форма бумаги: прямоугольная, квадратная, треугольная.

Складывание квадрата из прямоугольного листа, отрезание остатка бумаги учителем.

Сгибание квадрата с угла на угол.

Практическая работа «Рыбка», выполнение по образцу, полусопряжённо, по графической схеме.

Бумага, ножницы, гладилка.

5.


Действия с бумагой и ножницами.

Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Складывание треугольника из квадратного листа, разрез бумаги по сгибу.

Сгибание треугольника пополам.

Практическая работа «Ёлочка из треугольников разной величины».

Бумага, ножницы, гладилка.

6.


Действия с бумагой и ножницами.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Надрез ножницами по прямой короткой вертикальной линии после предварительной разметки учителем.

Техника надреза: лезвия ножниц разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй их до конца, чтобы не было надрывов.

Поделка «Фонарик»: надрезать три полоски разного цвета, размеченных по шаблону. Из полученных заготовок сделать игрушку, по показу, по графической схеме.

Бумага, ножницы.

7.


Действия с бумагой и ножницами.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Надрез по короткой наклонной линии после предварительной разметки учителем. Поделка «Флажок»: надрезать три полоски разного цвета, размеченных по шаблону. Из полученных заготовок сделать флажки, по показу, по графической схеме.

Бумага, ножницы.

8.


Действия с бумагой и ножницами.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Разрез по прямой длинной линии. Графические упражнения: соедини по линиям, точкам, пользуясь линейкой. Нарежь полоски.

Техника разреза: ножницы разведи; режь средней частью лезвий, но не соединяй до конца. Разрез выполняй снизу вверх.

Составление орнамента из разноцветных полосок.

Бумага, ножницы, карандаш, линейка, клей, кисть.

9.


Действия с бумагой и ножницами.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Скругление углов прямоугольников и квадратов «на глаз», графические упражнения: обведи по изогнутым линиям, скругли углы карандашом «на глаз».

Приёмы резания ножницами по кривым линиям, захват инструмента, синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами- режет, левая- подаёт, поворачивай заготовку на себя.

Бумага, ножницы, карандаш, клей, кисть.

10.


Действия с бумагой и ножницами.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Разрез по незначительно изогнутой линии (дуге).

Графические упражнения: проведи карандашом по изогнутым линиям. Обведение шаблонов. Вырезание листиков разного цвета, составление орнаментов в полосе.

Бумага, ножницы, карандаш, клей, кисть.

Работа с нитками и тканью – 5 ч.

1.


Повторение. Работа с нитками.

Правила работы с нитками. Организация рабочего места. Инструменты.

Свойства ниток: толщина, цвет, проч­ность, разрывание тонких, непрочных ниток, разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток.

Наматывание ниток на картонные заготовки.

Нитки.

2.


Работа с нитками.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Витьё шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлёй.

Синхронность работы руками, пространственная ориентировка при движении, последовательность и плотность витья и завязывания узелков.

Толстые цветные нитки.

3.


Работа с нитками.

Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл), напёрсток. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

Правильная хватка инструментов, пользование напёрстком.

Ножницы, иглы, напёрсток.

4.


Работа с нитками.

Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Приёмы вдевания нитки в иголку и закрепление нитки повторением двух- трёх стежков на одном месте. Шитьё по проколам приёмом «игла вверх- вниз» по намеченным линиям.

Ножницы, иглы, напёрсток, заготовки с проколами.

5.








Работа с нитками.

Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Приёмы вдевания нитки в иголку и закрепление нитки повторением двух- трёх стежков на одном месте.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

Ножницы, иглы, напёрсток, заготовки с проколами.

Работа с природными материалами – 5 ч.

1.


Работа с природными материалами.

Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Сбор природного материала.


2.


Работа с природными материалами.

Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Раскладывание листьев и цветов между листами бумаги, остальных материалов в коробки для просушки.

Коробки, альбомы.

3.


Работа с природными материалами.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев.

Пластилин, природный материал.

4.


Работа с природными материалами.

Бабочка.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна или мелких листьев.

Пластилин, природный материал.

5.


Работа с природными материалами.

Пингвин

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

Изготовление по образцу пингвина из пластилина и крылаток клёна и шишки.

Пластилин, природный материал.

Повторение-7 ч.

1.


Предметно-практические действия.

Игры на координацию движений кисти и пальцев рук.

Игры на пространственно-двигательную координацию.

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Музыкальные развивалочки Е. Железновой «Весёлая логоритмика», «Новые пальчиковые песенки-игры».

2.


Конструирование по замыслу.

Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках.

Продолжать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине.

Поощрять стремление к конструктивной деятельности: создание конструкций, соответствующих назначению соответствующего предмета, соответствие постройки замыслу.

Учить оформлять свой замысел вербально.

Наборы деревянного конструктора.

3.


Мозаика. Выкладывание предмета по образцу.

Закреплять навыки правильного обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

4.


Работа с бумагой. Практические работы.

Закреплять навыки работы с материалами: сминание, скатывание, разрывание, приёмы сгибания бумаги разной формы: прямоугольная, квадратная, треугольная, приёмы резания.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Цветная бумага, ножницы, гладилка.

5.


Работа с пластилином. Практическая работа.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Закреплять навыки работы с материалом: разрезание, разминание, отщипывание и размазывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, примазывание.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

6-7


Работа с нитками и тканью.


Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Закрепление навыка разрывания, разрезания, наматывания в клубок и на картонку ниток.

Инструменты для работы: иглы, напёрсток.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку.

Правильный захват инструментов, пользование напёрстком.

Шитьё по проколам приёмом «игла вверх- вниз» по намеченным линиям. Вышивание по готовым проколам.

Заготовки картона с проколами, ножницы, иглы, наперсток.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.