12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана132
1

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 4 класса составлена на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №237- ФЗ;

- Приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Положения о рабочей программе ГОУ ЯО «Ярославская школа - интернат № 8».

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

развивать тактильные ощущения кистей рук и расширять тактильный опыт;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать слухо – моторную координацию;

формировать словесную регуляцию действий;

развивать пространственно- двигательную координацию;

развивать общую и мелкую моторику рук;

формировать практические комбинаторно-конструктивные возможности;

развитие наглядного мышления.

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Курс ППД способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Ребёнок с умеренной умственной отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним свою работу, находит и исправляет ошибки, осуществляет контроль и оценку своей деятельности.


Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время. Количество часов в неделю, отводимых на изучение курса в 4 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для IIV классов, и составляет 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов, в 4 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

Сформировано положительное отношение к обучению, труду, предметному рукотворному миру.

Частично развита активность и самостоятельность, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности.

Частично сформировано умение работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану).

Сформировано на начальном этапе умение выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя.

Сформировано на начальном этапе умение оценивать своё изделие с указанием достоинств и недостатков с помощью учителя.

Сформированы навыки самообслуживания и личной гигиены.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

умеет выполнять по показу и словесной инструкции задания;

с помощью учителя работает с новыми материалами – тестом, фольгой;

самостоятельно подбирает материалы и инструменты для работы с опорой на образец;

умеет выполнять изученные приёмы работы с бумагой, пластическими материалами, с водой, нитками по словесной инструкции.

знает и называет инструменты, используемые при работе с бумагой, фольгой, тестом, нитками, конструктором.

находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения.


Умеет выполнять задания по словесной инструкции и самостоятельно;

освоил приёмы работы с новыми материалами – тестом, фольгой;

с помощью учителя составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;

придерживается плана при выполнении работы;

выполняет подробный анализ своего изделия по наводящим вопросам;

Находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения.


Содержание коррекционного курса

Предметно-практические действия – 13 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-3 классах (1 ч)

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости:

открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);

отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);

застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);

зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка»);

заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);

надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепки и т.д.);

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:

Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предметных действий:

тренировка активных движений рук, кистей, пальцев. Игры из сборника С.Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»: «Десять зайцев», «Пять поросят», «Я хочу построить дом»;

сверни-разверни. Сворачивание бумаги трубочкой «подзорная труба», сворачивание пакетика «кулёчка», засыпание в «кулёчик» сыпучих материалов: семечки, горох и др., рукой «из кулака», ложкой, стаканом.

обучение, на реальных объектах, понятий надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать: «Оденься сам».

Пространственно- двигательная координация:

продолжать учить ориентироваться в схеме тела человека;

выполнять подражательные действия со сменой вида движения. Упражнения направлены на согласованность движений друг с другом, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу, чёткое ритмичное выполнение: Е. Железнова «Погремушки», «Покачай-передай», «Как котята», «Игра с мишкой», «Шапочка», «Лютики-ромашки», «Соседи», «По кругу мы шагаем», «Хорошо играем».

выполнение действий с водой с использованием различных предметов и ёмкостей: налить воду в чайник – из-под крана, регулируя напор воды, ковшом, налить из чайника воду в чашки, стаканы. Перенос сосудов с водой с

одного места на другое. Полив комнатных растений из леечки, чашки, бутылки.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

ситуация «Как достать лежащий на шкафу предмет?» Что нужно? (стул, стремянка, палка);

ситуация «Достать предмет из сосуда (банки). Что нужно? (палка, ложка, вилка).

Действия с предметами разного цвета, формы, величины:

развивать умение соотносить предметы по цвету и форме с опорой на карточку-образец

(развивающая игра «Разноцветная цепочка»).

Конструирование. Работа с металлическим конструктором – 10 ч.

Ознакомление с набором «Школьник», «Металлический конструктор».

Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.

Инструменты: ключ, отвертка.

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой.

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10. Разборка изделий.

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырёх-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Приёмы работы: подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединений деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

Кубики, разрезные картинки, пазлы.


Работа с мозаикой – 4 ч.

Правила обращения с стандартной пластмассовой и магнитной мозаикой.

Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета.

Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) – 13 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-3 классах (4 ч)

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).

Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.

Размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо.

Отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами), вдавливание.

Вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами.

Вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами.

Прищипывание пластилина двумя пальцами.

Примазывание (промазывание) пластилина при соединении деталей.

Работа с тестом – 9 ч.

Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.

Рецепты теста для детского творчества

Для простых фигурок (200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды).

Для филигранной обработки (200 г муки, 200 г соли, 100г, картофельного крахмала, 150 мл воды.

Для грубых фигурок (200 г муки, 400 г соли, 125 мл воды).

Свойства соленого теста:

из прохладного теста лепить лучше, оно хорошо держит форму и не плывет;

не будет липнуть к рукам, если использовать во время работы муку;

части и детали изделия склеиваются при помощи воды;

узоры и линии на тесте лучше не нацарапывать, а вдавливать;

слишком тонко раскатанное тесто рвется, а слишком толстое выглядит грубо.

Инструменты и материалы для работы с тестом:

для разделывания теста – доски, стеки, скалки;

для украшения изделий – ракушки, семена, плоды, сухие травы, бусинки и т.д.;

для окрашивания теста и готовых изделий – краски акварельные, гуашевые, пищевые красители.

Приёмы работы с тестом:

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней, скалкой;

приёмы вдавливания;

приёмы прищипывания, отщипывания маленького кусочка теста;

работать на ограниченном пространстве.

Работа с бумагой и фольгой – 11 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1- 3 классах (2 ч).

Правила работы с бумагой. Организация рабочего места.

Приёмы работы: сминание, разглаживание, разрывание, сгибание, складывание.

Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Приёмы резания бумаги.

Работа с фольгой – 9ч

Практическое знакомство с фольгой (презентация).

Свойства, качества, возможности фольги. (пластичная, непрозрачная, хорошо держит форму и т.п.)

Приёмы работы с фольгой:

разрывание;

сминание;

скручивание в жгут;

скатывание;

скрепление частей;

вырезание;

нанесение на шнур или проволоку;

тиснение (можно отпечатать предмет, например, монетку на фольге, фольга лежит на мягкой поверхности);

скульптурная лепка или моделирование (объемные поделки из фольги) игрушки делаются точно также, как из пластилина - сначала раскатываются отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок, которые затем соединяют вместе, образуя нужную поделку.

Работа с нитками и тканью – 6 ч.

Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-3 классах (1 ч)

Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей, как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску.

Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями и их назначение: ножницы, иглы, напёрсток, булавки.

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата.

Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

Назначение ручных стежков, их виды. Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями с подкладыванием палочки.

Работа с природными материалами – 4 ч.

Сбор природного материала.

Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Поделки: «Лесные человечки», «Парусник».

Тематическое планирование


п/п


Название раздела

Количество часов

на изучение раздела

1.

Предметно-практические действия

13

2.

Конструирование

10

3.

Работа с мозаикой.

4

4.


Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин).

13

5.

Работа с бумагой и фольгой.

11

6.

Работа с нитками и тканью.

6

7.

Работа с природными материалами.

4

8.

Повторение материала, пройденного в течении года.

7


ИТОГО:

68

Материально-техническое обеспечение

Основная и дополнительная литература:

Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 3-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014. – 103с

Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в специальных дошкольных учреждениях. – Журнал «Дефектология», № 3, 2003.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с

ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.

Дидактический и наглядный материалы:

Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32с.

Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.

Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112с.

Оборудование и приборы:

Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.

Наборы «Школьник», «Металлический конструктор».

Материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой, фольгой, нитками, природными и пластическими материалами.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Мягкая магнитная мозаика.

Настольные развивающие игры: «Цвет, форма, размер», «Логические таблицы», «Подбери по цвету и форме».

Ложка, вилка, тарелка, чашка и др. предметы, полотенце, зубная щётка, мыло, расчёска.

Рулоны фольги.

Природные материалы.

Шнуровки из серии «Путаница», наборы геометрических фигур, шнуровальные планшеты.

Наборы из 8-10 кубиков любой тематики.

Наборы разрезных картинок по теме: «Времена года» .

Счётные палочки.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Содержание

Оборудование

Предметно – практические действия – 13 ч.

1.


Повторение.

Развитие координации движений кисти и пальцев рук. Пространственно-двигательная координация. Игровые упражнения, освоенные в 1- 3 классах.

Бизиборды разной наполняемости.

2.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Тренировка активных движений рук, кистей, пальцев. Игры из сборника С.Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»: «Десять зайцев», «Пять поросят», «Я хочу построить дом».

Бизиборды разной наполняемости.

Музыкальные развивалочки Е. Железновой. «Новые пальчиковые песенки-игры».

3-4


Сверни-разверни.

Сворачивание бумаги трубочкой «подзорная труба», сворачивание пакетика «кулёчка», насыпание в «кулёчик» сыпучих материалов: семечки, горох и др., рукой «из кулака», ложкой, стаканом.


Бумага, сыпучие материалы- крупы, ложка, стакан.

5-7


Надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать.

Отработка навыков на реальных объектах. Надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать: «Оденься сам».


Одежда детей.

8-9


Пространственно- двигательная координация.


Выполнение подражательных действий со сменой вида движения. Упражнения направлены на согласованность движений друг с другом, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу, чёткое ритмичное выполнение: Е. Железнова «Погремушки», «Покачай-передай», «Как котята», «Игра с мишкой», «Шапочка», «Лютики-ромашки», «Соседи», «По кругу мы шагаем», «Хорошо играем».

Музыкальные развивалочки Е. Железновой «Весёлая логоритмика», «Топ-топ».

10


Предметы - орудия. Действия с водой.

Выполнять действия с водой с использованием различных предметов и ёмкостей: налить воду в чайник – из-под крана, регулируя напор воды, ковшом, налить из чайника воду в чашки, стаканы. Перенос сосудов с водой с одного места на другое.

Фартук, нарукавники. Чашки, стаканы, ковш, чайник.

11


Предметы - орудия. Действия с водой.

Полив комнатных растений из леечки, чашки, бутылки;

Фартук, нарукавники. Детские леечки с длинным носиком, чашки, пластмассовые бутылки.

12



Предметы - орудия.

Смоделировать ситуацию.

Ситуация «Как достать лежащий на шкафу предмет?» Что нужно? (стул, стремянка, палка);

Ситуация «Достать предмет из сосуда (банки)». Что нужно? (палка, ложка, вилка).


Стул, стремянка, палка, ложка, вилка.

13


Действия с предметами разного цвета, формы, величины.


Развивать умение соотносить предметы по цвету, величине и форме с опорой на карточку образец; игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт цепочку»

Развивающая игра «Разноцветная цепочка».


Конструирование – 11 ч.

1.


Работа с металлическим конструктором.

Ознакомление с набором «Школьник», «Металлический конструктор».

Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.

Инструменты: ключ, отвертка.


Наборы конструкторов.

2.


Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок.


Подбор планок по счету отверстий. Соединение деталей винтом и гайкой.

Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами.

Правильная хватка инструментов.

Наборы конструкторов.

3-4.


Сборка по образцу квадрата, прямоугольника. Составление из двух собранных плоских фигур более сложных (домик, машина).


Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 5.

Подбор планочек по счету отверстий.

Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками.

Правильная хватка инструмента. Разборка собранных изделий. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Наборы конструкторов.

5-6


Сборка по образцу лопатки.

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки.

Подбор планок по счету отверстий, соединение деталей винтами и гайками.

Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами.

Правила хватки инструментов. Разборка собранного изделия. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Наборы конструкторов.

7-8


Сборка по образцу лесенки.

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок.

Подбор планок по счету отверстий, установка скоб, соединение деталей винтами и гайками.

Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами.

Правильная хватка инструментов. Разборка собранного изделия. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Наборы конструкторов.

9-10


Кубики.

Складывание картинок из 8-10 (12) кубиков, с опорой на целостный образ.

Учить рассматривать картинку, подбирать кубики с нужными изображениями.

Наборы из 8-10 (12) кубиков, любой тематики.

11.


Разрезные картинки, пазлы.

Складывание по подражанию и по образцу разрезных кар­тинок, пазлов.

Наборы разрезных картинок, любой тематики. Пазл.


Работа с пластическими материалами - 13 ч.

1.


Повторение. Практические упражнения.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Закрепление приёмов работы:

-разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера);

-разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами;

-размазывание пластилина, прищипывание, примазывание.

Пластилин, подкладная доска, тряпочка.

2.


Повторение. Практические упражнения.

Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.

Закрепление приёмов работы:

-отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами), вдавливание;

- вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами;

- вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами.


Пластилин, подкладная доска, тряпочка.

3.


Тема: «Замесили тесто мы».

Ознакомление детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. Обогащение пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Приёмы работы с тестом: разминание, отщипывание, сплющивание.

Мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка.


4-5


Тема: «Разноцветное тесто».

Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Познакомить детей с способами окрашивания теста. Приёмы работы с тестом: приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней, скалкой.

Мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, краски (гуашь, пищевой краситель, кисточки).

6-7


Тема: «Фрукты».


Закреплять умение лепить из целого куска, учитывать в работе свойства теста: не держать долго в руках, тесто становится мягким и из него трудно лепить, использовать в работе стек.

1.Д/игра «Загадки – отгадки». Задание: найти отгадку (макет), обследовать и слепить.

2.Планирование этапов работы. Сначала необходимо создать круглую форму, а из неё слепить фрукт, применяя знакомые приёмы.

3.Выставка работ. Анализ: сравнить с макетом.

4.Разрисовать гуашью.

5.Использовать в сюжетных играх в самостоятельной деятельности.

Макеты фруктов, не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.


8-9


Тема: «Овощи».


Продолжать знакомить с новым материалом – тестом, его свойствами. Учить лепить овощи из теста, наносить узор «тычками», стеками, разрисовывать гуашью.

Рассматривание макетов овощей.

Объяснение этапов работы. Самостоятельная деятельность.

Рассмотреть поделки. В каких из них дети добились наибольшего сходства, выразительности.

Разрисовать поделки после просушки.

Использовать в сюжетных играх в самостоятельной деятельности.


Макеты овощей, не цветное тесто, клеёнки, стеки, гуашь, кисть.

10-11


Тема: «Корзинка с фруктами».


Отрабатывать разные приёмы лепки, умение делить тесто на равные части, умение пользоваться стеком. Этапы работы: лепить корзинку из одинаковых колбасок, склеивая их водой. Сплести косичку для ручки. Украсить корзинку фруктами. Нанести узор стеком или украсить, используя дополнительные материалы. Раскрасить краской после высыхания.

Тесто, клеёнки, стеки, макеты фруктов, вода, кисть, гуашь.


12-13


Тема: «Сердечко».


Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания, сплющивания, вдавливания. Развивать воображение: украшать сувенир по своему желанию разными семенами, зёрнами и т.д. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

Вступительная беседа об истории сувениров, рассмотреть образец.

Планирование работы.

Выставка работ. Поощрять за индивидуальность, неповторимость в украшении работ.

Использовать, как подарок близкому человеку.


Цветное тесто, клеёнки, стеки, природный материал для украшения, баночка с водой, кисточка.

Работа с бумагой и фольгой – 11 ч.

1.


Повторение.

Правила работы с бумагой. Организация рабочего места.

Приёмы работы: сминание, разглаживание, разрывание, сгибание, складывание.

Бумага.

2.


Повторение.

Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.

Приёмы резания бумаги

Бумага, ножницы.

3.


Что надо знать о фольге.

Практическое знакомство с фольгой.

Свойства, качества, возможности фольги. (пластичная, непрозрачная, хорошо держит форму и т.п.)

Виды фольги:

Аллюминиевая/дюралевая

Медная

Титановая

Оловянная (станиоль)

Виды работ с фольгой:

-металлопластика;

-чеканка;

-плетение (FOILART).

Презентация.

4.


Работа с фольгой.

Разрывание, сминание, разглаживание.

Фольга от конфет.

5-6.


Работа с фольгой. Аппликация.

Гриб, яблоко.

Скручивание в жгут.

Техника выполнения:

Берем полоску длинной 20-25 см, шириной 5-6 см.

Из полоски фольги скатывается колбаска, перекручивается по всей длине (получается длинный жгутик).

Из этого жгутика изгибается контурное изображение предмета (гриб, яблоко), накладывается на картон и заполняется тонким слоем пластилина (от контура к середине), украшается бисером, пайетками.

Рулон фольги. Ножницы. Заготовки полосок. Картон. Пластилин. Материал для украшения.

7.


Приёмы работы с фольгой. Шарик на ёлку.

Скатывание.

Техника выполнения:

Шарик изготавливается двумя способами:прокатываем фольгу между ладонями - придавая ей нужную округлую
форму.

Второй способ: у кусочка фольги несколько раз завернем края к центру, не сильно прижимая их. Для придания округлости, снова несколько раз прокатаем деталь между ладонями и осторожно придавим пальцами оставшиеся неровности.

Шарики могут быть мягкие и твердые, это зависит от силы скатывания. Шарик прокалывается иголкой с ниткой и связывают концы узелком. Шарик для елки готов.

Фольга, нитки, иголка.

8.


Приёмы работы с фольгой. Аппликация «Орнамент из геометрических фигур».

Вырезание. Техника выполнения:

Берем плотный лист фольги, накладываем поверх него шаблон геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник) и обводим, с нажимом шариковой ручкой. Убираем бумагу и вырезаем из фольги по контуру геометрическую фигуру. Из фигурок создаем задуманную композицию.

Фольга, ручка, картон, клей.

9.


Приёмы работы с фольгой.

Нанесение на шнур или проволоку.

Техника выполнения:

Берем полоски фольги шириной 1,5-2 см. Тщательно разровнять проволоку и разгладить фольгу.

Сделать несколько плотных витков, крепко приживая их пальцами.

Когда фольга перестанет скользить вокруг проволоки, можно пальцами одной руки вращать проволоку, а другой – направлять полоску фольги (Аналогично можно намотать на шнур или бумажный шпагат).

Слабые учащиеся выполняют по заделу.

Фольга, алюминиевая проволока.

10


Приёмы работы с фольгой.

Тиснение.

Техника выполнения:

на готовую форму из картона намазывается пластилин толщиной примерно 1-2 мм, затем форма оборачивается фольгой.

Сверху вдавливается рисунок (принцип печати). Работы декорируются бусинами, бисером, стеклярусом и т.д.

Фольга, пластилин, картон, предметы-печатки.

11


Приёмы работы с фольгой.

Поделка «Паучок».

Скульптурная лепка или моделирование (объемные поделки из фольги).

Техника выполнения: игрушки делаются точно также, как из пластилина - сначала раскатываются отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок, которые затем соединяют вместе, образуя нужную поделку.

Паучок.

Этапы работы:

Разрезать фольгу на полоски шириной 7–10 см и длиной 10–15 см.

Взять 2 полоски, скрутить из них два шарика: большой и маленький. Учитывайте, что для подготовки маленького шарика от изначальной фольгированной полосы придется отрезать треть длины.

Соединить шарики при помощи зубочистки.

Сделать лапки. Их должно быть восемь. Для этого скрутить четыре полоски в колбаску - жгут, а после перекрутить в центре. Получится подобие снежинки.

Теперь прикрепить вертушку на нижнюю часть паука (зубочисткой). Расправить суставы у лапок, согнуть ступни.

Фольга, заготовки полосок для слабых учеников, ножницы, линейка, ручка, зубочистки.

Работа с нитками и тканью – 6 ч.


1.


Повторение.

Правила работы с нитками. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Завязывание узелка на конце нити. Шитье по проколам с закреплением нити.

Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоски картона с проколами.

2.


Ткани.

Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей, как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску.

Лицевые и изнаночные стороны тканей. Инструменты, применяемые при работе с тканями и их назначение: ножницы, иглы, напёрсток, булавки.

Презентация.

3-4.


Работа с тканью.

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата. Составление выкройки по заданным размерам. Раскрой материала по выкройке: расположение выкройки на ткани, крепление булавками, точность резания. Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

Бумага, карандаш, линейка, картон, ножницы. Различные сорта тканей.

5.


Ручные стежки.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Назначение ручных стежков, их виды. Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку. Выполнение смёточного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под неё по одной клетке бумаги. Завязывание узелка и закрепление нити. Точность и аккуратность стежка.

Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, полоска бумаги в клетку.

6.


Работа с тканью. Пришивание пуговиц.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями - повторение приёмов шитья (игла вверх- вниз). Завязывание узелка. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Последовательность и правильность выполнения операций, пространственная ориентировка в изделии, соблюдение пропорций и размеров.

Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, пуговицы с двумя отверстиями.

Работа с мозаикой – 4 ч.

1-2.


Конструирование по замыслу.

Закрепить навыки обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета. Правила обращения с магнитной мозаикой.Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски.

3.


Мозаика.

Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору.

4.


Мозаика.

Отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Картинка по выбору. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору.

Работа с природными материалами – 4 ч.

1.


Работа с природными материалами.

Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Сбор природного материала.


2.


Работа с природными материалами.

Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Раскладывание листьев и цветов между листами бумаги, остальных материалов в коробки для просушки.

Коробки, альбомы.

3.


Работа с природными материалами. Поделка «Лесные человечки».

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Техника выполнения:

Приклеить грецкий орех к основанию продолговатой шишки.

Глазки, носик вылепить из пластилина, улыбчивый ротик нарисовать фломастером.

Из пёстрой ленточки смастерить стильные шарфики.

Из коротких обрезков вязальных ниток сделать волосы, приклеить сухие листья-крылышки. Очаровательные человечки готовы.

Материалы для работы: шишки, грецкие орехи, сухие осенние листья.

4.


Работа с природными материалами. «Парусник».

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Техника выполнения:

Лист овальной формы разрезать пополам – одна из половинок потребуется для изображения корпуса корабля.

Подобрать три листа для парусов: два потребуется для изображения парусов, крепящихся к основной мачте, а один нужно разрезать пополам, чтобы получился кливер.

Из красного листа вырезать деталь флажка.

Флажок, паруса и корпус наклеить на лист картона и положить под пресс.

Подобрать черешки для изображения мачты и канатов и наклеить их в нужные места.

Сухие листья, черешки листьев или тонкие ветви, ножницы, цветной картон, клей ПВА, кисть, клеёнка, тряпочка.

Повторение -7 ч.

1


Предметно-практические действия.

Работа в Рабочей тетради дошкольника «Я познаю мир». О.В. Дыбиной. Дидактические игры.


Рабочие тетради.

2.


Конструирование. Практические упражнения.

Закрепить знание деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки.

Инструменты: ключ, отвертка.

Соединение деталей винтом и гайкой.

Завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами.

Правильная хватка инструментов.

Наборы конструкторов.

3.


Мозаика. Выкладывание предмета по образцу.

Закрепить навыки работы с мягкой магнитной мозаикой и стандартной пластмассовой.

Собирание предметов по образцу-картинке.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. Дети работают с мозаикой по выбору.

4.


Работа с фольгой. Практические работы.

Повторить приёмы работы с фольгой:

-разрывание, сминание, скручивание в жгут, скатывание, вырезание, нанесение на шнур или проволоку.

Изготовление цветка на стебле, с использованием приёмов вырезания (полоски фольги), скатывания (цветок),

нанесение на проволоку (стебель), соединение деталей.

Рулон фольги, ножницы, проволока.

5.


Работа с тестом. Практическая работа.

Замешивание теста, разноцветное тесто.

Приёмы работы с тестом: разминание, отщипывание, сплющивание, приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладонью, скалкой. Свойства соленого теста:

- из прохладного теста лепить лучше, оно хорошо держит форму и не плывет;

- не будет липнуть к рукам, если использовать во время работы муку;

- части и детали изделия склеиваются при помощи воды;

- узоры и линии на тесте лучше не нацарапывать, а вдавливать;

- слишком тонко раскатанное тесто рвется, а слишком толстое выглядит грубо.

Инструменты и материалы для работы с тестом:

- для разделывания теста – доски, стеки, скалки;

- для украшения изделий – ракушки, семена, плоды, сухие травы, бусинки и т.д.;

- для окрашивания теста и готовых изделий – краски акварельные, гуашевые, пищевые красители.

Мука, соль, вода, стаканчики – 3 шт., тара для замешивания теста, клеёнка, краски (гуашь, пищевой краситель, кисточки), скалка.

6.


Работа с нитками и тканью.

Применение и назначение тканей в жизни людей. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме прямоугольника. Раскрой материала по выкройке: расположение выкройки на ткани, крепление булавками, точность резания. Рассматривание коллекции тканей.

Бумага, карандаш, линейка, картон, ножницы. Коллекция тканей.

7.


Работа с природными материалами «Пингвин».

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клёна и пластилина.

Шишки ели, крылатки клёна, пластилин, подкладочная доска, тряпочка.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.