ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 3 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №237- ФЗ;
- Приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положения о рабочей программе ГОУ ЯО «Ярославская школа - интернат № 8».
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
развивать тактильные ощущения кистей рук и расширять тактильный опыт;
развивать зрительно – моторную координацию;
развивать слухо – моторную координацию;
формировать словесную регуляцию действий;
развивать пространственно- двигательную координацию;
развивать общую и мелкую моторику рук;
формировать практические комбинаторно-конструктивные возможности;
развивать наглядное мышление.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Курс ППД способствует формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Ребёнок с умеренной умственной отсталостью учится проводить элементарный анализ образца, сравнивает с ним свою работу, находит и исправляет ошибки, осуществляет контроль и оценку своей деятельности.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» в учебном плане является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение курса в 3 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I–IV классов, и составляет 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для I-IV классов, в 3 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
Сформирован частично интерес к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
Сформировано частично умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
Сформировано на начальном этапе умение выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя;
Сформировано на начальном этапе умение оценивать своё изделие с указанием достоинств и недостатков с помощью учителя.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
умеет работать с предметами разной формы, разного цвета, разной величины; владеет навыками самообслуживания (одеться раздеться с частичной помощью); умеет с помощью учителя выполнять по показу задания; умеет выполнять изученные приёмы работы с бумагой, пластическими материалами, с водой, нитками по показу; находит по называнию предметы –орудия, необходимые при работе с бумагой, пластилином, нитками, конструктором. умеет выполнять по подражанию упражнения для пальцев рук; подбирает несложные предметы-орудия при разрешении наглядных ситуаций с помощью взрослого.
| умеет выполнять более сложные подражательные движения; владеет навыками самообслуживания (одеться – раздеться самостоятельно); выполняет по показу и самостоятельно задания;
умеет выполнять изученные приёмы работы с бумагой, пластическими материалами, с водой, нитками по словесной инструкции. знает и называет инструменты, используемые при работе с бумагой, пластилином, нитками, конструктором. выполняет по словесной инструкции (под музыкальное сопровождение) упражнения для пальцев рук; подбирает несложные предметы-орудия при разрешении наглядных ситуаций самостоятельно (допустимо с помощью проб и примерок). |
Содержание коррекционного курса
Предметно-практические действия – 13 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-2 классах (1 ч)
Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.
открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);
отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);
застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);
зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка»);
заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);
надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепкии т.д.);
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предметных действий:
тренировка активных движений рук, кистей, пальцев. Игры из сборника С.Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»: «Рыбки», «Улитка», «Пять утят», «Десять лягушат»;
обучение согласованным действиям обеих рук, чередованию позиций ладоней рук: «Кулак-ладонь-ребро», «Камень-ножницы-бумага», «Дождик»;
совершенствование специфических ручных действий. Упражнения на шнуровальном планшете: продёргивание шнурка через отверстия (в каждое, через одно, через два, через три) в горизонтальном и вертикальном направлении;
намотай – размотай. Игры- соревнования «Рыбак» (деревянные макеты двух рыбок, с привязанными верёвками). Наматывается верёвка на палки, которые держат за концы обеими руками. Наматывается – на себя, разматывается – от себя). Игра «Гонки» (тоже с машинками).
обучение на реальных объектах, понятий надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать: «Одень друга», «Оденься сам»;
выполнять действия с водой с использованием различных предметов и ёмкостей: переливание с использованием половника, воронки;
открывание-закрывание водопроводных кранов: регулирование напора воды и температурного режима;
Пространственно- двигательная координация:
продолжать учить ориентироваться в схеме тела человека;
выполнять подражательные действия со сменой вида движения.
Упражнения направлены на согласованность движений друг с другом, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу, чёткое ритмичное выполнение: «Дом, который построил Джек», «Сороконожка», «Башмачок».
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
использование ключа для открывания замка на двери класса, шкафа, ящика стола;
открывание задвижек, щеколд на дверцах шкафов, ручек на дверях.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины:
развивать умение соотносить предметы по цвету, величине и форме (дидактическая игра «Цвет, величина, форма», учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», шнуровки из серии «Путаница», наборы геометрических фигур).
Конструирование – 9 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретенных во 2 классе (1 ч).
Продолжать знакомить детей с новыми деталями, их свойствами: разные по форме и величине призмы, бруски, цилиндры и др.
Продолжать развивать умение моделировать реальные предметы и воспроизводить их в форме простейших наглядных моделей из строительных деталей геометрической формы.
Учить выделять в постройке её функциональные части, понимать зависимость между назначением предмета и его строением.
Продолжать совершенствовать технические навыки: точно соединять детали, сооружать устойчивые конструкции. Развивать координированные движения рук под контролем зрения, точность пространственных ориентировок, саморегуляцию движений.
Развивать умение идентифицировать графическую и конструктивную модели, выделять в них части, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.п.), из каких деталей выполнена постройка, делать её прочной.
Познакомить детей с прямоугольными проекциями – вид сверху, вид спереди. Учить «читать» чертежи конструкции, представленные в трёх прямоугольных проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху), соотносить между собой три проекционных изображения, узнавать одни и те же детали в разном проекционном изображении.
Постройки: «Грузовая машина», «Грузовой автомобиль», «Машина с прицепом», «Мост», «Мост для машин».
Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, с наложением на образец и словесной инструкции. Дидактическая игра «Сложи из палочек».
Работа с мозаикой – 5 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-2 классах (1 ч).
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Выкладывание узоров по замыслу.
Обучение работе с мягкой магнитной мозаикой: различные геометрические формы, 10-11 цветов, мелкие детали, различной тематической направленности.
Собирание предметов по образцу-картинке: сердечки, цветы.
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) – 11 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-2 классах (4 ч)
Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места.
Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).
Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.
Размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо.
Отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами), вдавливание.
Вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами.
Вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами.
Прищипывание пластилина двумя пальцами.
Примазывание (промазывание) пластилина при соединении деталей.
Обучение приемам действий с пластическими материалами:
Лепка из пластилина многодетальных фигурок животных: использование всех изученных приёмов лепки, соединения деталей, по схемам для контроля.
Работа с бумагой и фольгой – 12 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1- 2 классах (4 ч).
Правила работы с бумагой. Организация рабочего места. Инструменты.
Приёмы сгибания бумаги прямоугольной формы.
Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы.
Приёмы резания бумаги (заготовки): разрез по короткой вертикальной линии; разрезание по короткой наклонной линии.
Форма бумаги: прямоугольная, квадратная, треугольная.
Складывание квадрата из прямоугольного листа, отрезание остатка бумаги учителем.
Сгибание квадрата с угла на угол.
Складывание треугольника из квадратного листа, разрез бумаги по сгибу.
Сгибание треугольника пополам.
Надрез ножницами по прямой короткой вертикальной линии после предварительной разметки учителем.
Надрез по короткой наклонной линии после предварительной разметки учителем. Разрез по прямой длинной линии.
Графические упражнения: соедини по линиям, точкам, пользуясь линейкой.
Скругление углов прямоугольных и квадратных деталей.
Приёмы резания ножницами по кривым линиям:
- вырезание круга, обведённого по шаблону, трафарету;
- вырезание овала, обведённого по шаблону, трафарету;
- симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам;
- симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам с нанесением орнамента по шаблону, трафарету;
- симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам (рисунок предмета обводится по шаблону);
Работа с нитками и тканью – 6 ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-2 классах (1 ч).
Правила работы с нитками. Организация рабочего места. Инструменты.
Свойства тканей, свойства ниток: толщина, цвет, прочность; разрывание тонких, непрочных ниток; разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток.
Наматывание различных по структуре материалов на предметы.
Инструменты для работы с нитками: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Правила безопасной работы.
Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Завязывание узелка на конце нити.
Закрепление нити в конце работы, повторением 2-3 стежков на одном месте.
Шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона.
Вышивание контуров предметов, обведённых по шаблону (трафарету). Сильные учащиеся наносят проколы самостоятельно. Вышивание в два приема: прошить способом «игла вверх – вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания. Закрашивание контура.
Работа с природными материалами – 5ч.
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1- 2 классах (1 ч).
Сбор природного материала.
Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.
Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами.
Поделки: «Русалка», «Лисёнок».
Тематическое планирование
№ п/п
| Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела |
1. | Предметно-практические действия | 13 |
2. | Конструирование | 9 |
3. | Работа с мозаикой. | 5 |
4. | Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин). | 11 |
5. | Работа с бумагой и фольгой. | 12 |
6. | Работа с нитками и тканью. | 6 |
7. | Работа с природными материалами. | 5 |
9. | Повторение материала, пройденного в течении года. | 7 |
| ИТОГО: | 68
|
Материально-техническое обеспечение
Основная и дополнительная литература:
Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 2-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2018. – 103
Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в специальных дошкольных учреждениях. – Журнал «Дефектология», № 3, 2003.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с
ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.
Дидактический и наглядный материалы:
Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 2класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 3-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112с.
Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2004. – («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып.9.)
Оборудование и приборы:
Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.
2. Деревянный конструктор цветной «Томик» (42 – 50 деталей), либо набор цветной деревянный «Развитие».
3. Материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой, нитками, природными и пластическими материалами.
4. Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
5. Мягкая магнитная мозаика.
6. Чайник, ковш, чашки, стаканы, ложка, вилка, леечка для полива цветов, бутылки.
7. Деревянные макеты двух рыбок, с привязанными верёвками, то же с машинками.
8. Фартук, нарукавники.
9. Дидактическая игра «Разноцветная цепочка».
10. Природные материалы.
11. Шнуровки из серии «Путаница», наборы геометрических фигур, шнуровальные планшеты.
12. Стул, стремянка.
13. Наборы из 6-8 кубиков любой тематики
14. Трафареты, шаблоны.
15. Наборы плоскостных геометрических фигур.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Оборудование |
Предметно – практические действия – 13 ч. |
1. |
| Повторение. | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. Пространственно-двигательная координация. Игровые упражнения, освоенные во 2 классе. | Бизиборды. |
2. |
| Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Тренировка активных движений рук, кистей, пальцев. Игры из сборника С.Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»: «Рыбки», «Улитка», «Пять утят», «Десять лягушат». | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Музыкальные развивалочки Е. Железновой «Новые пальчиковые песенки-игры». |
3 |
| Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Обучение согласованным действиям обеих рук, чередованию позиций ладоней рук: «Кулак-ладонь-ребро», «Камень-ножницы-бумага», «Дождик». | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. |
4. |
| Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Совершенствование специфических ручных действий. Упражнения на шнуровочном планшете: продёргивание шнурка через отверстия (в каждое, через одно, через два, через три) в горизонтальном и вертикальном направлении. | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Шнуровка. |
5. |
| Намотай – размотай. | Игры- соревнования «Рыбак» (деревянные макеты двух рыбок с привязанными верёвками). Наматывается верёвка на палки, которые держат за концы обеими руками. Наматывается – на себя, разматывается – от себя). Игра «Гонки» (тоже с машинками).
| Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Материал для игр. |
6-7. |
| Надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать. | Обучение на реальных объектах, понятий надеть-снять, застегнуть-расстегнуть, расшнуровать- зашнуровать: «Одень друга», «Оденься сам». | Одежда детей. |
8. |
| Действия с водой. | Выполнять действия с водой с использованием различных предметов и ёмкостей: переливание с использованием половника, воронки. | Фартук, нарукавники. Ёмкости для воды, половник, воронки. |
9. |
| Действия с водой. | Открывание-закрывание водопроводных кранов: регулирование напора воды и температурного режима. | Фартук, нарукавники. |
10. |
| Пространственно- двигательная координация.
| Выполнение подражательных действий со сменой вида движения. Упражнения направлены на согласованность движений друг с другом, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу, чёткое ритмичное выполнение: «Дом, который построил Джек», «Сороконожка», «Башмачок». | Подборка игр. |
11. |
| Предметы - орудия. | Использование ключа для открывания замка на двери класса, шкафа, ящика стола. Открывание задвижек, щеколд на дверцах шкафов, ручек на дверях. | Игрушки-сортеры «Подбери ключи». |
12 |
| Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
| Развивать умение соотносить предметы по цвету, величине и форме. Дидактическая игра «Цвет, величина, форма», учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» - сравнение по величине. | Дидактическая игра «Цвет, величина, форма», «Логические блоки Дьенеша»
|
13. |
| Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
| Развивать умение соотносить предметы по цвету, величине и форме. Шнуровки из серии «Путаница», наборы геометрических фигур: - выбрать нужную геометрическую фигуру по показу, памяти, словесной инструкции; - выбрать все геометрические предметы только одного цвета или размера; - выбрать только один из видов геометрических фигур определённого цвета или размера; - игра «Четвёртый лишний». Убрать лишнюю геометрическую фигуру и объяснить причину выбора. | Шнуровки из серии «Путаница», наборы геометрических фигур.
|
Конструирование – 9 ч. |
1. |
| Повторение. Грузовая машина. | Закрепить знание объёмных фигур и их геометрических заместителей. Закреплять умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали Выполнять постройки в соответствии с поэтапной графической моделью, определять состав конструктивных деталей, особенности их формы, размера, расположения. | Наборы деревянного конструктора. Образец конструкции – грузовая машина. Полная графическая модель. Поэлементные графические модели, соответствующий набор конструктивных деталей: 2 цилиндра, длинный кирпичик, кубик, брусок. Игрушки. |
2. |
| Грузовой автомобиль.
| Развивать умение идентифицировать графическую и предметную модели, выделять в них части, определять пространственное расположение частей, выбирать, из каких деталей выполнить постройку. Познакомить с прямоугольной проекцией – вид сверху, которая даёт возможность, получить дополнительную информацию об объекте. | Наборы конструктивных деталей. Конструкция грузовой машины. Графические модели грузовой машины – вид сбоку, вид сверху: демонстрационные и раздаточные. |
3. |
| Машина с прицепом.
| Продолжать учить обследованию графической модели, развивать способность к целостному её восприятию, узнаванию объекта, изображенного с помощью схемы. Обучать строить знакомую конструкцию по графической модели (вид сбоку), соотносить элементы графической модели с частями предмета; узнавать модель, изображающую конструкцию сверху. Познакомить с новой проекцией – вид спереди. | Наборы конструктивных деталей. Демонстрационный материал: постройка грузовой машины с прицепом, схема машины в трёх разных проекциях – вид сбоку, сверху, спереди. Раздаточный материал: графические модели трёх прямоугольных проекций грузовой машины с прицепом, набор конструктивных деталей. |
4. |
| Мост. | Формировать представление о назначении и строении мостов, умение называть их части: мостовое перекрытие (или пролёт), скаты, опоры. Закреплять умение рассматривать и анализировать образец. Учить строить конструкцию по трем прямоугольным проекциям. | Демонстрационный материал: картины с изображением мостов, постройка конструкции моста, схема моста в трёх разных проекциях – вид сбоку, сверху, спереди. Раздаточный материал: графические модели трёх прямоугольных проекций моста, набор конструктивных деталей, игрушка- машинка на каждого ребёнка. |
5. |
| Мост для машин. | Закреплять представления о назначении и строении мостов. Закреплять умение возводить постройку по схеме в трёх проекциях. Обучать находить способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции в соответствии с заданными условиями – перестроить мост так, чтобы под ним могла свободно проехать машинка. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи, поощрять подобные проявления. | Демонстрационный материал: картины с изображением мостов, постройка конструкции моста, схема моста в трёх разных проекциях – вид сбоку, сверху, спереди. Раздаточный материал: графические модели трёх прямоугольных проекций моста, набор конструктивных деталей, по две игрушки- машинки на каждого ребёнка. |
6. |
| Счётные палочки. | Складывание из счетных палочек различных фигур с наложением на образец, по показу, образцу и словесной инструкции | Дидактическая игра «Сложи из палочек». |
7. |
| Кубики. | Складывание картинок из 6-8 кубиков, с опорой на целостный образ. Учить рассматривать картинку, подбирать кубики с нужными изображениями. | Наборы из 6-8 кубиков, любой тематики. |
8. |
| Конструирование из плоскостных геометрических фигур. | Выкладывание по подражанию и по печатному образцу фигурок животных. | Наборы плоскостных геометрических фигур. Карточки с фигурками животных. |
9. |
| Конструирование из плоскостных геометрических фигур. | Выкладывание по подражанию и по печатному образцу видов транспорта. | Наборы плоскостных геометрических фигур. Карточки с изображением видов транспорта. |
Работа с мозаикой – 5 ч. |
1. |
| Повторение. Конструирование по замыслу. | Закрепить навыки обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Уметь использовать полученные знания в создании задуманного предмета. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
|
2-3 |
| Мозаика. | Знакомство с новым видом мозаики. Обучение работе с мягкой магнитной мозаикой: различные геометрические формы, 10-11 цветов, мелкие детали. Выкладывание чередующихся рядов.
| Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. |
4 |
| Мозаика «Сердечко» | Учить отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. |
5 |
| Мозаика «Цветы». | Учить отбирать детали заданного цвета, формы и количества. Собирание предмета по образцу-картинке. Слабые учащиеся выполняют работу вместе с учителем. | Набор мягкой магнитной мозаики, магнитные доски. |
Работа с пластическими материалами - 11 ч. |
1. |
| Повторение. Лепка по образцу «Цветущие деревья». | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами. Скатывание столбиков. Выполнение по рисунку-образцу и словесной инструкции. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки- образцы. |
2. |
| Повторение. Аппликация из пластилина «Парусник». | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Отщипывание и размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность, по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. |
3. |
| Повторение. Кукольная посуда. | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами), вдавливание. Вытягивание одного конца столбика между ладоней, пальцами. Выполнение по рисунку-образцу и словесной инструкции. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки образцы. |
4. |
| Повторение. «Мишка». | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Вытягивание боковины шара между ладонями, пальцами. Прищипывание пластилина двумя пальцами. Примазывание (промазывание) пластилина при соединении деталей. Выполнение по рисунку-образцу и словесной инструкции. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки - образцы. |
5-6. |
| Фигура человека «Девочка Маша». | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами. Раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами). Лепка по графической схеме, по образцу. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки - образцы. |
7-9. |
| Композиция к сказке «Колобок». | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Использование изученных приёмов лепки. Выполнение работы по рисункам – образцам. Поэтапное выполнение: лепка колобка, лепка пенька, лепка ёлочки, лепка лисы. Оформление композиции. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Рисунки – образцы. |
10-11. |
| Чашка конической формы. | Правила работы с пластическими материалами. Организация рабочего места. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Лепка по графической схеме, по образцу. | Пластилин, подкладная доска, тряпочка. Схемы для контроля. |
Работа с бумагой и фольгой – 12 ч. |
1. |
| Повторение. Практические упражнения. | Правила работы с бумагой. Организация рабочего места. Инструменты. Приёмы сгибания бумаги прямоугольной формы. «Пароходик» складывается из бумаги. | Бумага, ножницы, карандаш, гладилка.
|
2. |
| Действия с бумагой и ножницами. | Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы. Приёмы резания бумаги (заготовки): разрез по короткой вертикальной линии; разрезание по короткой наклонной линии. Надрез ножницами по прямой короткой вертикальной линии после предварительной разметки учителем. Надрез по короткой наклонной линии после предварительной разметки учителем. Разрез по прямой длинной линии. Скругление углов прямоугольных и квадратных деталей. | Бумага, ножницы. |
3. |
| Действия с бумагой и ножницами. | Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы. Форма бумаги: прямоугольная, квадратная, треугольная. Складывание квадрата из прямоугольного листа, отрезание остатка бумаги учителем. Сгибание квадрата с угла на угол. Складывание треугольника из квадратного листа, разрез бумаги по сгибу. Сгибание треугольника пополам. | Бумага, ножницы. |
4. |
| Графические упражнения. | Графические упражнения: соедини по линиям, точкам, пользуясь линейкой. Обведение шаблонов. | Карандаш, линейка, шаблоны. |
5-6. |
| Действия с бумагой и ножницами. | Графические упражнения: обведи карандашом круг по линиям и точкам. Обведи круг по шаблону. Вырезание по совершенной кривой (кругу). Техника разреза: раскрой лезвие ножниц; режь серединой лезвий, не смыкая их до кона; одновременно поворачивай бумагу на себя. Аппликация «Снеговик». | Бумага, шаблоны, ножницы, карандаш, линейка, клей, кисть. |
7-8. |
| Действия с бумагой и ножницами. | Графические упражнения: обведи карандашом овал по линиям и точкам. Обведи овал по шаблону, трафарету. Вырежи овал. Аппликация «Цыплёнок в скорлупе». Вырезать овалы белого и жёлтого цвета. Выполнить аппликацию по рисунку-образцу. | Бумага, шаблоны, трафареты, ножницы, карандаш, клей, кисть. |
9-10. |
| Действия с бумагой и ножницами. | Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Согнуть бумагу пополам. Нанести отрезки на одинаковом расстоянии. Сделать симметричные надрезы по отрезкам. Из полученной заготовки сделать плетёный коврик, нарезав полоски из цветной бумаги. | Бумага, линейка, ножницы, карандаш, клей, кисть. |
11-12. |
| Действия с бумагой и ножницами. | Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам с нанесением орнамента по шаблону, трафарету. Изготовление закладки с прорезным орнаментом. Согнуть лист цветной бумаги пополам. По линии сгиба наложить шаблоны (трафареты) треугольника и полукруга и обвести. Выстричь. Разогнуть, разгладить лист. Наклеить на основу. | Бумага, шаблоны, трафареты, ножницы, карандаш, клей, кисть. |
Работа с нитками и тканью – 6 ч. |
1. |
| Повторение. Работа с нитками. | Правила работы с нитками. Организация рабочего места. Инструменты. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность, разрывание тонких, непрочных ниток, разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, | Цветные нитки, ножницы. |
2. |
| Повторение. Работа с нитками. | Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл), напёрсток. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Приёмы вдевания нитки в иголку и закрепление нитки повторением двух- трёх стежков на одном месте. Шитьё по проколам приёмом «игла вверх- вниз» по намеченным линиям. | Ножницы, иглы, напёрсток, заготовки с проколами. |
3. |
| Работа с нитками. | Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Приёмы вдевания нитки в иголку и закрепление нитки повторением двух- трёх стежков на одном месте. Вышивание контуров предметов, обведённых учащимися по шаблону (трафарету). Самостоятельное нанесение проколов сильными детьми. Закрашивание контура. Фрукты.
| Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, картон, шаблоны фруктов (трафареты). |
4. |
| Работа с нитками. | Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона. Вышивание контуров предметов, обведённых по шаблону (трафарету). Сильные учащиеся наносят проколы самостоятельно. Вышивание в два приема: прошить способом «игла вверх – вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания. Закрашивание контура. Овощи.
| Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, картон, шаблоны фруктов (трафареты). |
5-6. |
| Работа с нитками. | Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Шитьё по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона. Вышивание контуров предметов, обведённых по шаблону (трафарету). Сильные учащиеся наносят проколы самостоятельно. Вышивание в два приема: прошить способом «игла вверх – вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета. Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания. Закрашивание контура. Ваза. | Ножницы, иглы, напёрсток, нитки, картон, шаблоны ваз. |
Работа с природными материалами – 5 ч. |
1. |
| Работа с природными материалами. | Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Сбор природного материала. |
|
2. |
| Работа с природными материалами. | Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. Раскладывание листьев и цветов между листами бумаги, остальных материалов в коробки для просушки. | Коробки, альбомы. |
3. |
| Работа с природными материалами. | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Русалка. | Пластилин, природный материал: шишка, крылатки клёна, крылатки ясеня, палочки или черешки листьев, грецкие орехи. |
4-5. |
| Работа с природными материалами. | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами. Поделка «Лисёнок» | Сухие рыжие листья, черешки листьев, клей ПВА, картон-основа, ножницы, пластилин. |
Повторение – 7 ч. |
1. |
| Предметно-практические действия. | Совершенствование специфических ручных действий. Закрепление действий с водой. | Игры и игровые упражнения, выполняемые детьми в течение учебного года. |
2. |
| Конструирование. Сборка по образцу и техническому рисунку. | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырёх пластин, четырёх уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. | Наборы конструкторов. |
3. |
| Мозаика. Выкладывание предмета по образцу. | Закрепить навыки работы с мягкой магнитной мозаикой: различные геометрические формы, 10-11 цветов, мелкие детали различной тематической направленности. Собирание предметов по образцу-картинке. | Наборы мягкой магнитной мозаики. |
4. |
| Работа с бумагой. Практические работы. | Закрепить приёмы резания ножницами по кривым линиям: - вырезание круга, обведённого по шаблону, трафарету; - вырезание овала, обведённого по шаблону, трафарету; - симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам; - симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам с нанесением орнамента по шаблону, трафарету; - симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам (рисунок предмета обводится по шаблону); | Цветная бумага, ножницы. |
5. |
| Работа с пластилином. Практическая работа. | Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Закреплять навыки работы с материалом: разрезание, разминание, отщипывание и размазывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, примазывание. | Пластилин, подкладочная доска, стека, тряпочка. |
6. |
| Работа с нитками и тканью.
| Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Закрепление навыка разрывания, разрезания, наматывания в клубок и на картонку ниток. Инструменты для работы: иглы, напёрсток. Упражнения по вдеванию нитки в иголку, завязывании узелков. Правильный захват инструментов, пользование напёрстком. Шитьё по самостоятельно нанесённым проколам приёмом «игла вверх- вниз».Вышивание по готовым проколам. | Картон, ножницы, иглы, наперсток, трафареты, шаблоны. |
7. |
| Работа с природными материалами. | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с инструментами. Поделка «Шоколадный заяц». Техника выполнения: На каштан-голову в места, где макушка и щёки, налепить пластилин. Вдавить в пластилин мелкие семена, сверху установить 2 косточки-ушки. На каштан-туловище налепить пластилиновый шарик-хвостик и украсить его мелкими семенами. С помощью пластилина укрепить под туловищем 2 косточки финика – лапки зайца. Сделать из пластилина глазки, носик, язычок. | Плоды каштана, финиковые косточки, мелкие семена, пластилин. |