Программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся 8 специального класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 8 специального класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) являются:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года";
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15);
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой /Социально-бытовая ориентировка;
Первоочередная цель социально-бытовой ориентировки (СБО) – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи:
- реализовывать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
- систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
- выработать навыки общения с людьми в различных жизненных ситуациях;
- формировать морально-этические нормы поведения;
- развивать умение видеть красивое во внешнем виде, в организации быта;
- развивать чувство прекрасного, художественного вкуса;
- помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития, уровня их знаний и умений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с выраженной умственной отсталостью. Материал Программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с выраженным нарушением интеллекта необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Для прочного закрепления знаний и умений осуществляется повторение пройденного. С этой целью учитель продумывает, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов, видеофильмов.
Особое внимание уделяется изучению правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
По возможности привлекаются родители, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Обучающиеся ведут тетрадь с целью для кратких записей основных сведений и зарисовок. Записи излагаются доступным языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.
По некоторым разделам в уроки включается региональный компонент с целью ознакомления школьников со спецификой жизнедеятельности народов республики Коми.
В конце каждой четверти проводится проверочная работа.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, труда. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использованию пословиц, поговорок, загадок для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетно-ролевые ситуации, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Данная рабочая программа предполагает 4 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе. Занятия по программе проводятся в форме урока (30 мин).Согласно годового календарного графика и учебного расписания общее число годовых часов составляет 136 ч: I четверть - 32 часа, II четверть - 32 часа, III четверть - 40 часов, IV четверть - 32 часа. Различия в количестве часов отражено в тематическом планировании.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема |
Количество часов |
В том числе: |
||
теоретическая часть |
практические занятия |
экскурсии |
||
Личная гигиена |
6 |
5 |
1 |
|
Одежда |
9 |
8 |
1 |
|
Питание |
7 |
6 |
1 |
|
Жилище |
12 |
9 |
2 |
1 |
Транспорт |
8 |
6 |
1 |
1 |
Моя Родина |
4 |
4 |
||
Сезонные явления природы. Зима |
4 |
2 |
1 |
1 |
Ориентирование во времени |
4 |
3 |
1 |
|
Семейные праздники. Новый год |
4 |
3 |
1 |
|
Культура поведения |
12 |
8 |
4 |
|
Моя семья |
8 |
5 |
3 |
|
Торговля |
12 |
7 |
3 |
2 |
Сезонные явления природы. Весна |
4 |
3 |
1 |
|
Ориентирование в денежных знаках |
5 |
3 |
1 |
1 |
Средства связи |
11 |
6 |
4 |
1 |
Медицинская помощь |
12 |
7 |
3 |
2 |
Учреждения, организации, предприятия |
8 |
5 |
3 |
|
Сезонные явления природы. Лето |
4 |
4 |
||
Повторение пройденного |
2 |
2 |
||
ИТОГО |
136 |
91 |
31 |
14 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижения определенных личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• знание и выполнение санитарно-гигиенических требований, правил безопасной
работы;
• организация рабочего места;
• использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни.
Предметные результаты:
• представление о санитарно-гигиенических нормах;
• понятие о процессе пищеварения;
• общие сведения о питательных веществах и витаминах;
• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье
человека;
• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
• правила сервировки стола к завтраку;
• правила столового этикета;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных, средств и труда;
• развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными
инструментами и приспособлениями;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций.
НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ:
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Организация труда: Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы |
Краткое содержание |
«Личная гигиена» |
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически. Гигиена зрения и слуха, гигиена чтения. Режим дня. Как смотреть телевизор. Практические работы (1) Составление режима дня школьника |
«Одежда и обувь» |
Виды одежды и обуви и головных уборов. Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье.) Одежда повседневная, праздничная, спортивная. Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды. Подготовка к хранению одежды. Правила, приёмы и средства ухода за обувью. Правила и приёмы сушки мокрой обуви. Подготовка к хранению обуви. Практические работы (1) - экскурсия Магазин «Одежда» |
«Питание» |
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.), значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи и его оборудование. Питание. Значение пищи для человека. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Основы рационального питания. Сервировка стола. Приготовление первых блюд. Виды изделий из теста. Видеоэкскурсия в столовую Практические работы (1) - экскурсия Магазин «Хлеб» |
«Жилище» |
Гигиенические требования к жилому помещению. Виды уборок помещения. Приспособление и инвентарь для уборки. Мытье окон и дверей. Уборка кухни, санузла, ванны и кафеля. Гостиная Практические работы (3) Мытьё дверей, полов. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка. Экскурсия |
«Транспорт» |
Виды транспортных средств. Городской транспорт. Наземный городской транспорт. Оплата проезда в городском транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. Работники транспорта. Их функции. Правила дорожного движения Практические работы (2) Экскурсия «Поездка по городу». Изготовление дорожных знаков. |
«Моя Родина» |
Моя страна – моя Родина. Флаг. Герб. Гимн. Президент. Город, где я живу. Герб города. День рождения города. |
«Сезонные явления природы. Зима» |
Зима. Сезонные явления природы. Месяцы. Народные приметы. Одежда и обувь зимой. Уход. Практическая работа (2) Экскурсия «Труд людей зимой». Одежда и обувь зимой. Уход. |
«Ориентирование во времени» |
Год. Сезоны. Месяцы. Недели. Дни недели. Сутки. Часы. Использование информации радио, телевидения, интернета о погоде. Практическая работа (1) Изготовление моделей часов. Определение времени
|
«Семейные праздники. Новый год» |
Праздники. Семейные праздники. Откуда пришел обычай встречать Новый год? Новый год в разных странах Практическая работа (2) Изготовление новогодней открытки |
«Культура поведения» |
Правила поведения в общественных местах (в театре, музее, кинотеатре). Правила поведения в общественных местах (в транспорте). Правила поведения в общественных местах (в школе, столовой). Что такое этикет? Школьный этикет. Правила ведения разговора со сверстниками и взрослыми. Правила приема пищи. Слова благодарности. Видеоэкскурсия в театр, музей. Практическая работа (4) Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости». Поведение за столом. Игра «Приглашение к чаю». |
«Моя семья» |
Состав семьи учащихся: имя, отчества, возраст, место работы членов семьи, личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Профессии моих родных. Помощь в уходе за младшими членами семьи. Семейные традиции. Практические работы (3) Генеалогическое древо. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжетно-ролевая игра «Помоги брату, сестре». |
«Торговля» |
Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. Порядок приобретения товара в продовольственном магазине. Оплата покупки. Чек. Хранение чеков. Магазины промышленных товаров, виды отделов. Магазин детских товаров Видеоэкскурсия в магазины Практическая работа (5) Экскурсия в продуктовый магазин. Экскурсия в магазин детских товаров. Сюжетно-ролевая игра «Продавец и покупатель». Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу». Дидактическая игра «Магазин». |
«Сезонные явления. Весна» |
Весна. Сезонные явления природы. Месяцы. Народные приметы. Одежда и обувь весной. Практическая работа (1) Экскурсия «Труд людей весной». |
«Ориентирование в денежных знаках» |
Деньги. История появления денег. Деньги (купюра, монета, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. Семейный бюджет. Практические работы (2) Планирование расходов на день, с учетом бюджета и состава семьи. Экскурсия в Сбербанк. |
«Средства связи» |
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Вид почтового отправления – письмо. Как отправить письмо? Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные), порядок отправления писе. Информация на конверте. Адрес. Индекс. Почта. Работники почты. Видеоэкскурсия в отделение связи Практические работы (5) Экскурсия в почтовое отделение связи. Конверт для письма. Изготовление конверта. Написание адреса и индекса на конвертах. Упражнение в написании стилизованных знаков. |
«Медицинская помощь» |
Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек). Поведение в медицинских учреждениях. Виды медицинской помощи: доврачебная. Оказание первой помощи (обработка раны зеленкой, йодом, наклеивание пластыря). Виды медицинской помощи: врачебная: помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Служба «03». Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Меры предупреждения заболеваний ЖКТ. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Практические работы (5) Экскурсия в поликлинику. Экскурсия в аптеку. Оказание первой помощи (обработка раны зеленкой, йодом, наклеивание пластыря). Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Служба «03». Сюжетно-ролевая игра «Вызов врача на дом». |
«Учреждения, организации, предприятия» |
Детские учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение. Библиотека. Профессия «библиотекарь». Ориентировка в библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Музей. Работники музея. Поведение в музее. Видеоэкскурсия в библиотеку Практические работы (3) Экскурсия в ДТЮ. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в музей. |
«Сезонные явления природы. Лето» |
Лето. Сезонные явления природы. Месяцы. Народные приметы. Одежда и обувь летом. Безопасные летние каникулы |
«Повторение пройденного» |
Практические работы (2) Проверочная работа за год .Чему научились на ураках СБО? |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество Часов |
Основные виды учебной деятельности |
||
I четверть- 32 часа |
|||||
Личная гигиена – 6 часов |
|||||
1 |
Предметы и средства личной гигиены |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа с инструкциями. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Работа с раздаточным материалом. |
||
2 |
Уход за кожей лица, за зубами и телом |
1 |
|||
3 |
Уход за волосами в соответствии с их типом |
1 |
|||
4 |
Режим дня |
1 |
|||
5 |
Гигиена зрения |
1 |
|||
6 |
Косметические средства для ухода за телом |
1 |
|||
Одежда – 9 часов |
|||||
7 |
Одежда и уход за ней |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе, работа с наглядным материалом. Работа с инструкциями. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов. |
||
8 |
Обувь и уход за ней |
1 |
|||
9 |
Продление срока службы одежды |
1 |
|||
10 |
Стирка в стиральной машине |
1 |
|||
11 |
Глажение одежды |
1 |
|||
12 |
Хороший тон в одежде |
1 |
|||
13 |
Покупка одежды и обуви |
1 |
|||
14 |
Ремонт обуви |
1 |
|||
15 |
Экскурсия |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. |
||
Питание – 7 часов |
|||||
16 |
Питание. Значение пищи для человека |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом. Работа с инструкциями. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. |
||
17 |
Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи |
1 |
|||
18 |
Основы рационального питания |
1 |
|||
19 |
Сервировка стола |
1 |
|||
20 |
Приготовление первых блюд |
1 |
|||
21 |
Виды изделий из теста |
1 |
|||
22 |
Экскурсия в хлебобулочный магазин |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. |
||
Жилище - 12 часов |
|||||
23 |
Гигиенические требования к жилому помещению |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
24 |
Виды уборок помещения |
1 |
|||
25 |
Приспособление и инвентарь для уборки |
1 |
|||
26 |
Мытье окон и дверей |
1 |
|||
27 |
Уборка кухни, санузла, ванны и кафеля |
1 |
|||
28 |
Уход за комнатными растениями |
1 |
|||
29 |
Практическая работа |
1 |
|||
30 |
Интерьер жилого помещения |
1 |
|||
31 |
Сочетание цветов |
1 |
|||
32 |
Проверочная работа за I четверть |
1 |
Проверочная работа, ответы на вопросы теста. |
||
II четверть |
|||||
1 |
Гостиная |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
||
2 |
Экскурсия в хозяйственный магазин |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе |
||
Транспорт – 8 часов |
|||||
3 |
Виды транспортных средств |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
4 |
Городской транспорт. Наземный городской транспорт |
1 |
|||
5 |
Оплата проезда в городском транспорте |
1 |
|||
6 |
Правила поведения в общественном транспорте |
1 |
|||
7 |
Экскурсия «Поездка по городу» |
1 |
|||
8 |
Работники транспорта. Их функции |
1 |
|||
9 |
Правила дорожного движения |
1 |
|||
10 |
Изготовление дорожных знаков |
1 |
|||
Моя Родина – 4 часа |
|||||
11 |
Моя страна – моя Родина. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. |
||
12 |
Флаг. Герб. Гимн. Президент. |
1 |
|||
13 |
Город, где я живу |
1 |
|||
14 |
Герб города. День рождения города. |
1 |
|||
Сезонные явления природы. Зима – 4 часа |
|||||
15 |
Зима. Сезонные явления природы. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
16 |
Месяцы. Народные приметы. |
1 |
|||
17 |
Одежда и обувь зимой. Уход. |
1 |
|||
18 |
Экскурсия «Труд людей зимой» |
1 |
|||
Ориентирование во времени – 4 часа |
|||||
19 |
Год. Сезоны. Месяцы. Недели. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
20 |
Дни недели. Сутки. Часы. |
1 |
|||
21 |
Использование информации радио, телевидения, интернета о погоде |
1 |
|||
22 |
Изготовление моделей часов. Определение времени |
1 |
|||
Семейные праздники. Новый год – 4 часа |
|||||
23 |
Праздники. Семейные праздники |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. |
||
24 |
Откуда пришел обычай встречать Новый год? |
1 |
|||
25 |
Новый год в разных странах |
1 |
|||
26 |
Изготовление новогодней открытки
|
1 |
|||
Культура поведения – 12 часов |
|||||
27 |
Правила поведения в общественных местах (в театре, музее, кинотеатре) |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
28 |
Правила поведения в общественных местах (в транспорте) |
1 |
|||
29 |
Правила поведения в общественных местах (в школе, столовой) |
1 |
|||
30 |
Что такое этикет? |
1 |
|||
31 |
Школьный этикет |
1 |
|||
32 |
Проверочная работа за II четверть |
1 |
Проверочная работа, ответы на вопросы теста. |
||
III четверть – 40 часов |
|||||
1 |
Правила ведения разговора со сверстниками и взрослыми |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Участие в сюжетно-ролевых играх. |
||
2 |
Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости» |
1 |
|||
3 |
Правила приема пищи |
1 |
|||
4 |
Слова благодарности |
1 |
|||
5 |
Поведение за столом |
1 |
|||
6 |
Практическая работа «Приглашение к чаю» |
1 |
|||
Моя семья – 8 часов |
|||||
7 |
Моя семья. Состав семьи. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Участие в сюжетно-ролевых играх. |
||
8 |
Генеалогическое древо |
1 |
|||
9 |
Права и обязанности каждого члена семьи |
1 |
|||
10 |
Профессии моих родных |
1 |
|||
11 |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
1 |
|||
12 |
Помощь в уходе за младшими членами семьи |
1 |
|||
13 |
Сюжетно-ролевая игра «Помоги брату, сестре» |
1 |
|||
14 |
Семейные традиции |
1 |
|||
Торговля – 12 часов |
|||||
15 |
Основные виды магазинов. Их назначение. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Участие в сюжетно-ролевых играх. |
||
16 |
Правила поведения в магазине. |
1 |
|||
17 |
Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. |
1 |
|||
18 |
Порядок приобретения товара в продовольственном магазине. |
1 |
|||
19 |
Оплата покупки. Чек. Хранение чеков |
1 |
|||
20 |
Экскурсия в продуктовый магазин |
1 |
|||
21 |
Сюжетно-ролевая игра «Продавец и покупатель» |
1 |
|||
22 |
Магазины промышленных товаров, виды отделов |
1 |
|||
23 |
Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу» |
1 |
|||
24 |
Магазин детских товаров |
1 |
|||
25 |
Экскурсия в магазин детских товаров |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. |
||
26 |
Дидактическая игра «Магазин» |
1 |
Участие в дидактической игре |
||
Сезонные явления природы. Весна – 4 часа |
|||||
27 |
Весна. Сезонные явления природы. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
28 |
Месяцы. Народные приметы. |
1 |
|||
29 |
Одежда и обувь весной |
1 |
|||
30 |
Труд людей весной |
1 |
|||
Ориентирование в денежных знаках – 5 часов |
|||||
31 |
Деньги. История появления денег |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
32 |
Деньги (купюра, монета, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни |
1 |
|||
33 |
Экскурсия в Сбербанк |
1 |
|||
34 |
Семейный бюджет |
1 |
|||
35 |
Планирование расходов на день, с учетом бюджета и состава семьи. |
1 |
|||
Средства связи – 11 часов |
|||||
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
|||
37 |
Виды почтовых отправлений (бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы) |
1 |
|||
38 |
Вид почтового отправления – письмо. Как отправить письмо? |
1 |
|||
39 |
Экскурсия в почтовое отделение связи |
1 |
|||
40 |
Проверочная работа за III четверть |
1 |
Проверочная работа, ответы на вопросы. |
||
IV –четверть – 32 часа |
|||||
1 |
Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные), порядок отправления писем |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
2 |
Конверт для письма. Изготовление конверта |
1 |
|||
3 |
Информация на конверте. Адрес |
1 |
|||
4 |
Написание адреса и индекса на конвертах |
1 |
|||
5 |
Индекс. Упражнение в написании стилизованных знаков |
1 |
|||
6 |
Почта. Работники почты. Видеоэкскурсия |
1 |
|||
Медицинская помощь – 12 часов |
|||||
7 |
Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
8 |
Экскурсия в поликлинику |
1 |
|||
9 |
Экскурсия в аптеку |
1 |
|||
10 |
Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек) |
1 |
|||
11 |
Поведение в медицинских учреждениях |
1 |
|||
12 |
Виды медицинской помощи: доврачебная. Оказание первой помощи (обработка раны зеленкой, йодом, наклеивание пластыря) |
1 |
|||
13 |
Виды медицинской помощи: врачебная: помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация |
1 |
|||
14 |
Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Служба «03» |
1 |
|||
15 |
Сюжетно-ролевая игра «Вызов врача на дом» |
1 |
|||
16 |
Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. |
1 |
|||
17 |
Меры предупреждения заболеваний ЖКТ |
1 |
|||
18 |
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. |
1 |
|||
Учреждения, организации, предприятия – 8 часов |
|||||
19 |
Детские учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
20 |
Экскурсия в ДТЮ |
1 |
|||
21 |
Библиотека. Профессия «библиотекарь». Ориентировка в библиотеке |
1 |
|||
22 |
Правила поведения в библиотеке. Видеоэкскурсия в библиотеку |
1 |
|||
23 |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
|||
24 |
Музей. Работники музея. Поведение в музее |
1 |
|||
25 |
Экскурсия в музей |
2 |
|||
Сезонные явления природы. Лето – 4 часа |
|||||
26 |
Лето. Сезонные явления природы. |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. |
||
27 |
Месяцы. Народные приметы. |
1 |
|||
28 |
Одежда и обувь летом |
1 |
|||
29 |
Безопасные летние каникулы |
1 |
|||
Повторение - 2 часа |
|||||
30 |
Проверочная работа за год |
1 |
Соблюдение техники безопасности. Проверочная работа, ответы на вопросы. |
||
31 |
Чему научились на уроках СБО? |
1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой Сб.1. –М.: «Просвещение», 2006.
2.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных классах ОУ 8 вида: пособие для учителя. – М.: Владос, 2014.
3. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс: рабочая тетрадь.– М.: «Владос», 2014.
4.Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класса. – М.: «Владос», 2014.
5.Пособие «Учимся жить самостоятельно. Методические рекомендации для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по организации занятий СБО».- Сыктывкар, 2008.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики
- http://www.moi-sat.ru/
Социально - бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Мультимедийный проектор
2. Ноутбук
3. Магнитная классная доска