Программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся 8 специального класса

6
0
Материал опубликован 10 January 2018 в группе

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовыми основаниями разработки программы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 8 специального класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) являются:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года";

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15);

- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой /Социально-бытовая ориентировка;

Первоочередная цель социально-бытовой ориентировки (СБО) – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

В качестве ведущих можно выделить следующие задачи:

- реализовывать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;

- систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;

- выработать навыки общения с людьми в различных жизненных ситуациях;

- формировать морально-этические нормы поведения;

- развивать умение видеть красивое во внешнем виде, в организации быта;

- развивать чувство прекрасного, художественного вкуса;

- помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд.

Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития, уровня их знаний и умений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа составлена с учетом возрастных и психо­физических особенностей развития учащихся с выраженной умственной отсталостью. Материал Программы расположен но принципу усложне­ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и со­вершенствовать у детей с выраженным нарушением интеллекта необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет­ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на форми­рование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Для прочного закрепления знаний и умений осуществляется повторение пройденного. С этой целью учитель продумывает, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разде­лов, логично связанный с изучаемой темой.

Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.

Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов, видеофильмов.

Особое внимание уделяется изучению правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

По возможности привлекаются родители, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Обучающиеся ведут тетрадь с целью для кратких записей основных сведений и зарисовок. Записи излагаются доступным языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

По некоторым разделам в уроки включается региональный компонент с целью ознакомления школьников со спецификой жизнедеятельности народов республики Коми.

В конце каждой четверти проводится проверочная работа.

 

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, труда. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использованию пословиц, поговорок, загадок для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетно-ролевые ситуации, в ходе которых учащи­еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем следует отводить время на практическое закрепление на­выков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных си­туаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках род­ного языка.

Данная рабочая программа предполагает 4 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе. Занятия по программе проводятся в форме урока (30 мин).Согласно годового календарного графика и учебного расписания общее число годовых часов составляет 136 ч: I четверть - 32 часа, II четверть - 32 часа, III четверть - 40 часов, IV четверть - 32 часа. Различия в количестве часов отражено в тематическом планировании.

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество

часов

В том числе:

теоретическая часть

практические

занятия

экскурсии

Личная гигиена

6

5

1

 

Одежда

9

8

 

1

Питание

7

6

 

1

Жилище

12

9

2

1

Транспорт

8

6

1

1

Моя Родина

4

4

   

Сезонные явления природы. Зима

4

2

1

1

Ориентирование во времени

4

3

1

 

Семейные праздники. Новый год

4

3

1

 

Культура поведения

12

8

4

 

Моя семья

8

5

3

 

Торговля

12

7

3

2

Сезонные явления природы. Весна

4

3

1

 

Ориентирование в денежных знаках

5

3

1

1

Средства связи

11

6

4

1

Медицинская помощь

12

7

3

2

Учреждения, организации, предприятия

8

5

 

3

Сезонные явления природы. Лето

4

4

   

Повторение пройденного

2

 

2

 

ИТОГО

136

91

31

14


 

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа обеспечивает достижения определенных личностных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной

деятельности;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и

физического труда;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

• знание и выполнение санитарно-гигиенических требований, правил безопасной

работы;

• организация рабочего места;

• использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и

повседневной жизни.

Предметные результаты:

• представление о санитарно-гигиенических нормах;

• понятие о процессе пищеварения;

• общие сведения о питательных веществах и витаминах;

• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье

человека;

• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

• правила сервировки стола к завтраку;

• правила столового этикета;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,

денежных, средств и труда;

• развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными

инструментами и приспособлениями;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных

технологических операций.

НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ:

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Организация труда: Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разделы

Краткое содержание

«Личная гигиена»

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически. Гигиена зрения и слуха, гигиена чтения. Режим дня. Как смотреть телевизор.

Практические работы (1)

Составление режима дня школьника

«Одежда и обувь»

Виды одежды и обуви и головных уборов. Классификация одежды по сезонам (верхняя одежда, легкое платье.) Одежда повседневная, праздничная, спортивная. Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой. Предупреждение загрязнения, сушка мокрой одежды. Подготовка к хранению одежды. Правила, приёмы и средства ухода за обувью. Правила и приёмы сушки мокрой обуви. Подготовка к хранению обуви.

Практические работы (1) - экскурсия

Магазин «Одежда»

«Питание»

Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.), значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи и его оборудование. Питание. Значение пищи для человека. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

Основы рационального питания. Сервировка стола. Приготовление первых блюд. Виды изделий из теста.

Видеоэкскурсия в столовую

Практические работы (1) - экскурсия

Магазин «Хлеб»

«Жилище»

Гигиенические требования к жилому помещению. Виды уборок помещения. Приспособление и инвентарь для уборки. Мытье окон и дверей.

Уборка кухни, санузла, ванны и кафеля. Гостиная

Практические работы (3)

Мытьё дверей, полов. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, пересадка. Экскурсия

«Транспорт»

Виды транспортных средств. Городской транспорт. Наземный городской транспорт. Оплата проезда в городском транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. Работники транспорта. Их функции.

Правила дорожного движения

Практические работы (2)

Экскурсия «Поездка по городу». Изготовление дорожных знаков.

«Моя Родина»

Моя страна – моя Родина. Флаг. Герб. Гимн. Президент. Город, где я живу. Герб города. День рождения города.

«Сезонные явления природы. Зима»

Зима. Сезонные явления природы. Месяцы. Народные приметы.

Одежда и обувь зимой. Уход.

Практическая работа (2)

Экскурсия «Труд людей зимой». Одежда и обувь зимой. Уход.

«Ориентирование во времени»

Год. Сезоны. Месяцы. Недели. Дни недели. Сутки. Часы.

Использование информации радио, телевидения, интернета о погоде.

Практическая работа (1)

Изготовление моделей часов. Определение времени

 

«Семейные праздники. Новый год»

Праздники. Семейные праздники. Откуда пришел обычай встречать Новый год? Новый год в разных странах

Практическая работа (2)

Изготовление новогодней открытки

«Культура поведения»

Правила поведения в общественных местах (в театре, музее, кинотеатре). Правила поведения в общественных местах (в транспорте). Правила поведения в общественных местах (в школе, столовой). Что такое этикет? Школьный этикет. Правила ведения разговора со сверстниками и взрослыми. Правила приема пищи. Слова благодарности.

Видеоэкскурсия в театр, музей.

Практическая работа (4)

Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости». Поведение за столом. Игра «Приглашение к чаю».

«Моя семья»

Состав семьи учащихся: имя, отчества, возраст, место работы членов семьи, личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Профессии моих родных. Помощь в уходе за младшими членами семьи. Семейные традиции.

Практические работы (3)

Генеалогическое древо. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжетно-ролевая игра «Помоги брату, сестре».

«Торговля»

Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. Порядок приобретения товара в продовольственном магазине. Оплата покупки. Чек. Хранение чеков. Магазины промышленных товаров, виды отделов. Магазин детских товаров

Видеоэкскурсия в магазины

Практическая работа (5)

Экскурсия в продуктовый магазин. Экскурсия в магазин детских товаров. Сюжетно-ролевая игра «Продавец и покупатель». Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу». Дидактическая игра «Магазин».

«Сезонные явления. Весна»

Весна. Сезонные явления природы. Месяцы. Народные приметы.

Одежда и обувь весной.

Практическая работа (1)

Экскурсия «Труд людей весной».

«Ориентирование в денежных знаках»

Деньги. История появления денег. Деньги (купюра, монета, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. Семейный бюджет.

Практические работы (2)

Планирование расходов на день, с учетом бюджета и состава семьи. Экскурсия в Сбербанк.

«Средства связи»

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Вид почтового отправления – письмо. Как отправить письмо? Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные), порядок отправления писе. Информация на конверте. Адрес. Индекс. Почта. Работники почты.

Видеоэкскурсия в отделение связи

Практические работы (5)

Экскурсия в почтовое отделение связи. Конверт для письма. Изготовление конверта. Написание адреса и индекса на конвертах. Упражнение в написании стилизованных знаков.

«Медицинская помощь»

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек). Поведение в медицинских учреждениях. Виды медицинской помощи: доврачебная. Оказание первой помощи (обработка раны зеленкой, йодом, наклеивание пластыря). Виды медицинской помощи: врачебная: помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Служба «03». Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Меры предупреждения заболеваний ЖКТ. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Практические работы (5)

Экскурсия в поликлинику. Экскурсия в аптеку. Оказание первой помощи (обработка раны зеленкой, йодом, наклеивание пластыря). Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Служба «03». Сюжетно-ролевая игра «Вызов врача на дом».

«Учреждения, организации, предприятия»

Детские учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение. Библиотека. Профессия «библиотекарь». Ориентировка в библиотеке. Правила поведения в библиотеке.

Музей. Работники музея. Поведение в музее.

Видеоэкскурсия в библиотеку

Практические работы (3)

Экскурсия в ДТЮ. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в музей.

«Сезонные явления природы. Лето»

Лето. Сезонные явления природы. Месяцы. Народные приметы.

Одежда и обувь летом. Безопасные летние каникулы

«Повторение пройденного»

Практические работы (2)

Проверочная работа за год .Чему научились на ураках СБО?


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

Часов

Основные виды учебной деятельности

I четверть- 32 часа

Личная гигиена – 6 часов

1

Предметы и средства личной гигиены

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа с инструкциями. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Работа с раздаточным материалом.

2

Уход за кожей лица, за зубами и телом

1

3

Уход за волосами в соответствии с их типом

1

4

Режим дня

1

5

Гигиена зрения

1

6

Косметические средства для ухода за телом

1

Одежда – 9 часов

7

Одежда и уход за ней

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе, работа

с наглядным материалом. Работа с инструкциями. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.

8

Обувь и уход за ней

1

9

Продление срока службы одежды

1

10

Стирка в стиральной машине

1

11

Глажение одежды

1

12

Хороший тон в одежде

1

13

Покупка одежды и обуви

1

14

Ремонт обуви

1

15

Экскурсия

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе.

Питание – 7 часов

16

Питание. Значение пищи для человека

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Самостоятельная работа с текстом. Работа с инструкциями. Систематизация учебного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов.

17

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи

1

18

Основы рационального питания

1

19

Сервировка стола

1

20

Приготовление первых блюд

1

21

Виды изделий из теста

1

22

Экскурсия в хлебобулочный магазин

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе.

Жилище - 12 часов

23

Гигиенические требования к жилому помещению

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

24

Виды уборок помещения

1

25

Приспособление и инвентарь для уборки

1

26

Мытье окон и дверей

1

27

Уборка кухни, санузла, ванны и кафеля

1

28

Уход за комнатными растениями

1

29

Практическая работа

1

30

Интерьер жилого помещения

1

31

Сочетание цветов

1

32

Проверочная работа за I четверть

1

Проверочная работа, ответы на вопросы теста.

II четверть

1

Гостиная

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Выполнение заданий по разграничению понятий.

2

Экскурсия в хозяйственный магазин

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе

Транспорт – 8 часов

3

Виды транспортных средств

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

4

Городской транспорт. Наземный городской транспорт

1

5

Оплата проезда в городском транспорте

1

6

Правила поведения в общественном транспорте

1

7

Экскурсия «Поездка по городу»

1

8

Работники транспорта. Их функции

1

9

Правила дорожного движения

1

10

Изготовление дорожных знаков

1

Моя Родина – 4 часа

11

Моя страна – моя Родина.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов.

12

Флаг. Герб. Гимн. Президент.

1

13

Город, где я живу

1

14

Герб города. День рождения города.

1

Сезонные явления природы. Зима – 4 часа

15

Зима. Сезонные явления природы.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

16

Месяцы. Народные приметы.

1

17

Одежда и обувь зимой. Уход.

1

18

Экскурсия «Труд людей зимой»

1

Ориентирование во времени – 4 часа

19

Год. Сезоны. Месяцы. Недели.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

20

Дни недели. Сутки. Часы.

1

21

Использование информации радио, телевидения, интернета о погоде

1

22

Изготовление моделей часов. Определение времени

1

Семейные праздники. Новый год – 4 часа

23

Праздники. Семейные праздники

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов.

24

Откуда пришел обычай встречать Новый год?

1

25

Новый год в разных странах

1

26

Изготовление новогодней открытки

 

1

Культура поведения – 12 часов

27

Правила поведения в общественных местах (в театре, музее, кинотеатре)

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

28

Правила поведения в общественных местах (в транспорте)

1

29

Правила поведения в общественных местах (в школе, столовой)

1

30

Что такое этикет?

1

31

Школьный этикет

1

32

Проверочная работа за II четверть

1

Проверочная работа, ответы на вопросы теста.

III четверть – 40 часов

1

Правила ведения разговора со сверстниками и взрослыми

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Участие в сюжетно-ролевых играх.

2

Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости»

1

3

Правила приема пищи

1

4

Слова благодарности

1

5

Поведение за столом

1

6

Практическая работа «Приглашение к чаю»

1

Моя семья – 8 часов

7

Моя семья. Состав семьи.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Участие в сюжетно-ролевых играх.

8

Генеалогическое древо

1

9

Права и обязанности каждого члена семьи

1

10

Профессии моих родных

1

11

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1

12

Помощь в уходе за младшими членами семьи

1

13

Сюжетно-ролевая игра «Помоги брату, сестре»

1

14

Семейные традиции

1

Торговля – 12 часов

15

Основные виды магазинов. Их назначение.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности. Участие в сюжетно-ролевых играх.

16

Правила поведения в магазине.

1

17

Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров.

1

18

Порядок приобретения товара в продовольственном магазине.

1

19

Оплата покупки. Чек. Хранение чеков

1

20

Экскурсия в продуктовый магазин

1

21

Сюжетно-ролевая игра «Продавец и покупатель»

1

22

Магазины промышленных товаров, виды отделов

1

23

Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу»

1

24

Магазин детских товаров

1

25

Экскурсия в магазин детских товаров

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе.

26

Дидактическая игра «Магазин»

1

Участие в дидактической игре

Сезонные явления природы. Весна – 4 часа

27

Весна. Сезонные явления природы.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

28

Месяцы. Народные приметы.

1

29

Одежда и обувь весной

1

30

Труд людей весной

1

Ориентирование в денежных знаках – 5 часов

31

Деньги. История появления денег

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

32

Деньги (купюра, монета, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни

1

33

Экскурсия в Сбербанк

1

34

Семейный бюджет

1

35

Планирование расходов на день, с учетом бюджета и состава семьи.

1

Средства связи – 11 часов

36

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон).

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

37

Виды почтовых отправлений (бандероли, посылки,

денежные переводы, телеграммы)

1

38

Вид почтового отправления – письмо. Как отправить письмо?

1

39

Экскурсия в почтовое отделение связи

1

40

Проверочная работа за III четверть

1

Проверочная работа, ответы на вопросы.

IV –четверть – 32 часа

1

Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные), порядок отправления писем

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

2

Конверт для письма. Изготовление конверта

1

3

Информация на конверте. Адрес

1

4

Написание адреса и индекса на конвертах

1

5

Индекс. Упражнение в написании стилизованных знаков

1

6

Почта. Работники почты. Видеоэкскурсия

1

Медицинская помощь – 12 часов

7

Медицинские учреждения: поликлиники, аптеки, диспансеры, больницы. Их назначение.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

8

Экскурсия в поликлинику

1

9

Экскурсия в аптеку

1

10

Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы, работники аптек)

1

11

Поведение в медицинских учреждениях

1

12

Виды медицинской помощи: доврачебная. Оказание первой помощи (обработка раны зеленкой, йодом, наклеивание пластыря)

1

13

Виды медицинской помощи: врачебная: помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация

1

14

Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Служба «03»

1

15

Сюжетно-ролевая игра «Вызов врача на дом»

1

16

Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения.

1

17

Меры предупреждения заболеваний ЖКТ

1

18

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

1

Учреждения, организации, предприятия – 8 часов

19

Детские учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

20

Экскурсия в ДТЮ

1

21

Библиотека. Профессия «библиотекарь». Ориентировка в библиотеке

1

22

Правила поведения в библиотеке. Видеоэкскурсия в библиотеку

1

23

Экскурсия в библиотеку

1

24

Музей. Работники музея. Поведение в музее

1

25

Экскурсия в музей

2

Сезонные явления природы. Лето – 4 часа

26

Лето. Сезонные явления природы.

1

Соблюдение техники безопасности. Слушание объяснений учителя. Участие в беседе. Чтение инструкций. Выполнение заданий по разграничению понятий. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр учебных фильмов. Анализ получаемых результатов и хода деятельности.

27

Месяцы. Народные приметы.

1

28

Одежда и обувь летом

1

29

Безопасные летние каникулы

1

Повторение - 2 часа

30

Проверочная работа за год

1

Соблюдение техники безопасности. Проверочная работа, ответы на вопросы.

31

Чему научились на уроках СБО?

1

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой Сб.1. –М.: «Просвещение», 2006.

2.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных классах ОУ 8 вида: пособие для учителя. – М.: Владос, 2014.

3. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс: рабочая тетрадь.– М.: «Владос», 2014.

4.Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класса. – М.: «Владос», 2014.

5.Пособие «Учимся жить самостоятельно. Методические рекомендации для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по организации занятий СБО».- Сыктывкар, 2008.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики 

  1. http://www.moi-sat.ru/

    Социально - бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Мультимедийный проектор

2. Ноутбук

3. Магнитная классная доска

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации