Представление педагогического опыта по теме «Учебная мотивация как условие формирования личностных результатов обучающихся»

0
0
Материал опубликован 30 March 2019

Представление педагогического опыта

«Учебная мотивация

как условие формирования личностных результатов»

Всё чаще слышу фразу я:

«Зачем учиться нам, друзья?

Зачем нам тратить силы, время,

В себе носить такое бремя?»

«Зачем учиться?» - на этот вопрос даст ответ любой ученик. Но подтвердить на деле своим старанием и целеустремлённостью могут лишь единицы. «Зачем учиться?» - повторяет учитель на уроках день ото дня. Но осмысленного желания у ребёнка не прибавляется. В младших классах вопрос о мотивациистоит на первом месте, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию стремленияк познанию и осознанию полученной информации.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. (https://ru.wikipedia.org/) Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженномуумственному стремлению.

Изучением мотивации занимались и занимаются психологи, одним из которых является С. Л. Рубинштейн. В процессе исследований он подтвердил, что цель, которую человек ставит перед собой, интегрируется в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, и это определяет то, что человек совершает данный поступок, а не иной. Известные педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занковв своих педагогических началах считали главным формирование у обучающихся ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей.

В современности эта тема остаётся актуальной. В Государственном Стандарте второго поколения четко обозначены требования к личностным результатам обучающегося. Это:

готовность и способность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

умение ставить цели и строить жизненные планы;

способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Но зачастую в образовании имеет место противоречие: между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.

Работая над данной проблемой, я ставила цель:повышение мотивационной готовности обучающихся через разработку деятельностных приёмов для раскрытия и принятия личностных интересов каждого ребёнка класса в процессе учёбы.

Исходя из этого, выстраивался ряд задач:

Проследить теоретическое обоснованиеважности формирования личностных результатов.

Разработать ряд пособий для уроков на самоопределение к деятельности.

Включить новые приёмы по развитию любознательности и активности в практику урочной деятельности.

Провести сравнительный анализ показателей мотивационнойготовности и личностного роста за определённый период.

Для формирования личностных качеств ребёнка особо имеет практическую ценность технология личностно-ориентированного обучения.

Структура технологии личностно - ориентированного обучения заключается в трёх компонентах:

Концептуальная основа:целевые установки и ориентации; основные идеи и принципы; позиция ребенка в образовательном процессе. Концепция подтверждена моделями личностно-ориентированного образования, авторы-психологи которых прописаны на слайде. К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчикова, Л. М. Фридман, Г.А. Цукерман, В.С. Кульневич. То есть, для правильного применения технологии каждый педагог должен освоить психологические аспекты.

Содержательный компонент: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала (объем и характер содержания); дидактическая структура учебного плана, материала, программы, формы изложения. Всё это прерогатива педагогики.

Процессуальный компонент:знание особенностей данной методики и умение применить; мотивационная характеристика; организационные формы образовательного процесса, управление образовательным процессом, т.е. владение современными технологиями.

Личностно- ориентированное обучение предполагает создание таких условий на уроке для ученика, которые позволяют ему обучаться без боязни получения плохой отметки, потому что свобода выбора уровня обучения позволяет ему найти посильный уровень обучения, позволяет учесть все его индивидуальные особенности.

Как необходимость развития личностных ориентиров я разработала ряд приёмовдля применения в практике своей педагогической деятельности.

Ежедневно. Приём «Лайфхак» (за основу взяла современный сленг, понятный детям, означает маленькую хитрость или полезный совет). Применим перед началом любого урока. Каждому ребёнку предлагается выбрать из ряда карточек именно ту, которая будет ему «помощницей» на уроке. Карточки могут содержать пословицу про учёбу, изречения великого писателя или подбадривающие фразы типа «Сегодня я буду самым старательным», «У меня всё получится». Карточка находится на парте перед учеником весь урок. Форма работы: индивидуальная.

Ежедневно. Приём «Положительный пример». В начале учебного дня учитель, а так же любой ученик,может проговаривать, как проснулся с мыслями о школе, как он спешил на уроки, как онрад встретиться с друзьями, как он хочет рассказать им что-то новое.

Еженедельно. Приём «Стикеры по интересам».По итогам учебной недели обучающиеся пишут на стикерах вопросыпо любимому предмету, которые их интересуют. Задача одноклассников – выбрать вопрос, который их тоже интересует, и приготовить на него ответ.

Ежемесячно. Приём «Шаги к успеху». У каждого в личном портфеле достижений размещена индивидуальная карта (лестница), на вершине которой ребёнок описывает свой успех (к примеру, по конкретному предмету на четверть). В начале каждой месяца он открывает карту и планирует, какой «шаг» он должен совершить, чтобы стать ближе к конечному результату.

Каждую четверть. Приём «Кем быть?». На основе созданным классом альбомом в процессе коллективной проектной работы происходит формирование личной позиции. (Тема работы «Учёба вырастает в профессию»). В работе дана характеристика различных профессий, прописаны умения, необходимые для приобретения данной профессии в будущем, определены важные направления учёбы и необходимость усиленного изучения конкретных учебных предметов.

Безусловно, повышению мотивации способствует похвала ребёнка за малейший успех, внимательное отношение к его психическому состоянию, доброжелательность во всём. Такие фразы, как «Я тобой горжусь!», «Тебя ждёт великое будущее!», «Ты постарался на славу!», «Сегодня ты подрос в наших глазах!» увеличивают желание идти в школу, чувствовать себя нужным, при чём здесь компенсируется и недостаток внимания со стороны увлечённых работой современных родителей.

В процессе учёбы детям предоставляется выбор в определении д/з по личным интересам, тематики проектов, направленности участия в предметных олимпиадах и конкурсах.

Использование данных приёмов является отражением формирования личностных результатов, влияющих на привитие интереса к учёбе, и, следовательно, на повышение качества обучения.

Создавать предпосылки для формирования мотивационной сферы и личной познавательнойактивности можно на уроках различного типа и с самым разнообразным содержанием материала.

Одним из показателейэффективности применения личностно-ориентированной технологии и новых приёмов в опыт работы является сравнительный анализ по сформированности мотивационной сферы на начало каждого учебного года по методике Н.Г. Лускановой, проводимый совместно со службой сопровождения школы.

Цель:выявление уровня школьной мотивации учащихся.

Оцениваемые результаты: формирование смыслообразования (интереса, мотивации к учению).

Форма оценивания:фронтальный и письменный опрос.

Оценка уровня мотивации по методике Н.Г. Лускановой

за период 2013-2016 уч. гг.

Мониторинг подтверждает эффективность методов и приёмов, доказывает, что применение личностно-ориентированной технологии способствует повышению интереса к учению.


 

Помимо анкетирования, оценка личностного роста обучающегося отслеживается мной через:

- итоговые оценки за данный период времени,

- текущие оценки, определяющими динамику достижений.

Личностные результаты оцениваются в следующих формах:

- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),

- не персонифицированная (характеризующая достижения в классе – отслеживание роста качества знаний по классу),

- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),

- количественная (измеренная, например, в ранговой школе: больше/меньше),

- интегральная(комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),

- дифференцированная(оценки отдельных аспектов развития).

В системе оценки использую методы, взаимодополняющие друг друга:

- наблюдение,

- экспертная оценка,

- стандартизованные опросники,

- проективные методы,

- самооценка,

- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.

По итогам 2-х учебных лет, начиная с первого класса, мои обучающиеся выбирают предметные конкурсы по своим интересам, где желают проявить себя и достигнуть личностного успеха, роста.

Показатели проявления личностных предпочтений обучающихся класса

по результатам проявлений интересов в 1, 2 и 3 классах

Данные мониторинга указывают, что с каждым годом самоопределение в определённом виде деятельности изменяется, интересы возрастают. Если в первом классе обучающемуся был интересен только один из предложенных предметов, то к третьему классу происходит выбор нескольких предметов по личному интересу.

Проследим проявление личностного роста на примере одного из обучающихся. Назовём его условно Ребёнок. Ученик поступил в школу с низкой мотивацией. Его практически ничего не интересовало, в приоритете были компьютерные игры. При определении личных интересов выяснилось, что ему интересно смотреть фильмы о животных. Что же происходит? Опираясь на личностный интерес ребёнка, я старалась по возможности находить в каждом учебной теме интересные моменты, связанные с животным миром. В результате ученик начинает увлечённо читать книги о животных, которые я принесла в класс. (Дома компьютерные игры берут верх над ребёнком.) Во втором классе мальчик изъявляет желание участвовать в олимпиаде по окружающему миру, становится призёром олимпиады школьного уровня, на городскую не попадает. В третьем классе – ребёнок занимает первое место и в школьной и в городской олимпиаде, и крайне доволен своим результатом. В начале 3 класса в выборе предметов по личным интересам добавляется ещё и математика, так как предмет интересен и легко им усваивается. На данный момент учебная мотивация на «хорошем» уровне.

Сравнительный анализ активности участия

в городских научно-практических конференциях

за период с 2013 по 2016 уч. гг.

Сравнительный анализ результативности участия

в городских научно-практических конференциях

за период с 2013 по 2016 уч. гг.

На следующих слайдах вы можете наблюдать активность и результативность участия в городских научно-практических конференциях. В настоящее время у нас готовится 5 учебных проектов с 7-ю участниками – один проект групповой. Итоги участия в этом году ещё не известны. Но предположительно, что показатели результативности подтвердятся либо увеличатся, так как некоторые изобучающихся выступают ежегодно, им это нравится, и по результатам 1 и 2 класса их достижения растут.

Сравнительный анализ активности участия

в предметных олимпиадах и конкурсахза период с 2013 по 2016 уч. гг.

Показатели активности участия в олимпиадах и предметных конкурсах так же возрастают. По русскому языку– это участие в школьных, городских олимпиадах, во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».

По литературному чтению – участие в школьных и городских олимпиадах, в городском конкурсе, проводимом Отделом культуры, а именно, Центральной городской библиотекой.

По математике - участие в школьных, городских олимпиадах,во всероссийском конкурсе «Кенгуру», онлайн – олимпиаде «Плюс».

По окружающему миру - участие в школьных, городских олимпиадах.

(Результаты на слайде за 2 и 3 классы, т.к. в первом классе олимпиады не проводятся.)

Сравнительный анализ результативности участия

в предметных олимпиадах и конкурсах за период с 2013 по 2016 уч.гг.

Считаю важным отметить, что по результатам прошлого учебного года, наш класс носит звание «Самый читающий класс в городе». Сравнительно небольшие показатели по литературному чтению и окружающему миру в связи с отсутствием разнообразия предметных мероприятий (только муниципальные олимпиады).

На основе анализа данных результатов происходит пополнение и усовершенствование методической копилки с цельюиспользования современных технологий на уроках.

Распространение педагогического опыта происходит через регулярное ведение интернет-сайта, публикацию статей и разработок уроков на педагогических порталах, проведение открытых занятий на городских семинарах.

Практическая значимость опыта моей работы может быть отражена в создании брошюры с методическими рекомендациями к применению личностно-ориентированной технологии обучения, её методами и приёмами.

Перспективымоей педагогической деятельностиотражены в создании условий для формирования устойчивых установок обучающихся на приобретение новых умений в последующей учёбе, психологическом стимулировании детей на постоянное движение вперед, навстречу к своему предназначению, на постоянное самосовершенствование и саморазвитие; ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями, поддержкукаждого ребёнка напути к счастью и успеху.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.