Публичное представление собственного педагогического опыта учителя «Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности курса ОБЖ»

2
0
Материал опубликован 10 February 2019 в группе

Публичное представление

собственного педагогического опыта учителя Основ безопасности жизнедеятельности

 МБОУ СОШ №3

«Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности курса ОБЖ».

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”.

 

                                                                                                              Д.Н. Ушаков

Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения всегда был и остается актуальным. Выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой поднимали этот животрепещущий вопрос в своих трудах. Большое внимание они уделяли тому, как важно воспитывать людей сознательных, которые будут способны защищать интересы своей страны, которые будут любить свое Отечество. 

В последнее время в России усилилась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Опыт педагогической деятельности показывает, что в сложных условиях пореформенного периода довольно сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые успешнее развиваются на более благоприятной почве. Причины ясны и понятны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого человека, в том числе и школьника.

В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб . В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes – земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству . Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более 2 чѐтко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины»

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. В этом заключается подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.

 

1. Актуальность и перспективность опыта

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.  Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по следующим направлениям:

воспитание на традициях народа (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вахты памяти у памятников и обелисков ВОВ, военно-патриотической конкурсы),

военно-спортивные игры (Зарница , ДЮП, Школа безопасности и др.),

 

2.Теоретическая база опыта.

Над проблемой «Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности курса ОБЖ» я работаю на протяжении нескольких лет. За это время мною накоплен достаточный теоретический и практический материал, который стараюсь использовать при подготовке к урокам и внеурочной деятельности:

Основы безопасности жизнедеятельности 8-11 класс, А.Т. Смирнов, Патриотическое воспитание молодёжи 1-11 класс, И.А. Поликович, Терроризм и безопасность человека 1-11, В.Н. Латчук и другие.

 

2. Идея опыта

Ведущей педагогической идеей является сочетание урочной и внеурочной деятельности, прививание у учащихся с младших лет чувства патриотизма. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, об­ладающий высокими моральными принципами.

Прежде чем приступать к работе нужно твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся это:

-   участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.  Изучение истории и культуры Отечества и родного края. 

 - участие в подготовке и проведении мероприятий по  увековечиванию памяти за­щитников Отечества;

- передача и развитие лучших традиций российского воинства; 

-  противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде;

-   физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни;

 

-  участие в подготовке учащихся к военной службе.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сего­дня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги.

 

3. Оптимальность и эффективность средств

Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако пред­мет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспи­тания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитником Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воз­действие на ученика в сфере среднего образования.

Обучение молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без форми­рования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ - подготовка физически и нравственно развитых молодых лю­дей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

 

На занятиях по "Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спе­цификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, позна­ют особенности службы в армии, воспитывают в себе качества, необходимые за­щитнику Родины, знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и вы­полняют упражнения по прикладной физической подготовке.

Одну из главных ролей в получении учащимися знаний играет организация учебной и внеурочной деятельности школьников с использованием ИКТ: показ видеофильмов о днях Воинской славы, о российской армии и т.п.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Урок становится интереснее для учащихся.Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

 

4.Результативность опыта

Главной задачей работы учителя является проявление у детей интереса к обучению. Педагог может предоставить учащимся широкие возможности для самореализации. Хочется отметить, что обучающиеся охотно участвуют в районных и республиканских олимпиадах, показывают достижения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации