Модуль программы школьной библиотеки «Путь к согласию» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 27 September 2019

«Путь к согласию»

Модуль программы школьной библиотеки

МАОУ Ветлужской средней школы «Учимся строить отношения»

Описание модуля

Введение: включение этих занятий в библиотечную программу обусловлено причиной. Неумение, неспособность справиться с трудностями служат предпосылкой формирования конфликтов, ссор между учащимися.

Цель: знакомить учащихся с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, возможностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений, приводя примеры из произведений художественной литературы.

Задачи:

Продвижение идей толерантности в местном сообществе;

Формирование представлений о конфликтах (в том числе на примерах литературных произведениях);

Осознание и преодоление стереотипов негативного отношения к ссорам, конфликтам (преодоления страха перед конфликтом);

Освоение технологии анализа конфликтных ситуаций;

Формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтных ситуаций;

Создание благоприятных условий для стимулирования читательской активности детей и подростков;

Формирование электронных ресурсов с учетом современных реалий по сохранению и развитию идей толерантности;

Развитие деятельности по профилактике экстремизма и продвижения идей толерантности среди учащихся школы.


 

Методы работы:

Анализ актуальных для участников конфликтных ситуаций (в том числе на примерах литературных произведениях);

Игровые ситуации, моделирующие конфликты и их последующий анализ;

Дискуссии, чтение отрывков из литературных произведений;

Упражнения, направленные на отработку конкретных навыков работы с конфликтами.

Основные понятия:

Соглашение;

Правило;

Конфликт;

Насилие.

Время занятия: два урока по 40 минут.

Предварительная работа: чтение художественных произведений: повесть А.С.Пушкина «Дубровский» (краткое содержание произведения: конфликт между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирила Петровичем Троекуровым; насилие, при описании жестоких развлечений Троекурова); басня русского поэта Ивана Ивановича Хемницера «Два соседа» (конфликт); басни И.Крылова «Лебедь, щука и рак», «Квартет» (согласие); В.Гюго «Козетта» (терпимость).

Занятие №1 (Презентация)

Слайд № 1

«Учимся строить отношения»

Люди не хотят, чтобы ими управляли.

Они хотят, чтобы их вели вперед.

Софокл

Слайд № 2

Цели урока:

Учащиеся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: правила, соглашение, конфликт, насилие;

Учащиеся смогут научиться анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, применять индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

 

Слайд № 3

Вопросы урока:

Почему у людей появляется необходимость договариваться?

Для чего люди создают правила?

Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?

Что такое конфликт? Почему он возникает? Последствия конфликта.

Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

Основные понятия:

Соглашение;

Правило;

Конфликт;

Насилие.

 

Структура занятия

 

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

I этап

Мотивация. Игра «Нарисуй задание»

 

Постановка проблемы

Игра;

объяснение библиотекаря.

7 мин.

У учащихся должно появиться желание обсудить проблемы урока.

II этап

Работа с понятиями.

Работа в группах; исследовательский метод; поисковый метод; аналитический метод.

15 мин

Учащиеся смогут усвоить понятия: правило, соглашение, конфликт, насилие.

III этап

Изучение основной проблемы

Работа в группах; метод моделирования; исследовательский метод; аналитический метод.

48 мин

Учащиеся смогут показать умения анализа ситуации, составления таблиц, прогнозирования того или иного решения, моделирования.

IV этап

Итоговая дискуссия.

Дискуссия

8 мин

Учащиеся смогут показать умения аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, делать выводы.

V этап

Заключение.

Беседа, обсуждение.

2 мин.

Учащиеся сумеют сформулировать выводы, показать понимание того, что они приобрели новые умения и прежде всего умение делать выбор.


 

Оборудование: альбомные листы бумаги, цветные карандаши.

Ход урока

Первый урок

Перед началом занятия библиотекарь развешивает на доске таблички понятия: «Соглашение», «Правило», «Конфликт», «Насилие».

Класс делится на подгруппы

I этап (7 минут). Слайд № 4.

Учебная мотивация

Учащимся предлагается провести игру «Нарисуй здание». Пусть каждая группа выделит художника для участия в игре. Дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Учащиеся начинают рисовать, но игра останавливается. Библиотекарь просит начать все сначала, потому что все допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша современная и т.д.

Затем дается возможность закончить рисунок. После чего библиотекарь сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу, или больницу. Поэтому победителей в игре нет.

- Давайте, проанализируем игру. С какими проблемами вы столкнулись? Почему игра не получилась? Что не было сделано до начала игры? Что мы делаем, когда определяем правила игры? (ответы учащихся)

- Никакая игра без правил не может получиться.

Постановка проблемы

Делая выводы из сказанного учащимися при обсуждении игры «Нарисуй здание», выделить проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: договариваться или не договариваться, конфликтовать или не конфликтовать, следовать общепринятым нормам, правилам или не следовать. Библиотекарь подчеркивает важность данных проблем, так как они касаются межличностных отношений.

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны понять, что результаты игры зависит от установленных правил. Игра не получилась, потому что не договорились, как будут играть.

II этап. (15 минут). Слайд № 5.

Работа с понятиями

Задания по группам

1-я группа. Учащиеся получают задание на карточках: сформулировать определение понятия «правило». Пусть учащиеся проанализируют предложенные словосочетания, выберут те, которые с их точки зрения, характеризуют данное понятие, чтобы закончить предложение: «Правило – это положение…». Словосочетания: отражающее закономерность; благотворные действия, нравственное зло; устанавливающее порядок чего – либо; общественная совесть; норма поведения, свободно высказывать.

Должно получиться определение: «Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения».

2-я группа. Учащиеся получают задание на карточках: сформулировать определение понятия «соглашение», опираясь на басню И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Для выполнения задания предлагается учащимся несколько слов, которые они должны вставить в предложение с пропущенными членами: «Соглашение – взаимное __________. Договор, _____________, взаимоотношения, ___________ и ________ сторон».

Группа слов: какие - нибудь условия, согласие, права и обязанности сторон».

Должно получиться определение: «Соглашение – взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливающий какие–нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон».

3-я группа. Учащиеся получают задание на карточках: сформулировать определение понятия «конфликт». Проанализировать ситуацию, используя краткое содержание произведения А.С.Пушкина «Дубровский» конфликт между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирила Петровичем Троекуровым.

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

После обсуждения вопросов пусть учащиеся сформулируют определение понятия «конфликт».

Для выполнения задания используйте несколько слов, которые вы должны вставить в предложение с пропущенными членами:

Фраза:

«Конфликт–_____________________________, предельное_______________________________________________, ситуация, когда __________________________».

Группа слов:

столкновение;

обострение противоречий;

одна сторона противостоит другой;

договоренность;

согласие.

Должно получиться определение: «Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой».

4-я группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «насилие». Подобрать слова схожие по значению к слову «насилие» и из этих слов выбрать те, с помощью которых можно охарактеризовать данное понятие, при работе использовать краткое содержание повести А.С.Пушкина «Дубровский» (описание жестоких развлечений Троекурова). Затем ответить на вопросы:

С какой целью прибегают к насилию?

В чем насилие может проявляться?

Какие права человека нарушаются через насилие?

Для выполнения задания используйте несколько слов, которые вы должны вставить в предложение с пропущенными членами: «Насилие – применение _______________________для принуждения человека к чему – либо, нарушение_____________________________, угроза ___________________силы. Принудительное ______________________на кого-нибудь. Притеснение,_________________».

Группа слов:

физической силы;

личной неприкосновенности;

применения;

воздействие;

беззаконие;

договоренность;

согласие.

 

Должно получиться определение: «Насилие – применение физической силы для принуждения человека к чему – либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие».

Слайд № 6.

III этап (48 минут, рассчитан на первый и второй урок темы).

Слайд № 7.

Изучение основной проблемы

1.Почему у людей появляется необходимость договариваться?

Договариваться или не договариваться?

Продолжается работа в группах. Выполнить задания.

Задания группам. Слайд № 8.

Каждой группе выдается лист с незаполненной таблицей «Договариваться или не договариваться», в таблицу необходимо записать результаты обсуждения вопросов.

О чем люди могут договариваться?

Почему у людей появляется желание договариваться?

Какими будут последствия, если люди договорятся или не договорятся?

После заполнения таблицы каждая группа зачитывает свои результаты.

Таблица «Договариваться или не договариваться»


 

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предполагаемые результаты. Слайд № 9.

Учащиеся вместе с библиотекарем приходят к выводу о том, что люди договариваются по любому поводу: о правилах игры, дружбе, помощи друг другу. От того, насколько они смогут договориться между собой, будет зависеть их настроение, благополучие и т.д.

Таблица «Договариваться или не договариваться»


 

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры

Игра получилась

Игра не получилась, поссорились

О проведении свободного времени

Свободное время провели интересно, весело, увлекательно

Свободное время проводили поодиночке, было скучно

О дружбе

Приобрели новых друзей

Дружба не состоялась, одиночество

О приобретении покупок

Сделаны хорошие, полезные покупки

Покупок не было


 

Слайд № 10

2.Для чего люди создают правила? Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?

Предложить школьникам вспомнить, почему не получилась игра «Нарисуй здание» и обратить их внимание на то, что они не договорились, не выработали правила. Когда люди договариваются друг с другом, они фактически вырабатывают определенные правила, которым нужно следовать в игре, в жизни.

Попросить учащихся ответить на вопросы и привести примеры:

Назовите известные вам правила.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не соблюдали правила?

Какие последствия это имело?

Задания группам

Группам предлагается разработать конкретные правила, но не более четырех.

1-я группа – правила общения в коллективе.

2-я группа – правила игры.

3-я группа – правила поведения в кабинете биологии.

4-я группа – школьные правила.

После этого учащиеся попросить выявить последствия нарушений тех правил, которые они выработали, и сделать вывод о значении правил для человека.

При обсуждении результатов работы в группах предложите школьникам ответить на вопросы:

Для чего люди создают правила?

Почему люди нарушают правила?

Могут ли люди нарушать правила по уважительной причине?

Если правило не нравится, подчиняться этому правилу или нет?

Следовать ли общепринятым нормам, правилам или не следовать?

Предполагаемые результаты. Слайд № 11.

На данном этапе урока учащиеся вырабатывают конкретные правила, приводят, примеры их нарушения, а также выясняют последствия этих нарушений, которые могут быть очень серьезными для человека. Школьники должны понять, что люди создают правила для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, если правило не очень хорошее, его нужно изменить, но постараться не нарушать даже по уважительной причине.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Примерные правила общения

Разговаривай с товарищами на равных.

Уважай мнение товарища.

Помогай тому, кто нуждается в помощи.

Стремись к взаимопониманию.

Учись слушать других, не перебивай.

Уважительно относись к другим.

Не повышай голоса, не кричи.

Не пытайся решать вопросы с помощью силы.

Не обзывайся и не оскорбляй других.

Примерные привила игры «Ручеек». Слайд № 12.

Играющие выбирают себе пару и определяют водящего.

Пары играющих становятся друг за другом.

Водящий проходит в «ручеек» и выбирает себе пару.

Оставшийся без пары выполняют роль водящего.

Входящий, проходя вдоль «ручейка», обязательно выбирают себе пару.

Во время игры нельзя: опускать руки, толкаться, подталкивать водящего, бежать вдоль ручейка.

Примерные правила поведения в кабинете биологии. Слайд № 13.

Точно выполняйте указания учителя при проведении опытов.

Соблюдайте осторожность при работе с приборами. Не пробуйте на вкус. Не роняйте на пол.

Осторожно обращайтесь с лабораторной посудой: не бросайте, не ударяйте и не бейте её. Если посуда разбилась, то не собирайте осколки руками.

Во избежание ожогов соблюдайте осторожность при пользовании спиртовкой, а также легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

При получении травмы или плохом самочувствии сообщите учителю.

На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.

Не зажигайте одну спиртовку от другой, не задувайте пламя спиртовки, а гасите его колпачком.


 

Примерные школьные правила. Слайд № 14

Ученики и учителя должны уважать друг друга.

Каждый ученик может свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию.

Школой должны управлять «Совет справедливых» и педагогический совет.

Урок начинается и заканчивается по звонку в установленное время.

Каждый ученик должен беречь школьное имущество и содержать школу в чистоте.

Ученики должны соблюдать дисциплину на уроках.

Ученикам запрещается прогуливать учебные занятия.

Учащиеся должны находиться на своих рабочих местах за 5 минут до начала урока.

Уважительно относится к учителям.


 


 

Слайд № 15, 16


 

Второй урок

Вводная часть

3. Что такое конфликт? Почему он возникает? Какими могут быть последствия конфликта?

На втором уроке продолжается работа по теме «Учимся строить отношения». Библиотекарь напоминает о проблемах, которые обсуждались на предыдущем уроке, и переходит к проблеме конфликта.

Продолжается работа школьников по группам.


 

Задания группам

Предложить учащимся обсудить проблему, какими могут быть последствия конфликта. Для этого пусть школьники рассмотрят следующею ситуацию и ответят на предложенные вопросы.

Текст басни И.И.Хемницера:

Два соседа

Худой мир лучше доброй ссоры,

Пословица старинна говорит;

И каждый день нам тож примерами твердит, как можно не вплетаться в споры;

А если и дойдет нечаянно до них,

Не допуская вдаль, прервать с начала их,

И лучше до суда, хотя ни с чем, мириться,

Как дело выиграть, и вовсе просудиться

Иль, споря о гроше, всем домом разориться.

 

На двор чужой свинья к соседу забрела,

А со двора потом и в сад его зашла

И там бед пропасть натворила:

Гряду изрыла.

Встревожился весь дом,

И в доме беганье, садом:

«Собак, собак сюда!» - домашние кричали.

Из изб все люди побежали

И свинью ну травить,

Швырять в нее, гонять и бить.

Со всех сторон на свинью напустили,

Поленьями её, метлами, кочергой,

Тот шапкою швырком, другой её ногой

(Обычай на Руси такой).

Тут лай собак, и визг свиной,

И крик людей, и стук побои

Такую кашу заварили,

Что б и хозяин сам бежал с двора долой;

И люди травлю тем решили,

Что свинью, наконец, убили

(Охотники те люди были).

Соседы в тяжбу меж собой;

Непримиримая между соседов злоба;

Огнем друг на друга соседы дышат оба:

Тот просит на того за сад изрытый свой,

Другой, что свинью затравили;

И первый говорил:

«Я жив быть не хочу, чтоб ты не заплатил,

Что у меня ты сад изрыл».

Другой же говорил:

«Я жив быть не хочу, чтоб ты не заплатил,

Что свинью у меня мою ты затравил».

Хоть виноваты оба были,

Но кстати ль, чтоб они друг другу уступили?

Нет, мысль их не туда;

Во что б ни стало им, хотят искать суда.

И подлинно, суда искали,

Пока все животы судьям перетаскали.

Не стало ни кола у истцов, ни двора.

Тогда судьи им говорили:

«Мы дело ваше уж решили:

Для пользы вашей и добра

Мириться вам пора».

 

Вопросы для обсуждения:

Почему ругались соседи? Почему возник конфликт? Что такое конфликт?

К чему привела вражда соседей из басни?

Согласны ли вы с автором о том, что «лучше до суда, хотя ни с чем, мириться, Как дело выиграть и вовсе просудиться

Иль, споря о гроше, всем домом разориться»?

Согласны ли вы с решением судей в басне? Почему?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?


 

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны понять, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причин конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону и другие. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить, довести дело до суда, как герои басни и т.д.

Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт, к сожалению, наши герои не сделали это, в результате разорились оба «Не стало ни кола у истцов, ни двора». При этом позиции участников конфликта тоже будут различны: попытка разрешить с позиции силы, отказ от решения проблемы, стремление прийти к соглашению, договориться. Развитие и последствия конфликта зависят от конфликтующих сторон.

 

4.Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

Задания группам

Обратите внимание учащихся на то, что человек может попытаться разрешить конфликт с помощью силы, договориться с противоположной стороной и мирно разрешить конфликт или вообще отказаться от его разрешения. Предложить группам выбрать конкретную ситуацию и смоделировать развитие конфликта, его завершение и последствия для участников конфликта. Пусть они обсудят, какие чувства будут испытывать участники конфликта. Затем школьники могут составить таблицу «Последствия конфликта».

 

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После обсуждения содержания таблицы попросите школьников показать ролевую игру «Различные пути развития и разрешения конфликта», которую они сами придумают. Затем обсудите с учащимися вопросы:

Какой путь разрешения конфликта для человека менее желателен? Почему?

Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

 

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны увидеть и понять, каковы будут последствия выбора для участников конфликта в той или иной ситуации. При отказе от решения проблемы конфликт не бывает разрешен. Стремление разрешить конфликт силой неизбежно ведет к нарушению прав и ущемлению интересов одной из сторон, к углублению старого конфликта или появлению нового. И только стремление конфликтующих сторон к диалогу, соглашению, компромиссу может привести к мирному решению проблемы, и тогда конфликт будет исчерпан.

Проанализировав, какие у участников конфликта возникают чувства, учащиеся должны прийти к выводу, что именно соглашение, мирное решение проблемы конфликтующими сторонами обеспечит человеку нормальное, комфортное самочувствие. А попытка разрешить конфликт с помощью силы всегда ведет к унижению человеческого достоинства, нарушению прав человека.

Таблица «Последствия конфликта» может выглядеть следующим образом:

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

Конфликт не разрешен. Проблема осталась.

Чувство неудовлетворенности, обиды, горечи.

Попытка разрешить конфликт с позиции силы.

1 вариант: конфликт не разрешен. Породил новый конфликт.

2 вариант: конфликт разрешен в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны.

Чувство неудовлетворенности, злости, обиды.

Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства.

Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд.

Отказ от использования силы, диалог, заключение соглашения.

Мирное разрешение конфликта.

Чувство удовлетворенности, радость, гордость за принятое решение.


 

Подвести школьников к выводу, что конфликт может иметь очень неприятные последствия для человека: моральный, материальный и физический ущерб. Большинство людей стремиться избежать насилия, т.к. оно приводит к нарушению прав человека, унижению человеческого достоинства.

IV этап (8 мин)

Итоговая дискуссия

Перед тем как подвести итоги, предложить учащимся обсудить следующие вопросы:

Какой выбор делаете вы лично: конфликтовать или не конфликтовать?

Применять или не применять силу для разрешения конфликта?

Применить или не применять силу для разрешения конфликта? Почему значительная часть людей стремится при разрешении конфликта избежать насилия?

В чем проявляется свобода, выбор и ответственность в межличностных отношениях?

V этап (2 мин)

Подведение итогов работы и выводы

В результате дискуссии учащиеся делают вывод, что насилие порождает жестокость, эгоизм и ответное насилие. Не всегда с помощью силы решается тот или иной конфликт. Нужно пытаться договориться и, если возможно, совместными усилиями, действиями разрешить конфликт. Если противоположная сторона не хочет отказаться от использования силы, то для защиты своих интересов лучше объединиться с другими людьми. Это сделает вашу позицию более значимой и весомой. Ответственность за развитие и последствия конфликта несут его участники.

ДОМОШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Можно предложить школьникам составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, с друзьями».

При наличии времени в качестве рефлексии можно предложить школьникам написать синквейн по понятиям: правило, соглашение, конфликт, насилие, ответственность. Лучше взять не более двух понятий.

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научаться осмысленно, использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк. Этот опыт может пригодиться в дальнейшем на уроках обществознание.


 

Примеры

Права

Правильные, необходимые, общие.

Направляют, оберегают, защищают.

Без них нельзя жить.

Необходимость.

 

Ребенок

Хороший, добрый, веселый.

Играет, гуляет, растет.

Маленький человек.

Радость.

Выбор

Правильный, трудный.

Определяет, решает, обязывает.

Выбор – право человека.

Жизнь.

СМИ

Шокирующее, информационные.

Извещают, осведомляют, обобщают.

Без СМИ невозможно жить.

Новости.

 


 

Использованная литература:

И.Ахметова, Т.Иванова, А.Иоффе, П.Положевец, А.Прутченков, Г.Смирнова Мой выбор. Учебно – методическое пособие для учителей средней школы. Москва. 2003 г. с.42-56.

И.Ахметова, Т.Иванова, А.Иоффе, П.Положевец, А.Прутченков, Г.Смирнова Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. Москва. 2003 г.

Хассан Б.И., Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Организационно – методическое пособие. Москва 2003 г. с.198 – 224.

Сост. Хорошенкова А.В. Поурочное планирование. Обществознание. 6 класс. Изд. «Экстремум» Волгоград. 2007 г. «Урок 24» с. 125-127

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.