12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фофанова Алена Анатольевна136 Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола Материал размещён в группе «В помощь аттестующимся педагогическим работникам» |
Программа «Путь к своему Я»
Программа "Путь к своему Я".
Пояснительная записка.
Сегодня, в связи с ростом числа социально - дезадаптированных людей, особенно остро встает проблема воспитания детей - сирот. Дети, воспитывающиеся вне семьи, характеризуются запаздыванием и отклонением в развитии, вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития, тяжелых условий жизни в раннем детстве, лишения возможностей взаимодействовать с широкой социальной средой. Дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании.
Условия сиротства влекут формирование специфической личности, не всегда подготовленной к взрослой жизни. Поэтому важнейшей задачей детских домов является создание благоприятных для социализации его воспитанников условий, то есть для подготовки к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении: среди членов своей будущей семьи, друзей, коллег по работе, окружающих в общественных местах. Кроме этого одной из главных задач педагогов детских учреждений интернатного типа является помощь детям в фортировании адекватной самооценки и уровня притязаний.
В своей работе я стараюсь ежедневно через систему наблюдений, систему методик и тестирования, разобраться в каждом ребенке и применить специфическое только для этого ребенка педагогическое воздействие. Это помогает скорректировать те негативные последствия, которые возникли у ребенка.
Контингент детей, воспитывающихся в настоящее время в детских государственных учреждениях интернатного вида, представляют собою два типа: либо это дети, имеющие негативный социальный опыт семьи, либо дети, не имеющие опыта семейного воспитания, даже отрицательного.
У оторванного от родителей и помещенного в детский дом ребенка снижается общий психологический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная саморегуляция, эмоционально - познавательные взаимодействия и, как результат тормозится интеллектуальное развитие. Лишение детей материнской заботы сильно сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.
Психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу того сложного психологического образования которое называется «Я - концепцией» и включает всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок (т.е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками.
Характер интерпретации собственного опыта определяет то, что человек должен воспринимать как успех, а что - как неудачу, что называется в психологии уровнем притязания. И эта сложная конструкция, выполняющая столь сложные для нас функции, покоится на простом фундаменте - любви к себе, общем принятии себя.
Вильям Шутц выделял три основные, базальные межличностные потребности:
· в признании.
· в контроле.
· в приятии.
Эти потребности проявляются в поведении человека по отношению к другим людям, в его чувствах к этим людям. Коренятся же базальные межличностные потребности в образе «Я » самого человека, в его отношении к себе, к жизни, в том, кем он себя ощущает. Постепенно (начиная с младенческого возраста), осознание себя самого обретает для человека личностный смысл. Это способствует саморазвитию утверждению индивидуальности, разносторонним достижениям. Индивид начинает оценивать себя, свои поступки и действия, то есть узнавать самого себя (понятия «Я - образа» или «Я - концепции»).
Образ «Я» складывается в результате личностного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. «Я-концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Степень удовлетворенности человека жизнью, мир его счастья непосредственно зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.
Главная цель развития « Я - концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, способствующей повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению как к средствам регулирующим развитие позитивного и адекватного самовосприятия.
«Я - концепция» определяет уровень притязаний. В младшем и среднем школьном возрасте доминирующей составляющей «Я - концепции» является « Я - эмоциональное », которое включает в себя:
1. Чувство уверенности в общественном признании (я нравлюсь ).
2. Чувство уверенности в способности в той или иной деятельности ( я способен ).
3. Чувство значимости, защищенности в своем кругу общения, самоуважения (я значу ).
Цель моей программы: формирование положительного образа «Я», посредством исправления психологических отклонений в развитии ребенка на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности.
Задачи:
1. научить детей правильно оценивать себя, свои способности и возможности,
2. формировать «образ Я», развивать самопознание;
3. корректировать самооценку и уровень притязаний.
Программа предназначена для работы с детьми младшего подросткового возраста воспитанников детских домов
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 мин.
Группа включает 10 человек.
Перспективный план на 1-ый год (2008-2009 гг., 5 класс)
№ | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | ||
1 | Игровой тренинг на развитие внимания | Комбинированное занятие |
2 | Развитие восприятия и наблюдательности | Комбинированное занятие |
3 | Запретить, нельзя разрешить! | Комбинированное занятие |
4 | Развивающая самоподготовка по математике | Комбинированное занятие |
Октябрь | ||
1 | Давай с тобой поговорим | Комбинированное занятие |
2 | Маленькие хитрости, способные помочь в учебе | Комбинированное занятие |
3 | Мечта и фантазия | Комбинированное занятие |
4 | От самоунижения к самоутверждению | Комбинированное занятие |
Ноябрь | ||
1 | Аппликация из разных материалов «Жители Арктики» | Комбинированное занятие |
2 | Я глазами других | Комбинированное занятие |
3 | Язык, мимика и жесты | Комбинированное занятие |
4 | Сказочная эстафета | Комбинированное занятие |
Декабрь | ||
1 | Школа вежливых наук | Комбинированное занятие |
2 | Правила приличия в житейских ситуациях | Комбинированное занятие |
3 | Вы идете в гости: правила поведения | Комбинированное занятие |
4 | Поведение дома | Комбинированное занятие |
Январь | ||
1 | Что мы знаем о глазах | Комбинированное занятие |
2 | Как мы движемся | Комбинированное занятие |
3 | Осанка | Комбинированное занятие |
4 | Как укрепить свои мышцы | Комбинированное занятие |
Февраль | ||
1 | Кто мы есть | Комбинированное занятие |
2 | Правила общения с окружающими | Комбинированное занятие |
3 | Как заводить себе друзей | Комбинированное занятие |
4 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | Комбинированное занятие |
Март | ||
1 | Поучительная сказка «А сам чуть не сгорел | Комбинированное занятие |
2 | Если возник пожар | Комбинированное занятие |
3 | Вредные привычки | Комбинированное занятие |
4 | Добрые дела | Комбинированное занятие |
Апрель | ||
1 | Уважение и понимание: основы терпимости | Комбинированное занятие |
2 | Голоса детей: ответ насилию | Комбинированное занятие |
3 | Учимся принимать решения | Комбинированное занятие |
4 | Выход из конфликтов | Комбинированное занятие |
Май | ||
1 | Возмездие | Комбинированное занятие |
2 | Откуда мы родом | Комбинированное занятие |
3 | Как научиться соблюдать режим дня | Комбинированное занятие |
4 | Остров безопасности | Комбинированное занятие |
Перспективный план на 2-ой год (2009-2010 гг., 6 класс)
№ | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | ||
1 | Путешествие начинается. | Комбинированное занятие |
2 | Дружба. | Комбинированное занятие |
3 | Моя уверенность. | Комбинированное занятие |
4 | Что такое равнодушие. | Комбинированное занятие |
Октябрь | ||
1 | Одна из моих сторон Я. | Комбинированное занятие |
2 | Познавательная активность | Комбинированное занятие |
3 | Многоликая королева. | Комбинированное занятие |
4 | Волшебная поляна | Комбинированное занятие |
Ноябрь | ||
1 | Ворота без ключа. | Комбинированное занятие |
2 | Рудник сновидений. | Комбинированное занятие |
3 | Ворота сфинксов. | Комбинированное занятие |
4 | Гибкость поведения. | Комбинированное занятие |
Декабрь | ||
1 | Голос тишины. | Комбинированное занятие |
2 | Моя самооценка. | Комбинированное занятие |
3 | Навстречу везению. | Комбинированное занятие |
4 | Свет и тень. | Комбинированное занятие |
Январь | ||
1 | Сплоченность группы. | Комбинированное занятие |
2 | Свет мой зеркальце, скажи. | Комбинированное занятие |
3 | Истина или ложь. | Комбинированное занятие |
4 | Встреча с другом. | Комбинированное занятие |
Февраль | ||
1 | Аукцион идей. | Комбинированное занятие |
2 | Путешествие экипажами. | Комбинированное занятие |
3 | Идея. | Комбинированное занятие |
4 | Ассоциативный ряд. | Комбинированное занятие |
Март | ||
1 | Я - дома, я - в школе, я – среди друзей. | Комбинированное занятие |
2 | Мои сильные и слабые стороны. | Комбинированное занятие |
3 | Самоуважение и уважение к другим | Комбинированное занятие |
4 | Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть. | Комбинированное занятие |
Апрель | ||
1 | Мои «почему» и ответы на них. | Комбинированное занятие |
2 | «Счастливый случай» | Комбинированное занятие |
3 | Как повысить культуру моей речи. | Комбинированное занятие |
4 | Профессии милосердия и добра. | Комбинированное занятие |
Май | ||
1 | Мир моих способностей. | Комбинированное занятие |
2 | Время, события, даты. | Комбинированное занятие |
3 | Удивительный язык жестов. | Комбинированное занятие |
4 | Как научиться развивать у себя способность считывать значение микрожестов. | Комбинированное занятие |
Применяя разнообразные методы и приемы, а также методики, я стараюсь научить детей адекватно оценивать свои действия и поступки.
Ожидаемые результаты.
В конце учебного года дети должны уметь:
1. Создать, развить и сохранить в себе состояние уверенности.
2. Осознать свои сильные и слабые стороны при общении с другими.
3. Укрепить позитивный образ себя;
4. Потренироваться в сознательном «ведении себя»;
5. Красноречо и убедительно выражать свои мысли.
6. Бесконфликтно общаться.
7. Производить хорошее впечатление.
8. Должна быть сформирована адекватная самооценка и уровень притязаний.
Список используемой литературы.
1. Классные часы: 6 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. — М.: ВАКО, 2010.
2. Классные часы: 5 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. — М.: ВАКО, 2010.
3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 112 с.
4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2007. -368 с.
5. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.
6. Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая-обучаемся, познавая - развиваемся: книга для классных руководителей 5-8 классов. - Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.
7. Селевко Г.К. Утверждай себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.