Программа «Путь к своему Я» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 23 January 2019 в группе

Программа "Путь к своему Я".

Пояснительная записка.

 Сегодня, в связи с ростом числа социально - дезадаптированных людей, особенно остро встает проблема воспитания детей - сирот. Дети, воспитывающиеся вне семьи, характеризуются запаздыванием и отклонением в развитии, вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития, тяжелых условий жизни в раннем детстве, лишения возможностей взаимодействовать с широкой социальной средой. Дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании.

Условия сиротства влекут формирование специфической личности, не всегда подготовленной к взрослой жизни. Поэтому важнейшей задачей детских домов является создание благоприятных для социализации его воспитанников условий, то есть для подготовки к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении: среди членов своей будущей семьи, друзей, коллег по работе, окружающих в общественных местах. Кроме этого одной из главных задач педагогов детских учреждений интернатного типа является помощь детям в фортировании адекватной самооценки и уровня притязаний.

В своей работе я стараюсь ежедневно через систему наблюдений, систему методик и тестирования, разобраться в каждом ребенке и применить специфическое только для этого ребенка педагогическое воздействие. Это помогает скорректировать те негативные последствия, которые возникли у ребенка.

Контингент детей, воспитывающихся в настоящее время в детских государственных учреждениях интернатного вида, представляют собою два типа: либо это дети, имеющие негативный социальный опыт семьи, либо дети, не имеющие опыта семейного воспитания, даже отрицательного.

У оторванного от родителей и помещенного в детский дом ребенка снижается общий психологический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная саморегуляция, эмоционально - познавательные взаимодействия и, как результат тормозится интеллектуальное развитие. Лишение детей материнской заботы сильно сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.

Психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу того сложного психологического образования которое называется «Я - концепцией» и включает всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок (т.е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками.

Характер интерпретации собственного опыта определяет то, что человек должен воспринимать как успех, а что - как неудачу, что называется в психологии уровнем притязания. И эта сложная конструкция, выполняющая столь сложные для нас функции, покоится на простом фундаменте - любви к себе, общем принятии себя.

Вильям Шутц выделял три основные, базальные межличностные потребности:

·        в признании.

·        в контроле.

·        в приятии.

Эти потребности проявляются в поведении человека по отношению к другим людям, в его чувствах к этим людям. Коренятся же базальные межличностные потребности в образе «Я » самого человека, в его отношении к себе, к жизни, в том, кем он себя ощущает. Постепенно (начиная с младенческого возраста), осознание себя самого обретает для человека личностный смысл. Это способствует саморазвитию утверждению индивидуальности, разносторонним достижениям. Индивид начинает оценивать себя, свои поступки и действия, то есть узнавать самого себя (понятия «Я - образа» или «Я - концепции»).

Образ «Я» складывается в результате личностного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. «Я-концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Степень удовлетворенности человека жизнью, мир его счастья непосредственно зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Главная цель развития « Я - концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, способствующей повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению как к средствам регулирующим развитие позитивного и адекватного самовосприятия.

«Я - концепция» определяет уровень притязаний. В младшем и среднем школьном возрасте доминирующей составляющей «Я - концепции» является « Я - эмоциональное », которое включает в себя:

1.     Чувство уверенности в общественном признании (я нравлюсь ).

2.     Чувство уверенности в способности в той или иной деятельности ( я способен ).

3.     Чувство значимости, защищенности в своем кругу общения, самоуважения (я значу ).

Цель моей программы: формирование положительного образа «Я», посредством исправления психологических отклонений в развитии ребенка на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности.

Задачи:

1.     научить детей правильно оценивать себя, свои способности и возможности,

2.     формировать «образ  Я», развивать самопознание;

3.     корректировать самооценку и уровень притязаний.

Программа предназначена для работы с детьми младшего подросткового возраста воспитанников детских домов

Занятия проводятся один раз в неделю по 40 мин.

Группа включает 10 человек.

                   Перспективный план на 1-ый год (2008-2009 гг., 5 класс)

 

Тема

Форма проведения

Сентябрь

1

Игровой тренинг на развитие внимания

Комбинированное занятие

2

Развитие восприятия и наблюдательности

Комбинированное занятие

3

Запретить, нельзя разрешить!

Комбинированное занятие

4

Развивающая самоподготовка по математике

Комбинированное занятие

Октябрь

1

Давай с тобой поговорим

Комбинированное занятие

2

Маленькие хитрости, способные помочь в учебе

Комбинированное занятие

3

Мечта и фантазия

Комбинированное занятие

4

От самоунижения к самоутверждению

Комбинированное занятие

Ноябрь

1

Аппликация из разных материалов «Жители Арктики»

Комбинированное занятие

2

Я глазами других

Комбинированное занятие

3

Язык, мимика и жесты

Комбинированное занятие

4

Сказочная эстафета

Комбинированное занятие

Декабрь

1

Школа вежливых наук

Комбинированное занятие

2

Правила приличия в житейских ситуациях

Комбинированное занятие

3

Вы идете в гости: правила поведения

Комбинированное занятие

4

Поведение дома

Комбинированное занятие

Январь

1

Что мы знаем о глазах

Комбинированное занятие

2

Как мы движемся

Комбинированное занятие

3

Осанка

Комбинированное занятие

4

Как укрепить свои мышцы

Комбинированное занятие

Февраль

1

Кто мы есть

Комбинированное занятие

2

Правила общения с окружающими

Комбинированное занятие

3

Как заводить себе друзей

Комбинированное занятие

4

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Комбинированное занятие

Март

1

Поучительная сказка «А сам чуть не сгорел

Комбинированное занятие

2

Если возник пожар

Комбинированное занятие

3

Вредные привычки

Комбинированное занятие

4

Добрые дела

Комбинированное занятие

Апрель

1

Уважение и понимание: основы терпимости

Комбинированное занятие

2

Голоса детей: ответ насилию

Комбинированное занятие

3

Учимся принимать решения

Комбинированное занятие

4

Выход из конфликтов

Комбинированное занятие

Май

1

Возмездие

Комбинированное занятие

2

Откуда мы родом

Комбинированное занятие

3

Как научиться соблюдать режим дня

Комбинированное занятие

4

Остров безопасности

Комбинированное занятие

 

Перспективный план на 2-ой год (2009-2010 гг., 6 класс)

 

Тема

Форма проведения

Сентябрь

1

Путешествие начинается.

Комбинированное занятие

2

Дружба.

Комбинированное занятие

3

Моя уверенность.

Комбинированное занятие

4

Что такое равнодушие.

Комбинированное занятие

Октябрь

1

Одна из моих сторон Я.

Комбинированное занятие

2

Познавательная активность

Комбинированное занятие

3

Многоликая королева.

Комбинированное занятие

4

Волшебная поляна

Комбинированное занятие

Ноябрь

1

Ворота без ключа.

Комбинированное занятие

2

Рудник сновидений.

Комбинированное занятие

3

Ворота сфинксов.

Комбинированное занятие

4

Гибкость поведения.

Комбинированное занятие

Декабрь

1

Голос тишины.

Комбинированное занятие

2

Моя самооценка.

Комбинированное занятие

3

Навстречу везению.

Комбинированное занятие

4

Свет и тень.

Комбинированное занятие

Январь

1

Сплоченность группы.

Комбинированное занятие

2

Свет мой зеркальце, скажи.

Комбинированное занятие

3

Истина или ложь.

Комбинированное занятие

4

Встреча с другом.

Комбинированное занятие

Февраль

1

Аукцион идей.

Комбинированное занятие

2

Путешествие экипажами.

Комбинированное занятие

3

Идея.

Комбинированное занятие

4

Ассоциативный ряд.

Комбинированное занятие

Март

1

Я - дома, я - в школе, я – среди друзей.

Комбинированное занятие

2

Мои сильные и слабые стороны.

Комбинированное занятие

3

Самоуважение и уважение к другим

Комбинированное занятие

4

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.

Комбинированное занятие

Апрель

1

Мои «почему» и ответы на них.

Комбинированное занятие

2

«Счастливый случай»

Комбинированное занятие

3

Как повысить культуру моей речи.

Комбинированное занятие

4

Профессии милосердия и добра.

Комбинированное занятие

Май

1

Мир моих способностей.

Комбинированное занятие

2

Время, события, даты.

Комбинированное занятие

3

Удивительный язык жестов.

Комбинированное занятие

4

Как научиться развивать у себя способность считывать значение микрожестов.

Комбинированное занятие

 

Применяя разнообразные методы и приемы, а также методики, я стараюсь научить детей адекватно оценивать свои действия и поступки.

Ожидаемые результаты.

 В конце учебного года дети должны уметь:

1.     Создать, развить и сохранить в себе состояние уверенности.

2.     Осознать свои сильные и слабые  стороны при  общении  с другими.

3.     Укрепить позитивный образ себя;

4.     Потренироваться в сознательном «ведении себя»;

5.     Красноречо и убедительно выражать свои мысли.

6.     Бесконфликтно общаться.

7.     Производить хорошее впечатление.

8.     Должна быть сформирована адекватная самооценка и уровень притязаний.

  

                                       Список используемой литературы.

 

1.     Классные часы: 6 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. — М.: ВАКО, 2010.

2.     Классные часы: 5 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. — М.: ВАКО, 2010.

3.     Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 112 с.

4.     Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2007. -368 с.

5.     Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.

6.     Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая-обучаемся, познавая - развиваемся: книга для классных руководителей 5-8 классов. - Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.

7.     Селевко Г.К. Утверждай себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.