Занятие «Знакомство со школьной библиотекой»
Экскурсия в школьную библиотеку.
Цель мероприятия: Знакомство с библиотекой, абонементом и читальным залом. Как самому выбрать книгу (ящик для выбора книг). Как записаться в библиотеку.
Путешествие в книжный город. Билет на поезд: «Дорогой друг сегодня ты совершил маленькое путешествие в «книжный город». Приглашаем тебя побывать у нас еще раз. Книжки про Буратино и Вини пуха, дядю Степу и Мальчиша – Кибальчиша ждут тебя на наших полках. Взять их можно в библиотеке. Билет получают те ребята, которые отгадают загадку про библиотеку.
Говорит, не говорит
Слышать не слышит и нам объясняет (Книга).
2.У стены – большой и важный
Дом стоит многоэтажный
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф).
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мной подружиться
Надо грамоте учиться. (Книга)
Эта комната – книжный городок, живут в нем книжки. У каждой своя комната на полке. В нем есть улицы и дома. В одном поселились сказки, в другом стихи, в третьем рассказ о нашей Родине.
Вы слышали сказку о Красной шапочке? Со временем узнаете ее адрес в нашем книжном городе. Вы станете читателями школьной библиотеке. Осмотрите владения книжного городка, познакомьтесь с его жителями поближе. Знайте, жители книжного городка, разговаривают молча, поэтому здесь всегда стоит тишина.
А сейчас я расскажу о книге. Было это не очень далекие времена и совсем рядом в нашем книжном городе. Книжки в нем жили, не тужили. К ним приходили ребята такие же ребята как вы.
Звали к себе домой в гости. Не на долго, на неделю или две. Книжки радовались, они ведь любят путешествовать, водить дружбу со школьниками, знакомиться с новыми людьми. Некоторым книжкам нравилось в гостях, их одевали там, в красивые платья, называемые суперобложками. Между листочками клали некоторые закладки, чтобы быстро найти последнюю прочитанную страницу. Вот такие, посмотрите. А отдыхали они на чистых столиках или в застекленных шкафах.
Но нескольким книжкам в гостях жилось плохо.
« Меня под диван ногой затолкнули» - жаловалась одна.
«Страничку помяли» - подхватила другая. К обиженным, пришли их верные друзья из кружка « Умелые руки», айболиты книжного городка. Ребята лечили книжки и те снова стали красивее.
Чтоб книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил повторяйте за мной:
Бери книгу чистыми руками.
Не перегибай книгу, от этого страдают страницы.
Не кладите в книгу карандашей и других предметов. От этого рвется переплет.
Не загибай страниц, пользуйтесь закладкой.
Не читайте книгу во время еды.
Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
Запомните, ребята, эти правила. А сейчас посмотрите, как оформлены ваши книги, учебники, какие они яркие, нарядные, красивые. А как создается книга? Над созданием книги, учебника работают ученые, а чаще коллектив ученых, авторский коллектив, они пишут рукописи книг и приносят в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства кипит другая работа – нужна бумага, чтобы напечатать книгу. Для создания книги нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес, а потом сплавлять его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы : и рукопись и бумага. Начинается работа в типографии, где должны печатать миллионы учебников и книг. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики. Как видите, прежде чем книга или учебник попадут к вам на парту, в создании их примут участие сотни людей. Поэтому в учебниках к вам есть обращение « Учебник твой друг и помощник». В него вложен труд многих людей. Помни, им будут пользоваться твои младшие товарищи. Береги его».
Путешествие наше продолжается.
Первая остановка в книжном городке это абонемент. Это место в библиотеке, где книги дают на дом. Можно посоветоваться с библиотекарем, походить не торопясь вдоль длинных стеллажей выбрать книгу и унести ее на 10 -15 дней домой. На каждого из вас заводится карточка (формуляр читателя) куда записывают название книги и дату, когда она взята. Долго держать книгу нельзя, т.к. ее захотят прочитать другие.
Вторая остановка – читальный зал. Сюда приходят читать книги, которых мало в библиотеке и домой их, поэтому не дают, но книги очень интересные. Ребята их читают, а когда собираются уходить домой возвращают. Здесь читают книги, журналы, газеты. В читальном зале надо вести себя тихо, не разговаривать, спрашивать шепотом. Вообще в библиотеке разговаривают тихо, чтобы не мешать, остальным читать. К книгам относится бережно, их нельзя портить, делать пометки на страницах, ведь после тебя книги попадут ко многим читателям. Все книги находятся на полках в определенном порядке. Книги нужно ставить на то место, откуда ты их взял. Сегодня некоторые, книжкины герои прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто их прислал.
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята. Волк и семеро козлят).
Очень расстроена, нечаянно разбила яичко.(Мышка. Курочка ряба).
Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки. ( Грязнуля. Мойдодыр).
Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. (Волк. Лисичка – сестричка и серый волк).
Дорогие гости помогите Паука – злодея зарубите (Муха – Цокотуха).
Пришлите, пожалуйста, капли
Мы лягушками, нынче объелись и у нас, животы разболелись (Цапли. Телефон).
7.Про какие это книжки?
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой (Медведь и Маша).
8.Про чей это дом?
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила.
Но беда пришла нежданно.
Этот дом сгорел дотла (Кошкин дом).
9. С кем это случилось?
Во дворе веселый бал.
Башмачок с ноги упал (Золушка).
10. Эй, вы звери,
Выходите!
Крокодила победите!
Чтобы жадный крокодил,
Солнце в небо воротил! ( Краденое солнце).
А теперь пускай каждый из вас, выберет
себе книгу и запишется в библиотеку.