12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ванчугова Светлана Михайловна10373 В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников Россия, Кировская обл., советск |
Статья «Путь к успеху» (эффективный опыт наставничества в образовании)
Ванчугова Светлана Михайловна ,
Учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП №1
Г. Советска Кировской области
Путь к успеху!
Описание опыта работы наставничества
Модель: Учитель – учитель
Аннотация : Всем нам нужен наставник. Кто же такой наставник? Наставник – это человек, который не просто передает конкретный опыт, знания и обучает по принципу: « делай, как я». Это человек с большим жизненным и профессиональным опытом, который знает, как решать те или иные задачи и готов не просто учить, а направлять молодого коллегу и совместно с ним преодолевать все трудности становления в профессии. Его подопечный должен постоянно находиться в ситуации успеха и всегда получать помощь и поддержку. Для организации работы наставника и наставляемого нами разработана данная программа и рабочая тетрадь « Путь к успеху» Цель программы : формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодого педагога, осуществление его профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя. |
Задачи Обеспечить успешное закрепление в школе молодого специалиста Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне. Организовать методическую работу с наставляемым в условиях школы. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный опыт. Адаптировать наставляемого к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. Основная идея: создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ожидаемые результаты: 1.Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности нового члена педагогического коллектива; 2. формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами; |
3. формирование умений анализировать причины успехов инеудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;
4. реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;
5. рост рейтинга молодого учителя среди участников образовательных отношений.
Теоретическая значимость : определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемым.
Практическая значимость: позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемого педагога; помощь в достижении личностно-значимых целей.
Для фиксации результатов нашей работы нами была разработана тетрадь
« Путь к успеху» ( Приложение1)
Нами был составлен алгоритм работы
1. Определяем цель: например, стать квалифицированным учителем
2. Проводим аудит себя и своего окружения
3. Определяем направления профессионального и личного развития
4. Двигаемся к цели
5. Планируем самопродвижение
Вся работа была выстроена по 4 направлениям – шагам
Выбрана методическая тема самообразования- саморазвития
« Цифровизация образовательного процесса»
Рассмотрим реализацию данной темы в программе « Наставничества» по 4 блокам- шагам
1 шаг АУДИТ | ||||
АДАПТАЦИЯ | ||||
Начало сотрудничества с наставником | ||||
Наставник и подопечный начинают работу с запроса: наставник предлагает помочь или наставляемый обращается за помощью. Участникам наставничества должно быть комфортно работать и общаться вместе. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют виды и формы сотрудничества. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ними. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. | ||||
Разработка макета газеты | ||||
ИКТ | Использование ИКТ на уроках | |||
УЧИТЕЛЬ | Начальная школа | |||
САМОРАЗВИТИЕ | Открытый урок | |||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ | Актив класса | |||
этапы | наставник | наставляемый | итог | |
Я ПОКАЗЫВАЮ | уроки | наблюдаю | Анализ уроков | |
Я РЕКОМЕНДУЮ | Изучить основные ИКТ-технологии | Изучаю | Таблица «Подбор ИКТ-ресурсов для урока» | |
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ | Разрабатываем уроки | Разрабатываем уроки | Разработка уроков с применением ИКТ | |
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ | Анализ технологической карты урока и составление рекомендаций | Апробация этапов урока | Проведение уроков с применением ИКТ |
( Приложение2)
2 шаг – РАЗВИТИЕ | ||||
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ У НАСТАВНИКА | ||||
Разработка и анализ | ||||
Наставник разрабатывает проектную идею, анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут наставляемому довести дело до конца. | ||||
Запуск проекта «Первошкольные Вести» | ||||
ИКТ | ИКТ во внеурочной деятельности | |||
УЧИТЕЛЬ | Внеурочка | |||
САМОРАЗВИТИЕ | КТД «Цветок добра» | |||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ | Выпуск «НашаНачалочка» | |||
этапы | наставник | наставляемый | итог | |
Я ПОКАЗЫВАЮ | Внеурочные занятия, классные часы | Наблюдение | Обсуждение и анализ | |
Я РЕКОМЕНДУЮ | Изучить методику проведения квест-игр | Изучение и выборквест-игр | Составление тезисов по организации квест- игр | |
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ | Разработка квеста «Цветок Добра» | Разработка квеста «Цветок Добра» | Проведение квеста | |
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ | Познакомить коллег с разработкой | Размещение разработки в чате ОУ и электронном издании УрокРФ | Положительные отзывы коллег |
( Приложение3)
3 шаг – РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||
СОТРУДНИЧЕСТВО С НАСТАВНИКОМ | ||||
Производительность и вмешательство | ||||
Это основная фаза работы наставника. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе наставник спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?» | ||||
Создание книги детских стихов | ||||
ИКТ | Клуб «КОУЧ» | |||
УЧИТЕЛЬ | 1 категория | |||
САМОРАЗВИТИЕ | Мировое кафе | |||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ | Медиалидеры (г. Киров) | |||
этапы | наставник | наставляемый | итог | |
Я ПОКАЗЫВАЮ | Классические формы групповой работы | Наблюдение | Анализ форм групповой работы | |
Я РЕКОМЕНДУЮ | Изучить новые формы групповой работы | Изучение новых форм групповой работы | Сравнительный анализ и выбор оптимальных форм групповой работы | |
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ | Выбор метода фасилитации и разработка мастер-класса | Выбор метода фасилитации и разработка мастер-класса | Проведение мастер класса «Мировое кафе» | |
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ | Продолжить работу по проведению совместных мастер классов | Создание клуба для учителей «КОУЧ» | Совместная работа с учителями ОУ через встречи клуба: Креативное объединение учителей. |
( Приложение 4)
4 шаг – ПРОДВИЖЕНИЕ | |||
Я - НАСТАВНИК | |||
Отражение | |||
На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Наставник видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Наставник и наставляемый подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. | |||
Рабочая программа Сам Себе Режиссёр на 3 года | |||
ИКТ | Системный администратор | ||
УЧИТЕЛЬ | Советник по воспитанию | ||
САМОРАЗВИТИЕ | Проведение мастер-классов | ||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ | Работа в медиацентре школы | ||
этапы | наставник | наставляемый | итог |
Я ПОКАЗЫВАЮ | Активная форма обобщения опыта | Изучаю и систематизируюактивные формы обобщения опыта | Инфографика «Активные формы обобщения опыта» |
Я РЕКОМЕНДУЮ | Разработать самостоятельно МК | Разрабатываю МК | Анализ разработки |
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ | Проведение МК на методической неделе в школе | Проведение МК на методической неделе в школе | Взаимопосещение и анализ МК |
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ | Представление МК перед методическим сообществом | Представление МК перед методическим сообществом | Тиражирование опыта работы |
( Приложение 5)
Каждый шаг нашей работы имеет конкретный продукт.
Кроме того, мы не ограничиваемся рамками только определенных профессиональных навыков молодого педагога. Мы не определяем конкретные сроки.
Я проецирую свой опыт на свою подопечную, вместе мы составляем индивидуальную стратегию ее развития и идем к цели по составленному плану. Реализуя одну цель, мы тут же ставим новую. Всю работу с молодым педагогом я строю на плану: я показываю- рекомендую- делаю вместе с ней- обобщаю и мотивирую .Это ежедневное сотрудничество « в тандеме», содружество не только нас, как учителей, но и наших учеников. Это консультации, акции, проекты, уроки, совместные мероприятия, издание газеты, создание книги, поездки, мастер-классы, и просто « разговоры по душам». Это постоянный успех, профессиональный рост - мой, как наставника, и ее, как наставляемой.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение3
Совместный мастер- класс « Мировое кафе»
Клуб « КОУЧ»
Совместное издание сборника
Приложение 4