Статья «Путь к успеху» (эффективный опыт наставничества в образовании)
Ванчугова Светлана Михайловна ,
Учитель начальных классов
МОУ СОШ с УИОП №1
Г. Советска Кировской области
Путь к успеху!
Описание опыта работы наставничества
Модель: Учитель – учитель
Аннотация : Всем нам нужен наставник. Кто же такой наставник? Наставник – это человек, который не просто передает конкретный опыт, знания и обучает по принципу: « делай, как я». Это человек с большим жизненным и профессиональным опытом, который знает, как решать те или иные задачи и готов не просто учить, а направлять молодого коллегу и совместно с ним преодолевать все трудности становления в профессии. Его подопечный должен постоянно находиться в ситуации успеха и всегда получать помощь и поддержку. Для организации работы наставника и наставляемого нами разработана данная программа и рабочая тетрадь « Путь к успеху» Цель программы : формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодого педагога, осуществление его профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя. |
Задачи Обеспечить успешное закрепление в школе молодого специалиста Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне. Организовать методическую работу с наставляемым в условиях школы. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный опыт. Адаптировать наставляемого к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. Основная идея: создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ожидаемые результаты: 1.Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности нового члена педагогического коллектива; 2. формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами; |
3. формирование умений анализировать причины успехов инеудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;
4. реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;
5. рост рейтинга молодого учителя среди участников образовательных отношений.
Теоретическая значимость : определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемым.
Практическая значимость: позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемого педагога; помощь в достижении личностно-значимых целей.
Для фиксации результатов нашей работы нами была разработана тетрадь
« Путь к успеху» ( Приложение1)
Нами был составлен алгоритм работы
1. Определяем цель: например, стать квалифицированным учителем
2. Проводим аудит себя и своего окружения
3. Определяем направления профессионального и личного развития
4. Двигаемся к цели
5. Планируем самопродвижение
Вся работа была выстроена по 4 направлениям – шагам
Выбрана методическая тема самообразования- саморазвития
« Цифровизация образовательного процесса»
Рассмотрим реализацию данной темы в программе « Наставничества» по 4 блокам- шагам
1 шаг АУДИТ |
||||
АДАПТАЦИЯ |
||||
Начало сотрудничества с наставником |
||||
Наставник и подопечный начинают работу с запроса: наставник предлагает помочь или наставляемый обращается за помощью. Участникам наставничества должно быть комфортно работать и общаться вместе. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют виды и формы сотрудничества. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ними. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. |
||||
Разработка макета газеты |
||||
ИКТ |
Использование ИКТ на уроках |
|||
УЧИТЕЛЬ |
Начальная школа |
|||
САМОРАЗВИТИЕ |
Открытый урок |
|||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ |
Актив класса |
|||
этапы |
наставник |
наставляемый |
итог |
|
Я ПОКАЗЫВАЮ |
уроки |
наблюдаю |
Анализ уроков |
|
Я РЕКОМЕНДУЮ |
Изучить основные ИКТ-технологии |
Изучаю |
Таблица «Подбор ИКТ-ресурсов для урока» |
|
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ |
Разрабатываем уроки |
Разрабатываем уроки |
Разработка уроков с применением ИКТ |
|
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ |
Анализ технологической карты урока и составление рекомендаций |
Апробация этапов урока |
Проведение уроков с применением ИКТ |
( Приложение2)
2 шаг – РАЗВИТИЕ |
||||
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ У НАСТАВНИКА |
||||
Разработка и анализ |
||||
Наставник разрабатывает проектную идею, анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут наставляемому довести дело до конца. |
||||
Запуск проекта «Первошкольные Вести» |
||||
ИКТ |
ИКТ во внеурочной деятельности |
|||
УЧИТЕЛЬ |
Внеурочка |
|||
САМОРАЗВИТИЕ |
КТД «Цветок добра» |
|||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ |
Выпуск «НашаНачалочка» |
|||
этапы |
наставник |
наставляемый |
итог |
|
Я ПОКАЗЫВАЮ |
Внеурочные занятия, классные часы |
Наблюдение |
Обсуждение и анализ |
|
Я РЕКОМЕНДУЮ |
Изучить методику проведения квест-игр |
Изучение и выборквест-игр |
Составление тезисов по организации квест- игр |
|
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ |
Разработка квеста «Цветок Добра» |
Разработка квеста «Цветок Добра» |
Проведение квеста |
|
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ |
Познакомить коллег с разработкой |
Размещение разработки в чате ОУ и электронном издании УрокРФ |
Положительные отзывы коллег |
( Приложение3)
3 шаг – РЕЗУЛЬТАТЫ |
||||
СОТРУДНИЧЕСТВО С НАСТАВНИКОМ |
||||
Производительность и вмешательство |
||||
Это основная фаза работы наставника. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе наставник спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?» |
||||
Создание книги детских стихов |
||||
ИКТ |
Клуб «КОУЧ» |
|||
УЧИТЕЛЬ |
1 категория |
|||
САМОРАЗВИТИЕ |
Мировое кафе |
|||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ |
Медиалидеры (г. Киров) |
|||
этапы |
наставник |
наставляемый |
итог |
|
Я ПОКАЗЫВАЮ |
Классические формы групповой работы |
Наблюдение |
Анализ форм групповой работы |
|
Я РЕКОМЕНДУЮ |
Изучить новые формы групповой работы |
Изучение новых форм групповой работы |
Сравнительный анализ и выбор оптимальных форм групповой работы |
|
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ |
Выбор метода фасилитации и разработка мастер-класса |
Выбор метода фасилитации и разработка мастер-класса |
Проведение мастер класса «Мировое кафе» |
|
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ |
Продолжить работу по проведению совместных мастер классов |
Создание клуба для учителей «КОУЧ» |
Совместная работа с учителями ОУ через встречи клуба: Креативное объединение учителей. |
( Приложение 4)
4 шаг – ПРОДВИЖЕНИЕ |
|||
Я - НАСТАВНИК |
|||
Отражение |
|||
На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Наставник видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Наставник и наставляемый подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. |
|||
Рабочая программа Сам Себе Режиссёр на 3 года |
|||
ИКТ |
Системный администратор |
||
УЧИТЕЛЬ |
Советник по воспитанию |
||
САМОРАЗВИТИЕ |
Проведение мастер-классов |
||
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ |
Работа в медиацентре школы |
||
этапы |
наставник |
наставляемый |
итог |
Я ПОКАЗЫВАЮ |
Активная форма обобщения опыта |
Изучаю и систематизируюактивные формы обобщения опыта |
Инфографика «Активные формы обобщения опыта» |
Я РЕКОМЕНДУЮ |
Разработать самостоятельно МК |
Разрабатываю МК |
Анализ разработки |
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ |
Проведение МК на методической неделе в школе |
Проведение МК на методической неделе в школе |
Взаимопосещение и анализ МК |
ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ |
Представление МК перед методическим сообществом |
Представление МК перед методическим сообществом |
Тиражирование опыта работы |
( Приложение 5)
Каждый шаг нашей работы имеет конкретный продукт.
Кроме того, мы не ограничиваемся рамками только определенных профессиональных навыков молодого педагога. Мы не определяем конкретные сроки.
Я проецирую свой опыт на свою подопечную, вместе мы составляем индивидуальную стратегию ее развития и идем к цели по составленному плану. Реализуя одну цель, мы тут же ставим новую. Всю работу с молодым педагогом я строю на плану: я показываю- рекомендую- делаю вместе с ней- обобщаю и мотивирую .Это ежедневное сотрудничество « в тандеме», содружество не только нас, как учителей, но и наших учеников. Это консультации, акции, проекты, уроки, совместные мероприятия, издание газеты, создание книги, поездки, мастер-классы, и просто « разговоры по душам». Это постоянный успех, профессиональный рост - мой, как наставника, и ее, как наставляемой.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение3
Совместный мастер- класс « Мировое кафе»
Клуб « КОУЧ»
Совместное издание сборника
Приложение 4
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Ванчугова Светлана Михайловна