Статья «Путь к успеху» (эффективный опыт наставничества в образовании)

11
3
Материал опубликован 19 February 2023

Ванчугова Светлана Михайловна ,

Учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №1

Г. Советска Кировской области

                                                         Путь к успеху!


 

Описание опыта работы наставничества

Модель: Учитель – учитель

 

 

 

 

 

t1676814211aa.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация : Всем нам нужен наставник. Кто же такой наставник? Наставник – это человек, который не просто передает конкретный опыт, знания и обучает по принципу: « делай, как я». Это человек с большим жизненным и профессиональным опытом, который знает, как решать те или иные задачи и готов не просто учить, а направлять молодого коллегу и совместно с ним преодолевать все трудности становления в профессии. Его подопечный должен постоянно находиться в ситуации успеха и всегда получать помощь и поддержку. Для организации работы наставника и наставляемого нами разработана данная программа и рабочая тетрадь « Путь к успеху»

Цель программы : формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодого педагога, осуществление его профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

Задачи

Обеспечить успешное закрепление в школе молодого специалиста

Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

Организовать методическую работу с наставляемым в условиях школы.

Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный опыт.

Адаптировать наставляемого к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

Основная идея: создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Ожидаемые результаты:

1.Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности нового члена педагогического коллектива;

2. формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами;

3. формирование умений анализировать причины успехов инеудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;

4. реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;

5. рост рейтинга молодого учителя среди участников образовательных отношений.

Теоретическая значимость : определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемым.

Практическая значимость: позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемого педагога; помощь в достижении личностно-значимых целей.

Для фиксации результатов нашей работы нами была разработана тетрадь

« Путь к успеху» ( Приложение1)

Нами был составлен алгоритм работы

1. Определяем цель: например, стать квалифицированным учителем

2. Проводим аудит себя и своего окружения

3. Определяем направления профессионального и личного развития

4. Двигаемся к цели

5. Планируем самопродвижение

Вся работа была выстроена по 4 направлениям – шагам

Выбрана методическая тема самообразования- саморазвития

« Цифровизация образовательного процесса»

Рассмотрим реализацию данной темы в программе « Наставничества» по 4 блокам- шагам

1 шаг АУДИТ

АДАПТАЦИЯ

Начало сотрудничества с наставником

Наставник и подопечный начинают работу с запроса: наставник предлагает помочь или наставляемый обращается за помощью. Участникам наставничества должно быть комфортно работать и общаться вместе. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют виды и формы сотрудничества. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ними. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи.

Разработка макета газеты

ИКТ

Использование ИКТ на уроках

УЧИТЕЛЬ

Начальная школа

САМОРАЗВИТИЕ

Открытый урок

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Актив класса

этапы

наставник

наставляемый

итог

Я ПОКАЗЫВАЮ

уроки

наблюдаю

Анализ уроков

Я РЕКОМЕНДУЮ

Изучить основные ИКТ-технологии

Изучаю

Таблица «Подбор ИКТ-ресурсов для урока»

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Разрабатываем уроки

Разрабатываем уроки

Разработка уроков с применением ИКТ

ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ

Анализ технологической карты урока и составление рекомендаций

Апробация этапов урока

Проведение уроков с применением ИКТ

( Приложение2)

2 шаг – РАЗВИТИЕ

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ У НАСТАВНИКА

Разработка и анализ

Наставник разрабатывает проектную идею, анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут наставляемому довести дело до конца.

Запуск проекта «Первошкольные Вести»

ИКТ

ИКТ во внеурочной деятельности

УЧИТЕЛЬ

Внеурочка

САМОРАЗВИТИЕ

КТД «Цветок добра»

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Выпуск «НашаНачалочка»

этапы

наставник

наставляемый

итог

Я ПОКАЗЫВАЮ

Внеурочные занятия, классные часы

Наблюдение

Обсуждение и анализ

Я РЕКОМЕНДУЮ

Изучить методику проведения квест-игр

Изучение и выборквест-игр

Составление тезисов по организации квест- игр

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Разработка квеста «Цветок Добра»

Разработка квеста «Цветок Добра»

Проведение квеста

ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ

Познакомить коллег с разработкой

Размещение разработки в чате ОУ и электронном издании УрокРФ

Положительные отзывы коллег

( Приложение3)

3 шаг – РЕЗУЛЬТАТЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО С НАСТАВНИКОМ

Производительность и вмешательство

Это основная фаза работы наставника. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе наставник спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами. Наставляемый задает себе вопрос: «Как наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

Создание книги детских стихов

ИКТ

Клуб «КОУЧ»

УЧИТЕЛЬ

1 категория

САМОРАЗВИТИЕ

Мировое кафе

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Медиалидеры (г. Киров)

этапы

наставник

наставляемый

итог

Я ПОКАЗЫВАЮ

Классические формы групповой работы

Наблюдение

Анализ форм групповой работы

Я РЕКОМЕНДУЮ

Изучить новые формы групповой работы

Изучение новых форм групповой работы

Сравнительный анализ и выбор оптимальных форм групповой работы

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Выбор метода фасилитации и разработка мастер-класса

Выбор метода фасилитации и разработка мастер-класса

Проведение мастер класса «Мировое кафе»

ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ

Продолжить работу по проведению совместных мастер классов

Создание клуба для учителей «КОУЧ»

Совместная работа с учителями ОУ через встречи клуба: Креативное объединение учителей.

( Приложение 4)

4 шаг – ПРОДВИЖЕНИЕ

Я - НАСТАВНИК

Отражение

На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Наставник видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Наставник и наставляемый подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь.

Рабочая программа Сам Себе Режиссёр на 3 года

ИКТ

Системный администратор

УЧИТЕЛЬ

Советник по воспитанию

САМОРАЗВИТИЕ

Проведение мастер-классов

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Работа в медиацентре школы

этапы

наставник

наставляемый

итог

Я ПОКАЗЫВАЮ

Активная форма обобщения опыта

Изучаю и систематизируюактивные формы обобщения опыта

Инфографика «Активные формы обобщения опыта»

Я РЕКОМЕНДУЮ

Разработать самостоятельно МК

Разрабатываю МК

Анализ разработки

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Проведение МК на методической неделе в школе

Проведение МК на методической неделе в школе

Взаимопосещение и анализ МК

ОБОБЩАЮ И МОТИВИРУЮ

Представление МК перед методическим сообществом

Представление МК перед методическим сообществом

Тиражирование опыта работы

( Приложение 5)

Каждый шаг нашей работы имеет конкретный продукт.

Кроме того, мы не ограничиваемся рамками только определенных профессиональных навыков молодого педагога. Мы не определяем конкретные сроки.

Я проецирую свой опыт на свою подопечную, вместе мы составляем индивидуальную стратегию ее развития и идем к цели по составленному плану. Реализуя одну цель, мы тут же ставим новую. Всю работу с молодым педагогом я строю на плану: я показываю- рекомендую- делаю вместе с ней- обобщаю и мотивирую .Это ежедневное сотрудничество « в тандеме», содружество не только нас, как учителей, но и наших учеников. Это консультации, акции, проекты, уроки, совместные мероприятия, издание газеты, создание книги, поездки, мастер-классы, и просто « разговоры по душам». Это постоянный успех, профессиональный рост - мой, как наставника, и ее, как наставляемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

t1676814211ab.jpg


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 

t1676814211ac.jpg

t1676814211ad.jpg


 

t1676814211ae.pngt1676814211af.jpg

Приложение3

t1676814211ag.jpg

t1676814211ah.jpg

Совместный мастер- класс « Мировое кафе»


 


 

t1676814211ai.jpg

Клуб « КОУЧ»

t1676814211aj.jpg


 

Совместное издание сборника


 


 


 

 


 


 

Приложение 4

t1676814211ak.jpg

t1676814211al.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здорово!!!

19 February 2023

Вот это уровень. Спасибо, Светлана Михайловна, что поделились таким цельным и содержательным опытом работы

19 February 2023

Спасибо за высокую оценку моей работы!

19 February 2023