Программа дополнительного образования по немецкому языку на тему «Путешествие по Германии» (5–11 классы)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
«Путешествие по Германии»
рассчитана на детей от 12 до 16 лет
срок реализации программы: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Адам О.А.,
начальник отдела
Ковалева Э.Д.
Новосибирск 2022
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие по Германии» имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на детей от 12 до 16 лет и реализовывается в МБУДО «ЦВР «Пашинский».
Уровень усвоения содержания программы - стартовый.
Нормативно-правовые документы
Настоящая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.;
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Примерная программа воспитания (утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http: //form.instrao.ru);
- Устав МБУДО «ЦВР «Пашинский».
Актуальность программы
Данная программа по немецкому языку предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, начинающих изучать немецкий язык. Актуальность программы состоит в развитии способности школьника к начальным навыкам на иностранном языке. Данная программа позволяет познакомиться с немецким языком, традициями немецкоговорящих стран и культурой народа. Обучение иноязычной культуре является средством обогащения духовного мира ребенка, развития у него способности к восприятию немецкого языка. Таким образом, расширяется лингвистический кругозор детей, обучающийся получает сведения о другой стране и ее жителях, развиваются мышление и память, формируется толерантное отношение к культуре других народов.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что учащийся учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, узнает, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Разучивая стихи, песни, пословицы, участвуя в ролевых играх, имитирующих различные бытовые ситуации, учащийся преодолевает психологический барьер в общении, а безоценочная система позволяет полностью убрать страх «сказать что-то неправильно». Программа позволяет не только значительно расширить словарный запас ребёнка, знания по грамматике, обогащая знания, полученные ранее, но и помочь преодолеть возможные трудности, возникающие в аудировании иностранной речи, в формировании диалогической и монологической речи.
В данной программе используется пособие Дениса Листвина «Немецкий язык за 30 дней», где каждое занятие сопровождается упражнениями и заданиями. В связи с тем, что немецкий язык принадлежит к группе германских языков, как и английский язык, на занятиях используются упражнения и задания на перевод не только с русского, но и с английского языка, что даёт учащимся возможность найти общее в языках, а также использовать на занятии 3 языка – русский, немецкий и английский.
Цель программы: создание условий для развития у обучающихся коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма средствами немецкого языка.
Задачи:
Предметные:
- сформировать коммуникативную компетенцию элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
- познакомить с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- познакомить с универсальными лингвистическими понятиями, наблюдаемыми в родном и иностранном языках
Метапредметные:
- сформировать готовность к общению на иностранном языке;
- развить технику речи, артикуляцию, интонацию.
Личностные:
- внести вклад в развитие толерантности и уважения к другой культуре;
- внести вклад в развитие волевой саморегуляции;
- укрепить мотивацию к изучению немецкого языка.
Возрастные особенности учащихся
Для подростков и старших школьников важным становится применение немецкого языка на практике. Такой деятельностью могут быть: разработка учебных проектов, работа в интернете, чтение литературы по интересующим их темам, слушание музыки, просмотр фильмов на немецком языке, общение с носителями немецкого языка, практика в стране изучаемого языка и так далее. Для подростков очень важна эмоциональная заинтересованность в темах, предложенных к изучению. Важным аспектом в формировании экзистенциального компонента школьника является понимание им целей и задач обучения, а также возможность адекватно оценить свои возможности в их достижении и построить собственную траекторию движения к намеченной цели.
Объем и срок освоения программы
Период реализации дополнительной общеобразовательной программы «Путешествие по Германии» - 1 год. Объем программы – 144 часа (при 9 учебных месяцах в учебном году), занятия в каждой группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой процесса обучения является групповая. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного усвоения предлагаемого программного материала – 8 -10 человек. Допустимое количество – 12-14 человек.
Занятия построены на основных педагогических принципах
принцип доступности (от простого, к сложному);
принцип систематичности и последовательности;
принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Алгоритм учебного занятия (типичная структура)
Тип занятия |
Основные элементы структуры занятия |
Комбинированное занятие |
Организационная часть Проверка знаний ранее изученного материала. Изложение нового материала. Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике. Подведение итогов. |
Занятие сообщения и усвоения новых знаний |
Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия. Изложение нового материала и закрепление его. Подведение итогов. |
Занятие повторения и обобщения полученных знаний |
Организационная часть Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов. |
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение |
Занятие применения знаний, умений и навыков |
Организационная часть Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся. |
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного процесса обучения и полной реализации программы необходимы следующие условия:
Учебное помещение:
отдельное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности и пожарной безопасности не менее 60 кв. м
Материально-техническое обеспечение:
аудио материалы;
словари немецкого языка;
видеоматериалы (техника, воспроизводящая видео);
музыкальный центр; фонотека;
Информационное обеспечение:
доступ к сети;
электронная база с фото и видео о деятельности объединения;
доступ к образовательным порталам.
Прогнозируемые результаты по программе
Данная программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
- будет сформирована коммуникативная компетенция элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
- дети познакомятся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- будут сформированы некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках
Метапредметные:
- будет внесен вклад к приобщению детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- у детей будет сформирована готовность к общению на иностранном языке;
- будет развита техника речи, артикуляция, интонация.
Личностные:
- будет внесен вклад в развитие толерантности и уважения к другой культуре;
- будет внесен вклад в развитие волевой саморегуляции;
- будет укреплена мотивация к изучению немецкого языка.
Способы проверки результатов освоения программы
Результаты освоения программы на различных этапах диагностируются в течение каждого учебного года (текущая диагностика), по окончании освоения программы (итоговая диагностика). Текущая диагностика проводится в ходе каждого учебного занятия. Основной метод диагностики – наблюдение. Основными формами, используемыми для проверки результатов освоения материалов программы, является выполнение практических заданий.
Критерии и результаты диагностики вносятся педагогом в диагностическую таблицу в сентябре, декабре и мае каждого учебного года (критерии, параметры диагностики, форма таблицы приведены в Методическом обеспечении программы).
Раздел 2.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематический план
п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Вводное занятие: введение в образовательную программу, инструктаж по технике безопасности. |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 1. Правила чтения |
6 |
1 |
5 |
|
1. |
Чтение гласных и согласных |
2 |
1 |
1 |
2. |
Чтение дифтонгов ie, ei, au, äu, eu |
2 |
1 |
1 |
3. |
Чтение ch, sch, tsch, sp, st, -ig, ß |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2. «Знакомство» |
6 |
1 |
5 |
|
1. |
Лексика: Приветствие и прощание |
2 |
1 |
1 |
2. |
Грамматика: Личные местоимения и спряжение глаголов в настоящем времени. Порядок слов в предложении. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Фонетика: интонация |
2 |
1 |
1 |
Раздел 3. «Времена года. Погода» |
14 |
2 |
12 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по темам «Времена года», «Месяцы», «Дни недели», «Погода», счёт от 1 до 20. |
4 |
1 |
3 |
2. |
Грамматика: Спряжение глагола sein и haben, безличные предложения, степени сравнения прилагательных, предлоги времени. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Говорение: составление рассказов по теме. |
6 |
0 |
6 |
Раздел 4. «Моя семья» |
16 |
3 |
13 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Моя семья», счёт от 20 до 100 |
6 |
1 |
5 |
2. |
Грамматика: Артикли. Вопросительные предложения. Притяжательные местоимения. Множественное число существительных. |
8 |
2 |
6 |
3. |
Говорение: составление рассказов по теме. |
2 |
0 |
2 |
Раздел 5. «Мой день» |
16 |
3 |
13 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Режим дня», «Время» |
8 |
2 |
6 |
2. |
Грамматика: склонение существительных, возвратное местоимение sich, глаголы с отделяемыми приставками, отрицания „kein “и „nicht “. |
6 |
1 |
5 |
3. |
Говорение: составление диалогов по теме «Мой день». |
2 |
0 |
2 |
Раздел 6. «Мой дом» |
16 |
3 |
13 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Мой дом», «Мебель», «Цвета». |
8 |
2 |
6 |
2. |
Грамматика: склонение существительных, предлоги места, степени сравнения прилагательных и наречий, спряжение сильных глаголов с корневой гласной «а». |
6 |
1 |
5 |
3. |
Говорение: составление рассказов по теме. |
2 |
0 |
2 |
Раз дел 7. «Моя учёба» |
10 |
2 |
8 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Учёба». |
4 |
1 |
3 |
2. |
Грамматика: повелительное наклонение глаголов, спряжение сильных глаголов с корневой гласной «e», оборот um...zu |
4 |
1 |
3 |
3. |
Говорение: составление мини-диалогов и монологов по теме |
2 |
0 |
2 |
Раз дел 8. «Еда» |
20 |
3 |
17 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Еда», «В кафе», «В продуктовом магазине» |
8 |
2 |
6 |
2. |
Грамматика: модальные глаголы |
10 |
2 |
8 |
3. |
Говорение: Составление диалогов по теме. |
2 |
0 |
2 |
Раз дел 9. «У врача» |
10 |
2 |
8 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Части тела», «У врача». |
4 |
1 |
3 |
2. |
Грамматика: построение вопросительных предложений. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Говорение: составление диалогов по теме. |
2 |
0 |
2 |
Раз дел 10. «Одежда» |
16 |
3 |
13 |
|
1. |
Лексика: введение лексического материала по теме «Одежда», «В магазине одежды» |
4 |
1 |
3 |
2. |
Грамматика: указательные местоимения, |
4 |
1 |
3 |
3. |
Говорение: Описание картинки или плана. Составление диалогов. |
2 |
0 |
2 |
Раз дел 12. «Я говорю по-немецки» |
12 |
0 |
12 |
|
1. |
Лексика: повторение лексического материала |
4 |
0 |
4 |
2. |
Грамматика: повторение грамматического материала |
4 |
0 |
4 |
3. |
Говорение на свободную тему. |
4 |
0 |
4 |
Итого часов: |
144 |
26 |
118 |
Содержание программы
«Правила чтения»
Теория: Знакомство с правилами чтения в немецком языке, произношения, с ударением и интонацией.
Практика: чтение слов и коротких текстов.
Лексический материал: дифтонги, редуцированные гласные, открытые и закрытые слоги, сильный приступ.
«Знакомство»
Теория: Введение лексики по теме, чтение и прослушивание диалогов по теме «Знакомство». Практика: составление диалогов на знакомство, краткий рассказ о себе.
Лексический материал: hallo, Guten Tag, Guten Morgen, Guten Abend, Gute Nacht,
Tschüss, herzlich willkommen, Wie geht es? Danke, gut. Soweit ganz gut. Es geht. Auf Wiedersehen. Bis bald. Bis dann. Viel Spaß. Viele Grüße an Akk., Rufen Sie uns an, Unbedingt, Ich heiße…, das Vorname, das Nachname, das Vatersname, Wie heißt du? Darf ich (mich) vorstellen? Sehr angenehm, ebenfalls (мне тоже), Moment mal, Kennen Sie sich? Ich komme aus…, Ich bin zu
Besuch hier, Seien Sie so nett (gut)…, Verzeihen Sie, Entschuldigen Sie, Darf ich fragen? Sagen Sie bitte.
«Времена года. Погода»
Теория: Знакомство с новой лексикой. Знакомство с новыми образцами диалогической речи.
Практика: составление рассказов по теме «Времена года», диалогов по теме «Погода». Лексический материал: der Winter, der Frühling, der Sommer, der Herbst, der Schnee, der Schneefall, der Schneemann, der Schneeball, der Schneehaufen, das Schneewittchen, der Schneesturm, beschneit, verschneit, schneereich, das Eis, vereist, der Eiszapfen, die Eisbahn, Schlittschuh laufen, gleiten, Schi laufen, der Frost, frieren, die Kälte, kalt, zittern, tauen, das Matschwetter, die Knospe, ausgehen, das Blatt (die Blätter), das Laub, der Baum, die Weide, ins Grüne fahren, die Zugvögel, blühen, heiter, wolkig, mit Wolken bedeckt, der Hagel, das Gewitter, donnern, blitzen; sich sonnen, die Sonnenbrille, die Regenbogen, regnen, der Regen, der Regenschirm, regnerisch, die Hitze, der Strand, baden, schwimmen, tauchen, Boot fahren, der Wind, Beeren und Pilze sammeln, der Urlaub, die Ferien, sich erholen; der Blätterfall, der Reif, trübe, bewölkt, die Pfütze, die Niederschläge, der Morgenfrost, der Wetterbericht, windig, die Ernte, die Erntezeit, ernten, nackte Bäume, das Wetter.
«Моя семья»
Теория: знакомство с новыми словами, разучивание рифмовок о семье и питомцах. Введение понятия «артикль», употребление личных местоимений.
Практика: составление семейного древа, составление рассказов о членах семьи и питомцах.
Лексический материал: die Eltern, die Großeltern, der Vater, die Mutter, die Tochter, der Sohn, das Kind, die Enkelkinder, der Bruder, die Schwester, die Geschwister, der Beruf, von Beruf, heißen, arbeiten, sein, haben, wohnen, leben, spazieren gehen, besuchen, lieben, schenken, lesen, fernsehen, groß, gut, schön, sehr, viel, oft, zusammen, gern.
«Мой день»
Теория: введение новой лексики, работа с карточками, картинками, мягкими игрушками. Множественное число имён существительных. Предлоги места.
Практика: Составление рассказов по темам «Мой рабочий день», «Мой выходной день».
Лексический материал: aufstehen, erwachen, das Bett machen, die Zähne putzen, sich (D) die Hände abwaschen, sich rasieren, sich duschen, das Frühstück machen (vorbereiten), frühstücken (zu Mittag/ Abend essen), abwaschen (das Geschirr waschen), sich anziehen, sich kämmen, zur Arbeit gehen (fahren), sich mit den Freunden treffen, einkaufen, sauber machen (aufräumen), staubsaugen, waschen, bügeln.
«Мой дом»
Теория: знакомство с видами спорта и играми страны изучаемого языка.
Практика: составление диалогов и монологов «Мои любимые игры», «Моё хобби», «Хобби моего друга».
Лексический материал: das Haus, das Hochhaus, das Landhaus, das Sommerhaus, das Wohnhaus, das Holzhaus, das Ziegelhaus, die Hausarbeit, der Brunnen, das Dach, der Eingang, die Hausfrau, der Hausfrieden, der Garten, der Haushalt, das Haushaltgerät, der Hausherr, das Haustier, die Hausnummer, die Ordnung, der Schlüssel, die Wasserleitung, der Hauswirt, die Hauswirtschaft, die Wohnung, das Zimmer, das Regal, der Fernseher, gemütlich, das Sofa, die Lampe, die Ecke, eingebaut, der Geschirrspüler, der Hof, ich möchte, ich muss, im dritten Stock, im Moment, der Boden, die Mikrowelle, modern, renovieren, das Schlafzimmer, träumen, das Wannenbad, das Wohnzimmer, zur Verfügung stehen, der Schrank, die Küche, der Teppich, der Tisch, der Stuhl, das Bett.
«Моя учёба»
Теория: введение нового лексического материала, счет от 10 до 20.
Практика: рецепт любимого салата.
Лексический материал: der Aufsatz, auf Deutsch, die Chemie, die Deutschstunde, die
Ferien, das Englisch, erzählen, das Examen, das Fach (die Fächer), der Fehler, die Freizeit, der Fremdsprachenunterricht, die Hausaufgabe, das Heft, die Kenntnisse, die Kontrollarbeit, der Lehrer, die Lehrerin, die Leistungen, lernen, die Literatur, die Mathematik, nach der Schule, die Note, perfekt, ausgezeichnet, die Physik, die Prüfung, die Regeln, das Russisch, sagen, schlecht, schreiben, der Schulabschluss, der Schulalltag, das Schulalter, der Schulanfänger, der Schulbeginn, die Schulbibliothek (Bücherei), der Schüler, die Schülerin, das Schulhalbjahr, das Schuljahr, die Schulleitung, die Schultasche, das Schulzeugnis, schwer, die Sprache, sprechen, die Tafel, Test bestehen, die Übung, üben, Unterricht erteilen, verstehen, die Woche, zu Ende sein.
«Еда»
Теория: Введение новых слов, знакомство с понятием «артикль». Построение вопросительных предложений. Например, «Хочешь чашечку кофе?», «Не хотели бы вы десерт?», «Давай накроем на стол?»
Практика: составление диалогов и разыгрывание сценок по теме «В кафе»
Лексический материал: die Beere, -n, belegtes Brötchen, das Bonbon, -s, der Brei, das
Brot, das Brötchen, —, die Butter, das Ei, -er, das Eis, das Fett, der Fisch, -e, das Fleisch, die
Frikadelle, -n, das Gemüse, der Honig, der Kartoffel, -n, der Käse, das Käsebrot, -e, der Keks, -e, der Kuchen, —, die Makkaroni, die Marmelade, -n, das Mehl, die Nudel, -n, das Obst, das Öl, der Pilz, -e, die Praline, -n, der Quark, der Reis, der Salat, -e, die Schokolade, -n, der Stollen, —, die Suppe, -n, die Torte, -n, das Weißbrot, die Wurst, Würste, das Wurstbrot, -e, das Würstchen, —
«У врача»
Теория: Введение речевых ситуаций с использованием новой лексики. Введение предлогов места, оборотов There is/there are. Счёт десятками от 10 до 50.
Практика: Описание картинок с использованием предлогов места. Составление рассказа по теме «Моя школа».
Лексический материал: das Gesicht, die Haare, die Stirn, die Augenbraue, das Ohr (die Ohre), das Auge (die Augen), die Nase, die Backe, die Lippe, der Mund, der Zahn, die Zunge, das Kinn, der Körper, der Kopf, der Hals, die Schulter, die Brust, die Hand, der Finger, der Fuß, der Rücken, der Arm, der Ellenbogen, das Bein, das Knie, die Ferse; die Gesundheit, die Krankheit, Ich brauche einen Arzt, ich habe Fieber, sich fühlen, bei jmdm. Fieber messen, ich habe … Grad Fieber, ich habe hohen (niedrigen) Blutdruck, ich habe Zahnschmerzen (Kopfschmerzen, Halsschmerzen, Rückenschmerzen), ich bin gegen … allergisch, die Arznei, gegen Husten (Schnupfen), ich soll operiert werden, die Krankenversicherung, ich bin erkältet (habe eine Erkältung), ansteckend, die
Grippe, an… erkrankt sein, ich muss im Bett legen, ich verspüre Übelkeit, der Schwindelanfall, es tut mir weh,
10. «Одежда»
Теория: введение новой лексики. Праздники России и Великобритании. Введение предлога времени on. Практика: рассказ о любимом времени года.
Лексический материал: die Kleidung, das Hemd, das T-Shirt, der Pullover, die kurze Hose, das Sweatshirt, die Jogginghose, die Hose, die Bluse, der Rock, die Jeans, der Anzug, das Kleid, die Weste, die Overalls, die Dienstkleidung, die Socken, sich anziehen, Zieh das an!, Zieh das aus!, Das steht dir., Ich habe Grösse 40., So was trage ich nicht., Ich trage Jeans gerne., Ich möchte das anprobieren., die Anprobe, Ich brauche eine Grösse grösser (kleiner)., Das passt. Das passt nicht., Ich möchte nur schauen., Das ist mir zu teuer., Ich brauche eine andere Farbe., Diese Farbe steht mir nicht. Diese Schuhe gefallen mir. Diese Schuhe gefallen mir nicht., Ich möchte das kaufen., Wo kann ich die Ware bezahlen?
12. «Я говорю по-немецки»
Практика: Повторение изученного в течение года лексического и грамматического материала.
Раздел 3. Рабочая программа воспитания
Цель воспитания рамках данной программы – личностное развитие обучающихся 12-16 лет. Данная цель ориентирует педагогов МБУДО «ЦВР «Пашинский» не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Важное значение отводится сочетанию усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются приоритетом в воспитательной деятельности и важным фактором успеха в достижении целей воспитания.
Цель воспитания для детей школьного возраста от 12-16 лет – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений подростков, и, прежде всего, ценностных отношений.
Задачи воспитания:
Воспитывать уважение, ценностное отношение:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Направления, формы, виды воспитания:
Воспитательная работа с обучающимися по данной дополнительной общеобразовательной программе организуется в рамках учебного процесса, в ходе учебных занятий в форме бесед, во время диалогов, выполнения проблемных заданий, обсуждения ситуаций, возникающих во время общения детей друг с другом, с педагогом. Также воспитательная работа организуется в рамках воспитательных тематических мероприятий согласно «Плану воспитательной работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» на учебный год».
Ожидаемые результаты воспитания:
Будет внесён вклад в воспитание стремления подростка утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. Созданы такие педагогические условия, в ходе которых особую значимость для подростков приобретёт становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Год (года) обучения либо возраст обучающихся |
Форма, название мероприятия
|
Месяц (или дата) проведения
|
Модуль воспитательной работы |
|
1 год обучения |
Посещение Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома |
В течение года |
Ключевые дела |
|
1 год обучения |
Участие в традиционных районных, городских и областных конкурсах |
В течение года |
Ключевые дела |
|
1 год обучения |
Беседы с обучающимися о безопасности жизнедеятельности |
В течение года |
Педагогическое руководство объединением |
|
1 год обучения |
Совместные занятия с родителями |
Декабрь, апрель |
Работа с родителями |
|
1 год обучения |
Праздничное итоговое мероприятие |
Май |
Ключевые дела |
Раздел 4. Методическое обеспечение
Содержательными линиями обучения по данной программе являются:
основные виды речевой деятельности, включая аудирование, говорение, чтение, письмо и соответствующие им коммуникативные умения;
языковые навыки использования лексических, грамматических, фонетических и орфографических средств языка;
социокультурная осведомленность и умения межкультурного общения;
универсальные познавательные действия и специальные учебные умения.
Формирование коммуникативных умений учащихся составляет основную содержательную линию реализации образовательной программы. Коммуникативные умения неотделимы от языковых навыков, без которых процесс общения на иностранном языке становится невозможным. Языковые навыки учащихся формируются в создаваемой учебно-коммуникативной среде и служат целям обучения общению на изучаемом иностранном языке. Они интегрируются с коммуникативными умениями школьников. Формирование коммуникативных умений предполагает параллельное изучение культуры носителей изучаемого иностранного языка и формирование у обучающихся социокультурных представлений. Взаимосвязь содержательных линий образовательной программы по иностранному языку обеспечивает единство этого учебного предмета.
Овладение видами речевой деятельности осуществляется в их тесной взаимосвязи, однако специфика обучения иностранному языку на начальном этапе предполагает устное опережение, поскольку формирование техники чтения и орфографических навыков происходит более медленно, по сравнению с элементарным говорением и понимаем несложной речи на слух.
Образцы диагностических материалов
Диагностическая карта 20__ – 20__ уч. год
№ |
ФИ ребёнка |
ЗУН |
Интерес ребёнка к занятиям в объединении |
Интерес родителей к занятиям ребёнка в объединении |
Уровень коммуникативной культуры ребёнка |
||||||||||||||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||||||||
Знание лексики, чтение |
Разговорная речь |
Грамматика |
Знание лексики, чтение |
Разговорная речь |
Грамматика |
Знание лексики, чтение |
Разговорная речь |
Грамматика |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки параметров диагностики:
ЗУН
Навык 1 Знание лексики, чтение
В – знает значение изученных слов, свободно пользуется изученной лексикой при работе с новой темой, не допускает ошибок при чтении изученных слов и фраз
С – помнит значение большинства слов, но знания являются не устойчивыми и при работе с новым языковым материалом допускает ошибки в использовании слов, допускает ошибки при чтении изученных слов
Н – запоминает лишь небольшое количество изучаемой лексики, часто путается при её использовании, читает с помощью педагога.
Навык 2 Владение разговорной речью
В – свободно владеет фразами и речевыми оборотами в пределах программы, в диалогической речи легко задает вопрос и отвечает на него, всегда понимает, о чем он говорит на иностранном языке, владеет навыками быстрого ответа, может выразить свою мысль, понимает речь педагога в пределах программы
С – не всегда свободно использует речевые обороты, понимает, как нужно выразить свою мысль после подсказки педагога, в диалогах при быстрых вопросах-ответах допускает ошибки, всегда понимает о чем говорит.
Н – слабое владение разговорными фразами, выражение мысли на английском языке вызывает затруднение, часто ошибается в диалогической речи.
Навык 3 Знание грамматики
В – знание основных правил грамматического построения речи, правильное использование грамматики в устной и письменной речи, понимание причин использования определенных речевых грамматических форм
С – знает правила грамматического строя языка, но часто путается, забывает особенности употребления, при напоминании выполняет задание с грамматическими оборотами безошибочно
Н – не понимает правил грамматики, допускает частые грамматические ошибки в устной и письменной речи
Интерес ребёнка к занятиям в объединении
В – ребёнок с удовольствием посещает занятия в объединении, активен на занятиях пропускает занятия только по уважительным поводам, ответственно относится к любым поручениям педагога.
С – ребёнок регулярно посещает занятия в объединении, но на занятиях проявляет среднюю активность, часто не выполняет домашние задания.
Н- ребёнок посещает занятия без интереса (возможно, по настоятельной просьбе родителей), довольно часто пропускает занятия без уважительной причины, не выполняет поручений педагога.
Интерес родителей к занятиям ребёнка в объединении
В – существует устойчивый контакт с родителями (родители часто посещают занятия, интересуются успехами ребёнка, стараются оказать помощь ребёнку, существует телефонный контакт педагога и родителей, родители являются постоянными участниками внеучебной деятельности в объединении);
С – существует достаточный контакт с родителями (родители проявляют невысокий уровень собственного интереса к занятиям ребёнка, до хорошо идут на контакт по просьбе педагога, могут оказать посильную помощь занятиям ребёнка, педагогу, достаточно редко посещают занятия);
Н – контакт с родителями совершенно отсутствует, за исключением начального этапа – записи ребёнка в объединение. Как правило, родители плохо идут на контакт, не отвечают на телефонные звонки.
Уровень коммуникативной культуры ребёнка
В – ребёнок легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, адекватно реагирует на конструктивную критику педагога и сверстников, с удовольствием принимает участие во внеурочной деятельности, общение педагога с ребёнком зачастую выходит за рамки учебных занятий, ребенок открыт, спокоен перед педагогом.
С – ребёнок идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается свободно, терпит критику педагога, но не всегда – критику сверстников, с удовольствием принимает участие во внеурочной деятельности, общение с педагогом, как правило, не выходит за рамки учебной деятельности.
Н – ребенок сложно идет на контакт с другими членами объединения, большую часть времени на занятии молчит, проявляет низкую активность, болезненно реагирует на конструктивную критику педагога и сверстников, избегает внеучебного общения с другими ребятами, общение с педагогом ограничено.
Список используемой литературы
Варфоломеева И.М. Раздаточный материал по немецкому языку. М.: «Дрофа», 2005.
Власова З.А. Элективный курс. «Немецкая литература». Волгоград: «Экстремум», 2017.
Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. Праздники, конкурсы, тематические мероприятия, инсценировки, стихи, игры и занимательные задания. С мультимедийным приложением. Автор-составитель Г.Н. Лебедева. М.: Глобус, 2018 г.
Дьяконов О.В. Нескучная немецкая грамматика. М.: Эксмо, 2011.
Живенко Т.Г. Занимательный немецкий. 2-11. Внеклассные мероприятия. Волгоград, 2010.
Пельц С. Занимательная грамматика немецкого языка. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Суркова Е.В., Леонтьева Г.Н. «Немецкий язык». Страноведческий материал о немецкоговорящих странах. Волгоград: «Учитель», 2006.
Якимкина В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие. М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 16.09.2021)
Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий. Режим доступа: URL: http://pedsovet.org/ (дата обращения 17.09.2021)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Режим доступа: URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 16.09.2021)
Электронная газета "Немецкий язык" приложение к "1 сентября" Режим доступа: URL: http://deu.1september.ru/ (дата обращения 10.08.2021)
http://www.schulen-ans-netz.de/ - Сайт содержит проверенные, качественные образовательные ресурсы, которые могут быть использованы учителями в своей практике
Гете-институт в Германии. Режим доступа: URL: http://www.goethe.de/ (дата обращения 10.09.2021)
Немецкая грамматика и упражнения. Режим доступа: URL: http:// grammade.ru/ (дата обращения 10.09.2021)
Методическая копилка учителя немецкого языка. Планы уроков немецкого языка: аудирование, диалогическая и монологическая речь. Режим доступа: URL: http://www.deutsch-uni.com.ru/ (дата обращения 10.09.2021)
Журнал “Spiegel” на немецком языке Режим доступа: URL: http://www.spiegel.de/ (дата обращения 10.09.2021)
Молодежный журнал для изучающих немецкий язык со статьями о жизни молодежи в Германии. Методическое приложение (TIPP) для преподавателей Режим доступа: URL: http://www.juma.de/ (дата обращения 16.09.2021)
16