Интегрированный урок-путешествие «Германия» (7 класс)
Разработка интегрированного урока: география, немецкий язык, 7 класс
по теме «Германия»
Шустина Наталья Владиславовна – учитель иностранных языков
Тимошкова Марина Викторовна – учитель географии
Тема урока: «Германия далекая и близкая»
Цели урока:
Рассмотреть географическое положение Германии, главные особенности природы, населения: язык, быт, традиции.
Показать роль языка, как одного из факторов интеграции стран.
Совершенствовать умение составлять характеристику страны по различным источникам информации.
Способствовать формированию у учащихся: толерантного отношения к языку, традициям и культуре другого народа; положительной мотивации к изучению иностранных языков; через работу в группе коммуникативных качеств.
Оборудование: проектор, интерактивная доска,атласы, настенная политическая карта. Презентация к уроку.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Слайды |
Вопросы учащимся: - Ребята, вчера, когда я просматривала газету, меня заинтересовала статья «ЯЗЫК ДО БЕРЛИНА ДОВЕДЁТ, ЕСЛИ ОН – НЕМЕЦКИЙ». Как вы думаете, о чем бала эта статья? |
Предполагаемые ответы: Об изучении и популяризации немецкого языка, о российских немцах, о сохранении традиций. |
||
Почему именно у нас в Смоленске немецкий язык актуален |
Город-побратим Хаген |
Слайд 1 |
|
Целеполагание |
- Ребята, а что вы знаете о Германии и культуре немецкого народа? - Согласитесь, что это немного. Где мы можем найти информацию о Германии - Зачем нам изучать Германию, ведь она расположена достаточно далеко?
|
Ребята называют различные источники информации.. В мире активно развивается процесс интеграции стран. Для успешного сотрудничества необходимо знать природные и экономические особенности страны и культуры ее народа. |
|
Объявление темы урока. Учащиеся читают тему урока на немецком языке, переводят и тем самым определяют тему урока: «Германия далекая и близкая». - Ребята как вы думаете, почему именно так звучит наша тема? Предложите план изучения темы. |
С учителем немецкого языка переводят тему урока.. Далекая – далеко от нас и мы еще мало о ней знаем. Близкая – изучают ребята немецкий язык, рядом с нами живут люди немецкой национальности,. которые поддерживают национальные традиции. Учащиеся предлагают план, учитель затем высвечивает его на слайде. |
Слайд 2 Слайд 3. |
|
Используя раздаточный материал (Приложение 1) определите место Германии среди стран Европы по площади, численности и плотности населения, ВВП на душу населения. |
Анализируют статистический материал и делают вывод о значении государства в Европе. |
||
Основная часть (изучение нового материала) |
1. Характеристика ГП Работа с контурной картой (Приложение 2): Используя политическую карту мира, подписать пограничные с Германией государства на двух языках (русском и немецком). |
Ответ учащегося у карты. Работа в группе. Контроль – расставить цифры (государства) на карте (предлагаются вперемешку русские и немецкие названия) |
Слайд 4 |
2. Природа. Рельеф. Какие формы рельефа представлены на территории Германии. Климат. Предлагает несколько климатограмм. Какая из них характеризует климат Германии? Почему, объясните? Учитель немецкого языка рассказывает: Самая хорошая погода в Германии царит с мая по октябрь; в разгар лета можно носить шорты и футболки даже на севере страны, осень - отличное время для путешествия в Германию. Реки и озера - Проанализируйте статистические данные (Приложение 3), Назовите крупные реки и озера Германии. |
Называют формы рельефа. Сопоставляют физическую и тектоническую карты, объясняют расположение форм рельефа. Анализируют представленные на слайде климатограммы, называют тип климата Германии. Анализируют статистический материал «Крупнейшие реки и озера Европы», называют крупнейшие реки и озера Германии. |
Слайд 5 Слайд 6 |
|
Природные зоны На территории государства произрастают смешанные леса и широколиственные, но их осталось мало. Они занимают ¼ часть площади страны и сохранились преимущественно в горах: Баварский лес и Шварцвальд. - Ребята кому захотелось побывать в лесу Баварии или Шварцвальда? Вам понравилась музыка Роберта Шумана? |
Экскурсоводы на фоне музыки Шумана рассказывают о Баварском лесе и Шварцвальде (Приложение 4). |
Слайд 7-8 |
|
Физкультминутку проводит учитель немецкого языка на немецком языке. (песня «Ich liebe mein Land») |
|||
3. Население и его традиции (раздел ведет учитель немецкого языка). Язык Какой язык в Германии считается официальным? В немецком алфавите используются 26 пар латинских букв. Письменность на основе латинского алфавита. - А только ли в Германии говорят на немецком языке? Предлагаю вам текст на немецком языке (Приложение 5 ), где говорится о немецко-говорящих странах. Ребята из немецкой группы помогут вам его перевести. - Ребята, были слова, которые вы могли понять без специальной подготовки? Многие географические названия одинаково звучат на многих языках, в том числе на немецком и русском. А на английском они так же произносятся? - Немецкий язык – это родной язык для многих Великих творцов. Кто прославил Германию своими достижениями? Я предлагаю вам послушать стихотворение H.Heine „Deutschland. Ein Wintermärchen.“ (читает ученица). Докладчики – о знаменитых людях (на немецком)
Ein neues Lied, ein besseres Lied,
Wir wollen auf Erden glücklich sein, Национальный костюм. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Национальный костюм форовался с учетом климата, географии и общественно-экономических условий. Предлагаю послушать сообщение о баварском национальном костюме. (Приложение 6).
|
Работа в группе: Переводят текст и находят на карте немецко-говорящие страны. Контроль: показ стран на стенной карте. Называют имена великих творцов Германии. Слушают стихотворение на фоне музыки Бетховена. Рассказывает ученик-экскурсовод. |
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
|
- Ребята, вы где-нибудь видели такие костюмы? Сейчас в Германии национальный костюм – это былое или настоящее? Какие вы знаете национальные праздники? В Германии существуют государственные и церковные праздники. Одни праздники являются выходными во всей стране, другие - только в некоторых федеральных землях. - Предлагаю посмотреть видеофрагмент о самом знаменитом в Германии Кельнском карнавале, которому уже 180 лет. - К своим национальным традициям немцы относятся особенно трепетно. Эти традиции сохраняют и немцы, живущие в России. Германия – это страна, имеющая богатую историю и культуру. Рассказать за один урок обо всем невозможно. Поэтому предлагаем вам творческое домашнее задание. |
Отвечают на вопрос после сообщения. |
Слайд 12 видеофрагмент. |
|
Домашнее задание |
Творческие работы: «Путеводитель по достопримечательностям Германии», «Немецкая кухня», альбом «Музыка немецких композиторов» и др. Ребята, изучающие немецкий язык, готовят работы на немецком языке. |
||
Закреп-ление |
Игра «Найди соответствие» Учитель немецкого языка задает вопросы на немецком языке, ребята совещаются в группе и отвечают на русском. |
Ребята работают в группе, отвечают на вопросы. |
Слайд 13 |
Подведение итогов и рефлексия |
Учитель географии: Ребята, а еще из прочитанной статьи я узнала, что согласно опросу Еврокомиссии, немецкий – второй по популярности иностранный язык в Европейском Союзе (после английского). И по словам Барбары Френкель-Тонет, директора Института Гёте в Берлине, с каждым годом они принимают на курсы всё больше слушателей, желающих освоить немецкий язык как второй иностранный. Учитель немецкого языка: - Какова роль иностранного языка в интеграции стран? - Что вам понравилось сегодня на уроке? Оценивание учителями работы учащихся на уроке. |
Обсуждение в группе и высказывание тезисов на общую аудиторию. |
Слайд 14 |
Морозова Марина Александровна
Варнавская Ирина Васильевна
Ермолаева Анастасия Анатольевна