Игра по станциям «Путешествие физиков в страну художественного слова»
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Администрация города Мегиона
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №5 «ГИМНАЗИЯ» Научно-практическая конференция «Шаг в будущее-2019»
Сценарий внеклассного мероприятия
Игра по станциям: «Путешествие физиков в страну художественного слова»
Автор: учитель физики
Зиганурова Альфия Габдульбаровна
Мегион-2019
Игра по станциям: «Путешествие физиков в страну художественного слова»
Правила игры.
1. В игре участвуют две команды по 10-12 человек 7-х классов.
2. Игра начинается с линейки, где дети узнают правила игры и командиры команд получают маршрутные листы.
3. На маршрутных листах намечены пути следования по городам страны, время пребывания на станциях, место для отметки.
4. На станциях ответы команд оценивают по пятибалльной системе и проставляются в маршрутный лист.
5. Время пребывания на одной станции 1-3минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию.
6. По окончанию игры командиры сдают маршрутные листы в штаб, где подводятся итоги.
7. Имена победителей и места, которые заняли команды, объявляются на линейке, проходит процесс награждения.
Содержание игры.
1. Город «Загадочный»
2. Город «Сказочный»
3. Город «Рассказчиков»
4. Город «Лириков»
5. Город «Знание-сила»
6. Город «Ремесленнков»
7. Город «Смекалистых»
1. Город «Загадочный»
1. Иди, иди, а конца не найдешь .
Вопрос: «Какую форму имеет наш земной шар?»
Ответ: «В нулевом приближении можно считать, что Земля имеет форму шара.
Из-за суточного вращения она сплюснута с полюсов.»
2. Через поля, через луга встала нарядная дуга.
Вопрос: «Какие природные явления предшествуют появлению радуги?»
Ответ: «Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей, наблюдается в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками.»
1. Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит- не выбежит.
Вопрос: «Где быстрее течет река: в широких или узких протоках?»
Ответ: « Для прохождения узких частей скорость движения жидкости должна быть больше, чем при прохождении широких. А по-простому, так излишки воды не могут накапливаться, весь объем воды должен успеть пройти, как в узких местах, так и в широких.»
2. Бела морковка зимой растёт
Вопрос: «Как рождается сосулька?»
Ответ: «Возьмём, к примеру, крышу, покрытую снегом. Снег на ней начинает таять, когда солнышко припекает, и солнечные лучи нагревают снежок до температуры выше нуля. Стекающие же капли воды у края крыши замерзают, потому что в этом чудном месте температура ниже нуля»
2. Город «Сказочный»
«Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет- потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут -потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянут, вытянули репку!
Вопрос: «Какие силы действовали на репку?»
Ответ: «Сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев.»
«Лисичка – сестричка и серый волк»
«…Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
— Ловись, рыбка, и мала, и велика!
Ловись, рыбка, и мала, и велика!
Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
— Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама, плутовка, поминутно твердит:
— Мерзни, мерзни, волчий хвост!...»
Вопрос: «Почему лисица повторяла «Ясни, ясни на небе звезды»?»
Ответ: « Если небо ясное, то погода холодная. Всё тепло уходит в небо, так как нет облаков, которые создавали бы «парниковый» эффект. Происходит понижение температуры.»
«Лиса и заяц»
«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна - красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому….»
Вопрос: « О каких явлениях природы идет речь?»
Ответ: « О тепловых явлениях и таяние льда при повышенной температуре.»
«Лягушка – путешественница.»
«Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: -Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни»
Вопрос: «Почему лягушка упала дальше пруда?»
Ответ: «Инерция.»
3. Город «Рассказчиков»
«Заскрипел самый передний воз, за ним другой, третий... Егорушка почувствовал, как воз, на котором он лежал, покачнулся и тоже заскрипел. Обоз тронулся. Егорушка покрепче взялся рукой за веревку, которою был перевязан тюк, еще засмеялся от удовольствия, поправил в кармане пряник и стал засыпать так, как он обыкновенно засыпал у себя дома в постели..».
Вопрос: «Почему скрипит воз?»
Вопрос: « Какую силу нужно преодолеть, чтобы сдвинуть воз с места?»
Ответ: « Из-за возникновения силы трения между деталями воза»
Ответ: «Силу трения покоя»
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!..»
Вопрос: «Почему скользят коньки по льду?» «Всегда ли можно кататься на коньках по льду?»
Ответ: «При скольжении по льду внутренняя энергия коньков и льда увеличивается, в результате чего между коньком и льдом образуется водяная прослойка, уменьшающая силу трения. (При сильном морозе скольжение коньков значительно ухудшается, а при очень сильном морозе лед для коньков становится подобным стеклу)».
1. «…День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер…»
Вопрос: «В каких агрегатных состояниях побывала снежинка?»
Ответ: «В твёрдом, жидком, и снова в твёрдом состоянии»
2. «Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето…»
Вопрос: «Почему цветы не погибают под рыхлым снегом?»
Ответ: «Снег служит хорошим изолятором от перепада температур снаружи. Между частицами снега есть частицы воздуха, а воздух плохой проводник: тепло от земли не уходит наружу, холод не проникает во внутрь . Благодаря снегу растение защищено от замерзания и высыхания»
4. Город «Лириков»
1. Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
Вопрос: Почему скрипит снег?
Ответ: « Снег состоит из ледяных кристаллов — снежинок. Между ними много воздуха. Под давлением снег уплотняется, воздух из него выдавливается, снежинки трутся друг о друга и ломаются, издавая при этом звуки, которые воспринимаются как скрип»
2. «Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?»
Вопрос: « Почему трещат дрова при горении?»
Ответ: «Потому что образующиеся при горении газы разрывают слои древесины»
1. Чего в комнате не видишь?
Вопрос: «Имеет ли воздух свой вес?»
Ответ: в 1м3 находится 1,29кг воздуха, вес воздуха равен ……….Н
2. Без него плачемся, а как появится -от него прячемся.
Вопрос: «За какое время можно доехать до солнца по «воздушному» мосту со скорость
144км/ч, если расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км»
Ответ: время в пути …….. года.
1. Не стукнет, не брякнет, а сам придёт.
Вопрос: « Сколько секунд в сутках?»
Ответ: «В сутках….. секунд»
2. Не стукнет, не брякнет, а сам придёт.
Вопрос: «Сколько миллисекунд в сутках?»
Ответ: «В сутках ..миллисекунд»
5. Город «Знание-сила»
1. Чего в комнате не видишь?
Вопрос: «Имеет ли воздух свой вес?»
Ответ: в 1м3 находится 1,29кг воздуха, вес ……….Н
2. Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.
Вопрос: «За какое время можно доехать до солнца по «воздушному» мосту со скорость
144км/ч, если расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км?»
Ответ: время в пути …….. года
1. Не стукнет, не брякнет, а сам придёт.
Вопрос:«Сколько секунд в сутках?»
2. Не стукнет, не брякнет, а сам придёт.
Вопрос:«Сколько миллисекунд в сутках?»
6. Город «Ремесленнков»
1. Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, ни дремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет
Вопрос: «За какое время песок вытечет из верхнего резервуара в нижний?»
2. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
Вопрос:«За какое время песок вытечет из верхнего резервуара в нижний?»
7. Город «Смекалистых»
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Задание: «Измерить плотность чистой воды, а затем растворить несколько чайных ложек морской соли в воде и измерить плотность солёной воды. Сравните плотности веществ..»
2. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Задание:«Измерить плотность чистой воды, а затем растворить несколько чайных ложек морской соли в воде и измерить плотность солёной воды. Сравните плотности веществ »
Маршрутный лист.
№ |
Название станций |
Задачи |
Отметка |
Итоговая отметка |
1 |
Город «Загадочный»
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
Город «Сказочный»
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
Город «Рассказчиков»
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
Город «Лириков»
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
Город «Знание-сила»
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
Город «Ремесленнков»
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
Город «Смекалистых»
|
|
|
|
|
|
Награждение. (Самолеты, кораблики из бумаги - всем. Самым активным и умным можно подарить ручку, которая знает, что писать; дневник для пятерок; линейку, которая будет измерять ваш интеллектуальный рост; компас, который укажет путь к знаниям; лупу, которая расширит ваш кругозор.)