12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бельчич Ольга Ивановна886
Россия, Краснодарский край, ст.НОВОПОКРОВСКАЯ

Методическая разработка по химии в рамках внеурочной деятельности

«Путешествие на станцию соли» .

Бельчич Ольга Ивановна,

учитель химии МАОУ СОШ № 1

Новопокровского района, Краснодарского края.

Статья отнесена к разделу : Преподавание химии.

 

 

Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Расширить знания учащихся о солях, выработать умение составлять формулы солей, давать им названия, закрепить знания о химических веществах солей, повторить знание по основным классам неорганических веществ.

 

Оборудование: презентация к мероприятию.

Действующие лица: машинист, кондуктор, учебник химии.

Машинист: Ребята, мы сегодня совершим поездку на поезде «Голубая стрела» до станции «Соли», чтобы познакомиться поближе с ее жителями, вспомнить их названия и состав. Вы размещены в 3-х комфортных вагонах, они называются – хлориды, нитраты, сульфаты.

Кондуктор: мы отправляемся в путешествие с целью расширить знания по теме «Соли» и повторить ранее изученные классы неорганических веществ.

Машинист: дорога на станцию займет 40 минут, наш поезд проследует полустанок «Оксидов», разъезд «Основания», совершит небольшую остановку на станции « Кислоты» и последним пунктом назначения станет узловая станция «Соли».

Кондуктор: пассажирами поезда являются учащиеся 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов, каждый из них перед поездкой купил железнодорожный билет и расположился в вагоне согласно купленным билетам.

Машинист: Тетради, ручки и учебник химии.

Книга: Здравствуйте, дорогие друзья!

Я ваш учебник «химия-8» Ф.Г. Фельдман Г.Е. Рудзитис.

Существует много учебников по химии, различных авторов (показывает книги

И. И. Новошинский , Н. С. Новошинская ; О.С. Габриелян,). Ваши папы и мамы учились вот по такому учебнику (показывает книги), а старшие братья и сестры вот по такому (показывает книги).

В путешествии я буду рядом с вами, буду вам напоминать на какую мою станцию нужно заглядывать, чтобы получить те или другие знания вызвавшие у вас затруднения.

Машинист: Горит зеленый свет «Светофора» - пора в путь.

Внимание! Внимание! Пассажиры.

Поезд №1 отправляется до станции «Соли»

«Пожелаем от души ему счастливого пути!»

(звучит запись стука колес, медленная музыка)

Кондуктор: и так, мы отправляемся в путь, чтобы нам не скучать, давайте вспомним:

Какие классы неорганических веществ мы изучали?

Что называется солями?

Какие бывают соли?

Посмотрим на свои билеты и составим формулы по названию вашего вагона и места.

Машинист: дорогая химия, ты бы не подсказала пассажирам, откуда произошло название «соли»?

Книга: название «соли» от латинского слова «SO»-солнце. Осаждение поваренной соли из морской воды под действием солнечных лучей в древние времена объяснялось, как рождение этого вещества под влиянием солнечных лучей, солнечной энергии. Название «соль» первоначально относилось к хлориду натрия, впоследствии дало название целому классу веществ «Соль» буквально означает солнечное вещество.

Машинист: Очень интересное сообщение. Пассажиры много уже знают о солях. Может, ты нам книга загадаешь загадки о солях?

Книга: Хорошо! Слушайте: без этой соли не могут жить люди и животные. Она содержится в слюне, в крови, в желудочном соке человека. У древних народов были войны из-за этой соли, а некоторые народы Африки платили за нее золотом. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали этой солью. Эта соль заменяла деньги во многих странах, у многих народов это символ гостеприимства, радушия, верности. Еще больше вы узнаете об этой соли, если прочтете книгу автора Ляпунова « Химия завтра». Что это за соль? Прошу в тетрадях записать формулу этой соли (идет по вагонам проверяет).

Машинист: Внимание! Внимание! Граждане пассажиры поезд №1 проезжает через полустанок «Оксидов».

Учитель: Прошу пассажиров ответить на вопросы:

1.Что называется оксидами?

2. Какие оксиды вы знаете?

3. Что называется основными оксидами?

4. Что называется кислотными оксидами?

Задание: (химический диктант) Составьте формулы оксидов:

Оксид меди(2)

Оксид цинка

Оксид серы(4)

Оксид железа(3)

Оксид фосфора (4)

Оксид марганца (6)

Оксид калия

Формулы основных оксидов обведите кругом.

Машинист: поезд № 1 продолжает наше путешествие. Впереди станция «Основания»

Кондуктор: 1. Что называется основаниями?

2. На какие группы делятся основания?

Запись: Поезд №1 подходит к разъезду «Основания»

Учитель: Прошу пассажиров выполнить следующее задание:

HCL, CuO, SO3, CuSO4, Zn (OH) 2

3. Какую формулу имеет гидроксогруппа?

4. Скольки валентна гидроксогруппа?

5. С чем вступают в реакцию щелочи?

Напишите уравнения химических реакций, с какими из веществ будет вступать в реакцию щелочь NaOH.

Кондуктор: Книга у тебя есть вопросы к пассажирам?

Книга: 1. Что такое индикаторы?

2. Какие индикаторы вы знаете?

Задание. В двух пробирках находится вещества: гидрооксид натрия и соляная кислота. С помощью фенолфталеина определите, в какой пробирке находится основание, укажите номер пробирки (учащие выполняют задание, записывают номер пробирки).

Машинист: Поезд отправляется в путь. Впереди станция «Кислот» (звук колес).

Кондуктор: На станции «Кислот» мы совершим небольшую остановку. А пока в путь!

Слева и справа в окнах вагона мелькают формулы кислот, они рады пребыванию поезда, мы видим их из вагона; давайте угадаем их. ( Показывает кислоты и просит назвать )

Учащиеся называют. Книга за каждый правильный ответ дает жетон.

Кондуктор: Уважаемые пассажиры, вы путешествуете в 3-х вагонах: хлориды, сульфаты, нитраты. Дайте письменную характеристику кислоте, по которой называется ваш вагон. (Запись в тетрадь).

Машинист: Книга у тебя есть вопросы к ребятам?

Книга: Да, есть. Пусть скажут мне, что такое реакция нейтрализация? На какой моей странице это правило? (Работают с учебником).

Машинист: Книга, тебя удовлетворяет ответ учащихся?

Книга: Но, я же химия, и кроме теоретических знаний ребята должны владеть химическим экспериментом. Пусть проделают реакцию нейтрализации.

Машинист: Да это целая лабораторная работа.

Книга: Пусть откроют мой учебник и выполнят работу ( Учащиеся выполняют лабораторную работу, делают записи в тетради).

Машинист: Поезд №1 «Голубая стрела» отправляется к последней станции - «Соли».

 

Задание:

Для вагона «Нитраты»: K2 SiO3, MgCO3, Rn3 (PO4)2, CuCl2, FeSO4, Ba (NO3)2, Nа2 CO3.

Для вагона «Хлориды»: K2 SO4, CuS, Na2 S, KBr, Mg (NO3)2, Al PO4.

Для вагона «Сульфаты»: RnSO4, FePO4, BaSO4, FeS, KCl, AgNO3, Na2SO3, Ri2 SiO3.

Дайте название каждой соли.

Книга: А могут ли пассажиры составлять формулы? Вот посмотрите на мои страницы и составьте формулы солей.

Учитель: Ребята, пока мы с солями знакомились, кто-то вмиг проник на станцию. Кто же лишний попал на станцию?

Задание:

CaCl2 AgNO3 HCl

CuO K2 S Fe3 PO4

MgCl2 Mg CuSO4

NaNO3 RnSO3 H3 PO4

 

Третий лишний в рядах: HCl, CuO, Mg, H3 PO4.

Напишите уравнения солей, которые можно получить:

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2 O

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2

3Mg + 2H3 PO4 = Mg3 (PO4)2 + 3H2

3CuO + 2H3 PO4 = Cu3 (PO4)2 + 3H2 O

Учитель: Ребята, а вы молодцы. Порядок навели.

Теперь новое задание:

У вас на столах карточки, составьте формулы солей:

(Задание по карточкам по коду)

1-4 2-4 3-4

1-5 2-5 3-5

1-6 2-6 3-.6

Составьте формулы солей

А теперь решим задачу:

Составьте ее по вашему железнодорожному билету:

Место в билете – металл, название вагона даст название кислоте.

Возьмите металл, он вступит в реакцию с кислотой количеством вещества 2 моль, напишите уравнение химической реакции и вычислите массу образующейся соли. (Учащиеся работают, звучит медленная музыка).

Учитель просит сдать для проверки маршрутные листы.

Книга: спасибо вам ребята за интересное путешествие. Хочу напомнить вам, что слово «химия» имеет восточные корни и, скорее всего, связано с золотом и металлургией. В Европу оно пришло поздно, через арабские страны, и приобретает по пути арабские одежды, превратилось в «алхимию». Слово «химия» не «темное дело» или искусство черчения металлов и добывание соков, а «золотое дело», прошедшее немалый путь из Китая.

Хочется верить, что химия в первоначальном своем значении - наука о золоте, и вообще искусство получать металл. Химия - золотая наука. Изучайте ее.

Учитель: путешествие подошло к концу. Я надеюсь что оно вам запомниться и те знания, которые вы сегодня получили , пригодятся вам при дальнейшем изучении химии. Поездка окончилась для всех, и пусть в науке вам сопутствует успех.

Подводятся итоги, выясняются лучшие путешественник и самый активный вагон.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.