12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Архипова Вера Владимировна353
Россия, Саратовская обл., с.Сланцы

Урок истории в 5 классе «Путешествие в Древний Египет» Учитель Архипова В.В.

 

Тема урока: «Путешествие в Древний Египет»

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

 

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование:компьютер, компьютерная презентация, карта «Древний Египет», карточки 

с заданиями

 

Учебник: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина  « История Древнего мира»

 

Цели урока:

● обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет»,  проверить знания учащихся по теме,  развивать словарный запас детей,  стремление знать больше по изученному предмету;

● научить применять знания на практике, проявляя различ­ные творческие способности;

 

● развить у учеников интерес к дальнейшему изучению древ­ней истории с помощью различных форм творческой деятельности;

 

 ●способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника.

 

План урока:

 

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

 

2.Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.

 

3.Обобщение и систематизация знаний учащихся.

 

4.Физкультминутка

 

5.Организация контроля и самоконтроля.

 

6.Подведение итогов урока.

 

7.Информация о домашнем задании. Рефлексия

 

                                                             Ход урока:

 

 1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением и готовыми к  работе.

- Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.

 

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. 

 

  - Мы  с вами начали, изучать науку  историю  и в течение года будем путешествовать по странам  Древнего мира. А почему бы нам не отправиться именно сегодня  в путешествие?  Скажу  вам по секрету, что я давно мечтаю побывать в одной стране, не стану говорить  в какой, надеюсь, вы сейчас догадаетесь? В этом нам поможет кроссворд. Слайд 1 (см. ссылку 1) http://dfiles.ru/files/h3y484s6w

   2)http://slanzi.ucoz.com/2015/arhipova/prezentacija_microsoft_powerpoint.pptx)

 

Вопросы к кроссворду:

 

1. Бог земли (Геб).

2. Бог-покровитель правящего в Египте фараона (Гор).

3. Столица объединенного царства Египта около 3000 лет до нашей эры (Мемфис).

4. Старейший род сухопутных войск (пехота).

5. Равнина, на которой река делится на несколько рукавов (дельта).

6. Люди, занимавшиеся возделыванием земли (крестьяне).

 

 - Так в какое же государство нас ждет путешествие? Догадались?Слайд 2

Правильно«Древний Египет». Как вы думаете, что мы будем делать на  этом уроке (ответы учеников).

 

- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии. Слайд 3

 

- Я предлагаю всем продолжить путешествие в историю Древнего мира.

 

- Все готовы к путешествию?

 

- Мы сможем переместиться в Древнее государство Египет, только если правильно сделаем вычисления. Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.

 

- Какие даты нам нужно вспомнить? (3000г. до н.э. + 2014г.)

 

- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет. Один человек работает у доски. (5014 лет.)

 

- Верно! На 5014 лет назад нам нужно переместиться. А поможет нам в этом машина времени. Слайд 4

 

3. Обобщение и систематизация знаний.

 

- В пути нас будут сопровождать египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями.

 

- Бог, который встречает нас первым… Как египтяне называли его? (Амон-Ра - бог Солнца) Слайд 5

- Он благословляет нас в добрый путь. И предлагает разгадать нам тайну старинной рукописи. Рукопись очень старая и некоторые части текста утеряны. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее.

     Восстановить текст:Эта страна называется (Египет.)

                                   Она расположена вдоль полноводной реки (Нил),

                                   которая впадает в (Средиземное море.)

                                   Люди этой страны занимаются (земледелием.)

Станция 1 «Географическая» Слайд 6

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос:

_ Отгадайте загадку:  Дороги имеются –

                                     ехать нельзя,

                                     земля есть –

                                     пахать нельзя,

                                     луга есть –

                                     косить нельзя,

                                     в реках, в море воды нет.

- Что это?

 

 - Чтобы попасть в страну, воспользуемся картой.

- Выберите карту Древнего Египта.

-Ребята, скажите, что помогло вам ее узнать?

- Мы перемещаемся на следующую станцию. Накоторой вам предстоит показать свои умения работать с предметами Древнего Египта.

 

Станция 2 «Подсказкино» Слайд 7

Учитель называет признаки предмета, учащиеся должны отгадать предмет:

 

♦ это огромное здание в 50 этажей...

♦ в нем никто не жил...

♦ оно построено вручную из огромных блоков известняка (Пирамида.)

 

♦ это приспособление, позволяющее поливать земли Египта...

♦ при помощи него поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива реки...

♦ оно напоминает наш колодец-журавль (Шадуф.)

 

♦ высокий тростник в Египте...

♦ из него изготавливали материал для письма...

♦ на нем писали тонкой тростинкой (Папирус.)

 

♦ это быстроходная повозка в Египте...

♦ она используется как движущая сила скаковых животных...

♦ использовали ее в сражениях и в Олимпийских играх (Колесница.)

 

- Прежде чем продолжить наш путь дальше предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

 

1 упражнение: показать, как плывет лодка бога-Ра по небосклону;

 

2 упражнение: показать необходимое положение весов на

суде Осириса;

 

3 упражнение: показать, как управляет боевой колесницей воин;

 

4 упражнение: показать обязательное движение, которое жрец делает в конце обряда, выходя из храма  

 

 

Станция 3 «Задачкино» Слайд 8

- На станции «Задачкино» нас встречает бог с головой птицы ибиса.

 

- Как называли его древние египтяне? (Тот-бог Мудрости.)

 

Решение задач:

 

Задача № 1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды – по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов? (2025 ∙ 2 = 4050 воинов, 2025 : 25 = 81отряд.)

 

Задача № 2. Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей), длина стороны основания 230 м. На сооружение пирамиды потребовалось 2 336 000 каменных блоков, причем ежедневно устанавливалось по 320 блоков. Сколько времени строилась пирамида?

(2336000 : 230 = 7300 дней.

В какие более крупные единицы времени можно перевести 7300 дней?

73000 :365 = 20 лет.)

Задача № 3.  А теперь откроем тайны Большого сфинкса.

Большой сфинкс имеет длину 57 м., высоту 20 м., 11м. 50 см. в плечах, ширина лица 4 м. 17 см. У статуи отсутствует нос шириной 1м. 3 см. А какими мерами длины пользовались древние египтяне? Другие единицы длины: локоть 440 мм, ладонь 60 мм, палец – 15 мм. Выразим ширину носа Большого сфинкса в древних мерах длины. 1 м. 3 см. = 1030 мм., 1030 :440 =2(150), 150 : 60 =2(30), 30 : 15 = 2, 1 м. 3 см. = 2 локтя, 2 ладони, 2 пальца.

 

Станция 4 «Терминово» Слайд 9

- Мы отправляемся дальше на станцию «Терминово». Здесь поджидает нас очень красивая богиня.

 

- Почему именно такой представляли ее древние египтяне? ( Бастет - гибкая кошка, покровительница женщин и красоты.)

 

- Бастет поручает вам поработать с терминами и выполнить задания на соответствие.

 

- О каком термине идёт речь? Найти соответствие.

 

Работа в парах.

 

1. Островки зелени в пустыни.                                                   (Жрецы.)

 

2. Служители богов и хранители знаний.                                (Вельможи.)

 

3. Знаки-рисунки.                                                                         (Налоги.)

 

4. Сбор в пользу государства.                                                     (Иероглифы.)

 

5. Наиболее богатые и знатные люди.                                       (Оазисы.)

 

 

- Богиня Бастет предлагает вам проверить правильность выполнения своего задания.

Слайд 10

 

 

 

4. Организация контроля, самоконтроля знаний.

 

Станция 5 «Тестирование» Слайд 11

- Наше путешествие подходит к концу. Нас встречает бог.Он является сторожем загадочной дверцы.

 

- Как древние жители Египта называли этого бога? (Анубис.). Он приготовил для нас тестовые задания.

Знаем тесты мы на пять.

Будем дружно отвечать.

 

- Перед вами  тест, здесь 6 вопросов,  нужно в каждом вопросе  выбрать один правильный ответ.

 

1. Служитель богов в храме – это

А) вельможа

Б) жрец

В) фараон

 

2. Укрепление из насыпей глины и тростника  для защиты  низменностей от затопления – это

А) канал

Б) дамба

В) дельта

 

3. Самый главный бог в Египте

А) Амон

Б) Апоп

В) Анубис

 

4. Богиня-покровительница женщин и их красоты

А) Исида

Б) Нут

В) Бастет

 

5) Первая столица  Египетского царства

А) Фивы

Б) Мемфис

В) Ахетатон

 

6. Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос

А) около 3000 лет до нашей эры

Б) около 2000 лет до нашей эры

В) около 1500 лет до нашей эры

 

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения теста друг друга.

 

- Анубис отправляет нас на следующую станцию, где и откроется загадочная дверца, через которую мы отправимся домой.

 

Станция 6 «Художественная» Слайд 12

Детям предлагается выполнить рисунок (раскраска)

Один из учеников выполняет рисунок онлайн. (http://www.раскраскараскраски.com)

 

 Остальные за партами (приложение 1)

 

5. Подведение итогов урока.

 

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось или понравилось в истории Древнего государства? (Ответы учащихся.)

 

- Верно! Путешествуя по Древнему Египту мы повторили географическое положение страны, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.

 

- Вот теперь мы можем открыть эту загадочную дверцуСлайд 12

 

- Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье. Слайд 13

 

- А сейчас подведём итоги. Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.

 

6. Информация о домашнем задании. Рефлексия

- У вас на столе  лежит модель папируса (изготовленная с помощью бумаги) вам необходимо написать «Мои впечатления об уроке».

- Домашнее задание выдается на карточках. Разгадать чайнворд. (Приложение 2)


ЧАЙНВОРД


  1. Материал для письма.

  2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.

  3. Злой бог суховей.

  4. Один из египетских фараонов.

  5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения.

  6. Подневольный человек.

  7. Сплав меди и олова.

  8. Ученый, который изучает звездное небо.

  9. Столица Египта.

  10. Египетская гробница.

  11. Греческий историк, который описал историю Египта.

  12. Стенобитный снаряд.

  13. Сборы в пользу государства.

     

     


 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

3

12

 

 

 

 

4

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

7

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Презентация к уроку 5 класс Путешествие в Древний Египет

  http://dfiles.ru/files/h3y484s6w

 

 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.