Занятие «Путешествие в грибное царство»
Конспект непорсредственно - образовательной деятельности с детьми старшей группы
на тему:
«Путешествие в грибное царство»
Цель: Познакомить детей с грибами (как они выглядят, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые и съедобные); Уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; Обогатить словарный запас детей (подберезовик, подосиновик).
Материалы и оборудование: 4 картины времен года; муляжи грибов или картинки (белый гриб, подосиновик, подберезовик, опята, мухомор), деревья для создания образа леса, карточки с нарисованными грибами, которые нужно раскрасить, угощенье – печенье «грибочки».
Ход деятельности:
Дети, вы все знаете, что после зимы наступает весна, а вслед за летом приходит осень. А почему это происходит? (Земля вращается вокруг солнца и поворачивается к нему то одним боком, то другим). Вот и мы только сказали лету «До свиданья», а сейчас говорим «Здравствуй, осень!».
А давайте, сейчас разложим времена года в правильной последовательности с помощью картинок.
Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, про какое время года в нем говорится.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и кружится над колючей елкой.
Облетели листья клена, он от холода дрожит,
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Дети, какие признаки осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают).
Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Собирают урожай овощей, фруктов, убирают хлеб на полях).
А сегодня я вас приглашаю в осенний лес за грибами. А вот и лес, давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Но перед тем собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
Не срывать и не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
Собирать только известные грибы;
Не собирать старые и очень маленькие грибы.
Ой, а я вижу первый гриб, давайте угадаем, что это за грибочек такой.
Он сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы…(Боровик)
Верно, дети, это его величество боровик. Он очень важный. Посмотрите, у него мясистая шапочка. А еще его называют белым грибом. Почему? Когда я была маленькой, мне было интересно узнать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафчику и показала мне две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: «Вот это боровики и подберезовики. Боровики не боятся ни варки, ни сушки, ни жарки. Они так и остаются белыми. Поэтому его и называют в народе – белый гриб. А в другой коробочке – подберезовики почернели, поэтому в народе их еще называют чернушками. И все остальные грибы, кроме белых темнеют, поэтому белый гриб – боровик называют еще гриб – полковник, как будто он среди грибов самый главный».
А вот виднеется еще один гриб. Узнайте его по описанию: «У него красная шапочка, растет среди осиновых корней» зовется…(Подосиновик). Почему его так называют? (Растет под осиной ). Расскажите мне, что вы знаете о нем. (Съедобный гриб, прямая ножка, ровная, круглая шляпка).
А вот и следующий гриб. Узнаете, как он называется? Правильно, подберезовик.
Не спорю: не белый он, братцы, попроще,
Растет он в обычной березовой роще.
Иногда подберезовики путают с подосиновиками, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же нам их отличить? Оказывается, на изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.
Удивительно, как тут много грибов, целая семейка!
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу…(Опята)
Какие бывают опята? (Летние и осенние). А где они обычно растут? На пнях, сваленных деревьях. А иногда забираются так высоко на де6рево, что и рукой не достанешь.
А сейчас мы будем грибочки собирать:
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием колена)
И в лесу грибы нашли (приседание)
Наклонялись, собирали (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны).
Дети, мы уже знаем, что многие грибы дружат с деревьями: подберезовики с березой, подосиновики с осиной, эта дружба помогает им расти. Ребята, о каких грибах мы говорили? (Съедобных). А какие еще грибы есть в лесу? (Ядовитые). Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб.
А вот кто – то важный на беленькой ножке
Он в красной шляпке, на шляпке горошки…(Мухомор)
А вы знаете, почему он так называется? Оказывается, мухи боятся его и падают, замертво пролетая около него. А кто им лечится? Правильно, лоси проглатывают его целиком, для лечения своих болезней.
А какие еще ядовитые грибы вы знаете? Все верно, это и бледная поганка и ложный опенок. Страшнее всего те грибы, которые похожи на съедобные. Я научу вас, ребята, как определять какие грибы вы набрали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если луковица посинеет, значит какой – то гриб ядовитый.
А сейчас возьмите в руки карточки. Вы должны узнать, какой гриб у вас изображен, правильно раскрасить и назвать его. Затем мы разделим грибы на съедобные и несъедобные.
Ребята, а что можно приготовить из грибов? Правильно, их варят, солят, маринуют, жарят. Вы все сегодня большие молодцы, насобирали целую корзину грибов. А я вам приготовила угощенье. (Угощение печеньем «Грибочки»).