ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся; развивать умения решать расчетные задачи; расставлять коэффициенты в уравнениях реакции; различать понятия «химический элемент» и «химическое вещество»; закрепить навыки сборки приборов для фильтрования и выпаривания растворов навыки разделения смесей.
ОБОРУДОВАНИЕ: на доске: таблица «Распространенность химических элементов», ребусы, задачи; рисунок дворца с отрывающейся дверью. На столах учащихся: карточки с химическим лабиринтом, карточки с химическими уравнениями; на демонстрационном столе: два штатива, два зажима, два кольца, спиртовка, воронка, фильтровальная бумага, два стакана, стеклянная палочка; фарфоровая чашка; магнит, смесь железо с серой. На доске записана тема урока.
ХОД УРОКА. Учитель. Сегодня обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия» будет необычным: мы совершим путешествие в царство Ее Величества Химии. Но это будет непростая прогулка. В дороге вас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью знаний, полученных на уроках химии. Итак, в путь – дорогу, друзья!
На экране проецируется игра «Химический лабиринт». Учитель объясняет условия игры.
Учитель. Путь в царство Ее Величества Химии лежит через заколдованный химический лабиринт. Чтобы добраться до финиша, начните прохождение через заколдованный химический лабиринт с левой верхней клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильное, то продолжайте путь по стрелке «да», если ошибочно -- по стрелке «нет». Ну что ж, ребята, сейчас нам нужно надеяться только на свои знания и взаимную помощь. Попробуем найти правильный путь к финишу.
Ученикам на столы заранее раскладывают карточки с игрой «Химический лабиринт». Задание выполняется парами. Ученики записывают свои фамилии и карандашом отмечают выбранный вариант движения к финишу. По сигналу учителя игра прекращается. Работы забираются на проверку.
Учитель. Молодцы, ребята! Но теперь нас ждет еще одно испытание. Чтобы открылась невидимая дверь в королевство Ее Величества Химии, мы должны разгадать ребусы.
На доске висит рисунок дома с закрытой дверью. Ученики отгадывают ребусы. Двери у дома открываются.
Учитель. Итак, нас встретили придворные Ее Величества Химии: Кислород, Кремний, Железо, Алюминий, Кальций. Определите по рисунку, кто из них самый главный. Почему?
Ученик. Кислород, потому что это самый распространенный элемент на Земле.
Учитель. Придворные Ее Величества Химии решили устроить нам небольшой экзамен. Кислород задает такой вопрос: «В нашем королевстве кухарка уронила поваренную соль в ведро с золой. Помогите кухарке очистить поваренную соль от золы».
Ученики определяют последовательность действий. Двое учащихся у доски собирают приборы фильтрования и выпаривания растворов.
Учитель. Пока готовятся приборы, мы с вами прочитаем письмо от Железа. «Сегодня горничная Сера наводила порядок в моей комнате. И так усердно это делала, что перепутала мои атомы со своими. Можно ли нас разделить, или мы уже не смесь, а сложное вещество?» Ребята, чем смесь отличается от сложного вещества?
Ученик. В смеси вещества сохраняют свои свойства.
Учитель. Перед вами смесь железа и серы. Разделите ее.
Ученик разделяет смесь с помощью магнита.
Учитель. Придворный Кислород вознесся до небес от своей распространенность и заявил, что в оксидах его массовая доля больше, чем доля другого элемента. Перед вами два оксида SiO2 и Al2O3, определите массовые доли элементов в соединениях.
Учащиеся решают задачи (по вариантам)
Учитель. Итак, кислород мы вернули на Землю. Новую задачу вам приготовил Кальций: «Определите массу моего оксида, если количество вещества составляет 10 моль».
Ученики решают задачу.
Учитель. Алюминием была перехвачена шпионская шифровка. Расшифруйте ее.
Ученики расшифровывают опорный конспект «Условия и признаки химических реакций».
Учитель. Следующее послание от железа: « Определите, где идет речь о химическом веществе, а где - об атоме.
«Железо начали использовать в глубокой древности (1). Оно входит в состав железных руд (2). Железо – металл (3), оно в нагретом состоянии довольно легко куется (4), оно электропроводно (5). Относительная атомная масса железа равна 56 (6), а его атомный номер – 26 (7). Ржавчина – это соединение железа с кислородом (8)».
Ученики в тетрадях пишут ответы в двух колонках «Химический элемент» и «Химическое вещество» (химический элемент-2,6,7,8; химическое вещество-1,3,4,5).
Учитель. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Но чтобы покинуть королевство Ее Величества Химии, мы должны преодолеть «океан» химических уравнений. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
Cu + O2 → CuO
Al + Cl2 → Al2O3
Na + H2O → NaOH + H2
P + O2 → P2O5
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
KNO3 → KNO2 + O2
Подведение итогов урока.
Учитель. Преодолев «океан» химических уравнений реакций, мы подведем итоги нашего урока. Сегодня мы обобщили знания по теме «Первоначальные химические понятия». Я думаю, что каждого из вас Ее
Величество Химия пустит в свои дворцы и откроет перед вами свои тайны.
Домашнее задание.
Учитель. Придумайте кроссворд по основным понятиям темы «Первоначальные химические понятия».
В заключении учитель благодарит детей за активное участие в уроке выставляет оценки.