12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прибыткова Анжелика Николаевна1554
Россия, Архангельская обл., Красноборск
1

Конспект занятия по экологии «Путешествие в лесное царство Архангельской области»

Конспект занятия по экологии «Путешествие в лесное царство Архангельской области»

Пояснительная записка


Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. 

В процессе экологического образования у дошкольников развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые в ФГОС ДО представлены как целевые ориентиры.

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по экологии для подготовительной группы, посвященного 80-летию Архангельской области. Методическая разработка включает в себя:

- конспект занятия;

- список литературы;

- заключение;

- приложения (презентация с иллюстрациями, аудиофайлы со звуками природы).


Конспект занятия

ДОО: СП «Детский сад «Светлячок» МБОУ «Евдская школа»

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема: «Путешествие в лесное царство Архангельской области»

Цель: расширение представлений детей о растительном и животном мире.

Задачи.

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- закреплять понимание значения леса в жизни животных, необходимости охранять леса;

- закреплять представления об изменениях в жизни зверей осенью;

- формировать умение развернуто отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к объектам живой природы;

- воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: 

- словесные (объяснение, вопросы);

- наглядные (презентация, игрушка);

- игровые (физминутка, загадки).

Форма организации детей: фронтальная.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Оборудование: презентация, игрушка Домовенок, конверт с загадками, аудиозаписи звуков природы и голосов птиц.

Продолжительность: 30 мин.

Организационный момент – 3 мин.

Основная часть – 24 мин.

Заключительная часть – 3 мин.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных и растений леса, чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», Волк», отгадывание загадок о лесных обитателях, изготовление поделок из природного материала.


Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехал домовёнок Кузя. Он приглашает нас отправиться в одно интересное путешествие. Интересно, куда же?

Кузя: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Кузя!

Кузя: Вы знаете, где я живу? А живу я в области красивого, белокаменного города Архангельска, в деревне. У нас красиво, там есть река, озера, кругом лес. А вы были в лесу? В лесу чистый воздух, кругом цветы, ягоды, птицы поют. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему архангельскому лесу, чтобы познакомиться с его удивительной природой.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы хотите отправиться в путешествие вместе с Кузей?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, чтобы лес рассказал и показал нам свои владения нужно произнести волшебные слова.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои!

(С. Погореловский)

Звучит шум леса, пение птиц.

Основная часть

На слайде – изображение смешанного леса.

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу! Как здесь хорошо! Спокойно, воздух свежий, птицы поют, деревья шумят. Скажите, а в какой лес мы с вами попали?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие еще виды леса вы знаете?

Дети: Лиственный, хвойный.

На следующем слайде появляется изображение березовой рощи.

Воспитатель: Как называется лес из берёз?

Дети: Берёзовая роща.

На экране появляется изображение соснового бора.

Воспитатель: Как называется этот лес?

Дети: Сосновый бор.

Кузя: Молодцы, ребята! В лесу Архангельской области можно встретить самые разные деревья: хвойные и лиственные. Давайте поиграем. Я буду называть вам дерево, а вы должны определить к какому виду оно относится: к лиственному или хвойному. Если я назову лиственное дерево, вы поднимаетесь на носочки, поднимаете руки над головой и качаете ими, словно листочками на ветру. Если я называю хвойное дерево, то вы вытягиваете руки вперёд и шевелите пальчиками, словно это иголки.

(Берёза, осина, ель, рябина, сосна, кедр, дуб, пихта, клён).

Кузя: Лес – это дом для животных и птиц. Ребята, а вы знаете, что лесные птицы поют круглые сутки и днем, и ночью? А люди, которые изучают повадки и голоса птиц, называются орнитологами. Вот и мы сейчас с вами станем орнитологами. Для этого нужно быть очень внимательными, аккуратными, чтобы не мешать птицам и не пугать их, а наблюдать, запоминать и сравнивать. Сейчас мы с вами послушаем пение птиц и попробуем догадаться, какие же птицы живут в наших лесах. 

Звучат аудиозаписи с голосами птиц: кукушки, синицы, дятла.

Ответы детей. После правильного ответа появляется слайд с изображением птицы.

Кузя: Слышите? (звучит голос сороки). Нас уже встречают, весь лес знает, что мы приехали в гости. Вы узнали, что это за птица?

Дети: Это сорока.

На следующем слайде изображение сороки.

Воспитатель: А сорока-белобока прилетела к нам не просто так, а с посланием от обитателей леса (показывает детям конверт). Что там? (достает из конверта письмо). Какие-то стихи. Да это же загадки. Ну что, ребята, вы готовы разгадать послание лесных жителей?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.

У кого берлоги нет,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора?

Дети: Заяц.

На следующем слайде появляется изображение зайца.

Воспитатель: Расскажите, как подготовился к зиме заяц: как он спасается от

врагов, есть ли у него дом и чем он питается.

Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:

К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке. А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.

Хитрая плутовка – рыжая воровка

В лесу первая краса,

Догадались, кто?

Дети: Лиса.

На экране появляется слайд с изображением лисы.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о лисе?

Ответы детей.

Воспитатель: Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.

Следующая загадка:

Трещат кусты под лапою

Под лапою мохнатою,

Дом ищу себе в лесу,

Крепко выспаться хочу.

Дети: Медведь.

На экране слайд с изображением медведя.

Воспитатель: Расскажите, как подготавливается к зиме медведь.

Ответы детей.

Воспитатель: Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.

А каких зверей, жителей леса, вы еще знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в лесу?

Дети: Да, потому что лес чистый, в нем хорошо дышится, животные находят себе корм.

Кузя: Ребята, вы такие молодцы, много знаете про деревья и обитателей наших лесов. Теперь настало время немножко отдохнуть.

Физминутка «Прогулка в осеннем лесу».

Мы пришли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес

(маршируют на месте, разводят руки в стороны).

Справа – березка стоит, слева елка на нас глядит

(повороты вправо – влево).

Листочки в небе кружатся, на землю красиво ложатся

(кружатся, приседают).

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал

(прыгают).

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет

(двигают руками).

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас

(приседают).

Под кустом лишь ежик спит, сладко носиком сопит

(закрывают глаза).

Вот синички прилетели, весело они запели

(имитируют взмахи крыльями).

В лесу красота и покой, а нам уж пора домой

(садятся на места).

Воспитатель: Ребята, у вас у всех есть семья, а у животных есть семья?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Что не так?». Надо найти ошибку и сказать правильно. У волка – лисята. Они живут в логове.

Дети: У волка – волчата.

Воспитатель: У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

Дети: У медведя – медвежата.

Воспитатель: У лисы – ежата. Они живут в норе.

Дети: У лисы – лисята.

Воспитатель: У ежа бельчата. Они живут в норке.

Дети: У ежа – ежата.

Воспитатель: У зайца – лисята. Они живут под кустом.

Дети: У зайца – зайчата.

Воспитатель: У белки – волчата. Они живут в дупле.

Дети: У белки – бельчата.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот наше путешествие и подошло к концу. Мы тоже, как Кузя, можем целые сутки слушать пение птиц и не устанем. Но нам пора возвращаться. 

Звучит музыка (звуки леса).

Воспитатель: Вот мы и дома, какое замечательное было путешествие! С кем мы сегодня познакомились?

Ответы детей.

Кузя: Ребята, как нужно вести себя в лесу, чтобы сохранить удивительный мир животных и растений? (Слайд с правилами поведения в лесу).

Дети: Не шуметь, не мусорить, не обижать животных, не ломать деревья и ядовитые грибы, не разорять птичьи гнезда, не разводить огонь и т.д.

Кузя и ребята прощаются друг с другом.


Список литературы

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с.

Картотека здоровьесберегающих педагогических технологий по лексическим темам в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/05/kartoteka-zdorovesberegayushchih-pedagogicheskih

План-конспект по формированию речи «Дикие животные наших лесов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-po-formirovaniyu-rechi-dikie-zhivotnye-nashih-lesov.html

Стихи о лесе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: chudo-kit.ru/стихи/стихи-о-лесе/3062-2013-04-18-20-07-54


Презентация к конспекту
PPTX / 5.7 Мб

Голос дятла
MP3 / 603.84 Кб

Голос кукушки
MP3 / 524 Кб

Голос синицы
MP3 / 402.87 Кб


Голос сороки
MP3 / 298 Кб


Звука леса
MP3 / 2.25 Мб



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.