Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Простоквашино»
Методическая разработка по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед: Светикова Елена Петровна
НОЧУ «СОШ Феникс» город Москва
Тема: «Путешествие в Простоквашино» (лексическая тема «Домашние животные и птицы»).
Цель: Расширять и активизировать словарь с помощью использования игр с песком и нейроупражнений.
Задачи:
1. Закрепление и уточнение знаний детей о домашних животных и птицах. Расширять и уточнять словарь.
2. Продолжать учить детей обобщать предметы.
3. Продолжать учить согласованию числительных с существительными; образование и использование в речи притяжательных прилагательных.
4. Закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук, подготовку рук к письму.
6. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, воображение, умение находить выход из ситуации вместе с героями и реально разыгрывать ее на песке с помощью фигурок.
7. Воспитывать умение играть дружно, слушать педагога и выполнять инструкцию.
8.Доставлять детям радость от игр с песком.
9. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Материалы:
Емкость с песком, вода, салфетки для рук; набор игрушек (домашние животные и птицы, несколько фигурок диких животных); фигурки персонажей из мультфильма «Простоквашино».
Предварительная работа: чтение произведения или просмотр мультфильма Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино».
Организационный момент:
Логопед читает детям письмо: «Ребята, срочно нужна ваша помощь! Пишет вам Почтальон Печкин, из Простоквашино. Этот кот-Матроскин и пёс Шарик совсем голову потеряли. Мало того, что они уже месяц не разговаривают, так они такое хозяйство развели: и коровы и куры и поросята и еще много кого у них есть. А что делать с животными – не знают. Им молоко уже некуда девать, скоро им умываться начнут. Дядя Фёдор не может навестить своих друзей – он на курорте, с родителями. Очень прошу вас приехать, чтобы помирить Матроскина с Шариком и помочь им навести порядок в их доме. Всегда ваш – Почтальон Печкин».
Дети вместе с логопедом отправляются в Простоквашино.
Ребята, а на каком транспорте можно добраться до Простоквашино? (ответы детей). А мы с вами поедим на велосипеде.
Упражнения для 1 блока мозга
Проверим колёса, ручками сожмём-разожмём (упражнения на напряжение и расслабление «Силач», «Весы», «Дерево», «Потянулись-сломались»).
Колёса сдулись! Нам понадобится много сил, чтобы их накачать (упражнения разминки «Яблочко катится по блюдечку», «Качели», «Плечи прыгают»)
Посмотрим по-сторонам (растяжка рук, ног, шеи, головы)
Проверим гразками, всё ли мы починили (упражнения для глаз «Крестики», «Диагонали, «Круги»
Накачаем колёса: с-с-с, с-с-с, с-с-с – носиком вдох, ротиком выдох (упражнения артикуляционной гимнастики»
Мы молодцы! Накачали колёса и в путь!
Ход занятия:
Дети вместе с логопедом подходят к песочнице, где их встречают кот-Матроскин и пёс Шарик. (На песке уже построены дом, двор с деревьями, водоёмом и множеством животных).
Логопед: Да, ребята! Я смотрю, здесь действительно нужна наша помощь! Забор сломан, и дикие звери вошли во двор.
Игра «Четвёртый лишний»
- Корова, заяц, петух, овца, кот;
- Лиса, свинья, коза, гусь;
- Собака, курица, лошадь, медведь;
Логопед: Сейчас починим забор и пересчитаем всех животных.
Игра «Сосчитай» (до 5):
Один кот, два кота,…, пять котов.
Одна корова, две коровы,…, пять коров.
Один конь, два коня,…пять коней.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна курица, две курицы,…, пять куриц.
Один петух, два петуха,…, пять петухов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Один индюк, два индюка,…, пять индюков.
Логопед: Животные пересчитаны. Все на месте. Нам остается найти кто, где живёт.
Игра “Кто где живет?”
Лошади – в конюшне
Коровы –
Свиньи –
Собаки –
Телята –
Кролики –
Логопед: Ребята, мы так старались помочь нашим друзьям, что сами устали. Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками:
Пальчиковая гимнастика “Уточка”
Шла уточка бережком, («идут» двумя пальчиками по песку),
Шла серая по крутому. (переваливаясь)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец)
Логопед: Ну что, Матроскин и Шарик, мы вам помогли навести порядок? Наши ребята много знают о домашних животных и птицах, спрашивайте, они подскажут.
Кот-Матроскин: тогда я спрошу. Скажите, а как животных по голосу различать, чтобы я знал, кто меня зовёт?
Игра «Кто как разговаривает?»
Собака – лает, кошка - мяукает, корова - мычит, лошадь - ржет, курица- кудахчет, гусь -гогочет, утка-крякает, петух – кукарекает, индюк– балаболит, свинья – хрюкает.
Шарик: Матроскин, ты лучше спроси у ребят, кто кем будет, когда вырастет. А то вон, у нашей коровы Мурки телёнок родился, а у остальных кто будет?
Игра «Кто кем будет?»
Щенок будет собакой (котенок, поросенок, утенок, цыпленок, жеребёнок, телёнок и др.)
Матроскин: Ребята, вы лучше этому Шарику расскажите, у кого чей хвост, или чья лапа – а то на фотоохоту пойдёт и знать не будет, кого снимает.
Игра «Чей хвост, чья голова, чье туловище, чьи уши?»
Хвост (чей?) кошачий, собачий, коровий, лошадиный.
Голова (чья?) кошачья, собачья, коровья, лошадиная.
Туловище (чьё?) кошачье, собачье, коровье, лошадиное.
Матроскин: Я теперь со своими коровятами никогда не расстарусь.
Логопед: Матроскин, не коровятами, а коровушками. Хочешь, ребята тебя научать лаского всех твоих животных называть?
Игра «Назови ласково»
кошка – кошечка, собака – собачка, свинья – свинка...,
лошадь -…, корова – …, коза – …, баран – …. и т.д.
Логопед: Шарик, Матроскин – я думаю, мы с ребятами вам помогли. Скоро возвращается дядя Фёдор, а нам тоже пора в детский сад.
Шарик: Тогда, ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось в нашем «Простоквашино» (рефлексия).
Кот-Матроскин: ребята, я вспомнил! Я вас сейчас молочком угощу. Моя любимая коровушка Мурка дала, на всех хватит! А летом, мы обязательно ждём вас в гости, чтобы помочь с хозяйством.