Путешествие в страну Фразеологию

1
6
Материал опубликован 6 January

Открытый урок по русскому языку в 6-м классе

«Путешествие в страну Фразеологию»

Задачи урока.

Обучающая :

повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».

Развивающая :

развитие познавательного интереса ;

обогащение словарного запаса учащихся;

развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

Воспитывающая:

воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний.

а) вступительное слово учителя.

Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.

(Слайд 1) Тема этого урока «Путешествие в страну …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:

Тертый калач

Хоть трава не расти

Сесть в калошу

Задирать нос

Бить баклуши

Вставлять палки в колеса (Слайд 2)

(Это фразеологизмы)

Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (Слайд 3) «Путешествие в страну Фразеологию». Запишите название темы урока в ваши рабочие тетради.

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Слайд 4) (Это устойчивые сочетания слов, равные по значению слову, словосочетанию либо целому предложению).

Вспомним основные признаки фразеологизмов, их отличительные черты. Назовите их, пожалуйста.

Фразеологизмы состоят из двух и более слов;

Фразеологизмы являются одним членом предложения;

Слова во фразеологизме нельзя заменить, переставить;

Фразеологизмы употребляются в переносном значении.

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны фразеологизмы? Для чего мы употребляем их в своей речи? (Ответы детей).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (Слайд 5) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мои вопросы устойчивыми выражениями. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно) (Слайд 6-7)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- Под какой камень вода не течет?

(Под лежачий камень вода не течет)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы. Быстро нашли ответы. Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников» (Слайд 8). Очень хочется войти в него, но… (Слайд 9)…мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо выполнить задание.

З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке расположены части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Вилами по воде писано», «Как кот наплакал». У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем их значения.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (Слайд 10). И вот перед нами город Тружеников.

3. Закрепление

Кого называют тружениками? (Обсуждение).

З а д а н и е №3 (письменно в тетрадях).

Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение).

(У доски работает один желающий).

Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 (индивидуально письменно в тетрадях)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (Слайд 11).

На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1-ый ряд выписывает фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Обвести вокруг пальца

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Плевать в потолок

А теперь давайте проверим. (К доске выходят 3 человека – представители из каждого ряда и выписывают «свои» фразеологизмы).

Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

Ребята, как называются фразеологизмы, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют одинаковое значение? (Синонимические).

А как называются такие фразеологизмы: «Хоть отбавляй – С гулькин нос», т.е. фразеологизмы с противоположным значением? (Антонимические).

Ребята, а теперь посмотрите на слово «бездельничать». Какая орфограмма есть в этом слове? (Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить», т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).

4Физкультминутка 

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Скинем гору с плеч.

- Дадим задний ход.

- Побьем челом.

- Разведем руками.

- А теперь -- руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая - письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (Слайд 12). А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р, Болтливый, как сорока; Немой, как рыба).

 Труженики живут не только в стране Фразеология, но и в нашей стране. А как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (Слайд 13). Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На Слайде 14-22 юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите.

5. Работа с фразеологическими словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм (Слайд 23): «До свидания!»

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? У вас на столах лежат карточки разных цветов. Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно. Поднимите, какую вы считаете нужным.

Спасибо за работу. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где же заявленные слайды?

6 January

Презентацию я разместила отдельной публикацией

8 January

А зачем делить работу на части, все должно быть в одном файле

11 January

Да, мне тоже интересно взглянуть...

6 January

Материал чужой, поэтому размещением авторской презентации не озадачились. Саму презентацию можно найти по ссылкам: https://infourok.ru/prezentaciya-etot-udivitelnyj-mir-frazeologizmov-5534887.html или https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/08/21/prezentatsiya-dlya-6-klassa-etot-udivitelnyy-mir

6 January

Спасибо за комментарий. Да, какие-то части конспекта взяты из интернета. Но переработаны под себя. Презентация размещена следующей публикацией. И она не совсем соответствует тем, которые указали вы

8 January