Путешествие в страну Химия

7
0
Материал опубликован 31 January 2021 в группе







Методическая разработка воспитательного мероприятия

Тематическое направление: популяризация научных знаний

Тема: «Путешествие в страну Химия»







Автор разработки: Казакова Марина Валерьевна,

учитель химии высшей категории

МОАУ «СОШ №68 с углубленным изучением

русского языка и математики»










2021г.

г. Оренбург

Содержание

1.

Введение……………………………………………………….

3

2.

Цель, задачи и планируемые результаты…………………...

4

3.

Форма проведения воспитательного мероприятия ………...

5

4.

Педагогические технологии, методы, приемы……………...

5

5.

Описание этапов подготовки и проведения…………………

6

6.

Ресурсы………………………………………………………...

6

7.

Рекомендации по использованию методической разработки……………………………………………………...


6

8.

Заключение……………………………………………………..

8

9.

Список используемой литературы…………………………....

9

10

Приложение…………………………………………………….

10























«Будучи фундаментальной наукой, тесно связанной почти с любым проявлением наших контактов с материальным миром, химия представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры»

Т. Браун «Химия - в центре наук»

Введение

По данным Юнеско 9 из 10 ученых всех времен и народов, совершивших важные открытия, - жители XX столетия. За последние 20 лет сделано столько же научных открытий, сколько за всю предшествующую историю науки! Количество изобретений и открытий удваивается каждые 10 лет. Школьникам XXI века предстоит совершить еще более удивительные открытия.

В современных условиях жизни выпускник школы должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной решать встающие перед ним задачи и проблемы, уметь применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Наши наблюдения показывают, что дети, особенно, гуманитарных классов (классы такой направленности есть в каждой параллели нашей школы) на уроках химии предпочитают пассивные виды деятельности: читать, смотреть, слушать. Не берутся выполнять творческие, исследовательские работы и часто имеют низкие показатели качества знаний. Думаем, причины этой проблемы кроются в недостаточности усилий, так как им не очень интересен предмет. Все же химия тесно взаимосвязана с математикой, физикой и, на первый взгляд, далека от гуманитарных дисциплин, поэтому «гуманитарии» чувствуют себя неуверенными в изучении химии.

Среди обучающихся 8-х, 9-х гуманитарных классов есть ребята, имеющие одну тройку по химии. Хотелось бы помочь таким ребятам стать успешными. Чтобы повысить мотивацию, вызвать интерес к предмету, необходима правильно организованная деятельность обучающихся не только на уроках химии в 8-ом, 9-ом классах, но и проведение обучающих воспитательных мероприятий во внеурочное время, на часах классного руководства для детей, которым еще только предстоит в будущем начать изучать предмет химия.

Проблема эта актуальна и имеет объективный характер. Человечество живет и развивается в условиях непрерывного обмена веществом, энергией, информацией с окружающей средой, в процессе этого обмена человек познает окружающий мир.

Поэтому было решено разработать мероприятие, которое было бы интересно, во-первых, детям с гуманитарным мышлением, во-вторых, тем, кому еще предстоит начать изучать предмет химия - семиклассникам. Данное мероприятие является одним из учебно-воспитательных. Как помощь обучающимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора в ходе изучения школьной программы.

В своей работе мы остановимся на проблеме актуализации знаний по химии, стимулировании интереса и привлечении талантливых детей к проведению химических исследований, через разработку воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Химия» для 7-го класса.

Цель: вызвать интерес обучающихся 7-го (гуманитарного) класса к изучению химии и привлечение их к проведению химического эксперимента.

Задачи:

Обучающая: создать условия для знакомства обучающихся с предметом химия; сформировать умения проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности; обогатить кругозор обучающихся знаниями о превращениях веществ.

Развивающая: развивать внимательность, находчивость, коммуникативные навыки; умение наблюдать за химическими объектами, выделять характерные особенности; умение анализировать и применять полученные знания в жизни.

Воспитательная: развитие культуры взаимоотношений и воспитание чувства коллективизма, сплоченности, умения работать в команде; содействовать развитию культуры речи.

Планируемые результаты:

личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности;

метапредметные: развитие наблюдательности, логического мышления, навыков анализа и синтеза, формирование основных приемов планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией.

Форма проведения: информационно-просветительская, развлекательная программа с элементами викторины.

Средство донесения – живое слово, наглядное проведение опытов, презентация.

Подобная форма досуговой деятельности, особенно в подростковом возрасте, имеет выраженный воспитательный и просветительский эффект. Так как: создает условия для взаимодействия и взаимопонимания; сплачивает; создает простор для фантазии, импровизации, творчества; реализует единство познания; способствует проявлению положительных качеств личности.

Педагогические технологии: проблемное обучение, моделирующая деятельность, личностно-ориентированная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы: беседа, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, проектирование, наблюдение.

Концепция мероприятия базируется на следующих идеях:

формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли химии в становлении материальной культуры;

усиление связи изучаемого предмета с жизнью, опытом и знаниями обучающихся;

формирование представлений о значимости знаний по химии и перспективы дальнейшего использования этих знаний.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

изучение теоретического материала, разработка воспитательного мероприятия;

проведение мероприятия;

анализ результативности выбранной формы работы для актуализации знаний обучающихся по химии и приобретения мотивации к изучению предмета (провести социологический опрос).

Подготовка мероприятия:

Обучающиеся 9-го класса (4 человека) под руководством педагога заранее отрепетировали проведение химических опытов («Горючая смесь», «Примерзание стакана», «Фараоновы змеи», «Отсечение руки»), подготовили модель и материалы для проведения экспериментов («Изготовление фотографий», «Извержение вулкана», «Перо жар-птицы»); создали презентацию-сопровождение.

Ресурсы: презентация, химическое лабораторное оборудование и реактивы.

Оборудование: компьютер, проектор, железная пластина, древесная стружка, химический стакан, колба конусная плоскодонная, стеклянная палочка, шесть фарфоровых чашек для выпаривания, три листа бумаги А4, утюг, нож, вата, спиртовка, спички, песок, деревянная дощечка, кирпич, пульверизатор.

Реактивы: 0,3 г перманганата калия, 120 г аммиачной селитры, 1 г пищевой соды, 9 г сахарной пудры, 50 г дихромата аммония, фенолфталеин, мелоранж, молоко, дистиллированная вода, растворы: серная кислота, этиловый спирт, гидроксид натрия, хлорид железа (III), роданид калия, хлориды или сульфаты солей натрия, калия, меди, стронция.

Рекомендации по использованию методической разработки в образовательной практике:

Данная методическая разработка может быть использована в образовательной практике классного руководителя, учителя химии, математики, физики, биологии с целью формирования у обучающихся общей культуры владения естественнонаучными знаниями; удовлетворения познавательных интересов обучающихся; раскрытия роли естественнонаучных знаний в окружающем мире; развития учебной мотивации.


























Заключение

Выбор тематики данной работы продиктован необходимостью актуализации знаний и повышения мотивации к обучению предметов естественного цикла, особенно для обучающихся гуманитарного профиля, для обучающихся среднего звена. Необходимостью открыть для них волшебство химической науки как части мировой культуры. Меня как классного руководителя и учителя химии огорчает, что снижается количество часов, отведённых для изучения химии, и возрастает объём изучаемого материала. Таким образом, моя задача - заинтересовать свой 7-й класс в изучении химии. Ведь интерес к предмету порождает энтузиазм, увлечённость, стремление к самостоятельному познанию нового.




















Список используемой литературы

Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006

Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. М.: Дрофа, 2005

Под общей редакцией Задорожного К.Н. Предметная неделя химии в школе. Ростов-на-Дону: 2006

Злотникова Э.Г. Урок окончен – занятия продолжаются. М.: Просвещение, 1992

Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002

В работе использованы материалы журнала “Химия в школе”, с 2009 года.
















Приложение

Сценарий мероприятия

Учитель: Дорогие дети! Сегодня здесь собрались ученики седьмого и девятого классов. У каждого – своя задача. Девятиклассники подготовили интересные опыты, они покажут нам «чудеса» и откроют секрет каждого «дива». Семиклассники, вы не просто зрители, вы – активные участники. Будьте готовы помогать проводить эксперимент, задавать вопросы о веществах и их превращениях. А главное, вам предстоит ответить себе на вопрос: интересна ли наука химия, чем интересна, и хочется ли вам изучать ее?

Конечно, в химии, как и в любой науке, кроме интересного, будет встречаться и сложное. Но сложно и интересно – это как раз то, что нужно для человека мыслящего, чтобы разум не заснул в лености, а постоянно работал. Итак, вы готовы к чудесам?!

Выходят 4 девятиклассника.

1-й ученик. Ну и жара сегодня. А так хочется пить. У кого бы тут водички попросить?

2-й ученик. А я хотел бы минералки, а еще лучше, лимонада.

3-й ученик. А мне что-то молока захотелось.

У 4-го ученика большая колба с жидкостью, похожей на воду.

4-й ученик. Ребята, вы все пить хотите? Ну, так вот, у меня в руках колба. А в ней волшебная вода. Она поможет совершить химические чудеса. Пусть каждый, кто хочет пить возьмет в руки химический стакан. Начинаем!

Семиклассники берут с демонстрационного стола химические стаканы, в которые налиты необходимые реактивы, 4-й ученик наливает малое количество реактива из колбы.

4-й ученик. Вот вода, вот минералка, вот парное молоко. Ловко получилось, и никаких секретов тут нет.

1-й ученик. Только подождите ребята, не торопитесь, не пробуйте содержимое стаканов. А то, как бы чего не случилось! В химии существуют серьезные запреты! Первое правило ТБ: нельзя пробовать вещества на вкус!

2-й, 3-й ученики (хором). Мы тоже умеем делать химические чудеса.

1-й ученик. Давайте посмотрим, что у нас в стаканах (показывает свой стакан). У меня стакан пустой. Хотя, на самом деле, он наполнен. Чем? (Семиклассники отвечают «воздухом»)

2-й ученик (показывает свой стакан). У меня в стакане сода.

3-й ученик (показывает свой стакан). Здесь индикатор метилоранж.

4-й ученик (показывает свой стакан). А у меня хлорид бария. На вид такая невинная жидкость.

1-й ученик. Что же было в колбе?

4-й ученик. Кислота! Если быть точным – серная кислота!

2-й ученик. Я покажу еще один фокус – без ничего зажгу пламя. Только вот дрова и вату в спирте намочу, одна капля – готово, огонь горит! (Проделывает все, о чем говорит, дрова загораются).

2-й ученик. Секретов нет, это химическая смесь сделала наш опыт таким динамичным. Она может зажечь что угодно. И называется она – горючая смесь.

3-й ученик. У меня опыт спокойный и мирный. Никакого дыма. Только я вам вопросы буду задавать, а вы попробуйте ответить на них. (Выполняет опыт с фенолфталеином). Он не боится кислот, даже очень сильных. Но в растворе щелочей становится малиновым. Запомните, ребята, его зовут фенолфталеин.

1-й ученик (проделывает опыт с метилоранжем). Если опустить его в щелочь – он пожелтеет, в кислоту – мгновенно покраснеет. А в воде он оранжевый как апельсин. Называется это вещество метилоранж! Метилоранж – индикатор. Слово латинское. В переводе на русский – указатель. Показывает среду раствора – нейтральную, кислую, щелочную.

4-й ученик. Внимание! Новое задание. Берем обычную доску, льем на нее немного воды. Потом берем стакан сталым снегом, ставим его на мокрую доску. (Говорит и одновременно выполняет опыт).

1-й ученик. Подсыплем сюда немного соли. Давй помешивай, нечего бездельничать, а я буду считать до пяти. (Медленно считает, чтобы стаканн успел замерзнуть).

2-й ученик. Примерз стакан химический – процесс эндотермический.

3-й ученик. Все вода и вода. Надоело! Я сделаю все не так. Я, сейчас, зажгу на сетке огонь. (Поджигает горку песка, пропитанную спиртом). Я еще не то могу. Если со страху не сбежите, я вам змей покажу. Сейчас, сейчас, только разбужу их. Надо посильнее прогреть песок. А вы, пока, послушайте о другом. (Говорит и одновременно показывает опыт). В один прекрасный летний день у меня внезапно заболело горло. И назначили мне полоскать его фурацилином. Я быстро вылечился, а фурацилин еще остался. Как-то белили мы с папой на даче, а когда мыл руки от извести, влил в воду немного фурацилина. Да, давно я так не удивлялся. Вода превратилась в «кровь»! Принес я ее в школу. Теперь она заменяет индикатор фенолфталеин. Он показывает щелочную среду раствора. Фенолфталеиновый в щелочах – малиновый. (Возвращается к опыту со змеями). Спирт горит и выделяет большое количество теплоты. Под действием температуры сода разлагается с образованием углекислого газа. Она также обугливает сахар – возникаетчернота. Углекислый газ раздувает сахар пузырьками. Вот вам и секрет ползущих змей.

4-й ученик. Быстро улыбнитесь! Веселее! Мы готовы приступить к нелегкой работе. Сделаем ваше фото! (Приглашает семиклассника). Посмотрите внимательно на этот листок бумаги. Улыбнитесь шире – это обязательно.

1-й ученик. Мы можем очень быстро проявить этот негатив. И поможет нам пульверизатор. (Опрыскивает «снимок». Приглашает следующего)

2-й ученик. Снова чистый лист бумаги. Мы знаем еще один способ. На этот раз, нам поможет горячий утюг. (Гладит бумагу и показывает всем «снимок». Приглашает следующего семиклассника).

1-й ученик. Есть еще один способ. Кто желает сфотографироваться? На этот раз мы даже не будем прикасаться к бумаге. (Эту «фотографию» проявляет под колпаком в атмосфере аммиака). Посмотрите. Всем видно? А теперь – раскроем секрет.

2-й ученик. Нам помог в этом знакомый индикатор. (Показывает первый рисунок). Рисовали кислотой. (Показывает второй рисунок). Газом аммиаком, он дает щелочную среду. (Показывает третий рисунок).

3-й и 4-й ученики. В химии много чудес, и мы умеем их делать.

3-й ученик. Продолжаем нашу работу. Кто хочет быть пациентом? Можем отрезать руку или ногу. Кто не боится? (Приглашает семиклассника). Операция без боли, правда, будет много крови. При любой операции нужна стерилизация. Ассистент, подайте йод.

4-й ученик. Вот, прошу, уважаемый доктор. (Подает йод).

3-й ученик. Сейчас промокнем кровь бинтом. (Промокает «рану»). Смотрите все! От раны не осталось ни следа!

1-й ученик. Как проводится этот опыт вы изучите в 9 классе. Такие реакции называются качественными. Протекают с визуальным эффектом.

2-й ученик. Послушайте, ребята, я сейчас вам прочитаю отрывок из сказки, а вы подумайте, и скажите, из какой сказки этот отрывок и кто её написал? (Читает отрывок из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»).

Огонёк горит светлее

Горбунок бежит быстрее

Вот уж он перед огнём

Светит поле словно днём

Чудный свет кругом струится

Но не греет, не дымится

Диву дался тут Иван

«Что, - сказал он, - за шайтан?

Шапок пять найдётся свету,

А тепла и дыма нету.

Эко чудо – огонёк!»

Говорит ему конёк:

«Вот уж есть, чему дивится

Тут лежит перо жар птицы».

(Семиклассники отвечают).

3-й ученик. Верно. Все знают эту сказку, а сейчас вы увидите пылающие перо жар-птицы. (Поджигает в фарфоровых чашках для выпаривания спирт, содержащий растворенные в нем соли натрия, калия, меди, стронция. Потом накрывает чашки плотным листом картона).

4-й ученик. Ребята отвечайте, почему погас огонь? Без чего он умирает? Ему нужен… (Семиклассники отвечают: кислород). Огонь от нагревательных приборов, например, спиртовки, в химической лаборатории гасят, накрыв спиртовку колпачком. Это строго соблюдаемое правило техники безопасности.

1-й ученик. (Ставит на стол модель вулкана. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку). Город тихо спал. Но на беду проснулся вулкан. Земля, как будто, треснула, и лава потоками устремилась на город. Пепел и пламя, дым и пожары… Очень скоро города не стало. Вы сейчас увидите этот процесс. Мы разбудим химический вулкан. (Притрагивается нагретой палочкой к модели вулкана, начинается «извержение»). Вулкан загорелся как огненный спрут. Кстати, какой это тип реакции? (Девятиклассники отвечают. Разложения).

2-й ученик. Ну, что же, к сожалению наше время подходит к концу.

3-й ученик. Мы не успели показать вам все, что умеем.

4-й ученик. Мы легко гнем стеклянные трубки, сверлим резиновые пробки.

1-й ученик. У нас масса разных чудес.

2-й ученик. Можем медные деньги в серебряные превратить.

3-й ученик. Устроить бурю в стакане.

4-й ученик. Добываем кислород и водород.

1-й ученик. Подрываем гремучий газ.

2-й ученик. Можем, даже, сделать черный порох.

3-й ученик. Вы тоже научитесь этому, когда начнете изучать химию в 8 классе.

4-й ученик. Только, химия – это трудный предмет, и ее нужно прилежно учить! Еще, чтобы лучше ориентироваться в предмете, нужны знания других естественных наук. Какие науки называются естественными? (Семиклассники отвечают: науки изучающие природу)

1-й ученик. Какие естественные науки вы изучаете? (Семиклассники отвечают: география, биологию, физику)

2-й ученик: А теперь небольшая викторина. Внимание на экран!

Девятиклассники по очереди сообщают вопросы викторины, семиклассники отвечают:

Какой сегодня день недели? (четверг)

Чем дышит все живое на Земле? (воздухом, кислородом)

Как зовут Ломоносова? (Михаил Васильевич)

В минеральной воде я бурлю, в топочном газе летаю,

Растениям пользу несу, пожар затухать заставляю.

Кто я? (углекислый газ)

Как называют указателей среды растворов? (индикаторы)

Формула воды? (аш-два-о)

Давно известна человеку,

Она могуча и красна.

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она? (медь)

Как «потушить» спиртовку? (накрыть колпачком)

В огне не горит и в воде не тонет? (лед)

Наука о веществах и их превращениях? (химия)

Учитель. Молодцы! Дорогие ребята, вот и закончился наш час. Скажите, вам было интересно? (Отвечают). Через год вы тоже будете многое уметь, если, конечно, захотите. Вы заметили, как ребята-девятиклассники лихо расшифровывали происходящее? Это просто, когда знаешь, что сказать. Сейчас у меня к вам только один вопрос: интересные тайны хранит кабинет химии, нужно, лишь, открыть дверь и войти в него, так чего же, ждать мне от вас?

Семиклассники. Мы придем.

Учитель. С нетерпением буду ждать! А, напоследок, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса. (Проводится социологический опрос. Вопросы на экране)




















Опыты для демонстрации

«Горючая смесь»

На большую железную пластинку положить горкой древесную стружку, под нее – смесь 0,3 г перманганата калия и две-три капли серной кислоты. Вату смочить этиловым спиртом и капнуть на приготовленную смесь. Спирт загорается и зажигает стружку.

«Примерзание стакана»

В химический стакан налить 200 мл воды и поставить на мокрую дощечку. Потом высыпать в стакан 120 г аммиачной селитры и перемешать стеклянной палочкой. Стакан примерзает.

«Фараоновы змеи»

В миску, стоящую на кирпиче, насыпать горкой песок, пропитанный спиртом. В песке сделать углубление, в которое положить 1 г пищевой соды и 9 г сахарной пудры. После этого поджечь спирт. Сахар плавится и превращается в карамель. Из углубления выползает темно-серая «змея».

«Изготовление фотографий»

На листе бумаги сделать любой рисунок фенолфталеином. Высушить. Во время опыта сбрызнуть лист из пульверизатора гидроксидом натрия.

На листе бумаги нанести рисунок молоком, высушить. Во время опыта прогладить горячим утюгом.

На листе бумаги нарисовать изображение соляной кислотой, подсушить. Во время опыта подержать над пламенем спиртовки.

Во всех случаях рисунки проявляются.

«Отсечение руки»

Руку «пациента» протереть «йодом» (раствором хлорида железа (III)). Потом провести по руке тупой стороной ножа, который вынуть из «спирта» (раствора роданида калия). На руке появляется «кровь».

«Перо жар-птицы»

В чашке для выпаривания растворить соли натрия, калия, меди, стронция и т.д. Спирт поджечь. Пламя окрашивается в разные цвета.

«Извержение вулкана»

Растереть в чашке 50 г дихромата аммония, высыпать на металлическую пластинку в виде горки. Палочкой сделать углубление и влить в него 1-2 мл этилового спирта. Нагреть стеклянную палочку и притронуться к спирту. Вырывается фонтан искр и масса серо-зеленого цвета – «пепел», который осыпается на пластинку горкой в форме конуса.























Социологический опрос

По завершении мероприятия, было проведено анкетирование обучающихся 7-го класса по следующим вопросам:

Имели ли Вы представление о том, что изучает наука химия?

Хотели бы Вы глубже изучать химию?

Что необходимо, чтобы быть успешным по предмету химия?

а) регулярное посещение уроков

б) систематическая подготовка к урокам

в) проведение и участие во внеклассные мероприятиях.

Результаты анкетирования.

Из 26 респондентов 16 (63%) имели представление о том, что изучает химия;

21 человек (81%) хотели бы глубже изучать предмет;

Из 26 респондентов 19 (73%) считают, что для успешного обучения химии необходимо регулярное посещение уроков; 26 человек (100%) уверены, что регулярная подготовка к урокам сделает их успешными; 22 человека (84%) заинтересованы во внеурочных мероприятиях по химии. t1612110361aa.gif


19


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.