12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прыткова Татьяна Леонидовна165
Россия, Ивановская обл., г. Родники

 

« Путешествие в страну сквернословия»


 

Цель:

-Расширить представление обучающихся о сущности сквернословия, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие.

-Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.

- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Вводная часть

Психолог: Добрый день!

Я рада видеть здесь всех без исключения. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну сквернословия. Готовы!

Звучит шум моря (слайд 1)

Психолог: Вот наш парусник прибыл встрану без названия, здесь насвстречают и приветствуют интересные жители. (слайд 2)

Игра «Необычные приветствия»

Чтобы зарядиться хорошим настроением мы под музыку друг друга поприветствуем.

В Японии – сложив ладони на груди прижав друг к другу, Греция – похлопать по плечу, Кения- кто выше подпрыгнет, Эскимосы – потереться спина о спину, Россия - рукопожатие, улыбка.

Наш парусник плывет дальше (слайд 3)

Психолог: отправляемся дальше и следующая остановка, это страна,которая находится за высоким забором. (слайд 4)

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

Психолог: А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех - это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.

В этой стране живут люди больные тяжелым психическим заболеванием, встречающемся достаточно редко – «копролалия».

Приходилось ли вам слышать об этом заболевании?

Психолог: Об этом мы погорим позже, а вначале скажите, что же нужно делать человеку, чтобы быть здоровым? (Примерный ответ детей: избавиться от вредных привычек: алкоголя, курения и т.д.)

Чтобы узнать о какой вредной привычке пойдёт речь, я предлагаю вам послушать одну притчу из книги “Мудрость вымысла” (Слайд 5)

Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Какую же рану нанесла хозяйка медведю? (Примерный ответ детей: словесную, обидела словом).

Ребята, а давайте поможем вылечиться людям этой страны!

Эстафета «Добрые слова»

Ребята наверняка вы слышали, что слово исцеляет человека, а какие это могут быть слова?

Добрые, спокойные, утешительные слова могут под­нять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его.(«добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота»).

Начиная с меня, каждый из вас по цепочке должен передать соседу мяч и сказать, какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. (Дети выполняют задание.)

-Приятно ли вам было произносить хорошие слова?

-Приятно ли было, когда вам говорили добрые слова?

Психолог. Мне кажется, у нас в классе стало­, как будто немного теплее.

А если бы такие слова звучали каждый день!

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова ... Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное об­ращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я сегодня говорила о редком психи­ческом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Назва­ние происходит от греческого копрос - грязь и lalia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к ЦИНИЧНОЙ и нецензурной брани безо всякого повода.

В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только,подростки, но и учащиеся младшего возраста.

А, что же такое сквернословие, мат? (слайд 6)

Сквернословие- это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями

В наше время мат используется: (слайд 7)

1) для повышения эмоциональности речи, (слайд 7)
2) эмоциональной разрядки, (слайд 8)
3) оскорбления, унижения адресата речи, (слайд 9)
4) демонстрации агрессии, (слайд 10)
5) демонстрации отсутствия страха, (слайд 11)
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, (слайд 12)
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Психолог: ребята давайте попробуем составить лозунги, антирекламу мата.

Например:

- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

У Вас на столе лежат половинки фраз, попробуйте составить лозунги.

- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

- Наше условие - долой сквернословие!

- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат).

- Мат - это помоев ушат.

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечится!

- Мат - это ядов концентрат!

- В классе мы найдем управу на словесную отраву!

- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

Радужная релаксация

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру«Да»,«Нет»,«Иногда»

-Кто ругаетсяматом поднимает карточку со словом «Да», кто не ругается - карточку со словом «Нет», а кто нечасто использует мат в разговорной речи поднимает карточку со словом «Иногда».

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Да»:

-Как часто вы ругаетесь матом?

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

(злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)

-Как вам живется с этой привычкой?

(нормально, все ругаются и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

-Как вам живется с этой привычкой?

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:

-А, как вам живется без этой привычки?

(хорошо, у меня хватает хороших слов)

Психолог: Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие? (слайд 13)

Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Психолог:Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных.

(Учащиеся зачитывают рецепты)

-А во что нам предлагают психологи: (слайд 14)

Первое:не говорить плохих слов самому. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!

Второе: Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”

Третье: Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей.

«Мысленный эксперимент» (слайд 15)

Инструкция: Проведем мысленный эксперимент. Возьмите сосуд с жидкостью (символизирует позитивный социум), положите в него несколько бранных слов, которые вы когда-нибудь слышали (использовали в своей речи), и тщательно перемешайте. Затем возьмите воронку, поместите в нее фильтровальную бумагу и пропустите через нее полученную смесь. Вы увидите, что бранные слова не прошли через фильтр. Подумайте и ответьте, что символизирует фильтр в данном случае.

Аккуратно уберите фильтр с нецензурными словами в мусорную корзину и никогда не засоряйте им свою речь.

А сейчас мы отправляемся в страну добрых слов. (слайд 16)

 

Давайте попытаемся хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследить за изменениями в вашей жизни.

Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим (слайд 17)

Спасибо за внимание! (слайд 18)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.