Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Всезнаек» (3–4 класс)
Чебунина Н.И., учитель начальных классов
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Сценарий внеклассного мероприятия для 3-4 классов
Тема: «Путешествие в страну Всезнаек»
Цель:
выявление детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности, развитие сферы социальных навыков личности; формирование стремления к самореализации, раскрытие многогранности интересов, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных занятий;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
способность к самооценке.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей и педагогов;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Познавательные:
строить логическое рассуждение;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
проводить сравнение по заданным критериям;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Коммуникативные:
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать действия партнера.
Форма проведения: интеллектуальная игра-путешествие, соревнование.
Оборудование: маршрутные листы А-4, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями, медали, призы.
План:
Организационный момент.
Ура, ура! А вот и начинается наша интеллектуальная игра!
Ну а чтобы нам начать играть,
Нужно правила игры вам рассказать!
2. Знакомство с командами.
3. Основная часть.
4. Подведение итогов, награждение.
Правила: Игра предполагает перемещение команд по станциям. В игре участвуют 6 команд по 6 человек, выполняя необходимые задания и набирая баллы за выполненные задания. Каждая команда отправляется в путешествие с разных станций. Всего их шесть. Дается определенное время на выполнение заданий на одной станции, для всех команд оно одинаковое (15 мин). Команда, набравшая большее количество баллов — выигрывает. Если команды набирают одинаковое количество баллов, то выигрывает та команда, которая быстрее всех посетила все станции и вернулась на «старт».
Команды должны заранее определить капитана, придумать название и девиз. Капитан команды получает маршрутный лист (Приложение 1), который выдается в начале игры. Выигравшая команда получает диплом «Умников страны Всезнаек» и медали на каждого члена команды. Остальные команды получают благодарности за участие в игре. В качестве помощников для учителя привлекаются родители.
Станция 1. «Загадкино»
Вопросы
Какие лисички
Повсюду
Подряд
Ни уток,
Ни кур,
Ни гусей
Не едят?(Грибы)
Вот уже который год
"Птица" в комнате живёт.
Голос свой она у нас
Подаёт нам каждый час.(Кукушка в часах)
Лежу, сестричка робкая,
Совсем одна в коробке я,
Забытая,
Забитая
В холодный уголок.
Мне снится: на дороженьке
Вдруг встретился хорошенький
Горячий уголёк.
Лишь дотронусь - вспыхнет разум,
И сгорим мы вместе,
Разом! (Спичка)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает
И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко (туман)
Есть в лесу еще один
Очень важный господин
Он весь шишками оброс
На лице лишь виден нос,
Может быть пуглив как зайка,
А зовут его….(леший)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (нос.)
Р азгадай
Станция 2. «Окружайкино»
Вопросы
1.Назовите самый большой океан? (Тихий)
2.Назовите дерево — символ России? (Береза)
3. Какая из этих птиц не относится к совам?
1) филин;
2) сыч;
3) козодой;
4) неясыть.
4.Махаон — это птица или насекомое? (насекомое)
5. Как называется часть суши, омываемая со всех сторон водой?
1) полуостров;
2) континент;
3) материк;
4) остров.
6. В России, как, впрочем, и во многих других странах, «цветком солнца», «солнечным сыном» называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (подсолнечник.)
7. Экзотический, мохнатый, зеленый, но сладко-кислый фрукт. (киви.)
8. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (липа.)
9. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (земляника.)
10. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (огурец.)
Станция 3. «Математическая»
Вопросы
Какая цифра в циферблате напротив 5? (11)
Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок? (Три палки и четыре галки)
Из-за этого числа можно получить дырку. (Три)
Количество нулей в миллиарде. (9)
Количество чудес света.(7)
При умножении на неё получается то же самое число. (Единица)
Сколько диагоналей имеет прямоугольник?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков?
(один)
Может ли при делении получиться ноль? (да)
Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха).
Станция 4. «Литературная»
Вопросы
Как звали девочку, попавшую в изумрудный город? (Элли)
Что попало Каю в глаз?
1) снежинка;
2) соринка;
3) осколок стекла (зеркала);
4) льдинка.
3. Кто из героев сказки «Золотой ключик» - кукла?
1) Папа Карло;
2) Тортилла;
3) Мальвина;
4) Дуремар.
4. Как правильно называется сказка братьев Гримм?
1) «Три храбреца»;
2) «Пять храбрецов»;
3) «Семеро храбрецов»;
4) «Шестеро храбрецов».
5. Кто из перечисленных писателей писал рассказы о природе?
1) С. Михалков;
2) В. Сутеев;
3) А. Барто;
4) В. Бианки
6. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
1) Фиалки;
2) ландыши;
3) подснежники;
4) розы
7. Автор рассказа «Живая шляпа». (Н. Носов.)
8. Из чего был сделан знаменитый сказочный солдатик? (Олово.)
9. На какое небесное тело летели Незнайка и Пончик? (Луна.)
10. Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела.)
Станция 5. «Историческая»
Вопросы
Как называют науку, изучающую прошлое человечества?
1) история;
2) география;
3) математика;
4) литература.
2. Какое прозвище было у русского царя Ивана IV?
1) Великий;
2) Грозный;
3) Мудрый;
4) Храбрый
3. Назовите, кто изображен на гербе Российской Федерации?
1) одноглавый орел;
2) лев;
3) двуглавый орел;
4) лев и орел.
4. Перечисли цвета флага Республики Бурятия (синий, желтый, белый)
5. Назови столицу Республики Бурятия
6. Кто основал город Санкт-Петербург?
1) Санта-Клаус;
2) Святой Петр;
3) Петр I;
4) Семен Петров.
7. Крестьянскую обувь лапти плели из лыка, а из чего добывали лыко? (из древесины липы)
8. Сколько колец на Олимпийском флаге? (5)
9. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (2)
10. Какая башня называется «падающей»?
1) Пизанская;
2) Эйфелева;
3) Останкинская;
4) водонапорная.
Станция 6. «Музыкальная»
Вопросы
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш (рояль)
Тянется, а не резина, с клапанами, а не машина, песни поет, а не радио? (Баян)
Кто поет эту песенку?
Если я чешу в затылке, не беда.
В голове моей опилки, да-да-да. (Винни-Пух.)
Расшифруй слова
Какой композитор сочинил лучшие свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)
Ансамбль из четырёх музыкантов (квартет)
Торжественная песня принятая как символ государства? (гимн)
Группа музыкантов, совместно исполняющих музыку на различных инструментах? (оркестр)
Какую ноту кладут в суп? (соль)
Какая нота может быть предлогом? (До)
Подведение итогов, награждение победителей.
Литература:
Турыгина С.В., Кугач А.Н. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр/Серия «Библиотека школьника». -Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 304 с.
Ципляева Е.А. Интеллектуальные игры: Что, Где, Как?» / сборник материалов по вопросам организации и проведения интеллектуально-познавательных игр из серии «Педагог в пространстве детства» №14. - Ноябрьск, 2009. - 44с.
Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад/ Н.А. Шаульская. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 219 с.
Приложение 1.
Маршрутный лист команды ____________________________
№ |
Название станции |
Баллы за ответы на вопросы (0-2 балла) |
общий балл |
||||||||||
Задания |
|
||||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
1 |
«ЗАГАДКИНО» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
«ОКРУЖАЙКИНО» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
«ЛИТЕРАТУРНАЯ» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
«ИСТОРИЧЕСКАЯ» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
«МУЗЫКАЛЬНАЯ» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого баллов |
|