Занятие «Путешествие в песочную страну»
Выступление на РМО воспитателей учителя-логопеда Г.Т.Шакирзяновой
Выделение проблемы.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? В чем связь песочных часов с детьми? (учатся чувствовать временные отрезки)
-Спасибо, верно. Сегодня я хочу показать, как можно использовать песок на индивидуальных логопедических занятиях.
Тема занятия : «Путешествие в песочную страну»
(Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация)
Уважаемые коллеги, для того чтобы показать занятие по песочной терапии, я попрошу 1 желающего выйти ко мне и побыть на время ребенком.
I Организационный момент.
Логопед: Алина, сегодня нас ждут интересные приключения, потому что мы отправляемся в песочную страну! Но чтобы попасть туда надо произнести волшебные слова (взрослый и ребенок берутся за руки над ящиком, закрывают глаза и произносят слова):
В ладоши наши посмотри
В них доброту, любовь найди.
Песочная фея, приходи!
( логопед одевает шляпу и превращается в песочную фею)
Песочная Фея(ПФ):Я приветствую тебя, Милое дитя!
II Основной этап
ПФ: Сегодня, как и ты в гостях у меня Кошечка и Собачка. Давай мы с тобой дадим им клички. На букву С и Ш. Ну как назовем кошку? а собачку на букву ш?
Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия.
ПФ: Определи, какой первый звук у клички Соня?
Определи, какой первый звук у клички Шарик?
Молодец! Сейчас мы будем играть в игры, в которых часто слышатся звуки [с] и [ш].
Упражнение на дыхание «Что под песком?»
( заранее в песке спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш].
ПФ: Возьми волшебную трубочку и дуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (ребенок находит картинки с изображением символов звуков [с] и [ш], ставит их к фигуркам героев, которые расположились друг против друга).
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] изолированно.
ПФ: Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «С-С-С». Что ты можешь сказать про этот звук? ( ребенок делает горку и дает характеристику звука [с]),С –согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий –С, а теперь разровняй горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш» ( ребенок выполняет действия и дает характеристику звука [ш]). Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в слогах.
ПФ: Посмотри, наши герои находятся далеко друг от друга, им тяжело идти по песку. Давай выложим для них дорожку из камешков ( ребенок выкладывает дорожку)
ПФ: Молодец! Сейчас они могут ходить друг другу в гости. Пойдем к кошечке Соне, шагая по камушкам пальчиками произносим: са-ша-са, со-шо-со, уш-ус-уш. Пойдем в гости к собачке Шарику повторяя: шта-што-шты, ска-ско-ску, сна-шна-сна.
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в словах (Физкультминутка)
ПФ: Соня и Шарик хотят поиграть с тобой. Они спрятали свои игрушки в песок, тебе надо их найти с помощью волшебной кисти (ребенок находит мелкие игрушки)
Молодец! Сейчас расставь игрушки в названии которых есть звук[с] к Соне, а со звуком звук [ш] к Шарику. Определи место звуков [с] и [ш], сколько слогов в слове? У кого больше друзей?
Драматизация сказки « Репка» на новый лад.
ВФ: Я вам предлагаю рассказать сказку «Репка» для друзей на новый лад ( участники выбирают овощ, в названии которого есть звук [с] (капуста) и придумывает свой рассказ по мотивам сказки « Репка».
Итог.
III Заключительный этап. Ритуал выхода.
ПФ: Тебе понравилось играть в моей песочной стране? Нас ждут еще много приключений. А сейчас мы уберемся в песочнице и я попрощаюсь с тобой (ребенок убирает игрушки, разравнивает песок).
Давай возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В ладоши наши посмотри
Мудрее стали ведь они.
Спасибо, милый наш песок,
Ты подрасти ведь нам помог.
Алина, вы как воспитатель что можете сказать о занятии? Что вам понравилось? А вам зрители? Можно узнать ваше мнение?
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики. Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, довольно яркое и эффективное решение этого вопроса. Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия.
Что происходит, когда наши пальцы касаются песка?
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук.
Мой еще маленький опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
• Обучающиеся чувствуют себя более успешными.
• На занятиях нет места монотонности и скуке.
Спасибо за внимание.