Квест «Путешествие в страну Математики»
Пояснительная записка к презентации
Квест «Путешествие в страну Математики»
Петя Непоседкин гостил у дедушки. День выдался дождливым и холодным. Мальчик, лишенный удовольствия резвиться свежем воздухе, решил тщательно исследовать дом – вдруг где-то под кроватью, в комоде или на книжной полке его ждет настоящее ПРИКЛЮЧЕНИЕ: сидит в углу и скучает без Пети.
Мальчик зашел в комнату дедушки и стал рассматривать книги на его столе. Среди страниц он обнаружил карту какого-то государства. В верхнем углу старого на вид листа была надпись: «Только самый смышленый, ловкий и находчивый сможет попасть в страну Математики и найти сокровища!». Хорошенько подумав, Петя решил, что отправляться в путешествие в одиночку не стоит, и потому приглашает нас на поиски сокровищ.
1. Для того чтобы попасть в страну Математики нужен билет, да только его не купить у кондуктора. Нам предстоит решить числовой кроссворд.
/data/files/r1536508090.PNG (357x309)
По горизонтали:
1) Наименьшее трехзначное число; 2) 7 · 8; 3) Число XIX; 4) 2100 : 3; 5) В этом числе 5 единиц, 3 сотни, 4 тысячи; 6) Сумма однозначных натуральных чисел; 7) Семьдесят две тысячи восемьсот девять; 10) Сумма наибольшего и наименьшего двузначных чисел; 11) 9 · 9; 12) Наибольшее четырехзначное число, записанное цифрами 2, 0, 5 и 7; 13) Число, содержащее 5 десятков, 4 сотни и 5 единиц; 14) 20 км 97 м выразить в метрах.
По вертикали:
1) Меньшее из чисел 2 · 9 и 5 · 4; 2) 6 · 9; 3) 5 · 24; 5) 40 тыс. 9; 6) 400 + 70 + 2; 7) 22 · 3 + 9; 8) Число, которое следует за числом 6714; 9) Число, содержащее 5 десятков, 7 единиц, 8 сотен и 1 тысячу; 10) 25 · 4 + 2; 12) Количество сотен в числе 7427; 13) Число, которое предшествует 50.
2. Отлично, билет у нас в кармане! И мы начинаем путешествие! Нашему взору открылась прекрасная картина: на горизонте - раскидистые горы, с которых спускается лес; зеленые луга, быстрая река, в которой плещется рыба… Только все здесь плоское.
Сверившись с картой, Петя понял, что это Земля Homo Dvuchmerius (Хомо Двухмериус) – Земля людей двумерных. Мужчины племени … отправляются на охоту и предлагают взять нас с собой.
Командам необходимо в системе координат выполнить рисунок.
Команда, которая работает быстрее, решит исход охоты: если раньше появится изображение первобытного человека с копьем, то племя ждет вкусный ужин, а если быстрее будет нарисован кабан, то пещерные люди останутся без жаркого, так как их добыча оказалась проворнее.
3.Утолить голод посредством двумерного жаркого все равно невозможно, так что Петя сверяется с картой и наша компания движется дальше. Нам нужно перебраться через реку Неудач/Незадач. Но вот незадача/беда – от старого подвесного моста, который обозначен на карте, ничего не осталось. Нам с Петей нужно построить новый мост для перехода на другой берег. Для этого каждой команде нужно ответить на 15 вопросов.
1.Первый месяц зимы. (Декабрь)
2.Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
3.Друг игрека. (Икс)
Угол, равный 180. (Развернутый)
4.Как называется результат деления? (Частное)
5.Сколько месяцев в году? (12)
6.Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)
7.Назовите наибольшее однозначное число. (9)
8.Число, на которое нельзя делить. (0)
9.Назовите модуль числа -2. (2)
10.Первый месяц года. (Январь)
11.Число противоположное - 4. (4)
12.Первый месяц осени. (Сентябрь)
13.Высшая оценка знаний в школе. (5)
14.Наименьшее четное число (2)
15.Равенство с переменной. (Уравнение)
16.Объем килограмма воды? (Литр)
17.Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
18.Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
19.Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)
20.Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
21.Одна сотая часть числа. (1%)
22.Третий месяц летних каникул. (Август)
23.Наименьшее четное натуральное число. (2)
24.Сколько козлят было у «многодетной» козы? (7)
25. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
26.Соперник нолика. (Крестик)
27.Результат вычитания. (Разность)
28. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
29.Одна сотая часть метра. (1 см)
30. Тысячная часть тонны (1 кг)
4. Мост построен, мы оказались на другом берегу. Дальше путь лежит через Темный Лес Неученья – место, где за каждым кустом нас подстерегает опасность. Тропинка уходит все дальше и дальше в чащу… Внезапно со всех сторон раздается свист, топот и гомон – мы попали в засаду банды разбойников с Кривой Дороги! Все бандиты - недоучки, невежи и невежды, отъявленные негодяи. Но мы в стране Математики, так что опасность заключается не только в опустошении карманов и кошельков, но и в попытке сокрушить железную логику учеников и заставить их усомниться в своих знаниях! Один из разбойников утверждает, что дважды два будет пять, другой, что пять равно шести!
Командам нужно найти ошибки в софизмах.
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.
Докажем, что 2 ∙ 2 = 5.
4:4= 5:5
Вынесем за скобки общий множитель каждой части.
4·(1:1)=5·(1:1)
Тогда разложим число 4 на произведение 2 · 2.
Получаем (2·2)· (1:1)=5·(1:1)
Зная, что 1:1=1, мы получаем 2·2 = 5.
Ошибка заключается в том, что нельзя было выносить множитель за скобки во 2 равенстве.
Докажем, что 5 = 6.
Очевидно, что 35 + 10 - 45 = 42 + 12 - 54.
Вынесем общий множитель за скобки.
5 ∙ (7 + 2 - 9) = 6 ∙ (7 + 2 - 9).
Мы видим, что произведения равны и вторые множители тоже равны, значит, и первые множители должны быть равны, т. е. 5 = 6.
Ошибка в этих рассуждениях состоит в том, что сделан вывод о равенстве первых множителей у равных произведений при условии равенства вторых множителей. Такое утверждение справедливо лишь тогда, когда эти равные вторые множители отличны от нуля, и мы можем обе части равенства разделить на это число.
5. Ребята, вы сумели разрушить коварный план бандитов! Но чтобы продолжить путь, нужно научиться умножать многозначные числа новым способом. На помощь вам придет кудесник – математик и научит волшебству умножения двузначных чисел без знания таблицы умножения.
Давайте умножим 21 на 13 и 42 на 43.
На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера. Линии первого числа рисуются сверху вниз, второго числа – слева направо. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде красных точек). Итак, в первой области ( область сотен) - 2 точки, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 3 точки. Следовательно, ответ 273.
При умножении 42 на 43 получается 6 единиц, 0 десятков и 2 переходит к сотням: 42 ∙ 43 = 1806.
/data/files/p1536508357.PNG (727x356)
Затем командам предлагается выполнить умножение 21на 32 и 52 на 31 китайским способом.
/data/files/a1536508392.PNG (727x356)
6. А мы продолжаем путешествие. Впереди виднеются крепостные стены большого города. Мы входим через западные ворота и попадаем на королевскую ярмарку/праздник в честь женитьбы принца. На мощеных улицах много диковинного народа: рыцари и дамы, акробаты, шуты, ученые старцы и гадалки, продавцы сладостей, факиры и фокусники…
Мудрецы загадывают шарады и загадки с подвохом.
Что за птица, ответь, если спросим,
Вновь с берёзы летит на сосну,
Умещая в себе (пятью восемь)
Букв, похожих одна на одну. (СорокА)
Слог первый в этом слове – брат быка,
А слог второй – земных угодий мера.
В своём названье их связать сумела
Какая знаменитая река? (ВолГа)
Археолог заявил, что нашёл монету, датированную 35 г. до н.э. Может ли это быть на самом деле?
(Нет, те люди не знали, что будут жить "до нашей эры")
Сколько животных взял Моисей на свой ковчег? (Ной взял каждой твари по паре, а не Моисей)
У фермера было 17 овец. Все, кроме девяти, умерли. Сколько овец осталось?(9 овец)
Мальчик лег спать в 8 часов вечера, а свой любимый механический будильник поставил на 9 часов
утра. Сколько часов будет спать мальчик? (1 час)
Что может опускаться и подниматься, и в то же время не двигаться с места? (Температура)
Стоит дом, в котором 4 стены. Каждая стена выходит на юг. У одного из окон гуляет медведь. Какого он цвета?(Белый медведь)
Если врач прописал вам три таблетки и велел принимать их каждые полчаса, сколько времени продлится процедура?(1 час)
Если у вас только одна спичка, и вы вошли в комнату, в которой есть керосиновая лампа, свечка и дровяная печь, что нужно зажечь в первую очередь? (Спичку)
7. Город Зазеркалье
/data/files/s1536508427.PNG (251x254)
Всем знакомо понятие «симметрия». Петя с легкостью вспомнил множество примеров симметричных фигур в геометрии и предметов из окружающего мира.
Но человечек из отражения предложил назвать зеркальные фразы. А вы, ребята, знаете, о чем идет речь?
Палиндромы – это слова и целые фразы, которые можно читать как слева направо, так и справа налево и при прочтении получится то же самое.
Аргентина манит негра.
Удавы рвали лавры в аду.
Я с леди все же свиделся.
Уведи у вора корову и деву.
Я не мил, и не женили меня.
Лилипут сома на мосту пилил.
Дорога за город: то ров, то отворот.
А кобыле цена дана, да не целы бока!
Надо меч – в кулак, а лук – в чемодан.
Классическим и самым простым суперпалиндромом 3х3 считается «Мир или Рим»:
М И Р
И Л И
Р И М
Суперпалиндром 4х4 есть также практически в любом языке мира, потому что он состоит из личных имен:Нора. Омар. Рамо. Арон.
Н О Р А
О М А Р
Р А М О
А Р О Н
Командам предлагается написать любой палиндром методом зеркального письма Леонардо да Винчи. Текст нужно писать справа налево, все буквы должны быть развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, то он будет выглядеть как обычный.
8. Ребята, вы блестяще справились с заданием и за это получаете подсказку (Вы с Петей ведь все еще хотите добраться до сокровищ?!). Остался один шаг. В игру вступают дешифровщики. В квадрате 9х9 нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, стоящие рядом в строке, оставив только одну. В результате вы прочтете известное высказывание. Назовите его автора.
м |
м |
а |
а |
т |
е |
е |
м |
а |
т |
т |
и |
к |
у |
у |
ж |
ж |
|
е |
з |
з |
а |
т |
т |
е |
м |
у |
ч |
ч |
ч |
и |
т |
т |
ь |
ь |
н |
а |
д |
д |
о, |
ч |
ч |
т |
т |
о |
о |
о |
н |
н |
а |
у |
у |
м |
м |
в |
в |
в |
в |
п |
п |
о |
о |
о |
р |
я |
я |
д |
д |
д |
о |
к |
п |
р |
р |
и |
в |
в |
о |
д |
и |
т |
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
м |
м |
а |
а |
т |
т |
е |
м |
м |
а |
т |
и |
и |
к |
а |
а |
а |
- |
э |
э |
т |
т |
о |
о |
о |
я |
я |
з |
з |
ы |
к |
к |
, |
н |
н |
н |
а |
а |
а |
к |
к |
о |
т |
о |
о |
р |
о |
о |
о |
м |
г |
г |
о |
о |
в |
в |
о |
р |
р |
р |
я |
т |
т |
в |
с |
е |
т |
т |
о |
ч |
ч |
ы |
е |
е |
н |
н |
а |
у |
у |
к |
и |
Петя просыпается. Склонившись над ним, стоит дедушка. Мальчик понимает, что уснул, разгадывая числовой кроссворд. Дедушка улыбается и говорит: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» (Б. Паскаль)
Приложение
Задание для координатной плоскости.
ОХОТНИК
Соединить последовательно следующие точки:
(0;0)
(7;-7)
(6;-7)
(6;-6)
(3;-5)
(3;-3)
(4;-3)
(4;-4)
(3;-4)
(0;-3)
(-1;-3)
(-2;-5)
(-3;-5)
(-3;-4)
(-2;-4) соединить с точкой 12; 12 соединить с 16
(-1;-7)
(-2;-8)
(0;-8) соединить с точкой 13; 13 соединить с 19
(-3;0)
(-4;2)
(-5;5)
(-2;7)
(-1;7)
(-1;6)
(-6;9) СТОП!
СТАРТ от точки 19 к точке 26
(-3;4) соединить с точкой 1; 1 соединить с 27
(1;1)
(3;0)
(3;-1)
(5;-1)
(5;-2)
(6;-2)
(6;-1) соединить с точкой 30; 30 соединить с 34
(1;3)
(0;2) соединить с точкой 26; 26 соединить с 36
(-3;5)
(-4;5) соединить с точкой 22; 22 соединить с 38
(5;2)
(4;2)
(5;3) соединить с точкой 38. СТОП!
СТАРТ
(-2;6)
(-2;4)
(0;3)
(0;4)
(1;4)
(0;5) СТОП.
Поставить точку 47
(-0,5;5)
Соединить три точки:
(-3;-3)
(1;3)
(1;-1)
КАБАН
СТАРТ
Соединить последовательно следующие точки:
(-6;1)
(-7;1)
(-7;0)
(-5;2)
(-4;2)
(-5;1)
(-4;0)
(-5;-2)
(-4;-3)
(-5;-4)
(-4;-5)
(-4;-4)
(-2;-3)
(-3;-2)
(-2;-1)
(-2;0) вернуться в точку 15; соединить точку 15 с точкой 17
(-1;-2)
(1;-2)
(2;-3)
(5;-4)
(2;-1)
(3;0)
(6;0)
(4;1)
(3;1)
(3;2) соединить с точкой 24; 24 соединить с 27
(7;1)
(7;2)
(6;2)
(3;5)
(3;6)
(2;5)
(1;5)
(1;6)
(0;5)
(-1;3)
(-2;2) соединить с точкой 5. СТОП!
СТАРТ с точки 7, которую нужно соединить с 38
(-6;-1)
(-6;-2)
(-7;-2)
(-7;-3)
(-6;-4)
(-6;-3) соединить с точкой 8
Соединить 3 точки:
(3;-2)
(5;-2)
(4;-3)
Поставить точку
(4;3)
Соединить точки:
(8;1)
(9;2)
(11;2)
(11;6)
(9;6)
(9;3)
Поставить точку -
(10;3)
Соединить 2 точки: (10;4) (10;5)
Ответы на числовой кроссворд
1 1 |
0 |
0 |
2 5 |
6 |
3 1 |
9 |
||
8 |
4 |
2 |
||||||
4 7 |
0 |
0 |
5 4 |
3 |
0 |
5 |
||
6 4 |
5 |
0 |
||||||
7 |
7 7 |
2 |
8 |
0 |
9 |
8 6 |
||
2 |
5 |
0 |
9 1 |
7 |
||||
10 1 |
0 |
9 |
11 8 |
1 |
||||
12 7 |
5 |
2 |
0 |
13 4 |
5 |
5 |
||
4 |
14 2 |
0 |
0 |
9 |
7 |
Пояснительная записка
Квест "Путешествие в страну Математики" рассчитан на учащихся 6 класса, занимающихся в математическом кружке. Время проведения - 45 минут. Дети делятся на 2 команды и отправляются в путешествие. За каждое задание команда получает баллы( учитывается правильность выполнения и скорость). Данный квест может быть проведен во время предметной декады.Целью его проведения является популяризация предмета и повышение интереса учащихся. Задачи:выявление и поддержка творческих способностей детей, выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.
пояснительная записка
DOCX / 13.3 Кб
Елена Вениаминовна Чурина
Гордеева Галина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Гордеева Галина Владимировна
Панов Егор Игоревич