12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
MElena139

Тема: Пути преодоления и профилактики учебной неуспеваемости

в МБОУ Новокулындинская СОШ (из опыта работы)


В наши дни  причины школьной неуспеваемости  - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. Ежегодно успеваемость падает все больше. Трудности, связанные с обучением, с освоением школьных навыков - это не только внутришкольная, внутрисемейная проблема, но и проблема общественная. От нее зависит будущее каждого из граждан нашей страны в целом.

Все мы понимаем, что причин неуспеваемости у каждого учащегося может быть множество. И задача педагогов состоит в том, чтобы наметить пути решения проблемы школьной неуспеваемости  является принципиально важным моментом работы всего педагогического коллектива.

МБОУ Новокулындинская СОШ реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей и взрослых. На ступени дошкольного образования трудятся 4 педагога – воспитателя, 2 из которых имеют высшее педагогическое образование и все 4 имеют первую квалификационную категорию. Их стаж работы составляет от 5 до 37 лет. Вместе со своими воспитанниками они участвуют в различного рода конкурсах и мероприятиях от местного уровня до всероссийского. Развивая интерес к обучению в раннем возрасте.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования реализуют 19 учителей. 16 из них имеют высшее педагогическое образование, 7 имеют высшую квалификационную категорию, 10 первую, 2 учителя, являясь молодыми специалистами, планируют аттестацию в следующем году. Педагогический стаж педагогов составляет от 5 до 40 лет. Все педагоги без исключения своевременно проходят курсы повышения квалификации, тем самым развивая и повышая свои компетенции, отвечая требованиям современной образовательной политики. Помимо курсов предметной направленности, коллеги обучаются на курсах по психологии, инклюзии, формированию функциональной грамотности, цифровой безопасности, профилактике асоциального поведения обучающихся. На данный момент все педагоги прошли обучение по обновленным ФГОС.

В своей деятельности все педагоги используют элементы самых разных образовательных технологий, как традиционных, так и инновационных, которые помогают рационально организовать учебный процесс, позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность обучающихся, обеспечивают развитие критического мышления, личностно-деятельностный характер усвоения знаний, стимулируют обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Ежегодно проводя самообследование, отмечаем Показатели для оценки «социального благополучия» школы. Так, по результатам 2021 года удельный вес численности обучающихся со специальными потребностями (с ОВЗ, дети-инвалиды), от общей численности обучающихся составил 8%, удельный вес численности обучающихся, у которых один/оба родителя являются безработными 5%, численность обучающихся из неполных семей 10%, обучающихся из семей, находящихся в социально опасном положении 4%, обучающихся из малообеспеченных семей 19%, обучающихся, проживающих в квартирах (домах) без благоустройства жилищных условий 4%. Хочется отметить, что в целом показатели социального благополучия школы хорошие, что, конечно же, положительно влияет на организацию успешной образовательной среды.

Но нужно сказать и о так называемом «подборе» класса, все мы понимаем, что далеко не каждый ребенок в процессе обучения в школе может быть «отличником» или «хорошистом», так как не все дети имеют одинаковые стартовые возможности, необходимые для обучения в школе, не каждый ребенок генетически обладает достаточным уровнем интеллектуальных возможностей, многие условия влияют на формирование его мотивов и далеко не всегда  это влияние положительно, также не каждый ребенок обладает необходимым уровнем волевых качеств, чтобы противостоять негативному влиянию социума. Когда большинство детей в классе оказывается с низким развитием интеллекта, со слабым развитием волевой сферы, ведь учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли; отсутствием мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимость и  не стремится быть успешным в учебной деятельности. В этом случае не приходится говорить о качестве обученности, учитель изыскивает все способы и средства организации учебной деятельности, только бы заложить и сохранить базовый уровень знаний.

Вот здесь стоит сказать, что немаловажную роль, а порой и решающую роль, как бы это нескромно звучало, в преодолении учебной неуспеваемости имеет педколлектив школы!!!

Как же наша школа старается организовать работу педагогического коллектива и школы в целом, чтобы обеспечить успешное усвоение всех уровней образования учащимися:

1. Конечно же, это своевременное прохождение курсов повышения квалификации как было сказано ранее.

2. Повышение педагогической квалификации учителей и совершенствование методов обучения, обеспечение преемственности в работе на уровне дошкольного - начального, начального – основного, основного – среднего уровня образования.

3.Усиление внутришкольногo  контроля директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе и обеспечение того, чтобы все переводимые в следующий класс учащиеся были вполне подготовленными к продолжению учения в нем. Как было сказано выше, это условие у нас выполняется.

4. Использование часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Организованные по запросу обучающихся и родителей курсы позволяют расширить и углубить знания по тому или иному учебному предмету, подойти к нему с творческими и исследовательскими идеями, найти нестандартное решение того или иного вопроса. «Комплексный анализ текста», «Практико-ориентированные задачи в математике», «Теория и практика сочинения-рассуждения», «Работа с текстом», «Проектная деятельность по технологии», «Обществознание: теория и практика» и др.

5. Проведение с обучающимися дополнительных занятий по определенному плану для постепенного восполнения пробелов и повторения неусвоенного за предыдущие классы материала; в связи с этим индивидуализируются домашние задания для самостоятельной работы по повторению. Педагоги школы регулярно проводят такие занятия и перед началом уроков, и после них, и берут дополнительные часы в случае отсутствия кого-то из учителей.

6. Соблюдение оздоровительных мер. Это, естественно, использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе, это индивидуальный подход к дозировке учебной нагрузки в соответствии с силами обучающегося, это регулярная работа классных руководителей с родителями по нормализации быта и режима детей. Проведение дней здоровья, внеурочной деятельности спортивной направленности.

7. Взаимная связь учителей всех классов (взаимное посещение уроков, совместный анализ контрольных работ, совместные методические совещания и взаимная консультация для выработки согласованных мер предупреждения и преодоления неуспеваемости отдельных учащихся, работа совета по профилактике).

Для эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности школьника необходима интенсивная совместная работа со специалистами - это психолог, учитель-логопед, социальный педагог, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей, социального работника, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

8. Использование воспитательных мер: стимулирование интереса к изучению данного предмета и использование в этих целях разных форм внеклассной работы; привитие сознательного отношения к его изучению и чувства ответственности перед коллективом за свою успеваемость; укрепление воли учащегося к преодолению встретившихся трудностей усвоения данного предмета. Проведение конкурса «Класс года», одним из критериев которого было качество успеваемости. Классы, занявшие призовые места, получили небольшое денежное вознаграждение.

9. Использование возможностей дополнительного образования. В течение двух лет реализуется программа технической направленности «Алгоритмика на куМире», а также «Домашний мастер и ЧПУ», «Рукодельница».

10. Стимулирование обучающихся в конце года, т.е. мотивация на успешное завершение учебного года. Установление более ранних сроков каникул для хорошистов и отличников, размещение фото на доске почета, поощрение грамотами и сладкими презентами и небольшими денежными премиями для отличников, а также чествование на общешкольной линейке.

Таким образом, все вышеперечисленные методы способствуют устранению педагогических и психологических причин неуспеваемости у школьников в учебном процессе.

В зависимости от причин отставания в учебе и неуспеваемости практическая работа учителя по ее преодолению может быть самой разнообразной. Но, какие бы методики и технологии преодоления отставания в учебе и неуспеваемости ни применялись, педагог всегда должен помнить о значении благожелательного отношения к отстающим в учебе детям. Учитель обязан быть с ними уравновешенным, терпимым, проявлять педагогический такт и веру в возможности преодоления учеником трудностей в обучении.

По моему сугубо личному мнению есть 3 главные составляющие преодоления и профилактики учебной неуспеваемости - это «подбор» учащихся, педагогический коллектив и, конечно же, помощь со стороны родителей.

И в заключение хотелось бы сказать, что мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.