Программа внеурочной деятельности «Пёстрый глобус» (6 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Вологодской области
Управление образования Сокольского муниципального округа
БОУ СМР "СОШ № 3"
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Пёстрый глобус»
6 класс
|
|
Автор – составитель:
Татаринцева В.Д.
г.Сокол
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 6 класса, срок реализации программы - 1 год.
Программа является комплексной, интегрированной. Она соединяет в себе 3 блока обучения «История и традиции стран мира», «Кулинария стран мира» и «Игры детей стран мира».
На каждый блок отводится 22 часа в год и 2 часа (первое и последнее занятия) являются интегрированными. Занятия организуются 1 раз в неделю по 2 часа.
Итого на три блока - 68 часов в год.
Занятия проводятся тремя разными педагогами (по направленности обучения). При необходимости привлекаются узкие специалисты (учителя музыки, ИЗО, педагоги дополнительного образования, социальные партнёры (работники ДК, музея, библиотекари, путешественники и т.д.).
Целью данной программы является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях мировой культуры, знакомство с традициями, кухней и играми народов стран СНГ.
Задачи программы:
развить толерантность, культурный, интеллектуальный, творческий и физический потенциал обучающихся.
сформировать у учащихся современное понимание культуры народов стран СНГ в системе гуманитарного знания;
познакомить с классификацией праздников, с традиционной обрядностью, кулинарией и игровой деятельностью разных стран;
раскрыть значения культурного наследия разных народов для современного мира;
развить у шестиклассников чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
воспитать художественно-эстетический вкуса; потребность в освоении ценностей мировой культуры;
научить высказывать собственные суждения, использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
Сформировать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Реализация данных задач способствует интеграции общего и дополнительного образования в школе и формированию толерантной личности.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВУД
Личностные:
толерантное отношение к культуре и традициям народов мира;
восприятие мира как единого и целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважение истории и культуры каждого народа;
ориентировка в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
восприятие этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде ровесников;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
II. Основные направления и содержание деятельности.
Учащиеся не просто знакомятся с традициями, обычаями разных народов, но что очень важно - они сами являются частью этой культуры и пробуют делиться друг с другом своими национальными ценностями.
Программа "Пёстрый Глобус" может быть использована в любом образовательном учреждении и в учреждениях дополнительного образования детей.
Занятия кружка проводятся в кабинете технологии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет технологии оборудован всеми необходимыми инструментами и инвентарем для проведения занятий по кулинарии. Обязательное условие занятий - соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи - наличие спецодежды: фартука и косынки, а также сменной обуви. Преподаватель кружка должен строго следить за соблюдением воспитанниками правил гигиены.
Работа связана с пользованием нагревательными приборами (газовыми и электрическими плитами), режущими инструментами, с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Это обязывает педагога особое внимание обращать на правила безопасности труда. На первом же занятии, знакомя ребят с помещением, его оборудованием, руководитель кружка инструктирует, как нужно обращаться с нагревательными приборами и режущими инструментами. На последующих занятиях он напоминает правила безопасности работы, которые необходимо соблюдать в данный момент. Информацию с правилами гигиены и безопасности труда рекомендуется вывесить на видном месте в зоне кухни.
Условия, необходимые для реализации кружка:
1. Оснащенность учебного заведения современной материально-технической базой: компьютерная техника, лабораторное оборудование, приборы и приспособления, модели и макеты, необходимые для выполнения практических работ и наиболее наглядного понимания материала;
2. Новое методическое обеспечение (учебно-методические комплекты и дидактические средства обучения), имеющее в составе новое содержание образования, методическую литературу для преподавателей и методические рекомендации;
3. Достаточно высокая компетентность преподавателя в современных тенденциях производства и новых технологиях, что может быть реализовано с помощью курсов повышения квалификации преподавателей.
Готовясь к проведению занятий основное внимание следует обратить на развитие у обучающихся творческого воображения и мышления.
Целесообразно использовать метод мозгового штурма при проведении занятий. Следует отметить, что коллективная и групповая формы проведения занятий помогают создавать интересные изделия, положительно влияют на нравственно-эстетическое развитие, способствуют умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы организации обучения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Необходимым условием реализации внеурочной деятельности является использование ИКТ (презентации, информационно-обучающие, тестирующие программы, видеоролики, программы Microsoft и т.д.), так же для некоторых занятий может потребоваться компьютерный класс с выходом в Интернет. Применение компьютеров эффективно на всех стадиях занятия: на этапе нового изложения материала, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, во время выполнения практических работ, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.
Во внеурочной деятельности ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат.
Исходя из всех требований к организации внеурочной деятельности, нами были разработаны несколько занятий.
Разработанные предложения были предложены на основе внеурочной деятельности, но они так же могут быть применены как дополнения к примерной программе по технологии к разделу «Кулинария».
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Метапредметные:
В сфере учебных действий учащиеся научатся:
структурировать знания;
выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
разрешать конфликты – выявлять, идентифировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решения в его реализации;
управлять поведением партнёра – контролировать, корректировать, оценивать его действия;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
планировать – определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий;
прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
корректировать – вносить необходимые дополнения и корректировки в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценивать – выделять и осознавать обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат работы;
мобилизовать силы и энергию для волевого усилия и преодоления препятствий.
Первый блок «История и традиции стран мира».
Этот блок посвящен ознакомлению подростков с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "границы толерантности" и пр.; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе. Основное назначение блока – ознакомление с мировой культурой, обычаями и традициями стран СНГ с помощью бесед, лекций, дискуссий, викторин, просмотров художественных и мультипликационных фильмов и пр.
Третий блок «Игры детей стран мира».
Занятия этого блока направлены на развитие умения уважать достоинство других; формирование коммуникативных навыков общения и умения работать в группе с помощью изучения игр детей стран СНГ. Интеллектуальные бои, подвижные игры, интерактивные беседы, игровые тренинги, проекты, конкурсно-игровые программы – все эти формы работ используются в ходе занятий данного блока.
Второй блок «Кулинария стран мира».
Практика уникальна тем, что учащиеся смогут применить свои знания, полученные на уроках, в ходе выполнения практических заданий, которые способствуют их социализации. Трудовая деятельность создает атмосферу сплочения, творчества, самовыражения подростков. Работа группами, парами или бригадами поддерживает соревновательный дух и мотивирует учащихся проявлять самостоятельность и ответственность. В конце каждого занятия на выходе ребята будут получать конкретный продукт труда, который является итогом совместной деятельности.
Содержание блока «Кулинария стран мира».
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание |
1 |
Вводное занятие «Кругосветное путешествие» Интернациональная игра «Приветствие!» |
1 |
1. Набор групп. 2. Сообщение общей информации. |
2 |
Украинская национальная кухня |
2 |
1. Особенности украинской кухни. (Теория – 0,5ч.) |
3 |
Белорусская национальная кухня |
2 |
1. Особенности белорусской кухни. (Теория – 0,5ч.) 2. Блюда белорусской кухни. (Мядзведзь (белорусская картофельная запеканка), |
4 |
Национальные блюда Молдавии. |
2 |
1. Особенности молдавской кухни. (Теория – 0,5ч.)
|
5 |
Киргизская национальная кухня |
2 |
1. Особенности киргизской кухни. 2. Блюда киргизской кухни. ( Кульчётай (галушки с луком и мясом), Баурсак) (Практика – 1,5ч.) |
6 |
Национальные блюда Казахстана. |
2 |
1. Особенности казахстанской кухни. (Теория – 0,5ч.) 2. Блюда казахстанской кухни. (Сорпа, |
7 |
Армянская национальная кухня. |
2 |
1. Особенности армянской кухни. (Теория – 0,5ч.) 2. Блюда армянской кухни. ( Суп из чечевицы по-армянски, Печенье "Гата"). (Практика – 1,5ч.) |
8 |
Национальные блюда Азербайджана. |
2 |
1. Особенности азербайджанской кухни. (Теория – 0,5ч.) 2. Блюда азербайджанской кухни. (Бозартма из курицы, Бадамбура) (Практика – 1,5ч.) |
9 |
Национальные блюда Узбекистана. |
2 |
1. Особенности узбекистанской кухни. (Теория – 0,5ч.) 2. Блюда узбекистанской кухни. (Димляма, Катлама) (Практика – 1,5ч.)
|
10 |
Национальные блюда Таджикистана. |
2 |
1. Особенности таджикистанской кухни. (Теория – 0,5ч.) 2. Блюда таджикистанской кухни. (Курутоб по-таджикски, Таджикская тянучка). (Практика – 1,5ч.) |
11-12 |
Русская кухня |
4 |
1. Особенности русской кухни. (Теория – 0,5ч.) 3. Особенности русской кухни. (Теория – 0,5ч.)
|
13 |
Все народы в гости |
1 |
Защита проектов. |
|
ИТОГО: |
24 |
|
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие «Кругосветное путешествие» Интернациональная игра «Приветствие!» |
0 |
1 |
2 |
Украинская национальная кухня |
0,5 |
1,5 |
3 |
Белорусская национальная кухня |
0,5 |
1,5 |
4 |
Национальные блюда Молдавии. |
0,5 |
1,5 |
5 |
Киргизская национальная кухня |
0,5 |
1,5 |
6 |
Национальные блюда Казахстана. |
0,5 |
1,5 |
7 |
Армянская национальная кухня. |
0,5 |
1,5 |
8 |
Национальные блюда Азербайджана. |
0,5 |
1,5 |
9 |
Национальные блюда Узбекистана. |
0,5 |
1,5 |
10 |
Национальные блюда Таджикистана. |
0,5 |
1,5 |
11-12 |
Русская кухня. |
1 |
3 |
13 |
Все народы в гости |
0 |
1 |
|
|
7 |
17 |
|
ИТОГО: |
24 |
III. Апробация методических работ внеурочной деятельности «Пёстрый Глобус» и результаты опытно-экспериментальной работы.
Апробация проводилась на учениках средней школы. Ученики двух 6-х классов составили опытную группу. Количественный состав 6 класса – две группы по 15 человек.
Критериями эффективности обучения были выбраны: уровень успеваемости; мотивация; посещаемость.
Главным показателем эффективности был выбран средний балл успеваемости на уроках «Технологии». Показатели посещаемости и мотивации во время занятий кружка отслеживались в процессе наблюдения за коллективом и являются эмпирическими.
Анализ среднего балла успеваемости по предмету дает такие результаты: высокий уровень успеваемости у 34%, средний уровень у 52%, низкий уровень у 14%.
В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным – к ощущению чувства толерантности, объединения и дружбы.
В процессе исследования дети были полностью вовлечены в процесс занятий кружка, выполняя свои задания с удовольствием.
После проведения ряда занятий, проанализировав средний балл успеваемости, выявили, что 60 % обследуемых школьников имеют высокий уровень; 40 % обследуемых на среднем уровне, и 0 % низкий уровень.
Сравнительная характеристика динамики представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика повышения образовательных результатов
|
Уровень повышения эффективности |
||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
|
Первичный анализ 2017-2018 уч.год |
10 |
16 |
4 |
Повторный анализ 2018-2019 уч.год |
18 |
12 |
0 |
Наше исследование показывает, что уровень развития знаний на уроках технологии, посредством посещения кружка «Пёстрый Глобус», значительно повышается, что говорит об успешном проведении всех нами использованных методик (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Динамика уровня успеваемости учащихся
Уровень успеваемости у школьников в учебной деятельности на высоком уровне повысился у 8 учащихся, показатели среднего уровня возросли у 4 учащихся.
Так же нами была применена методика Фридмана на исследование уровня мотивации к предмету «Технология».
Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено, что уровень заинтересованности к предмету увеличился, посредством посещения внеурочной деятельности по «Технологии». (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Диаграмма уровня мотивации
Главный показатель эффективности был измерен двумя методиками из «Практикума по исследованию и диагностики толерантности личности». Это экспресс-опросник "Индекс толерантности" Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова и вопросник для измерения толерантности В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура. (Материалы методик представлены в Приложении №2»).
Проведённое исследование показало, что активизируется учебный процесс и повышаются его результаты с помощью внедрения внеурочной деятельности с толерантной составляющей. Учащиеся значительно успешнее используют знания, полученные на уроках технологии, во время занятий внеурочной деятельности «Пёстрый Глобус».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://минобрнауки.рф/документы/543
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]: режим доступа URL:http://3329.edusite.ru/DswMedia/2015_primern_obrazovat_progr_osn_obch_obraz.pdf
Березина В.А. Дополнительное образование детей России / В.А. Березин. - Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Диалог культур, 2007.
Боголюбова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников / М.И. Боголюбова – М.: Просвещение, 2013.
Большой энциклопедический словарь. В 2 Т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.
Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления / К.Н. Вентцель. - Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М.: - 1974.
Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. / В.Н. Дружинин. - М.: СПб., 2012.
Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. / Е.С. Евдокимова — Волгоград, 2014.
Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. - М.: 2011. С. 7-9.
Иванова Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия. / Д.А. Иванова. – М.: издательство УЦ «Перспектива», 2013 – 80с
Карлген Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карглен. - Пер. с нем. - М.: 2009.
Кашинская В.И. Статья «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов» [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.metodkopilka.ru/vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_dostizheniya_lichnostnyh_predmetnyh_i_metapredmetnyh-16633.htm - Дата обращения (17.02.2019).
Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) / Россия реформирующаяся. - М.: 2003. С. 160-183.
Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс – Энциклопедия, 1994.
Лихачёва Е.А. Внеурочная деятельность: цели, задачи, принципы»[Электронный ресурс]: Мошнина Р.Ш. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев. - режим доступа http://doc4web.ru/pedagogika/vneurochnaya-deyatelnost-celi-zadachi-principi.html8.
Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-методическое пособие [Текст] / М.П.Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива» 2012. – 104с.
Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда / В.Б. Новичков. - Педагогика.№4, 1997.
Ондрачек П. Принципы действенного воспитания. / П. Ондрачек – Вологда.: 2012.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М.: 2017.
Россия: 10 лет реформ. / - М.: 2008, С. 94.
Серебренников Л. Н. Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 308 с.
Толковый словарь русского языка. В 4 Т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: русские словари, 1994.
Толок Е. С. Россия : место и роль института образования в формировании толерантной личности // Философия хозяйства. 2010. №2.
Толстой Л.Н. Соединить в себе любовь к делу и к ученикам / Учитель: - Статьи. Док-ты. – М.: 1991.
Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь.: 2017, С.66.
Хлопова Т.П. «Методические рекомендации по организации внеурочных занятий в образовательных учреждениях. Содержательные и организационные особенности их проведения» / Т.П. Хлопова. – М.: 2012. – 12с.