Программа внеурочной деятельности «Пёстрый глобус» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 30 January

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Вологодской области

Управление образования Сокольского муниципального округа

БОУ СМР "СОШ № 3"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Пёстрый глобус»

6 класс

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

Татаринцева В.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сокол

I. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 6 класса, срок реализации программы - 1 год.

Программа является комплексной, интегрированной. Она соединяет в себе 3 блока обучения «История и традиции стран мира», «Кулинария стран мира» и «Игры детей стран мира».

На каждый блок отводится 22 часа в год и 2 часа (первое и последнее занятия) являются интегрированными. Занятия организуются 1 раз в неделю по 2 часа.

Итого на три блока - 68 часов в год.

Занятия проводятся тремя разными педагогами (по направленности обучения). При необходимости привлекаются узкие специалисты (учителя музыки, ИЗО, педагоги дополнительного образования, социальные партнёры (работники ДК, музея, библиотекари, путешественники и т.д.).

Целью данной программы является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях мировой культуры, знакомство с традициями, кухней и играми народов стран СНГ.

Задачи программы:

развить толерантность, культурный, интеллектуальный, творческий и физический потенциал обучающихся.

сформировать у учащихся современное понимание культуры народов стран СНГ в системе гуманитарного знания;

познакомить с классификацией праздников, с традиционной обрядностью, кулинарией и игровой деятельностью разных стран;

раскрыть значения культурного наследия разных народов для современного мира;

развить у шестиклассников чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

воспитать художественно-эстетический вкуса; потребность в освоении ценностей мировой культуры;

научить высказывать собственные суждения, использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

Сформировать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Реализация данных задач способствует интеграции общего и дополнительного образования в школе и формированию толерантной личности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВУД

Личностные:

толерантное отношение к культуре и традициям народов мира;

восприятие мира как единого и целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

уважение истории и культуры каждого народа;

ориентировка в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

восприятие этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения.

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде ровесников;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

 

II. Основные направления и содержание деятельности.

Учащиеся не просто знакомятся с традициями, обычаями разных народов, но что очень важно - они сами являются частью этой культуры и пробуют делиться друг с другом своими национальными ценностями.

Программа "Пёстрый Глобус" может быть использована в любом образовательном учреждении и в учреждениях дополнительного образования детей.

Занятия кружка проводятся в кабинете технологии, отвечающем санитарно-ги­гиеническим требованиям. Кабинет технологии оборудован всеми необходимыми инструментами и инвентарем для проведения занятий по кулинарии. Обязательное условие занятий - соблюдение санитарно-гигие­нических требований. Одно из правил гигиены приготовления пи­щи - наличие спецодежды: фартука и косынки, а также сменной обуви. Преподаватель кружка должен строго следить за соблюдением воспитанниками правил гигиены.

Работа связана с пользованием нагревательными при­борами (газовыми и электрическими плитами), режущими инстру­ментами, с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Это обязы­вает педагога особое внимание обращать на правила безопасности труда. На первом же занятии, знакомя ребят с помещением, его оборудованием, руководитель кружка инструктирует, как нужно обращаться с нагревательными приборами и режущими инстру­ментами. На последующих занятиях он напоминает правила без­опасности работы, которые необходимо соблюдать в данный мо­мент. Информацию с правилами гигиены и безопасности труда реко­мендуется вывесить на видном месте в зоне кухни.

Условия, необходимые для реализации кружка:

1. Оснащенность учебного заведения современной материально-технической базой: компьютерная техника, лабораторное оборудование, приборы и приспособления, модели и макеты, необходимые для выполнения практических работ и наиболее наглядного понимания материала;

2. Новое методическое обеспечение (учебно-методические комплекты и дидактические средства обучения), имеющее в составе новое содержание образования, методическую литературу для преподавателей и методические рекомендации;

3. Достаточно высокая компетентность преподавателя в современных тенденциях производства и новых технологиях, что может быть реализовано с помощью курсов повышения квалификации преподавателей.

Готовясь к проведению занятий основное внимание следует обратить на развитие у обучающихся творческого воображения и мышления.

Целесообразно использовать метод мозгового штурма при проведении занятий. Следует отметить, что коллективная и групповая формы проведения занятий помогают создавать интересные изделия, положительно влияют на нравственно-эстетическое развитие, способствуют умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы организации обучения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Необходимым условием реализации внеурочной деятельности является использование ИКТ (презентации, информационно-обучающие, тестирующие программы, видеоролики, программы Microsoft и т.д.), так же для некоторых занятий может потребоваться компьютерный класс с выходом в Интернет. Применение  компьютеров  эффективно  на  всех  стадиях  занятия:  на  этапе нового изложения материала, на этапе  усвоения  учебного  материала  в  процессе  интерактивного  взаимодействия  с  компьютером,  на  этапе  повторения  и  закрепления  усвоенных  знаний  и  умений,  во время выполнения практических работ, на  этапе  промежуточного  и  итогового  контроля  и  самоконтроля  достигнутых  результатов  обучения. 

Во внеурочной деятельности ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат.

Исходя из всех требований к организации внеурочной деятельности, нами были разработаны несколько занятий.

Разработанные предложения были предложены на основе внеурочной деятельности, но они так же могут быть применены как дополнения к примерной программе по технологии к разделу «Кулинария».


 

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения программы

 

Метапредметные:

В сфере учебных действий учащиеся научатся:

структурировать знания;

выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 разрешать конфликты – выявлять, идентифировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решения в его реализации;

управлять поведением партнёра – контролировать, корректировать, оценивать его действия;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

планировать – определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий;

прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

корректировать – вносить необходимые дополнения и корректировки в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценивать – выделять и осознавать обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат работы;

мобилизовать силы и энергию для волевого усилия и преодоления препятствий.

Первый блок «История и традиции стран мира».

Этот блок посвящен ознакомлению подростков с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "границы толерантности" и пр.; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе. Основное назначение блока – ознакомление с мировой культурой, обычаями и традициями стран СНГ с помощью бесед, лекций, дискуссий, викторин, просмотров художественных и мультипликационных фильмов и пр.

Третий блок «Игры детей стран мира».

Занятия этого блока направлены на развитие умения уважать достоинство других; формирование коммуникативных навыков общения и умения работать в группе с помощью изучения игр детей стран СНГ. Интеллектуальные бои, подвижные игры, интерактивные беседы, игровые тренинги, проекты, конкурсно-игровые программы – все эти формы работ используются в ходе занятий данного блока.

Второй блок «Кулинария стран мира».

Практика уникальна тем, что учащиеся смогут применить свои знания, полученные на уроках, в ходе выполнения практических заданий, которые способствуют их социализации. Трудовая деятельность создает атмосферу сплочения, творчества, самовыражения подростков. Работа группами, парами или бригадами поддерживает соревновательный дух и мотивирует учащихся проявлять самостоятельность и ответственность. В конце каждого занятия на выходе ребята будут получать конкретный продукт труда, который является итогом совместной деятельности.

 

Содержание блока «Кулинария стран мира».

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие

«Кругосветное путешествие»

Интернациональная игра «Приветствие!»

1

1. Набор групп.

2. Сообщение общей информации.

2

Украинская национальная кухня

2

1. Особенности украинской кухни. (Теория – 0,5ч.)
2. Блюда украинской кухни. (
Борщ гетманский,
Пампушки с чесноком к борщу.) (Практика – 1,5ч.)

3

Белорусская национальная кухня

2

1. Особенности белорусской кухни. (Теория – 0,5ч.)

2. Блюда белорусской кухни. (Мядзведзь (белорусская картофельная запеканка),
Сырники поло
цкие) (Практика – 1,5ч.)

4

Национальные блюда Молдавии.

2

1. Особенности молдавской кухни. (Теория – 0,5ч.)
2. Блюда молдавской кухни. (
Чорба из петуха, Вертута с вишней). (Практика – 1,5ч.)

 

5

Киргизская национальная кухня

2

1. Особенности киргизской кухни.

2. Блюда киргизской кухни.

( Кульчётай (галушки с луком и мясом), Баурсак) (Практика – 1,5ч.)

6

Национальные блюда Казахстана.

2

1. Особенности казахстанской кухни. (Теория – 0,5ч.)

2. Блюда казахстанской кухни. (Сорпа,
Казахский пирог чак-чак ) (Практика – 1,5ч.)

7

Армянская национальная кухня.

2

1. Особенности армянской кухни. (Теория – 0,5ч.)

2. Блюда армянской кухни. ( Суп из чечевицы по-армянски, Печенье "Гата"). (Практика – 1,5ч.)

8

Национальные блюда Азербайджана.

2

1. Особенности азербайджанской кухни. (Теория – 0,5ч.)

2. Блюда азербайджанской кухни. (Бозартма из курицы, Бадамбура) (Практика – 1,5ч.)

9

Национальные блюда Узбекистана.

2

1. Особенности узбекистанской кухни. (Теория – 0,5ч.)

2. Блюда узбекистанской кухни. (Димляма, Катлама) (Практика – 1,5ч.)

 

10

Национальные блюда Таджикистана.

2

1. Особенности таджикистанской кухни. (Теория – 0,5ч.)

2. Блюда таджикистанской кухни. (Курутоб по-таджикски, Таджикская тянучка). (Практика – 1,5ч.)

11-12

Русская кухня

4

1. Особенности русской кухни. (Теория – 0,5ч.)
2. Блюда русской кухни. (Суп со щавелем и мясом, сырные пончики) (Практика – 1,5ч.)

3. Особенности русской кухни. (Теория – 0,5ч.)
4. Блюда русской кухни. (Блины с творогом, морс ягодный) (Практика – 1,5ч.)

 

13

Все народы в гости
к нам

1

Защита проектов.

 

ИТОГО:

24

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

«Кругосветное путешествие»

Интернациональная игра «Приветствие!»

0

1

2

Украинская национальная кухня

0,5

1,5

3

Белорусская национальная кухня

0,5

1,5

4

Национальные блюда Молдавии.

0,5

1,5

5

Киргизская национальная кухня

0,5

1,5

6

Национальные блюда Казахстана.

0,5

1,5

7

Армянская национальная кухня.

0,5

1,5

8

Национальные блюда Азербайджана.

0,5

1,5

9

Национальные блюда Узбекистана.

0,5

1,5

10

Национальные блюда Таджикистана.

0,5

1,5

11-12

Русская кухня.

1

3

13

Все народы в гости
к нам

0

1

 

 

7

17

 

ИТОГО:

24

 

 


 

III. Апробация методических работ внеурочной деятельности «Пёстрый Глобус» и результаты опытно-экспериментальной работы.

Апробация проводилась на учениках средней школы. Ученики двух 6-х классов составили опытную группу. Количественный состав 6 класса – две группы по 15 человек.

Критериями эффективности обучения были выбраны: уровень успеваемости; мотивация; посещаемость.

Главным показателем эффективности был выбран средний балл успеваемости на уроках «Технологии». Показатели посещаемости и мотивации во время занятий кружка отслеживались в процессе наблюдения за коллективом и являются эмпирическими.

Анализ среднего балла успеваемости по предмету дает такие результаты: высокий уровень успеваемости у 34%, средний уровень у 52%, низкий уровень у 14%.

В ходе занятий мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным – к ощущению чувства толерантности, объединения и дружбы.

В процессе исследования дети были полностью вовлечены в процесс занятий кружка, выполняя свои задания с удовольствием.

После проведения ряда занятий, проанализировав средний балл успеваемости, выявили, что 60 % обследуемых школьников имеют высокий уровень; 40 % обследуемых на среднем уровне, и 0 % низкий уровень.

Сравнительная характеристика динамики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика повышения образовательных результатов

 

Уровень повышения эффективности

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Первичный анализ

2017-2018 уч.год

10

16

4

Повторный анализ

2018-2019 уч.год

18

12

0


 

Наше исследование показывает, что уровень развития знаний на уроках технологии, посредством посещения кружка «Пёстрый Глобус», значительно повышается, что говорит об успешном проведении всех нами использованных методик (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Динамика уровня успеваемости учащихся

t1738238492aa.gif

 

Уровень успеваемости у школьников в учебной деятельности на высоком уровне повысился у 8 учащихся, показатели среднего уровня возросли у 4 учащихся.

Так же нами была применена методика Фридмана на исследование уровня мотивации к предмету «Технология».

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено, что уровень заинтересованности к предмету увеличился, посредством посещения внеурочной деятельности по «Технологии». (Диаграмма 2).

t1738238492ab.gifДиаграмма 2

Диаграмма уровня мотивации

 

 

Главный показатель эффективности был измерен двумя методиками из «Практикума по исследованию и диагностики толерантности личности». Это экспресс-опросник "Индекс толерантности" Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова и вопросник для измерения толерантности В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура. (Материалы методик представлены в Приложении №2»).

Проведённое исследование показало, что активизируется учебный процесс и повышаются его результаты с помощью внедрения внеурочной деятельности с толерантной составляющей. Учащиеся значительно успешнее используют знания, полученные на уроках технологии, во время занятий внеурочной деятельности «Пёстрый Глобус».


 


 


 


 


 


 

Библиографический список

 

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: режим доступа URL: http://минобрнауки.рф/документы/543

Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]: режим доступа URL:http://3329.edusite.ru/DswMedia/2015_primern_obrazovat_progr_osn_obch_obraz.pdf

Березина В.А. Дополнительное образование детей России / В.А. Березин. - Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Диалог культур, 2007.

Боголюбова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников / М.И. Боголюбова – М.: Просвещение, 2013. 

Большой энциклопедический словарь. В 2 Т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.

Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления / К.Н. Вентцель. - Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М.: - 1974.

Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. / В.Н. Дружинин. - М.: СПб., 2012.

Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. / Е.С. Евдокимова — Волгоград, 2014.

Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. - М.: 2011. С. 7-9.

Иванова Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия. / Д.А. Иванова. – М.: издательство УЦ «Перспектива», 2013 – 80с

Карлген Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карглен. - Пер. с нем. - М.: 2009.

Кашинская В.И. Статья «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов» [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.metodkopilka.ru/vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_dostizheniya_lichnostnyh_predmetnyh_i_metapredmetnyh-16633.htm - Дата обращения (17.02.2019).

Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) / Россия реформирующаяся. - М.: 2003. С. 160-183.

Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс – Энциклопедия, 1994.

Лихачёва Е.А. Внеурочная деятельность: цели, задачи, принципы»[Электронный ресурс]: Мошнина Р.Ш. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев. - режим доступа http://doc4web.ru/pedagogika/vneurochnaya-deyatelnost-celi-zadachi-principi.html8.

Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-методическое пособие [Текст] / М.П.Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива» 2012. – 104с.

Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда / В.Б. Новичков. - Педагогика.№4, 1997.

Ондрачек П. Принципы действенного воспитания. / П. Ондрачек – Вологда.: 2012.

Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М.: 2017.

Россия: 10 лет реформ. / - М.: 2008, С. 94.

Серебренников Л. Н. Методика обучения технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 308 с.

Толковый словарь русского языка. В 4 Т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: русские словари, 1994.

Толок Е. С. Россия : место и роль института образования в формировании толерантной личности // Философия хозяйства. ­ 2010. ­ №2.

Толстой Л.Н. Соединить в себе любовь к делу и к ученикам / Учитель: - Статьи. Док-ты. – М.: 1991.

Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь.: 2017, С.66.

Хлопова Т.П. «Методические рекомендации по организации внеурочных занятий в образовательных учреждениях. Содержательные и организационные особенности их проведения» / Т.П. Хлопова. – М.: 2012. – 12с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.