Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса по УМК Л.Л. Босовой
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса информатики 8 класс.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Математические основы информатики (13 ч )
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Основы алгоритмизации (10 ч )
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Начала программирования (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Итоговое повторение (2ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Тематическое планирование
№ урока |
Планируемая Дата проведения |
Фактическая дата проведения |
Тема урока |
Примечания |
Математические основы информатики (13 ч ) |
||||
|
02.09-06.09 |
|
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности . |
|
|
09.09-13.09 |
|
Вводный контрольный тест. |
|
|
16.09-20.09 |
|
Общие сведения о системах счисления Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
|
|
23.09-27.09 |
|
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления |
|
|
30.09-04.10 |
|
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
|
|
07.10-11.10 |
|
Представление целых чисел. |
|
|
14.10-18.10 |
|
Представление вещественных чисел |
|
|
21.10-25.10 |
|
Высказывание. Логические операции. |
|
|
04.11-08.11 |
|
Построение таблиц истинности для логических выражений |
|
|
11.11-15.11 |
|
Свойства логических операций. |
|
|
18.11-22.11 |
|
Решение логических задач |
|
|
25.11-29.11 |
|
Логические элементы |
|
|
02.12-06.12 |
|
«Математические основы информатики». Контрольный тест. |
|
Основы алгоритмизации (10 ч ) |
||||
|
09.12-13.12 |
|
Работа над ошибками. Алгоритмы и исполнители |
|
|
16.12-20.12 |
|
Способы записи алгоритмов |
|
|
23.12- 27.12 |
|
Объекты алгоритмов. |
|
|
13.01-17.01 |
|
Алгоритмическая конструкция «следование».Инструктаж по ТБ. |
|
|
20.01-24.01 |
|
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. |
|
|
27.01-31.01 |
|
Сокращённая форма ветвления. |
|
|
03.02-07.02 |
|
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. |
|
|
10.02-14.02 |
|
Цикл с заданным условием окончания работы. |
|
|
17.02-21.02 |
|
Цикл с заданным числом повторений. |
|
|
24.02-28.02 |
|
Контрольный тест .«Основы алгоритмизации». |
|
Начала программирования (10 ч) |
||||
|
02.03-06.03 |
|
Работа над ошибками Общие сведения о языке программирования Паскаль. |
|
|
09.03-13.03 |
|
Организация ввода и вывода данных. |
|
|
16.03-20.03 |
|
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа. Инструктаж по ТБ. |
|
|
30.03-03.04 |
|
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. |
|
|
06.04-10.04 |
|
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
|
|
13.04-17.04 |
|
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. |
|
|
20.04-24.04 |
|
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. |
|
|
27.04-01.05 |
|
Программирование циклов с заданным числом повторений. |
|
|
04.05-08.05 |
|
Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа. Инструктаж по ТБ. |
|
|
11.05-15.05 |
|
Контрольный тест.Начала программирования.» |
|
Итоговое повторение (2ч) |
||||
|
18.05-22.05 |
|
Промежуточная аттестация. Итоговый контрольный тест. |
|
|
25.05-29.05 |
|
Работа над ошибками. Обобщение. |
|