Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (8 класс, УМК Л. Л. Босовой)
Приложение к образовательной программе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 132
Утверждена
приказ № 146 от 01.09.2018 г.
Директор МАОУ СОШ№132
____________Л. Г. Шевелева
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
8 класс
Екатеринбург, 2018
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №132, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики в 8 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение информатики в 8 классе реализуется по программе расширенного курса в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, 35 часов в год, всего 175 часов).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Содержание учебного предмета, курса
Математические основы информатики
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Выпускник научится:
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту- оригиналу и целям моделирования.
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
оперировать единицами измерения количества информации;
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
Выпускник получит возможность:
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
Основы алгоритмизации
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Выпускник научится:
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
Выпускник получит возможность научиться:
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
исполнительный алгоритм по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
Начала программирования
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Выпускник научится:
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
Выпускник получит возможность научиться:
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
исполнительный алгоритм по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
Тематическое планирование 8 класс
Тема урока |
Содержание урока |
Кол-во часов |
1. Введение |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
1.1 Введение. Техника безопасности |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
2. Математические основы информатики |
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатиричная система счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности. Свойства логических операций. Решение логических задач. |
10 |
2.1 Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. |
Понятие систем счисления. Разновидности. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. |
1 |
2.2 Восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления. |
Восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления. |
1 |
2.3 Правило перевода целых десятичных чисел в систему с основанием q |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему с основанием q. Компьютерные системы счисления. |
1 |
2.4 Представление чисел на компьютере |
Представление целых и вещественных чисел. |
1 |
2.5 Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции |
Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции. |
2 |
2.6 Построение таблиц истинности для логических выражений. свойства логических операций. |
Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. |
1 |
2.7 Решение логических задач |
Решение логических задач. Логические элементы |
2 |
2.8 Обобщение и систематизация основных понятий темы "Математические основы информатики". |
Решение задач. |
1 |
3. Основы алгоритмизации |
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. |
11 |
3.1 Алгоритмы и исполнители |
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. |
1 |
3.2 Способы записи алгоритмов |
Словесные способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические языки. |
1 |
3.3 Объекты алгоритмов. |
Величины. Выражения. Команды присваивания. Табличные величины. |
2 |
3.4 Основные алгоритмические конструкции. Следование. |
Следование. |
2 |
3.5 Основные алгоритмические конструкции. Ветвление. |
Алгоритмическая конструкция ветвление. |
2 |
3.6 Основные алгоритмические конструкции. Повторение. |
Основные алгоритмические конструкции. Повторение. |
2 |
3.7 Обобщение и систематизация основных понятий темы "Основы алгоритмизации". |
Решение задач на компьютере |
1 |
4. Начала программирования |
Общие сведения о языке программирования паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов. |
13 |
4.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль |
Алфавит и словарь языка. Типы данных используемые в Паскале. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. |
2 |
4.2 Организация ввода и вывода данных. |
Ввод данных. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры. |
2 |
4.3 Программирование линейных алгоритмов. |
Числовые типы данных. Целочисленные типы данных. Символьный и строковый тип данных. Логический тип данных. |
2 |
4.4 Программирование разветвляющихся алгоритмов |
Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
3 |
4.5 Программирование циклических алгоритмов |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Различные варианты программирования циклического алгоритма. |
3 |
4.6 Обобщение и систематизация понятий темы "Начала программирования" |
Решение задач на компьютере |
1 |
Итого |
35 |