12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермакова Екатерина Дмитриевна45
Очень люблю заниматься с учениками информатикой, обучать новым технологиям.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Приложение к образовательной программе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 132

Утверждена

приказ № 146 от 01.09.2018 г.

Директор МАОУ СОШ№132

____________Л. Г. Шевелева

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

8 класс

Екатеринбург, 2018

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №132, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Изучение информатики в 8 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение информатики в 8 классе реализуется по программе расширенного курса в V–IX классах (пять лет по одному часу в неделю, 35 часов в год, всего 175 часов).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

2. Содержание учебного предмета, курса

Математические основы информатики

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Выпускник научится:
 строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту- оригиналу и целям моделирования.

 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

 перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

 анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

 оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

 оперировать единицами измерения количества информации;

 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
 

Выпускник получит возможность:
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

 сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

 научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

 научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

 познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

 научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

 научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;


Основы алгоритмизации

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Выпускник научится:

  разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

Выпускник получит возможность научиться:

 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  исполнительный алгоритм по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

 
 

Начала программирования

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Выпускник научится:

  разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

Выпускник получит возможность научиться:

 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  исполнительный алгоритм по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

Тематическое планирование 8 класс

Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов

1. Введение

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.1 Введение. Техника безопасности

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

2. Математические основы информатики

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатиричная система счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности. Свойства логических операций. Решение логических задач.

10

2.1 Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления.

Понятие систем счисления. Разновидности. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

1

2.2 Восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления.

Восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления.

1

2.3 Правило перевода целых десятичных чисел в систему с основанием q

Правило перевода целых десятичных чисел в систему с основанием q. Компьютерные системы счисления.

1

2.4 Представление чисел на компьютере

Представление целых и вещественных чисел.

1

2.5 Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции

Элементы алгебры логики. Высказывание. Логические операции.

2

2.6 Построение таблиц истинности для логических выражений. свойства логических операций.

Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций.

1

2.7 Решение логических задач

Решение логических задач. Логические элементы

2

2.8 Обобщение и систематизация основных понятий темы "Математические основы информатики".

Решение задач.

1

3. Основы алгоритмизации

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции.

11

3.1 Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

1

3.2 Способы записи алгоритмов

Словесные способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические языки.

1

3.3 Объекты алгоритмов.

Величины. Выражения. Команды присваивания. Табличные величины.

2

3.4 Основные алгоритмические конструкции. Следование.

Следование.

2

3.5 Основные алгоритмические конструкции. Ветвление.

Алгоритмическая конструкция ветвление.

2

3.6 Основные алгоритмические конструкции. Повторение.

Основные алгоритмические конструкции. Повторение.

2

3.7 Обобщение и систематизация основных понятий темы "Основы алгоритмизации".

Решение задач на компьютере

1

4. Начала программирования

Общие сведения о языке программирования паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов.

13

4.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль

Алфавит и словарь языка. Типы данных используемые в Паскале. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания.

2

4.2 Организация ввода и вывода данных.

Ввод данных. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры.

2

4.3 Программирование линейных алгоритмов.

Числовые типы данных. Целочисленные типы данных. Символьный и строковый тип данных. Логический тип данных.

2

4.4 Программирование разветвляющихся алгоритмов

Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

3

4.5 Программирование циклических алгоритмов

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Различные варианты программирования циклического алгоритма.

3

4.6 Обобщение и систематизация понятий темы "Начала программирования"

Решение задач на компьютере

1

Итого

 

35

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.