Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса (Л.Л. Босова)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла Протокол № ____ от ___________Н.В. Подопригора __________________ 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________И.М. Жумалакова __________________ 2016 г. |
«Утверждено» Директор МОУ СОШ № 15 ____________А.В. Кинасова Приказ №______ от ____________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Информатика и ИКТ»
для обучающихся 7 классов
(уровень: общеобразовательный)
Учитель информатики: Подопригора Наталья Владимировна
Рабочая программа составлена на основе:
Босова Л. Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил.
2016/2017
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Общей целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности обучающегося в информационно-учебной деятельности, а также формирование предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий пропедевтического курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования обучающимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у обучающихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у обучающихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у обучающихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у обучающихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у обучающихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у обучающихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Содержание курса
Основные понятия курса: объект, признаки объектов, система объектов, персональный компьютер, модель, моделирование, информационная модель, математическая модель, табличная модель, электронные таблицы, график, диаграмма, схема, карта, блок-схема, граф, дерево, алгоритм, исполнитель алгоритма, СКИ, исполнитель Чертежник, исполнитель Робот, цикл «Пока».
Количество часов по программе: 34 ч. (1 час в неделю).
Программа курса составлена на основании программы:
Босова Л. Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил.
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows (Linux)».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word (Open Office.Org Writer)».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel (Open Office.Org Cals)».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «Пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Компьютерный практикум в КТП может быть изменен в связи с переходом школ на свободное программное обеспечение (ОС Linux, Open Office.Org). В этом случае используется другое программное обеспечение для работы за ПК.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№, п/п |
Раздел |
Количество часов по программе |
Количество часов по планированию |
Количество контрольных (тестовых) работ |
Количество практических работ*** |
1 |
Объекты и их имена |
6 |
6 |
1+1** |
3 |
2 |
Информационное моделирование |
20 |
20 |
2 |
7 |
3 |
Алгоритмика |
7 |
6 |
1 |
1**** |
4 |
Резерв* (Итоговое повторение) |
1-2 |
2-3 |
1 |
1**** |
Итого: |
34-35 |
34-35 |
5+1 |
12 |
* Часы резерва используются на Итоговое повторение. Один час по теме «Алгоритмика», предназначенный для проведения годовой контрольной работы был переброшен в раздел «Итоговое повторение».
** Включая входной срез знаний.
*** Имеются ввиду практические работы, описанные в учебнике.
**** Данные работы относятся к разделу «Информационное моделирование».
Общеучебные навыки и умения
№ ОУУН |
ВИД ОУУН - 7 класс |
1. Учебно-организационные: |
|
7.1.1. |
определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; |
7.1.2. |
оценивать свою работу и деятельность одноклассников; |
7.1.3 |
вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи; |
7.1.4 |
организовать деятельность в группах и парах. |
2. Учебно-информационные: |
|
7.2.1 |
подбирать и группировать материал по определенной теме; |
7.2.2. |
создавать тексты различных типов; |
7.2.3. |
владеть различными способами изложения текста; |
7.2.4 |
составлять сложный план; |
7.2.5 |
комментировать текст; |
7.2.6 |
формулировать проблемные вопросы; |
7.2.7. |
качественно и количественно описывать объект; |
7.2.8 |
формировать программу эксперимента |
3. Учебно-логические: |
|
7.3.1 |
определять объект анализа; |
7.3.2 |
выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; |
7.3.3. |
классифицировать информацию по различным признакам; |
7.3.4. |
различать компоненты доказательства; |
7.3.5 |
уметь доказывать и опровергать; |
7.3.6 |
самостоятельно вырабатывать алгоритм действий; |
7.3.7 |
устанавливать межпредметные связи. |
4. Учебно-коммуникативные: |
|
7.4.1 |
владеть приемами риторики; |
7.4.2 |
уметь вести дискуссию, диалог; |
7.4.3 |
выслушивать и объективно оценивать другого; |
7.4.4 |
вырабатывать общее решение |
Требования к уровню подготовки учеников
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
«Система оценок» призвана обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех учащихся по различным учебным дисциплинам. В неё устанавливаются:
единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами предметов;
единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
объем различных видов контрольных работ.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе в течение учебного года. В конце года выставляется итоговый бал.
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
Полнота (соответствие объему программы и информации учебника (пособия)).
Результаты обучения проверяются в процессе устных, тестовых и практических работ обучающихся.
В тестах могут быть использованы задания на:
единичный выбор (можно выбрать только один ответ из нескольких предложенных);
множественный выбор (ответов может быть несколько);
сортировку (предложенный список упорядочивается по заданному критерию);
установление соответствия;
текстовый ввод (ответ в произвольном стиле набирается с клавиатуры).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля используется тестирование. Используется как компьютерное тестирование, так и традиционное.
Также используются разноуровневые контрольные работы и практические задания.
Оценка тестовой работы
При оценке ответов учитывается:
аккуратность работы
работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную почти без ошибок (90-100%)
Оценка «4» ставится, если выполнено 70-89% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 50-69% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 50% всей работы.
Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или если учащийся не приступал к работе.
Оценка устного ответа
Отметка «5»
ответ полный и правильный на основании изученного материала;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»
ответ полный и правильный на основании изученного материала;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
При работе с графическим редактором задание включает в себя знания и умения использовать инструменты, умение сохранять в нужную папку, умение работать с выделенным фрагментом, знание расширения графического файла, умение по окончании работы открыть свой рисунок.
Оценка практических умений за ПК
Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся, четкости выполнения практической работы и получения ее практического результата.
Отметка «5»
работа выполнена полностью и правильно, получен итоговый результат, сохраненный на внешнем носителе;
работа осуществлена по плану с учетом техники безопасности и правил работы за ПК;
проявлены организационно-трудовые умения.
Отметка «4»
работа выполнена правильно, получен итоговый практический результат, сохраненный на внешнем носителе, но при этом она была выполнена не полностью (процент выполнение не более 70–90%) или были допущены несущественные ошибки в работе, видно, что работа часто исправлялась.
Отметка «3»
работа выполнена правильно не менее чем наполовину (50–69%) или были допущены 1–2 существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в получении итогового практического результата, в соблюдении правил техники безопасности при работе за ПК, которые исправляются по требованию учителя.
Отметка «2»
работа не была выполнена в нужном объеме (менее 50%) или были допущены три (и более) существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в получении итогового практического результата, в соблюдении правил техники безопасности при работе за ПК, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, при этом работа не была сохранена на внешнем носителе.
Оценка лабораторных (практических) работ
При оценивании лабораторных (практических) компьютерных работ выставляется оценка:
«5», если выполнены все этапы лабораторной работы и сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;
«4», если выполнены все этапы лабораторной работы, но не сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;
«3», если выполнены не все этапы лабораторной работы, нет выводов, учащийся не уложился во временные рамки;
«2», если работа не выполнена
Учебно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это:
рекомендуемая модель электронно-программного обеспечения:
- компьютерный класс (сеть, сервер);
- презентационное оборудование, интерактивная доска;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – как для учителя средней школы, так и для обучающихся);
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
- сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
- цифровые зоны: компьютерной графики (цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru), клавиатурного письма;
- операционная система Windows или Linux, пакет офисного программного обеспечения (Microsoft Office или Open Office.Org).
Методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы.
Литература для учителя
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н.Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.: ил.;
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 237 с.: ил.;
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 111 с.: ил.;
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 342 с.: ил.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие, 2 изд., доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 480 с.;
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.;
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование», №6, 2007. – М.: Образование и Информатика;
Материалы сайта Методической службы БИНОМ: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/ ;
Материалы Единой коллекции образовательных ресурсов по информатике и ИКТ: http://school-collection.edu.ru/;
С. Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку? / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – М.: Первое сентября, 2010 – 12 с.;
Информатика. 2–11 классы: внеклассные мероприятия, Неделя информатики / авт.-сост. А. Г. Куличкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 152 с.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 174 с.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. – 2-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 93 с.;
Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / авт.-сост. О. Ф. Брыксина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.;
Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н. А. Владимирова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 141 с.
Литература для обучающихся
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 237 с.: ил.;
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 111 с.: ил.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для обучающихся 7 класса
№ п/п |
Тема урока |
Технология урока |
Содержание урока (основные понятия, межпредметные связи) |
Практическая часть, виды и формы контроля |
Инструментарий урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
Объекты и системы – 6 ч. |
||||||||
1 |
Объекты и их имена. Признаки объектов |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: тестирование, устные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Понятие объекта, имя объекта, признаки объектов. Единичные и общие имена. Техника безопасности и организация рабочего места. |
Письменный контроль: входной срез знаний. Практическая работа №1. Р.Т. №5 стр. 5, №14 стр. 10 |
Презентация «Объекты. Признаки объектов. Отношения между объектами». ЦОРы по информатике для 7 класса. |
§1.1, §1.2 Р.Т. № 1, №2, №3, №8, №11 (стр. 3–8) |
||
2 |
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Отношения объектов, типы связей между объектами, изображение с помощью блок-схем, разновидности объектов, класс объектов, классификация. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №2. Р.Т. №17 стр. 13, №19, №20 стр. 14, №27 стр. 18. |
Презентация «Объекты. Признаки объектов. Отношения между объектами». ЦОРы по информатике для 7 класса. |
§1.3, §1.4 Р.Т. №16*, №18, №21, №22, №25 (стр. 10–16). |
||
3 |
Состав объектов |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Состав объектов, структура объектов, схема состава, составление схем состава. Блок-схема устройства ПК. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №3 (части 1–3). Р.Т. №31, №32 стр. 21 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§1.5 Р.Т. №33, №34 (стр. 22–23) |
||
4 |
Системы объектов |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Системный подход, понятие системы, системы объектов, структура и состав системы, системный эффект, примеры природных систем. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №3 (части 4–6). Р.Т. №36, №37 стр. 24 |
Презентация «Системы объектов». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§1.6 Р.Т. №38, №39 (стр. 24–25) |
||
5 |
Система и окружающая среда |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Понятие открытой системы, система и окружающая среда, понятие «черный ящик», решение задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №3 (части 7–9). Р.Т. №42 стр. 26, №44 (а, б) стр. 31–32 |
Презентация «Система и окружающая среда». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§1.7 Р.Т. №41, №43* (стр.25–31) |
||
6 |
Персональный компьютер как система |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, тестирование, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Устройство ПК, персональный компьютер как система, интерфейс и его виды. |
Письменный контроль: тестирование (тематический контроль). Р.Т. №46 стр. 34 |
Презентация «Персональный компьютер как система». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. Варианты теста. |
§1.8 Р.Т. №47, №48 (стр. 34–35) |
||
Информационное моделирование – 20 ч. |
||||||||
7 |
Модели объектов и их назначение |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Понятие модели, моделирование, прототип и оригинал, типы моделей, натурные модели (материальные), информационные модели. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №4 (части 1–3) Р.Т. №2, №3 стр. 38, №5 стр. 40 |
Презентация «Модели и моделирование». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.1 Р.Т. №1, №4, №6 (стр. 37–41) |
||
8 |
Информационные модели |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Информационные модели и их виды. Решение задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №11. Р.Т. №9, №10 стр. 44 |
Презентация «Информационные модели». ЦОРы по информатике для 7 класса. Paint или Open Office.org Draw (Gimp 2). |
§2.2 Р.Т. №7, №11, №12, №13 (стр. 42–45) |
||
9 |
Словесные информационные модели |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Словесные информационные модели. Работа со словесными информационными моделями. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №4 (части 4–5). Р.Т. №18 стр. 47 |
Презентация «Информационные модели»/ ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.3 Р.Т. №15, №16, №17 (стр. 46) |
||
10 |
Работа со словесными информационными моделями |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Работа со словесными информационными моделями. Решение задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №4 (части 6–7). Р.Т. №19 стр. 47 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.3 Р.Т. №20, №21 (стр. 48–49) |
||
11 |
Создание и оформление словесных информационных моделей |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Создание и оформление словесных информационных моделей с помощью текстовых редакторов. Работа в текстовом редакторе. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №4 (части 8–9). |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.3 Р.Т. №22 (стр. 49) |
||
12 |
Многоуровневые списки |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Многоуровневые списки. Создание многоуровневых и маркерных списков в текстовом редакторе. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №5. |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.3 |
||
13 |
Математические модели |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: контрольная работа, устные упражнения. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Математические модели. Решение задач. |
Письменный контроль: контрольная работа (промежуточный контроль). Р.Т. №23 стр. 49 |
Презентация «Математические модели». ЦОРы по информатике для 7 класса. Варианты контрольной работы. |
§2.4 Р.Т. №24, №26, №27 (стр. 50–51) |
||
14 |
Табличные информационные модели |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Табличные модели. Структура и правила оформления таблиц. Работа с таблицами в текстовом редакторе. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №6 (части 1–2). Р.Т. №32 стр. 53 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.5 (1) Р.Т. №28, №29, №31 (стр. 51–53) |
||
15 |
Простые таблицы |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Простые таблицы. Таблицы типа «объекты–свойства», таблицы типа «объекты–объекты–один». |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №6 (части 3–4). |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.5 (2) Р.Т. № 33, №34 (стр. 54) |
||
16 |
Сложные таблицы |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
сложные таблицы. Таблицы типа «объекты–объекты–несколько», таблицы типа «объекты–свойства–объекты». Создание таблиц в текстовом редакторе. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №6 (части 5–6). |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.5 (3) Р.Т. №35, №36 (стр. 55) |
||
17 |
Табличное решение логических задач |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций, урок–игра. |
Табличное решение логических задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №6 (часть 7). Р.Т. №38 стр. 56 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.6 Р.Т. №39, №40 (стр. 57) |
||
18 |
Вычислительные таблицы |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Вычислительные таблицы. Решение задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №7. |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.7 Р.Т. №41*, №42 (стр. 58–59) |
||
19 |
Электронные таблицы |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Ячейки, строки и столбцы. Использование формул. Абсолютная и относительная адресация ячеек. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №8 (части 1–3). Р.Т. №43 стр. 59 |
Презентация «Электронные таблицы». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Excel или Open Office.org Calc. |
§2.8 Р.Т. №44, №45* (стр. 60–61) |
||
20 |
Работа с электронными таблицами |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Работа с электронными таблицами. Оформление таблиц. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №8 (части 4–6). |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Excel или Open Office.org Calc. |
§2.8 |
||
21 |
Графики и диаграммы |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Графики и диаграмма, их применение и типы. Наглядное построение процессов изменения величин. Графики функций. Графики и диаграммы в электронных таблицах. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №9 (части 5–7). |
Презентация «Графики и диаграммы». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Excel или Open Office.org Calc. |
§2.9 (1, 2) Р.Т. №46* (стр. 64–65) |
||
22 |
Графики и диаграммы |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация, демонстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Наглядное представление соотношений величин. Круговые и столбчатые диаграммы. Лепестковая диаграмма. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №9 (части 1–3). |
Презентация «Графики и диаграммы». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Excel или Open Office.org Calc. |
§2.9 (3) Р.Т. №48*, №49 (стр. 68–70) |
||
23 |
Визуализация многорядных данных |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, демонстарция. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Визуализация многорядных данных. Ярусные диаграммы. Диаграммы площадей. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №9 (часть 4). Р.Т. №51 стр. 72 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Excel или Open Office.org Calc. |
§2.9 (4) Р.Т. №50, №52 (стр. 71–73) |
||
24 |
Многообразие схем |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций, урок–игра. |
Понятие схемы. Применение схем. Типы схем. Карта и чертеж. Блок-схемы и их построение. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №10 (части 1–2). Р.Т. №56 ст. 75 |
Презентация «Схемы». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.10 (1) Р.Т. №55, №57, №58 (стр. 75–77) |
||
25 |
Информационные модели на графах |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Информационные модели на графах. Строение графа (ребра, вершины, дуги). Типы графов (простой граф, мультиграф, полный граф). Путь в графе. Связные и несвязные графы. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Практическая работа №10 (части 3–5). Р.Т. №59 стр. 77 |
Презентация «Информационные модели на графах». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. |
§2.10 (2) Р.Т. №60, №61 (стр. 78) |
||
26 |
Деревья |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, тестирование, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Иерархические системы. Деревья. Решение задач. |
Письменный контроль: тестирование (тематический контроль) Практическая работа №10 (части 6–7). |
Презентация «Информационные модели на графах». ЦОРы по информатике для 7 класса. MS Word или Open Office.org Writer. Варианты теста. |
§2.10 (2, 3) Р.Т. №64, №65 (стр. 80–81) |
||
Алгоритмика – 7 ч. |
||||||||
27 |
Алгоритмы и исполнители |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация, презентация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций, урок–игра. |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнитель алгоритма. СКИ. Понятие управления. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Работа за ПК (среда Алгоритмика или Исполнители). Р.Т. №1, №2 стр. 85 |
Презентация «Алгоритмы и исполнители». ЦОРы по информатике для 7 класса. Среда «Алгоритмика» или «Исполнители». |
§3.1, §3.2 (1,2) Р.Т. №3, №5 (стр. 86–88) |
||
28 |
Исполнитель Чертежник |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Исполнитель Чертежник. Управление исполнителем Чертежник. Примеры алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Работа за ПК (среда Алгоритмика или «Исполнители»). Р.Т. №7 стр. 88 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. Среда «Алгоритмика» или «Исполнители». |
§3.2 (3) Р.Т. №6, №8, №9 (стр. 88–89) |
||
29 |
Исполнитель Чертежник: работа с циклами |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Цикл Повторить n раз. Решение задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Работа за ПК (среда Алгоритмика или «Исполнители»). |
ЦОРы по информатике для 7 класса. Среда «Алгоритмика» или «Исполнители». |
§3.2 (4) Р.Т. №13,, №15, №18, №19 (а, б, в) (стр. 91–95) |
||
30 |
Исполнитель Робот. Управление Роботом |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Исполнитель Робот. Управление исполнителем Робот. Примеры алгоритмов. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Работа за ПК (среда Алгоритмика или «Исполнители»). Р.Т. №22 стр. 99 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. Среда «Алгоритмика» или «Исполнители». |
§3.3 (1) Р.Т. №21, №23, №24, №25 (стр.99–100) |
||
31 |
Исполнитель Робот: цикл «Пока» |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Цикл «Пока» исполнителя Робот. Простые и составные условия. Решение задач. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Работа за ПК (среда Алгоритмика или «Исполнители»). Р.Т. №26 (а) стр. 101, №27 (а) стр. 103 |
ЦОРы по информатике для 7 класса. Среда «Алгоритмика» или «Исполнители». |
§3.3 (2, 3, 4) Р.Т. №26 (б, в, г), №27 (б, в) (стр. 102–103) |
||
32 |
Исполнитель Робот: ветвления |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, контрольная работа. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Команда ветвления исполнителя Робот. Решение задач. Повторение основных понятий. |
Письменный контроль: контрольная работа (тематический контроль). Работа за ПК (среда Алгоритмика или «Исполнители»). |
ЦОРы по информатике для 7 класса. Среда «Алгоритмика» или «Исполнители». Варианты контрольной работы. |
§3.3 (5) Р.Т. №29, №30, №34 (стр. 104–109) |
||
Итоговое повторение – 2 ч. |
||||||||
33 |
Годовая контрольная работа |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: контрольная работа. Активные методы: метод проблемных ситуаций. |
Выполнение заданий контрольной работы. |
Письменный контроль: контрольная работа (итоговый контроль) |
Варианты контрольной работы. |
Р.Т. №35, №36, №37 (стр. 109–110) |
||
34 |
Обобщающее повторение |
Комбинированный урок. Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником, фронтальный опрос. Наглядные методы: иллюстрация. Практические методы: устные упражнения, письменные упражнения, практическая работа за ПК. Активные методы: метод проблемных ситуаций, урок–игра. |
Повторение основных понятий и определений. Обобщение изученного материала. |
Устный контроль: фронтальный опрос. Работа над ошибками контрольной работы. Практическая работа №12. |
MS PowerPoint или Open Office.org Impress. |