Рабочая программа по алгебре в 9 классе (УМК Ю. Н. Макарычева)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7 станции Паницкая
Красноармейского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель ШМО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «ООШ №7 ст.Паницкая» ______ /________________/ «___» сентября 20______г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №7 ст.Паницкая» ___________ /М.В.Бурова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «алгебра»
для учащихся 9 класса
базовый уровень
на 2020 – 2021 учебный год
Разработчик программы:
Залова Лена Сафарбей кызы,
учитель математики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 класса общеобразовательной школы
Данная рабочая программа по алгебре составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерством образования и науки от 17.12.2010г. № 1897.
Приказы Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. N 1897.
Авторская программа. Г Миндюк. Алгебра.Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: «Просвещение», 2014г
Примерная программа основного общего образования по математике.(Сборник «Программы общеобразовательных учреждений 7-9классы» /составитель Т.А.Бурмистрова, изд: Просвещение 2011г.)
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.»/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2008; 4-е изд. – 2008г.).
Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 102 часа в год, из расчёта 3 часа в неделю, (34 раб. нед.× 3 ч =102 ч ) .
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Программа соответствует учебнику Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 9 класс. М. Просвещение. 2017г.
Планируемые образовательные результаты.
Результаты изучения предмета «Алгебра» в 9 классе представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Личностные результаты
- сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления , умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
- сформированность первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения, неравенства первой и второй степени, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; использовать графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты
- применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
- владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях;
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.
- оперировать понятиями "тождество", "тождественное преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
- оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;
- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители;
- применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений ( устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько и пр.)
- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
-находить относительную частоту и вероятность случайного события.
-решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
-развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычисления должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
- использовать широкий спектр специальных приемов решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, реальной практики
- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
- применять аппарат неравенства для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики.
- развивать представление о множествах;
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы nпервых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться приводить содержательные примеры использования для описания данных.
-приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
-научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Содержание учебного предмета « алгебра » 9 класс
( 3 часа в неделю, всего 102 ч. )
УМК: под редакцией С. А. Теляковского. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 9 класс. М. Просвещение. 2015 г.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1 | Вводное повторение | 4 |
2 | Квадратичная функция | 22 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 19 |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятности | 13 |
7 | Итоговое повторение | 15 |
| Всего: | 102ч |
Практическая часть | ||
Контрольные работы | 9 | |
Самостоятельные работы | 8 | |
Тесты | 8 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 35% | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | - | |
Количество социальных/учебных проб | - |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных / учебных проб учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных проб | Сроки реализации |
1. | Проект №1 «Элементарные функции и их графики» | 1 полугодие |
2. | Проект №2 «Прогрессии в нашей жизни». | II полугодие |
Календарно-тематическое планирование
по алгебре 9 класс (3 ч в неделю, всего 102 ч)
УМК: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс. М. Просвещение. 2015 г.
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | |||||||
По плану | По факту | |||||||||
Вводное повторение 4( ч) | ||||||||||
1 | Повторение. Решение квадратных уравнений | 1 | | | ||||||
2 | Повторение. Решение неравенств с одной переменной и их систем. | 1 | | | ||||||
3 | 1 | | | |||||||
4 | Входная контрольная работа | 1 | | | ||||||
Квадратичная функция (22 ч.) | ||||||||||
5 | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | | | ||||||
6 | Графики основных функций | 1 | | | ||||||
7 | Графики основных функций и их исследование. | 1 | | | ||||||
8 | Свойства функции: нули функции, промежутки знакопостоянства. | 1 | | | ||||||
9 | Свойства функции: возрастание и убывание функции. | 1 | | | ||||||
10 | Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | | | ||||||
11 | Нахождение корней квадратного трёхчлена. | 1 | | | ||||||
12 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 | | | ||||||
13 | Применение теоремы о разложении квадратного трехчлена на множители | 1 | | | ||||||
14 | Сокращение дробей с использованием разложения квадратного трехчлена на множители. | 1 | | | ||||||
15 | Контрольная работа №1 по теме « Функции и их свойства" | 1 | | | ||||||
16 | Функция y=ax2 и ее график | 1 | | | ||||||
17 | Свойства функции y=ax2 | 1 | | | ||||||
18 | Графики функций y=ах2 +n и y=a(x-m)2 | 1 | | | ||||||
19 | Построение графиков функций y=ах2 +n и y=a(x-m)2 | 1 | | | ||||||
20 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | | | ||||||
21 | Построение и исследование графика квадратичной функции. | 1 | | | ||||||
22 | Функция у=хn | 1 | | | ||||||
23 | Корень n-ной степени | 1 | | | ||||||
24 | Вычисление корней n-ной степени | 1 | | | ||||||
25 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функция» | 1 | | | ||||||
26 | Проект № 1«Элементарные функции и их графики» | 1 | | | ||||||
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.) | ||||||||||
27 | Целое уравнение и его корни | 1 | | | ||||||
28 | Решение целых уравнений | 1 | | | ||||||
29 | Уравнения, приводимые к квадратным | 1 | | | ||||||
30 | Биквадратные уравнения | 1 | | | ||||||
31 | Дробно – рациональные уравнения. Основные понятия. | 1 | | | ||||||
32 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | | | ||||||
33 | Решение дробных рациональных уравнений с помощью введения новой переменной. | 1 | | | ||||||
34 | Неравенства второй степени с одной переменной. | 1 | | | ||||||
35 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | | | ||||||
36 | Решение систем неравенств второй степени с одной переменной | 1 | | | ||||||
37 | Метод интервалов. | 1 | | | ||||||
38 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | | | ||||||
39 | Применение метода интервалов для решения неравенств. | 1 | | | ||||||
40 | Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной » | 1 | | | ||||||
Уравнения и неравенства с двумя переменными (19 ч.) | ||||||||||
41 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | | | ||||||
42 | Построение графика уравнения с двумя переменными. | 1 | | | ||||||
43 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | | | ||||||
44 | Решение систем уравнений с помощью графиков | 1 | | | ||||||
45 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | | | ||||||
46 | Системы уравнений второй степени. | 1 | | | ||||||
47 | Решение систем уравнений второй степени | 1 | | | ||||||
48 | Решение систем уравнений второй степени графически и аналитически. | 1 | | | ||||||
49 | Практикум по решению систем уравнений второй степени | 1 | | | ||||||
50 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | | ||||||
51 | Решение задач «на совместную работу» с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | | ||||||
52 | Решение задач «на движение» с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | | ||||||
53 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | | ||||||
54 | Неравенства с двумя переменными | 1 | | | ||||||
55 | Решение неравенств с двумя переменными. | 1 | | | ||||||
56 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | | | | |||||
57 | Решение систем неравенств с двумя переменными графически | 1 | | | | |||||
58 | Обобщающий урок по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | | | | |||||
59 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 1 | | | | |||||
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч.) | ||||||||||
60 | Анализ контрольной работы Последовательности. | 1 | | | ||||||
61 | Определение арифметической прогрессии. | 1 | | | ||||||
62 | Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | | ||||||
63 | Арифметическая прогрессия. Практикум по нахождению n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | | ||||||
64 | Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии. | 1 | | | ||||||
65 | Арифметическая прогрессия. Практикум по нахождению суммы n-первых членов арифметической прогрессии. | 1 | | | ||||||
66 | Арифметическая прогрессия. Решение задач. | 1 | | | ||||||
67 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия». | 1 | | | ||||||
68 | Анализ контрольной работы. Определение геометрической прогрессии. | 1 | | | ||||||
69 | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | | | ||||||
70 | Геометрическая прогрессия. Практикум по нахождению n-го члена геометрической прогрессии | 1 | | | ||||||
71 | Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии. | 1 | | | ||||||
72 | Геометрическая прогрессия. Практикум по нахождению суммы n-первых членов геометрической прогрессии | 1 | | | ||||||
73 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при ΙqΙ < 1. Проект №2 «Прогрессии в нашей жизни.» | 1 | | | ||||||
74 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 | | | ||||||
Элементы комбинаторики и теории вероятности (13 ч.) | ||||||||||
75 | Анализ контрольной работы. Примеры комбинаторных задач | 1 | | | ||||||
76 | Решение комбинаторных задач. | 1 | | | ||||||
77 | Перестановки | 1 | | | ||||||
78 | Решение задач с перестановками. | 1 | | | ||||||
79 | Размещения | 1 | | | ||||||
80 | Решение задач с размещениями. | 1 | | | ||||||
81 | Сочетания | 1 | | | ||||||
82 | Решение задач с сочетаниями. | 1 | | | ||||||
83 | Относительная частота случайного события | 1 | | | ||||||
84 | Вероятность равновозможных событий | 1 | | | ||||||
85 | Вероятность равновозможных событий. Решение задач. | 1 | | | ||||||
86 | Решение задач. | 1 | | | ||||||
87 | Контрольная работа № 7 по теме «Элементы комбинаторики» | 1 | | | ||||||
Итоговое повторение (15 ч.) | ||||||||||
88 | Вычисления | 1 | | | ||||||
89 | Формулы сокращённого умножения. | 1 | | | ||||||
90 | Тождественные преобразования выражений | 1 | | | ||||||
91 | Решение линейных уравнений уравнений | 1 | | | ||||||
92 | Решение квадратных уравнений | 1 | | | ||||||
93 | Решение дробно- рациональных уравнений | 1 | | | ||||||
94 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | ||||||
95 | Решение систем уравнений | 1 | | | ||||||
96 | Решение линейных неравенств и их систем | 1 | | | ||||||
97 | Решение квадратных неравенств. | 1 | | | ||||||
98 | Итоговая контрольная работа | 2 | | | ||||||
99 | | | ||||||||
100 | Функции и их графики | 1 | | | ||||||
101 | Решение задач на вероятность | 1 | | | ||||||
102 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 | | | ||||||
Итого: 102 ч |