12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чигарева Надежда Владимировна73
Россия, Московская обл., Истра

Департамент социальной защиты населения г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы

Центр реабилитации и образования №7

 

 

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

« Тон-студия »

1-11 класс

на 2023 - 2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель: Учитель ГБОУ ЦРО №7 г. Москвы

Чигарева Н.В.

 

 

2023 г.

 

Пояснительная записка

Сущность и специфика программы дополнительного образования детей «Тон студия» направлена на формирование у детей навыков восприятия, анализа, творческой и технической переработки аудиоряда экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», сопереживать и эмоционально откликаться на элементы, формы и содержания.

Занятия в тон-студии разработаны с целью технического, эстетического и творческого развития детей, как основы дальнейшего нравственного развития средствами аудиовизуальных искусств.

Программа дополнительного образования детей «Тон-студия» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной подготовки. Данная программа разработана путем обобщения, выборки и преобразования, на основе типовых и авторских программ различных творческих направлений (мультипликация, мульттерапия, шумовой оркестр, ритмика) с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, и программ образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», в которых совсем не уделяется внимания таким видам синтетического искусства, как кино, телевидение, мультипликация, аудиозапись, озвучивание.

Именно эти искусства, представляющие собой творческую сферу жизни, являются сегодня господствующими во всей системе информации видеокультуры.

Зрительный и слуховой опыт ребенка начинают складываться ещё в дошкольном возрасте, ведь тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидение, видео. К сожалению, типичная модель взаимодействия подрастающего поколения с кино — пассивно-потребительская, и она не меняется и по-прежнему остается лишь развлечением, всерьёз не воспринимаемым ни семьёй, ни школой. Перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей.

Возможность решить эту ситуацию - использование того большого потенциала, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Как показывает опыт, экранные искусства и, прежде всего кино и анимационные фильмы, обладают большими возможностями для детского развития. Воспитательные возможности киноискусства настолько широки, что можно говорить об универсальности этого вида искусства для дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.

Возможность участвовать в преобразовании, изменении, переосмыслении привычного аудиовизуального ряда путем озвучивания/переозвучивания анимационных фильмов, проработки взаимоотношений и диалогов героев в рамках их ролей, создание атмосферно-шумового наполнения - дают возможность раскрытия творческого потенциала, эмоционального развития и раскрепощения детей.

Направленность программы научно-техническая

Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству детей 7-17 лет и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с аудио программами и программами видеомонтажа, но и способствует формированию эстетической культуры, навыков взаимодействия и коммуникации в процессе работы над проектами. Эта программа не даёт учащимся пассивно “уйти в виртуальный мир”, а позволяет самим преобразовывать и создавать то, что обычно они могли воспринимать только как готовый продукт.

 

Актуальность программы

В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными технологиями и экранным искусством. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет средствами дополнительного образования формировать художественно-эстетический вкус учащихся, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств, раскрывает новые возможности и формирует умения, способствующие творческой и эмоциональной и социальной реализации учащихся.

Педагогическая целесообразность образовательной программы - программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива.

Проводя занятия в тон-студии, педагог строит образовательный и воспитательный процесс, не прекращая его ни на минуту. Из этого следует простой вывод: те ситуации, которые с точки зрения просто студии являются проходными, могут быть очень важными с точки зрения учения и воспитания участников. Педагог должен видеть и понимать, какие умения, навыки, личностные свойства можно выработать у учеников, занимаясь с ними аудиотворчеством.

Программа имеет большой реабилитационный потенциал. Это связано с тем, что в процессе работы в тон-студии, при использовании шумовых пособий и материалов оказываются задействованы многие физиологические ресурсы ребенка: тактильные ощущения, моторика, слух, осязание. Также дети учатся прорабатывать ситуации и сцены, проигрывать их в ролях, развивают речевую выразительность, что дает дополнительные возможности для решения проблем коммуникации.

Таким образом, педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в формировании у учащегося чувства личной ценности, интереса к новым формам деятельности и инструментам изменения привычной «пассивной» реальности, осознания возможностей своего потенциала, а так же чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.

Принципы учебного процесса

самостоятельность – учащиеся чувствуют себя полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, то есть участвуют в целеполагании своей деятельности.

самоорганизация – педагог не учит, а помогает достигать цели, обуславливая необходимость обучения выполнением четко поставленных задач путем свободного творческого подхода, а также возможностью приобретения ценных умений и навыков.

ответственность – развивает социальную зрелость личности.

психологическое удовлетворение – подразумевает эмоциональное удовлетворение каждого ученика и тем самым мотивации учения.

развитие – ориентировка на зону ближайшего развития с учетом актуального уровня развития; развитие потребности в преодолении посильных трудностей.

психологический комфорт — создание в процессе обучения дружественной творческой раскрепощенной обстановки, способствующей эмоциональному и психическому комфорту.

 

Задачи организация учебного процесса

Цель: Эстетическое воспитание и художественное образование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя и создания собственного произведения на материале экранных искусств.

Задачи:

Образовательные задачи.

Знакомство с основами работы тон-студии

Обучение навыкам озвучивания анимационного фильма и монтажа

Формирование систему знаний, умений, навыков по основам работы тон-студии.

 

Развивающие задачи.

Знакомство с образовательной программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития;

Развитие внимания и наблюдательности через восприятие и анализ анимационных фильмов;

Развитие фантазии, творческого вкуса, ассоциативных связей;

Развитие слуховых и метроритмических навыков;

Развитие эмоциональных, артистических качеств у детей средствами аудиоискусства;

Развитие отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельность.

Воспитательные задачи.

Создание у детей положительного настроя на занятия в творческом объединении, формирование у них интереса и стремления овладеть необходимыми знаниями и умениями;

Воспитание умственных и волевых качеств, концентрации внимания, логичности воображения;

Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности, культуры общения в коллективе.

Отличительной особенностью программы проекта «тон-студии» является новая тематика с большим творческим и реабилитационным потенциалом, а также её гибкость и многофункциональность с возможностью рабочего взаимодействия и создания общих проектов творческого объединения «тон-студия» с другими творческими объединениями, например, с театральной студией, студией мультипликации, студией вокала, киностудией.

Условия реализации дополнительной образовательной программы

Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-17 лет.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Фронтальная

просмотр анимационных и видеофильмов разных видов и жанров;

знакомство с возможностями озвучивания в тон-студии — речевое, вокальное и шумовое наполнение анимационных картин.

участие в обсуждениях, выражение мнения, внесение предложений;

освоение знаний о звуковом оформлении, процессе озвучивания и монтажа;

Групповая

выполнение творческого задания, помогающего анализировать, экспериментировать, искать возможности достижения поставленной цели;

работа над озвучиванием анимационного фильма (речевое наполнение, синхронные шумы и фоновые звуки);

Индивидуальная

совершенствование знаний выразительных возможностях экранных искусств;

выполнение практических заданий;

овладение приемами звукоизвлечения из шумовых приспособлений;

достижение поставленных задач в рамках проекта.

Формы занятий:

Ролевая игра

Репетиции

Практические занятия

Просмотры анимационных и тематических фильмов

Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в рамках проекта, кроме общепринятых форм организации занятий, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы.

Следует ввести такие формы организации занятий (задания/разделы в рамках занятий):

Занятие-путешествие в мир звуков кино во времени, в пространстве;

Занятие-осмысление;

Занятие-сцена.

Форма реализации данной программы – художественно-творческая, познавательная деятельность во время специальных занятий, просмотров, обсуждений кино- и телефильмов;

использование творческих заданий, развивающих навыки речевого общения в формах экранного повествования и восприятие экранного повествования как художественной коммуникации; выполнение практических заданий, развивающих ассоциативное мышление, ритмические навыки, поиск реализации творческого замысла в практическом исполнении.

Выполняя творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество и экранное искусство. Изучение особенностей языка анимационного кино, отличие его от других видов искусства побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.

Итогом каждой темы может стать демонстрации выполненных работ (итоговое занятие) — ярмарка идей, показ работ в виде импровизированных сценок, на экране и т. д.

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

В конце курса программы (в рамках одного заезда) дети должны:

- знать особенности аудио-языка кино и анимационных фильмов;

- уметь анализировать звуковое наполнение фильма;

- проявлять ассоциативное мышление в восприятии звуков и шумов;

- различать основные виды звуконаполнения анимационных фильмов (речь, музыка, фоновые шумы в кадре и закадровые)

- понимать роль звуков в фильме;

- знать этапы работы над созданием звукового ряда анимационного фильма.

Учет успеваемости по программе:

Основным показателем успеваемости учащихся является выполнение заданий в рамках проекта.

Оценивать результаты работы необходимо по возможности комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание как качеству выполнения заданий на занятиях, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные технологии озвучивания мультфильма.

Каждая работа учащихся должна тщательно обсуждаться. При обсуждении принимается во внимание подбор приспособлений и материалов для озвучивания, техник исполнения, качество выполненного задания, авторские идеи и решения в звуковом оформлении анимационного фильма. Чтобы эта важнейшая форма методической работы приносила максимальную пользу, педагог дополнительного образования детей обязан соблюдать тактичность и доброжелательность в своих критических замечаниях и советах.

По результатам деятельности в течение года проводится самодиагностика реализации программы педагогом исходя из оценки выполнения поставленных задач учениками:

Время

проведения

Цель проведения

Форма контроля

Начальный или входной контроль

Начало занятий

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, творческие вопросы и задания.

Текущий контроль

В течение занятий

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении.

Выявление более заинтересованных детей, а также отстающих и опережающих.

Определения степени мотивации поставленной задачей. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная

работа (анализ процесса работы).

 

Итоговый контроль

В конце по выполнению задания в рамках программы проекта.

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Определение результатов обучения.

Мотивирование учащихся на дальнейшее обучение и формирование интереса в области звукозаписи и звукооформления анимационных фильмов.

Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Фестиваль, конкурс,

творческая работа,

презентация творческих работ, демонстрация фильмов, открытое занятие, защита проектов, итоговые занятия, коллективная рефлексия, коллективный

анализ фильмов, самоанализ, тестирование, анкетирование.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

просмотры анимационных фильмов, озвученных учащимися

открытые занятия для родителей

отчетные показы

Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

п/п

Темы

занятий

Общее

кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания. Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Пробная звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

 

1

0,5

0,5

2

Практическое занятие.

Озвучивание видеоряда: продолжение звукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

Сведение видео- и звукоряда.

 

 

1 (6)*

 

0,2 (1)*

 

 

0,8 (5)*

3

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление у учащихся интереса и мотивация их дальнейшего развития в данном направлении

 

1

0,5

0,5

 

Итого:

3 (8)*

1,2(2)*

1,8 (6)*

* - в зависимости от реализации программы в календарном графике конкретного заезда (кол-во проведенных часов занятий в классе/группе).

 

Содержание дополнительной образовательной программы

Вводное занятие.

Беседа о любимых анимационных фильмах и передачах.

Знакомство с принципами работы тон-студии. Беседа о важности правильного подбора аудиоматериала и влияние его на общее восприятие от просмотра видеокартины.

Создание при помощи звуков образа реального мира в кадре. Речь героев как средство их характеристики. Музыка и звуки в фильме: в кадре и за кадром.

Просмотр тематического видео о работе тон-студии.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения (учащиеся определяют по видео каким образом и с помощью чего можно получить/извлечь/имитировать определенные звуки и шумы.

Просмотр примеров анимационных фильмов.

Самостоятельная работа - звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

Практическое занятие.

Описание предстоящей работы и постановка общих и индивидуальных задач.

Просмотр анимационного фильма и выявление необходимого объема работ по его озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов.

Выяснение эмоциональной отзывчивости детей, их способности реализовать себя максимально успешно в рамках поставленной задачи.

Распределение текстовых ролей, шумовых и звуковых приспособлений, определение зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

 

Итоговое занятие.

Итоговое занятие.

Сведение материала в редакторе (видео + озвучка).

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

Тематическая викторина (угадать мультфильм по аудиофрагменту).

 

Результат:

Выпуск видео. Организация премьеры мультипликационного фильма в классе и в рамках общешкольного мероприятия. Публикация фильмов в сети Интернет.

 

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной деятельности педагога системы дополнительного образования детей. Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с тематическими пособиями.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение озвучивания анимационных фильмов. Эта деятельность способствует развитию образного, творческого и ассоциативного мышления, креативности, самовыражения и самостоятельности учащихся.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся в написании текстов, записи речевых, шумовых и музыкальных фрагментов аудиоряда анимационного фильма.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам синтетического искусства и проявить свои индивидуальные способности.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих подходов и форм выполнения задания (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, инструментов и приспособлений, технологий выполнения в рамках изученного содержания.

 

Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач, такие как словесные, наглядные, практические:

- Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала. В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают:

Объяснения

Рассказ

Показ

Слушание

Демонстрация

Беседа

- Наглядные методы обучения достаточно важны для обучаемых в творческом объединении, имеющих визуальное восприятие действительности. Применение на занятиях наглядных методов обучения, одновременно имеет возможность развивать абстрактное мышление обучаемых.

Просмотр видеоматериалов

Демонстрация использования приспособлений и инструментов для звукоизвлечения

Использование технических средств для звукозаписи

- Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.

Ролевое проигрывание диалогов

Дискуссии

Упражнение

Тематические игры

Практические задания

Анализ и решение конфликтных ситуаций

Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в тесной взаимосвязи.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

методика контроля усвоения учащимися учебного материала;

методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;

авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

методы обновления содержания образовательного процесса;

методика анализа результатов деятельности;

 

Методическое сопровождение воспитательной работы педагога:

методика формирования детского коллектива;

методика выявления неформального лидера в детском коллективе;

методика организации воспитательной работы;

 

Дидактическое обеспечение курса:

Дидактический материал подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:

Шумовые инструменты и приспособления для звукоизвлечения.

Аудио и видеозаписи. Анимационные фильмы и их фрагменты.

Раздаточный материал для использования в процессе реализации поставленных задач в рамках темы (индивидуальный для каждого учащегося).

Электронные презентации по темам занятий.

Компьютерные программы:

Steinberg Cubase

Steinberg Nuendo

Pro Tools

Adobe Audition

Adobe Premiere

Windows Movie Maker

Подборки видеофрагментов.

Видеозаписи мультфильмов.

Мультфильмы для просмотра нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Мультфильмов для работы выбирает сам педагог, исходя из целей и задач и имеющихся в его распоряжении фильмов. Демонстрируются фильмы с помощью проектора, монитора.

 

Материально-техническое обеспечение программы.

Занятия тон-студии проводятся в большом помещении с хорошей акустикой, вентиляцией.

В классе должно быть достаточное количество столов и стульев для учащихся, а также оборудованное рабочее место для педагога.

В помещении для занятий должны быть технические средства обучения:

- проектор и экран (либо монитор);

- необходимое оборудование для звукозаписи (аудиоинтерфейс, система мониторинга: наушники, аудиомониторы)

- микрофоны;

- компьютер с программным обеспечением;

- необходимая коммутация.

Итог:

Занятия в тон-студии позволяют раскрыть в детях творческий потенциал в тех плоскостях, которые раньше оставались незамеченными за неимением возможности их реализации. У учащегося появляется возможность раскрепоститься и почувствовать значимость своей работы при решении коллективных задач, и педагог должен всячески способствовать этому.

Так же немаловажной задачей является научить детей слушать друг друга, сформировать умение к взаимопониманию и уважению мнения и взглядов других участников коллектива.

Занятия в тон-студии, сформировав интерес к данному направлению, в дальнейшем помогут учащимся с выбором профессии, касающуюся данного вида творчества (актер, сценарист, режиссер, аниматор, звукорежиссер, шумовик и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

проекта «Тон-студия» на 2023-2024 учебный год

Дата

Кол-во часов

Тема/содержание урока.

1 Заезд

Тема заезда: _______

 

1 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

2 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

3 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

4 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

5 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

6 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

7 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

8 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения. Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

9 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения. Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

10 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения. Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи. Выбор анимационного фильма для озвучивания. Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шум. наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

11 Класс

1

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности.

Знакомство с принципами работы тон-студии.

Просмотр тематического видео.

Демонстрация приспособлений для звукоизвлечения и приемов звукоизвлечения.

Самостоятельная работа — звукоизвлечение и имитирование шумов и звуков, звукоподражание.

2

 

1

Практическое занятие 1.

Постановка задачи.

Выбор анимационного фильма для озвучивания.

Просмотр и выявление необходимого объема работ по озвучиванию.

Подбор инструментов и приспособлений для создания шумов. Распределение текстовых ролей и зон ответственности в выполнении задания среди учащихся.

Звукозапись шумового наполнения, речи, музыкальной темы.

3

 

1

Практическое занятие 2.

Продолжение зукозаписи шумового наполнения, речи, музыкальной темы. Сведение видео- и звукоряда.

4

 

1

Итоговое занятие.

Просмотр озвученного анимационного фильма.

Обсуждение результатов работы.

Выявление интереса и мотивация в развитии данного направления.

 

Всего на заезд:

Уроков: 48

Часов: 48

 

Классов: 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Книги.

Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя начальных классов, воспитателей и родителей. – М., 1992.

Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып.1, 2 – М.,1995.

Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М., 1994.

Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М., 1994.

Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. – М., 1980.

Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования - М.: Владос, 2004.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004.

Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильмы руками детей: книга для учителя. – М., 1990.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1995.

Сборники.

Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина - Вып.3. - М.: Народное образование, 2007.

История лаборатории кино и кинообразования. – В кн. «История художественного образования в России – проблема культуры ХХ века» М.: РАО, 2003;

Экранные искусства в школе // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент». Материалы международной научно-практ. конфренции.- М.- Таганрог - Апатиты, 2002.

Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: опыт занятий с младшими школьниками. – М., 1991.

Кино: Энциклопедический словарь. – М., 1987.

Статьи из журналов

Асенин С.В Мудрость вымысла // Искусство. – М., 1983.

Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе // Начальная школа.- 2000. №1.

Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2001, №1.

Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика.- 2003, № 7.

Чем фильм отличается от книги?// Искусство в школе. - 2004, № 2.

Работа с «проблемным» фильмом в детской аудитории //Искусство в школе. – 2004, № 1.

Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников// Начальная школа. – 2002, № 5.

Фильм рождается из мыслей…// Искусство в школе. – 2002, № 6.

 

 

Приложения к образовательной программе

 

Игры и упражнения по формированию коммуникативных способностей детей.

1.Создание условий для сплочения детского коллектива.

«Угадай»!

Детям необходимо:

- Угадать по голосу, кто позвал.

- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.

- Угадать человека по рукопожатию.

- Угадай голос героев из любимых мультфильмов.

«Помоги другу»

Играют все дети. Они попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

2.Развитие слухового восприятия.

«Глухой телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где рушилась связь.

«Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает, называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

3.Развитие умения активно слушать, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

«Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены

(например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что

может произойти в такой сказке.

«Азбука настроений»

Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей. Кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина: радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам);

«Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

«Пантомимические этюды»

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и другие.

4.Формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам

«Менялки»

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих. Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

5.Развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы

«Почта»

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и тд. (дети изображают действия, названные водящим).

«Угадай, что это?»

На столе стоит коробка, в которой лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного

ребенка, он заглядывает в неё. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме,

качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в коробке.

Правило: на все вопросы ведущему надо отвечать только «Да» или «Нет».

6.Формирование умения работать по инструкции

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

«Найди предмет»

Педагог прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

7.Формирование умений совместно планировать действия, обсуждать их, договариваться друг с другом.

«Неожиданные картинки»

Материалы: Каждому ребенку нужна бумага и восковые мелки. Дети садятся в один общий круг. Каждый берёт себе по листу бумаги, начинает рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты.) По команде педагога перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева, который продолжает рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать

свой рисунок соседу слева. Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

8. Формируем умение перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

«Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами

можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, печальный,

грустный - это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике

можем сказать: Один мальчик был очень грустный».

Далее даются аналогичные задания:

Девочка торопится в школу. (Какая она?)

Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?)

Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».

9.Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

«Подбери пословицу»

Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая

подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).

Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек - волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.

«Зеркало движений»

Один ребенок - «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у детей правильные действия не получаются, то выбирают новое «Зеркало».

10. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Игра с «шишками» (на растяжение и расслабление мышц рук).

Взрослый предлагает представить детям, что они медвежата. «Сейчас я буду кидать вам шишки, а вы их ловите». Дети ловят шишки. «А теперь бросили шишки». Медвежата откидывают лапки в стороны и роняют их вдоль тела – лапки отдыхают. Можно повторить игру несколько раз.

Игра с «песком» (на растяжение и расслабление мышц рук).

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать песком колени, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру несколько раз

 

Викторина. Крылатые фразы из мультфильмов.
Определить, к каким мультфильмам относятся эти фразы.

1. "Хочешь - пирожного, хочешь - мороженого! А он заборы красит!"
"Вовка в тридевятом царстве"
2. "Здесь всё моё! И стол мой, и холодильник мой, и всё, что в холодильнике, тоже моё".
"Бобик в гостях у Барбоса"
3. "Отдохнул - во! Сметаны - во! Рыбы - во!"
"Возвращение блудного попугая"
4. "Ну вот, поели, теперь можно и поспать!… Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!"
"Дюймовочка"
5. "Щас спою!"
"Жил-был пес"
6. "А давай вместе бояться, а?!"
"Котенок по имени Гав"
7. "Дети, подайте на домики для бездомных поросят!"
"Приключения Фунтика"
8. "Слон полосатый, редкий, очень любит рыбий жир, при звуках флейты теряет волю..."
"Следствие ведут колобки"
9. "Птица-говорун отличается умом и сообразительностью".
"Тайна третьей планеты"

 

ТЕСТ. Еда в любимых мультфильмах.

 

1.Кто сказал в "Возвращении блудного попугая" фразу "нас и здесь неплохо кормят".

Кот

Вовка

Попугай

Пес

Диктор по телевизору

Правильный ответ: Это сказал упитанный кот, когда ему надоели рассказы попугая.

 

2. Что можно было отбрасывать через шапку Печкина после охоты Шарика, по мнению героя мультсериала про Простоквашино.

Колбасу

Вермишель

Манную кашу

Рис

Гречу

Правильный ответ: Папа Дяди Федора, увидев шапку почтальона Печкина, сказал, что через нее теперь вермишель хорошо отбрасывать.

 

3.За каким лакомством отправился Винни Пух, когда ему пришлось изображать тучку и петь песню про то, что он не медведь.

Вареньем

Конфетами

Медом

Тортом

Сахарной ватой

Правильный ответ: Как-то раз Вини-Пух решил достать мед. Он решил подлететь к пчелам, а чтобы они его не покусали, он прикинулся тучкой.

 

4.Кто в мультфильме про блудного попугая сказал: "Это же бубль гум".

Попугай

Кот

Буратино

Вовка

Пингвин

Правильный ответ: Это сказал кот, жуя жвачку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация обучающихся в творческом объединении.

Наибольший интерес в дополнительном образовании детей представляют личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания. В центре внимания этих технологий неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Задача педагога - пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого члена коллектива, совместный анализ хода и результат такой деятельности.

Мотивация (от лат. Movere – приводить в движение, толкать):

побуждение к действию;

динамический процесс физиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий её направленность, организованность, активность, устойчивость;

способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

 

Методы мотивации

 

Эмоциональные методы мотивации:

поощрение;

порицание;

учебно - познавательная игра;

создание ярких наглядно - образных представлений;

создание ситуации успеха;

стимулирующее оценивание;

свободный выбор задания;

удовлетворение желания быть значимой личностью.

 

Познавательные методы мотивации:

опора на жизненный опыт;

познавательный интерес;

создание проблемной ситуации;

побуждение к поиску альтернативных решений;

выполнение творческих заданий;

«мозговая атака».

 

Волевые методы мотивации:

предъявление учебных требований;

информирование об обязательных результатах обучения;

формирование ответственного отношения к учению;

познавательные затруднения;

самооценка деятельности и коррекция;

рефлексия;

прогнозирование деятельности.

 

Социальные методы мотивации:

развитие желания быть полезным;

побуждение стать личностью;

создание ситуации взаимопомощи;

поиск контактов и сотрудничества;

заинтересованность в результатах;

взаимопроверка;

рецензирование.

 

 

30

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.