Рабочая программа по биоэкологии «Живой мир вокруг меня»
Рабочая программа по биоэкологии «Живой мир вокруг меня»
2 класс.
Пояснительная записка
Реализация программы по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» осуществляется в рамках учебных групп постоянного состава. Курс имеет естественнонаучную направленность. Набор в учебные группы осуществляется на добровольной основе. Состав группы – учащиеся 2 класса. Количество обучающихся в группе - 15 человек. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Одним из наиболее актуальных направлений современного образования является формирование экологической культуры школьников. В связи с этим разработана образовательная программа дополнительного образования детей по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» с учетом психологических, возрастных и познавательных особенностей учащихся 2 класса и требований, выдвигаемых Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ о непрерывности экологического образования и ФГОСНОО.
Биоэкология – это наука, изучающая взаимосвязи организмов друг с другом, средой обитания и воздействие деятельности человека на эти организмы и среду их обитания. Главной задачей биоэкологии определяют – изучение методов, при помощи которых окружающая среда может быть очищена от загрязнений, а экологический баланс восстановлен.
Таким образом, основной целью программы курса дополнительного образования детей по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» является: формирование познавательного интереса и экологической культуры учащихся.
Исходя из общей цели были определены следующие задачи:
Обучающие задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся о природе, живых организмах их взаимосвязи и влиянии друг на друга;
- углубление и расширение знаний о существующих экологических проблемах и методах их решения;
Развивающие задачи:
- формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- развитие умения строить простейшие пищевые цепочки;
- формирование образного мышления;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие навыка сопоставления влияния жизнедеятельности одного организма на другой;
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
Воспитательные задачи
- воспитание экологической культуры и целостности восприятия мира, через рассмотрение взаимодействия живой природы с человеком, то есть с самим школьником, как частью природы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование умения в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствующих формированию умения выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование устойчивой мотивации к дальнейшему изучению природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности (ставить цели, планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений);
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией (поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и т.д.);
- развитие коммуникативных умений (корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью).
Предметные результаты:
- формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде.
Содержание программы
1. Я – Человек (5 часов). Человек – живой организм. Моя семья. Человек к социокультурное существо. Необходимые условия для жизни человека. Быт, работа, питание и хобби человека.
2. Мой дом – планета Земля (4 часа). Планета Земля. Биосфера. Ноосфера. Место человека на планете Земля.
3. Живые организмы вокруг меня (12 часов). Животные у меня дома. Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» Птицы. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых».
4. Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты (8 часов). Виды загрязнения окружающей среды человеком. Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. Влияние бытового мусора на экологию планеты.
5. Мой вклад в «здоровье» планеты (5 часов). Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». Защита проектных работ. Обобщающее занятие.
Учебно – тематический план.
№ |
раздел, тема |
количество часов |
1 |
Я – Человек. |
5 |
1.1 |
Человек – живой организм. |
1 |
1.2 |
Моя семья. |
1 |
1.3 |
Человек как социокультурное существо. |
1 |
1.4 |
Необходимые условия для жизни человека. |
1 |
1.5 |
Быт, работа, питание и хобби человека. |
1 |
2 |
Мой дом – планета Земля. |
4 |
2.1 |
Планета Земля. Биосфера. |
2 |
2.2 |
Ноосфера. |
1 |
2.3 |
Место человека на планете Земля. |
1 |
3 |
Живые организмы вокруг меня. |
12 |
3.1 |
Животные у меня дома. |
1 |
3.2 |
Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. |
1 |
3.3 |
Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». |
1 |
3.4 |
Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. |
2 |
3.5 |
Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» |
1 |
3.6 |
Птицы. Места их обитания, условия для жизни. |
2 |
3.7 |
Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» |
1 |
3.8 |
Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. |
2 |
3.9 |
Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых». |
1 |
4 |
Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты |
8 |
4.1 |
Виды загрязнения окружающей среды человеком. |
1 |
4.2 |
Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. |
2 |
4.3 |
Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. |
2 |
4.4 |
Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. |
2 |
4.5 |
Влияние бытового мусора на экологию планеты. |
1 |
5 |
Мой вклад в «здоровье» планеты |
5 |
5.1 |
Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». |
2 |
5.2 |
Защита проектных работ. |
2 |
5.3 |
Обобщающее занятие. |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Кол-во часов |
Тема |
Дата |
Характеристика деятельности учащихся |
УУД |
1.Я – Человек (5 часов). |
|||||
1 |
1 |
Человек – живой организм. |
|
Беседа. С элементами игры. |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе |
2 |
1 |
Моя семья. |
|
Составление древа моей семьи. |
ПУУД: умение сопоставлять, анализировать и систематизировать |
3 |
1 |
Человек как социокультурноесущество. |
|
Викторина «Человек и общество». |
КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
4 |
1 |
Необходимые условия для жизни человека. |
|
Беседа. |
КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
5 |
1 |
Быт, работа, питание и хобби человека. |
|
Деловая игра. |
РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
2.Мой дом – планета Земля (4 часа). |
|||||
6 7 |
2 |
Планета Земля. Биосфера. |
|
Изготовление модели Земли из цветного пластилина |
ПУУД: моделирование |
8 |
1 |
Ноосфера. |
|
Беседа |
КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
9 |
1 |
Место человека на планете Земля. |
|
Работа в группах над мини-проектом |
КУУД: умение общаться в группе РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
3.Живые организмы вокруг меня (12 часов). |
|||||
10 |
1 |
Животные у меня дома. |
|
Викторина |
КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
11 |
1 |
Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. |
|
Исследовательская работа в группах |
КУУД: умение общаться в группе РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
12 |
1 |
Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». |
|
Экскурсия |
РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
13 14 |
2 |
Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. |
|
Беседа с элементами игры |
КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
15 |
1 |
Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» |
|
Исследовательская работа в группах |
РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
16 17 |
2 |
Птицы. Места их обитания, условия для жизни. |
|
Беседа с элементами игры |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
18 |
1 |
Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» |
|
Исследовательская работа в группах |
РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
19-20 |
2 |
Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. |
|
Беседа с элементами игры |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
21 |
1 |
Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых». |
|
Исследовательская работа в группах |
РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
4.Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты (8 часов).
|
|||||
22 |
1 |
Виды загрязнения окружающей среды человеком. |
|
Работа в мини-группах |
КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
23 24 |
2 |
Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. |
|
Беседа с элементами игры |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
25 26 |
2 |
Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. |
|
Беседа с элементами игры |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
27 28 |
2 |
Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. |
|
Беседа с элементами игры |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
29 |
1 |
Влияние бытового мусора на экологию планеты. |
|
Беседа с элементами игры |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
5.Мой вклад в «здоровье» планеты (5 часов). |
|||||
30 31
|
2 |
Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». |
|
Работа над творческим проектом |
РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
32 33 |
2 |
Защита проектных работ. |
|
Выступление |
РУУД: умения самоорганизации |
34 |
1 |
Обобщающее занятие. |
|
беседа |
ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
Кияйкина Наталья Федоровна