12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кристина194
Россия, Москва

Рабочая программа по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» 

2 класс.

Пояснительная записка

    Реализация программы по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» осуществляется в рамках учебных групп постоянного состава. Курс имеет естественнонаучную направленность. Набор в учебные группы осуществляется на добровольной основе. Состав группы – учащиеся 2 класса. Количество обучающихся в группе - 15 человек. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

    Одним из наиболее актуальных направлений современного образования является формирование экологической культуры школьников. В связи с этим разработана образовательная программа дополнительного образования детей по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» с учетом психологических, возрастных и познавательных особенностей учащихся 2 класса и требований, выдвигаемых Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ о непрерывности экологического образования и ФГОСНОО.

    Биоэкология – это наука, изучающая взаимосвязи организмов друг с другом, средой обитания и воздействие деятельности человека на эти организмы и среду их обитания. Главной задачей биоэкологии определяют – изучение методов, при помощи которых окружающая среда может быть очищена от загрязнений, а экологический баланс восстановлен.

    Таким образом, основной целью программы курса дополнительного образования детей по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» является: формирование познавательного интереса и экологической культуры учащихся. 

    Исходя из общей цели были определены следующие задачи:

Обучающие задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся о природе, живых организмах их взаимосвязи и влиянии друг на друга;

- углубление и расширение знаний о существующих экологических проблемах и методах их решения;

Развивающие задачи:

- формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать;

- развитие умения строить простейшие пищевые цепочки;

- формирование образного мышления;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- развитие навыка сопоставления влияния жизнедеятельности одного организма на другой;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.

Воспитательные задачи

- воспитание экологической культуры и целостности восприятия мира, через рассмотрение взаимодействия живой природы с человеком, то есть с самим школьником, как частью природы. 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование умения в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствующих формированию умения выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, музыка и т.д.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование устойчивой мотивации к дальнейшему изучению природы.

    Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности (ставить цели, планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений);

- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приемов работы с информацией (поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и т.д.);

- развитие коммуникативных умений (корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью).

    Предметные результаты:

- формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; 

- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; 

- формирование элементарных исследовательских умений; 

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде.

Содержание программы

1. Я – Человек (5 часов). Человек – живой организм. Моя семья. Человек к социокультурное существо. Необходимые условия для жизни человека. Быт, работа, питание и хобби человека.

2. Мой дом – планета Земля (4 часа). Планета Земля. Биосфера. Ноосфера. Место человека на планете Земля.

3. Живые организмы вокруг меня (12 часов). Животные у меня дома. Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» Птицы. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых».

4. Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты (8 часов). Виды загрязнения окружающей среды человеком. Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. Влияние бытового мусора на экологию планеты. 

5. Мой вклад в «здоровье» планеты (5 часов). Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». Защита проектных работ. Обобщающее занятие.

 

Учебно – тематический план.

раздел, тема

количество часов

1

Я – Человек.

5

1.1

Человек – живой организм.

1

1.2

Моя семья.

1

1.3

Человек как  социокультурное существо.

1

1.4

Необходимые условия для жизни человека.

1

1.5

Быт, работа, питание и хобби человека.

1

2

Мой дом – планета Земля.

4

2.1

Планета Земля. Биосфера.

2

2.2

Ноосфера.

1

2.3

Место человека на планете Земля.

1

3

Живые организмы вокруг меня.

12

3.1

Животные у меня дома.

1

3.2

Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем.

1

3.3

Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины».

1

3.4

Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни.

2

3.5

Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих»

1

3.6

Птицы. Места их обитания, условия для жизни.

2

3.7

Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» 

1

3.8

Насекомые. Места их обитания, условия для жизни.

2

3.9

Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых».

1

4

Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты

8

4.1

Виды загрязнения окружающей среды человеком.

1

4.2

Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними.

2

4.3

Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними.

2

4.4

Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними.

2

4.5

Влияние бытового мусора на экологию планеты.

1

5

Мой вклад в «здоровье» планеты

5

5.1

Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!».

2

5.2

Защита проектных работ.

2

5.3

Обобщающее занятие.

1

 

 

Календарно-тематическое планирование 

Кол-во часов

Тема

Дата

Характеристика

деятельности учащихся

УУД

1.​Я – Человек (5 часов).

1

1

Человек – живой организм.

 

Беседа. С элементами игры.

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

2

1

Моя семья.

 

Составление древа моей семьи.

ПУУД: умение сопоставлять, анализировать и систематизировать

3

1

Человек как  социокультурноесущество.

 

Викторина «Человек и общество».

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

4

1

Необходимые условия для жизни человека.

 

Беседа.

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

5

1

Быт, работа, питание и хобби человека.

 

Деловая игра.

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

2.​Мой дом – планета Земля (4 часа). 

6

7

2

Планета Земля. Биосфера.

 

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

ПУУД: моделирование

8

1

Ноосфера.

 

Беседа 

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

9

1

Место человека на планете Земля.

 

Работа в группах над мини-проектом

КУУД: умение общаться в группе

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

3.​Живые организмы вокруг меня (12 часов).

10

1

Животные у меня дома.

 

Викторина

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

11

1

Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем.

 

Исследовательская работа в группах

КУУД: умение общаться в группе

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

12

1

Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины».

 

Экскурсия 

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

13

14

2

Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни.

 

Беседа с элементами игры

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

15

1

Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих»

 

Исследовательская работа в группах

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

16

17

2

Птицы. Места их обитания, условия для жизни.

 

Беседа с элементами игры

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

18

1

Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» 

 

Исследовательская работа в группах

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

19-20

2

Насекомые. Места их обитания, условия для жизни.

 

Беседа с элементами игры

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

21

1

Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых».

 

Исследовательская работа в группах

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

4.​Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты (8 часов).

 

22

1

Виды загрязнения окружающей среды человеком.

 

Работа в мини-группах 

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

23

24

2

Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними.

 

Беседа с элементами игры

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

25

26

2

Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними.

 

Беседа с элементами игры

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

27

28

2

Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними.

 

Беседа с элементами игры

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

29

1

Влияние бытового мусора на экологию планеты.

 

Беседа с элементами игры

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

5.​Мой вклад в «здоровье» планеты (5 часов).

30

31

 

2

Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!».

 

Работа над творческим проектом

РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания

32

33

2

Защита проектных работ.

 

Выступление 

РУУД: умения самоорганизации

34

1

Обобщающее занятие.

 

беседа

ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала

КУУД: умение общаться в группе

ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 31.10.19 в 20:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересное содержание программы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.