12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кристина194 Россия, Москва |
Рабочая программа по биоэкологии «Живой мир вокруг меня»
Рабочая программа по биоэкологии «Живой мир вокруг меня»
2 класс.
Пояснительная записка
Реализация программы по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» осуществляется в рамках учебных групп постоянного состава. Курс имеет естественнонаучную направленность. Набор в учебные группы осуществляется на добровольной основе. Состав группы – учащиеся 2 класса. Количество обучающихся в группе - 15 человек. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Одним из наиболее актуальных направлений современного образования является формирование экологической культуры школьников. В связи с этим разработана образовательная программа дополнительного образования детей по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» с учетом психологических, возрастных и познавательных особенностей учащихся 2 класса и требований, выдвигаемых Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ о непрерывности экологического образования и ФГОСНОО.
Биоэкология – это наука, изучающая взаимосвязи организмов друг с другом, средой обитания и воздействие деятельности человека на эти организмы и среду их обитания. Главной задачей биоэкологии определяют – изучение методов, при помощи которых окружающая среда может быть очищена от загрязнений, а экологический баланс восстановлен.
Таким образом, основной целью программы курса дополнительного образования детей по биоэкологии «Живой мир вокруг меня» является: формирование познавательного интереса и экологической культуры учащихся.
Исходя из общей цели были определены следующие задачи:
Обучающие задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся о природе, живых организмах их взаимосвязи и влиянии друг на друга;
- углубление и расширение знаний о существующих экологических проблемах и методах их решения;
Развивающие задачи:
- формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- развитие умения строить простейшие пищевые цепочки;
- формирование образного мышления;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие навыка сопоставления влияния жизнедеятельности одного организма на другой;
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
Воспитательные задачи
- воспитание экологической культуры и целостности восприятия мира, через рассмотрение взаимодействия живой природы с человеком, то есть с самим школьником, как частью природы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование умения в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствующих формированию умения выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование устойчивой мотивации к дальнейшему изучению природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности (ставить цели, планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений);
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией (поиск, отбор информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и т.д.);
- развитие коммуникативных умений (корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью).
Предметные результаты:
- формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде.
Содержание программы
1. Я – Человек (5 часов). Человек – живой организм. Моя семья. Человек к социокультурное существо. Необходимые условия для жизни человека. Быт, работа, питание и хобби человека.
2. Мой дом – планета Земля (4 часа). Планета Земля. Биосфера. Ноосфера. Место человека на планете Земля.
3. Живые организмы вокруг меня (12 часов). Животные у меня дома. Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» Птицы. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых».
4. Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты (8 часов). Виды загрязнения окружающей среды человеком. Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. Влияние бытового мусора на экологию планеты.
5. Мой вклад в «здоровье» планеты (5 часов). Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». Защита проектных работ. Обобщающее занятие.
Учебно – тематический план.
№ | раздел, тема | количество часов |
1 | Я – Человек. | 5 |
1.1 | Человек – живой организм. | 1 |
1.2 | Моя семья. | 1 |
1.3 | Человек как социокультурное существо. | 1 |
1.4 | Необходимые условия для жизни человека. | 1 |
1.5 | Быт, работа, питание и хобби человека. | 1 |
2 | Мой дом – планета Земля. | 4 |
2.1 | Планета Земля. Биосфера. | 2 |
2.2 | Ноосфера. | 1 |
2.3 | Место человека на планете Земля. | 1 |
3 | Живые организмы вокруг меня. | 12 |
3.1 | Животные у меня дома. | 1 |
3.2 | Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. | 1 |
3.3 | Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». | 1 |
3.4 | Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. | 2 |
3.5 | Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» | 1 |
3.6 | Птицы. Места их обитания, условия для жизни. | 2 |
3.7 | Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» | 1 |
3.8 | Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. | 2 |
3.9 | Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых». | 1 |
4 | Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты | 8 |
4.1 | Виды загрязнения окружающей среды человеком. | 1 |
4.2 | Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. | 2 |
4.3 | Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. | 2 |
4.4 | Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. | 2 |
4.5 | Влияние бытового мусора на экологию планеты. | 1 |
5 | Мой вклад в «здоровье» планеты | 5 |
5.1 | Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». | 2 |
5.2 | Защита проектных работ. | 2 |
5.3 | Обобщающее занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема | Дата | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
1.Я – Человек (5 часов). | |||||
1 | 1 | Человек – живой организм. |
| Беседа. С элементами игры. | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе |
2 | 1 | Моя семья. |
| Составление древа моей семьи. | ПУУД: умение сопоставлять, анализировать и систематизировать |
3 | 1 | Человек как социокультурноесущество. |
| Викторина «Человек и общество». | КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
4 | 1 | Необходимые условия для жизни человека. |
| Беседа. | КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
5 | 1 | Быт, работа, питание и хобби человека. |
| Деловая игра. | РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
2.Мой дом – планета Земля (4 часа). | |||||
6 7 | 2 | Планета Земля. Биосфера. |
| Изготовление модели Земли из цветного пластилина | ПУУД: моделирование |
8 | 1 | Ноосфера. |
| Беседа | КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
9 | 1 | Место человека на планете Земля. |
| Работа в группах над мини-проектом | КУУД: умение общаться в группе РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
3.Живые организмы вокруг меня (12 часов). | |||||
10 | 1 | Животные у меня дома. |
| Викторина | КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
11 | 1 | Исследовательская работа №1: Содержание и уход за домашним питомцем. |
| Исследовательская работа в группах | КУУД: умение общаться в группе РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
12 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей «Млекопитающие, птицы и насекомые моей малой родины». |
| Экскурсия | РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
13 14 | 2 | Млекопитающие моей малой родины. Места их обитания, условия для жизни. |
| Беседа с элементами игры | КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
15 | 1 | Практическая работа №1: «Влияние человека на млекопитающих» |
| Исследовательская работа в группах | РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
16 17 | 2 | Птицы. Места их обитания, условия для жизни. |
| Беседа с элементами игры | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
18 | 1 | Практическая работа №2: «Влияние человека на птиц» |
| Исследовательская работа в группах | РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
19-20 | 2 | Насекомые. Места их обитания, условия для жизни. |
| Беседа с элементами игры | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
21 | 1 | Практическая работа №3: «Влияние человека на насекомых». |
| Исследовательская работа в группах | РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
4.Влияние жизнедеятельности человека на экологическое состояние планеты (8 часов).
| |||||
22 | 1 | Виды загрязнения окружающей среды человеком. |
| Работа в мини-группах | КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
23 24 | 2 | Загрязнение водных ресурсов. Методы борьбы с ними. |
| Беседа с элементами игры | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
25 26 | 2 | Загрязнение атмосферы. Методы борьбы с ними. |
| Беседа с элементами игры | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
27 28 | 2 | Загрязнение почвы. Методы борьбы с ними. |
| Беседа с элементами игры | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
29 | 1 | Влияние бытового мусора на экологию планеты. |
| Беседа с элементами игры | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |
5.Мой вклад в «здоровье» планеты (5 часов). | |||||
30 31
| 2 | Работа над творческим проектом «Здоровье планеты зависит от меня!». |
| Работа над творческим проектом | РУУД: умения самоорганизации, планирования и целеполагания |
32 33 | 2 | Защита проектных работ. |
| Выступление | РУУД: умения самоорганизации |
34 | 1 | Обобщающее занятие. |
| беседа | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать |