Программа воспитательной работы по формированию социально-адаптированной личности «Я и мир вокруг меня»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« Все яснее вижу, что ключ ко
всему - в воспитании. Там развязка всего.
Это самый длинный, но верный путь.»
Л. Н. Толстой
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
При этом выпускники школ – интернатов, имеющие медицинский диагноз «олигофрения», не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.
Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы уделяется много внимания воспитательной работе, основными задачами которой являются — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.
С этой целью мною разработана программа, которая предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 14 до 17 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Программа является документом для воспитательного процесса и составлена в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2016 – 2018 учебный год.
Новизна программы состоит в том, что она:
состоит из 9 взаимопроникаемых в содержательной основе подпрограмм, работающих над одной целью –формирование социально адаптированной личности ребенка;
представляет собой систему, постоянно обогащаемую информацией, результатами и опытом работы;
представляет собой форму педагогического сотрудничества;
представляет систему, позволяющую отследить индивидуальное развитие ребенка.
Цель программы: формирование социально адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках;
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
- привитие культуры внешнего вида, поведения вне школы, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты;
- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями;
- подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот;
- создание условий для самореализации детей;
- преодоление недостатков психического и физического развития детей ;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
- осуществление связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы позволит:
Создать в группе максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни.
Усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране.
Удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.
Для воспитанника:
получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
психологическая поддержка и защита;
умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;
осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;
умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
сохранение физического и психического здоровья.
Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы формирования социально-адаптированной личности оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся в конце учебного года.
Принципы реализации программы.
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Содержание основных компетенций учащихся.
Каждый человек имеет определенную совокупность компетентностей или способностей включаться в какую-либо деятельность. Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенном поведении, которое опирается на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладающий высокой степенью универсальности. Выпускники школы должны владеть ключевыми компетентностями:
Автономизационная компетентность – способность личности к самостроительству, творческому саморазвитию;
Нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;
Коммуникативная компетентность – умение вступать в общение с целью быть понятым, владение навыками общения;
Информационная компетентность – владение информационными технологиями, умение работать с различными видами информации;
Социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, в команде, в коллективе;
Продуктивная компетентность – умение работать, способность к созданию продукта деятельности, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Направления реализации программы
В программе учитываются пять направлений развития личности, закрепленных ФГОС:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общекультурное;
общеинтеллектуальное.
Основными видами деятельности при организации воспитательного процесса по данным направлениям являются:
Игровая деятельность;
Интеллектуально- познавательная деятельность;
Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественно-эстетическая деятельность;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
Гражданско- патриотическое воспитание;
Трудовая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Туристско-краеведческая деятельность.
Игровая деятельность.
Цель: насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через игровые формы.
Задачи:
Способствовать развитию у обучающихся самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.
Формировать эмоциональную память, навыки общительности.
Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать коммуникативные качества у детей в игре.
Развивать воображение как основу творческой деятельности.
Развивать у детей образную память, внимание, речь.
Формировать в процессе игр нестандартное мышление.
Развивать координацию и мелкую моторику.
Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
Организовывать коллективные и индивидуальные игры в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
Дидактические игры и упражнения |
Коррекционное занятие |
1 |
|
2 |
«Учимся работать дружно» |
Беседа |
1 |
|
Октябрь |
||||
3 |
Игровые сенсорные упражнения |
Коррекционное занятие |
1 |
|
4 |
Подвижные игры |
Игра |
1 |
|
Ноябрь |
||||
5 |
«Хорошо здоровым быть» |
Игровой практикум |
1 |
|
6 |
Спортивные игры |
Игра |
1 |
|
Декабрь |
||||
7 |
Настольные игры |
Игра |
1 |
|
8 |
Подвижные игры |
Игра |
1 |
|
Январь |
||||
9 |
«Путешествие в Лукоморье» |
Игра-путешествие |
1 |
|
10 |
Спортивные игры |
Игра |
1 |
|
Февраль |
||||
11 |
Игровые сенсорные упражнения |
Коррекционное занятие |
1 |
|
12 |
Путешествие по городу Вежливости |
Игра |
1 |
|
Март |
||||
13 |
«Что? Где? Когда?» |
Викторина |
1 |
|
14 |
Спортивные игры |
Игра |
1 |
|
Апрель |
||||
15 |
Вечер вопросов и ответов |
Коррекционное занятие |
1 |
|
16 |
Подвижные игры |
Игра |
1 |
|
Май |
||||
17 |
Город веселых мастеров |
Коррекционное занятие |
1 |
|
18 |
Конкурс загадок, частушек |
Практическое занятие |
1 |
|
Общее количество часов |
18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны принимать активное участие во всех школьных праздниках и мероприятиях; уметь с пользой проводить своё свободное время, правильно вести себя в играх, свободном общении. У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.
Интеллектуально- познавательная деятельность.
Цель: формирование мотивации к активной познавательной деятельности
Задачи:
Изучать особенности учебной деятельности каждого воспитанника с последующей коррекцией на основании диагностики интеллектуальных знаний и умений.
Развивать и совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление) и формировать ключевые компетенции обучающихся.
Обогащать знания детей на основе развития познавательной деятельности.
Формировать у воспитанников потребность расширения кругозора, развития логического и творческого мышления, рационального взгляда на окружающий мир.
Формировать у детей знания о природе, человеке, обществе.
Создать условия для становления, развития и совершенствования познавательных интересов обучающихся средствами воспитательной работы.
Развивать у школьников познавательную активность, устойчивый интерес, внимание, различные виды памяти.
Формировать мыслительную деятельность.
Обогащать сознание обучающихся знаниями о Родине, природе, обществе, человеке, технике.
Повышать уровень воспитанности школьников.
Развивать свободную, жизнелюбивую, созидательную личность.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
Крым и Россия. Мы вместе! |
Беседа |
1 |
|
2 |
Занимательные упражнения «Полминутки для шутки» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Октябрь |
||||
3 |
Уроки этикета |
Беседа +практическое занятие |
1 |
|
4 |
Беседа по ПДД |
Беседа |
1 |
|
Ноябрь |
||||
5 |
«В мире сказок» |
Беседа |
1 |
|
6 |
Занимательные упражнения «Полминутки для шутки» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Декабрь |
||||
7 |
«Тайна твоего имени» |
Беседа |
1 |
|
8 |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Январь |
||||
9 |
«Раз в крещенский вечерок» |
Беседа |
1 |
|
10 |
Развивающая игра «Доскажи словечко» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Февраль |
||||
11 |
«На свете множество профессий» |
Беседа |
1 |
|
12 |
Решение головоломок «Кто быстрее» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Март |
||||
13 |
«Почему мы так говорим» |
Беседа |
1 |
|
14 |
Викторина «Угадай - ка» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Апрель |
||||
15 |
«Природный мир вокруг меня» |
Беседа |
1 |
|
16 |
Ученический калейдоскоп «Вопросы для догадливых» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Май |
||||
17 |
«Семь чудес света» |
Беседа |
1 |
|
18 |
Развивающая игра «Вставь пропущенную букву» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Общее количество часов |
18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны сопоставлять свои знания с окружающей действительностью. Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе. У детей должно быть сформировано правильное поведение в экстренных ситуациях. Знать свои права и обязанности, правила поведения в школе и общественных местах; уметь правильно себя вести в общении со сверстниками, обращаться с просьбой, выражать слова благодарности.
Досугово – развлекательная деятельность
Цель: насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через систему массовых мероприятий.
Задачи:
Формировать у детей контактность, толерантность и способность к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.
Привлечь детей к участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.
Вовлечь обучающихся в разностороннюю досугово-развлекательную деятельность, развивать личность школьника, его творческие способности.
Формировать навыки позитивного коммуникативного общения, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
Воспитывать духовно–нравственные качества личности.
Развивать навыки рефлексивных действий.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
«День знаний» |
Торжественная линейка |
1 |
|
2 |
«Вот и стали мы на год взрослее» |
Беседа |
1 |
|
Октябрь |
||||
3 |
«Спасибо Вам, наставники» |
Концерт |
1 |
|
4 |
«По дорогам осени» |
Осенний бал |
1 |
|
Ноябрь |
||||
5 |
Фольклорная неделя |
Театрализованное представление |
1 |
|
6 |
«День матери» |
Концерт |
1 |
|
Декабрь |
||||
7 |
«По дорогам сказки» |
Новогоднее театрализованное представление |
1 |
|
Январь |
||||
8 |
«Раз в крещенский вечерок» |
Рождественские колядки |
1 |
|
Февраль |
||||
9 |
«Фестиваль сказок» |
Театрализованное представление |
1 |
|
10 |
«Ты будущий солдат» |
Концерт |
1 |
|
11 |
Масленица |
Театрализованное представление |
1 |
|
Март |
||||
12 |
«Милые мамы» |
Концерт |
1 |
|
Апрель |
||||
13 |
«Пасха» |
Театрализованное представление |
1 |
|
Празднование памятных дат в жизни детей |
В течение года |
|||
Спортивные мероприятия |
В течение года |
|||
Общее количество часов |
13 |
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.
Художественно-эстетическое творчество.
Цель: формирование художественной культуры как неотъемлемой
части культуры духовной; развитие личности воспитанников, их
творческих способностей.
Задачи:
Формировать у воспитанников художественный вкус и потребность в эстетической и творческой деятельности.
Прививать детям любовь к искусству.
Обучать умению видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.
Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, искусстве, труде, общении.
Развивать инициативу и творчество.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
Мы рисуем на асфальте |
Конкурс |
1 |
|
2 |
«Осенняя пора -очей очарование» |
Экскурсия в парк |
1 |
|
Октябрь |
||||
3 |
«Золотая осень» |
Коррекционное занятие по ИЗО (рисование на тему «Золотая осень») |
1 |
|
4 |
«Красота спасет мир» |
Беседа |
1 |
|
Ноябрь |
||||
5 |
«В мире сказок» |
Час детского чтения |
1 |
|
6 |
«Мои любимые животные и птицы» |
Коррекционное занятие по лепке |
1 |
|
Декабрь |
||||
7 |
«Давайте говорить правильно» |
Беседа |
1 |
|
8 |
Мастерская Деда Мороза |
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку |
1 |
|
Январь |
||||
9 |
«Зимушка - зима» |
Прогулка - наблюдение |
1 |
|
10 |
«Зимний вечер» |
Час детского чтения |
1 |
|
Февраль |
||||
11 |
«23 февраля» |
Коррекционное занятие по ИЗО |
1 |
|
12 |
«Природа в музыке и поэзии» |
Беседа |
1 |
|
Март |
||||
13 |
«Мамочка моя» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
14 |
«Весне мы рады» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
Апрель |
||||
15 |
«Мы рисуем улицу» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
16 |
«Моя малая Родина» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
Май |
||||
17 |
«9 мая» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
18 |
«Путешествие по стране «РИСОВАНДИИ» |
Коррекционное занятие |
1 |
|
Общее количество часов |
18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должно быть сформировано положительное отношение к народным традициям, участию в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ. Воспитанники должны уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)
Социальное творчество (социально-преобразующая деятельность)
Цель: формирование у воспитанников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).
Задачи :
Сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы.
Сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем.
Сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.
Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях.
Познакомить с современными социальными акциями города и развивать положительную мотивацию для участия в них.
Формировать потребность делать добрые дела.
Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей
( взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
«Наш чистый двор» |
Акция |
1 |
|
2 |
«Воспитанный человек – какой он?» |
Беседа |
1 |
|
Октябрь |
||||
3 |
«Герои нашего времени» |
Устный журнал |
1 |
|
4 |
«Милосердие» |
Акция |
1 |
|
Ноябрь |
||||
5 |
«О заботливом отношении к людям» |
Беседа |
1 |
|
6 |
«Посади гостей за стол» |
Игра |
1 |
|
Декабрь |
||||
7 |
«Как научиться владеть собой» |
Беседа |
1 |
|
8 |
«Супер - дежурный» |
Конкурс |
1 |
|
Январь |
||||
9 |
«Добрые дела детскими руками» |
Акция |
1 |
|
10 |
Операция «Уют» |
Практическое занятие |
1 |
|
Февраль |
||||
11 |
«Кому нужна моя помощь?» |
Беседа |
1 |
|
12 |
«Сделай книгу красивой» |
Акция |
1 |
|
Март |
||||
13 |
«Помоги зимующим птицам» |
Экологический десант |
1 |
|
14 |
«Добрые дела детскими руками» |
Акция |
1 |
|
Апрель |
||||
15 |
«Наш чистый двор» |
Экологический субботник |
1 |
|
16 |
«Любим добрые поступки» |
Беседа |
1 |
|
Май |
||||
17 |
«Учимся общаться» |
Беседа |
1 |
|
18 |
«Поможем птицам» |
Акция |
1 |
|
Общее количество часов |
18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Уметь соблюдать дисциплинарные дистанции в общении с взрослыми, принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Уметь вливаться в общественную жизнь школы, принимать систему школьных и правовых требований; участвовать в жизни школы и своего класса, решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; подготовка обучающихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Задачи:
создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
изучить нормы общественной жизни, законы, её регулирующие, и деятельность общественных институтов; познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.
Формировать у детей гордость за отечественную историю, народных героев.
Формировать у воспитанников такие понятия, как долг, честь, гражданская нравственность.
Пробудить интерес к прошлому своего народа.
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Воспитывать у детей любовь к своей Родине, гражданское самосознание, патриотизм, уважение к Отчизне, её истории, традициям.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
«Поговорим о дежурстве» |
Беседа |
1 |
|
2 |
«Правила общежития» |
Беседа |
1 |
|
Октябрь |
||||
3 |
«Профессия - пожарный» |
Экскурсия в пожарную часть |
1 |
|
4 |
Чтение произведений А. Гайдара |
Час детского чтения |
1 |
|
Ноябрь |
||||
5 |
Мой край – Мордовия моя |
Коррекционное занятие по ИЗО |
1 |
|
6 |
«Моя группа – моя семья» |
Беседа |
1 |
|
Декабрь |
||||
7 |
«Международный день инвалидов» |
Беседа |
1 |
|
8 |
«Закон и ты» |
Беседа |
1 |
|
Январь |
||||
9 |
«10 января – День образования автономии Мордовии» |
Беседа |
1 |
|
10 |
«День снятия блокады Ленинграда» |
Беседа |
1 |
|
Февраль |
||||
11 |
«День памяти юного героя - антифашиста» |
Беседа |
1 |
|
12 |
День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве |
Беседа |
1 |
|
Март |
||||
13 |
«Путешествие по страницам Красной книги» |
Беседа |
1 |
|
14 |
«Я и мое Отечество» |
Урок - путешествие |
1 |
|
Апрель |
||||
15 |
«Международный день детской книги» |
Беседа |
1 |
|
16 |
«Государственная символика» |
Беседа |
1 |
|
Май |
||||
17 |
«Что значит быть ответственным» |
Беседа |
1 |
|
18 |
«Памяти павших будем достойны» 70 лет ВОВ |
Беседа |
1 |
|
Общее количество часов |
18 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны иметь ценностное отношение к своему народу, своему краю; знать основные права и обязанности гражданина РФ; уважать права другого человека, знать, кто защищает права ребёнка.
Трудовая деятельность.
Цель: Формирование у воспитанников трудовых умений и навыков, подготовка детей к самостоятельному труду.
Задачи:
Формировать у обучающихся навыки самообслуживания в самостоятельной жизни.
Воспитывать у детей положительные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость.
Сформировать представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Формировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
Формировать элементарные представления об основных профессиях;
Формировать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
Формировать навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
Формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;
Формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу. Доброжелательно оценивать работу сверстников. В корректной форме делать замечания и давать советы.
Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
«Уют своими руками» |
Операция |
1 |
|
Октябрь |
||||
2 |
«Встречают по одежке – провожают по уму» |
Практическое занятие |
1 |
|
Ноябрь |
||||
3 |
«Мелкий ремонт одежды» |
Беседа +практическое занятие |
1 |
|
Декабрь |
||||
4 |
«Дружба с веником и тряпкой» |
Беседа +практическое занятие |
1 |
|
Январь |
||||
5 |
«Труд кормит, а лень портит» |
Беседа |
1 |
|
Февраль |
||||
6 |
«На свете множество профессий» |
Беседа |
1 |
|
Март |
||||
7 |
«Школа – наш общий дом» |
Беседа |
1 |
|
Апрель |
||||
8 |
«Неряхам – нет!» |
Практическое занятие |
1 |
|
Май |
||||
9 |
«В гостях у Золушки» |
Игра |
1 |
|
Труд по самообслуживанию, дежурство по группе, генеральные уборки, благоустройство школьного двора. |
Ежедневно |
|||
Общее количество часов |
9 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; знать роль трудовой деятельности в жизни человека, различные виды профессий, уважать и ценить труд людей. Воспитанники должны уметь выполнять элементарную уборку помещения, выполнять мелкий ремонт одежды, ухаживать за комнатными растениями
Спортивно – оздоровительная деятельность.
Цель: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, помощь в осознанном выборе здорового стиля жизни.
Задачи:
Укреплять здоровье детей: закаливать детский организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические навыки и привычки культурного поведения.
Формировать у детей позицию значимости здоровья в дальнейшей жизни; прочные основы нравственного и здорового образа жизни.
Содействовать всестороннему развитию личности, приобщать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.
Формировать у обучающихся навыки сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время.
Формировать представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Воспитывать у детей смелость, дисциплинированность, дружелюбие. удовлетворять потребность детей в движении.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
Что такое ЗОЖ |
Беседа- диалог |
1 |
|
Октябрь |
||||
2 |
«Веселая физминутка» |
Конкурс |
1 |
|
Ноябрь |
||||
3 |
«Мороз и солнце – день чудесный» |
Урок здоровья |
1 |
|
Декабрь |
||||
4 |
Игры народов мира |
Игра |
1 |
|
Январь |
||||
5 |
«Самый ловкий» |
Эстафета |
1 |
|
Февраль |
||||
6 |
«Зимние забавы» |
Игра |
1 |
|
Март |
||||
7 |
«Кто долго жует, тот долго живет» |
Беседа |
1 |
|
Апрель |
||||
8 |
«Как беречь зубы» |
Беседа |
1 |
|
Май |
||||
9 |
Подвижные игры |
Игра |
1 |
|
Утренняя зарядка |
Ежедневно |
|||
Общее количество часов |
9 |
Воспитанники должны знать и уметь:
Дети должны владеть основами знаний о здоровом образе жизни, заботится о своём здоровье, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Должны знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня.
Туристско-краеведческая деятельность.
Цель: формирование у детей представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы через развитие познавательной активности в изучении родного края.
Задачи:
Познакомить воспитанников с достопримечательностями и интересными людьми г. Инсар.
Способствовать физическому развитию детей, их оздоровлению.
Тематический план
№ |
Тема мероприятия |
Форма |
Количество часов на тему |
|
Сентябрь |
||||
1 |
«Памятники города» |
Беседа-экскурсия |
1 |
|
Октябрь |
||||
2 |
«Обитатели водного мира» |
Прогулка к реке |
1 |
|
Ноябрь |
||||
3 |
«Кто загрязняет нашу планету» |
Беседа |
1 |
|
Декабрь |
||||
4 |
«Береги лес от пожара» |
Беседа |
1 |
|
Январь |
||||
5 |
«Опасные животные» |
Беседа |
1 |
|
Февраль |
||||
6 |
«По памятным местам» |
Прогулка |
1 |
|
Март |
||||
7 |
«Откуда берется вода в реке» |
Беседа |
1 |
|
Апрель |
||||
8 |
«Что растет в лесу» |
Экскурсия в лес |
1 |
|
Май |
||||
9 |
«Вечер туристской песни» |
Музыкальный час |
1 |
|
Общее количество часов |
9 |
Воспитанники должны знать и уметь:
У детей должны быть сформированы нравственные навыки: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности за своё поведение в общественных местах. Уметь этично себя вести в природе, библиотеке, музее и т.д.
Общее количество часов в год: 130
Формы работы.
В процессе реализации программы «Я и мир вокруг меня» используются следующие формы работы: беседы; работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений);, праздники;. игры, театрализованные представления; конкурсы; соревнования; практические занятия; коррекционные занятия; обсуждение ситуаций; деловые и ролевые игры; инструктивные занятия; информационные часы; прогулки; экскурсии; музыкальные часы;
Требования к знаниям и умениям воспитанников
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и др.
Коммуникативные компетенции:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо),
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона,, принтера, модема, копира;
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Список источников
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие под ред. Б.П. Пузанова ВЛАДОС • 2011 год • 440 страниц Социальная педагогика: Учебник для бакалавров под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской Дашков и К • 2013 год • 279 страниц
Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие / Ю.Ф. Гаркуша, Г.Н. Кувшинова. – М.: Изд-во В. Секачев, 2008. – 132 с.
Гордеюк Т. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / Т. Гордеюк, Л. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 192 с.
Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Владос, 2010. – 200 с.
Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
Возможности образовательной среды по формированию позитивного социального опыта воспитанников (обучающихся). Материалы I Межрегиональной заочной научно-практической конференции 9 декабря 2011 г. / Под ред. С.М. Студеникиной. – Омск: Омское РО ООО «ВПС», 2011. – 187 с.
Зеленский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. – М.:Планета, 2010
Быков А.К., Мельниченко И.И.Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
Недрышкин, И.В. Организационно-педагогическая модель формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности /И.В. Недрышкин //Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. Т. 3. Педагогика. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. – С. 97-108. (0,65 п.л.)
Недрышкин, И.В. Дидактическая система формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности /И.В. Недрышкин // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования. Научный журнал. – СПб., 2013. - №1(34) – С. 44-49. (0,6 п.л.)
Недрышкин, И.В. Педагогическое моделирование процесса формирования социального опыта детей в образовательной деятельности /И.В. Недрышкин //XVI Царскосельские чтения: Человек – гражданин – гражданское общество – правовое государство: материалы междунар. науч. конф. 24-25апреля 2012г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – Т. II. – С. 278-282. (0,35 п.л.)
Недрышкин, И.В. Изобразительная деятельность в структуре формирования социального опыта детей /И.В. Недрышкин //Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы междунар. науч. конф. 23-24 ноября 2012г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. – С.158-162. (0,35 п.л.)
Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
http://www.e-osnova.ru/journal/23 [Сайт журнала «Основа профессионального роста»];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].
Кожевникова Елена Владимировна
Кайрат Зинашов
Кожевникова Елена Владимировна
Федорова Людмила Ивановна
Кожевникова Елена Владимировна