12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кожевникова Елена Владимировна1668
Работаю в ГБОУ РМ "Инсарская общеобразовательная школа-интернат"
Россия, Мордовия респ., инсар
13

Программа воспитательной работы по формированию социально-адаптированной личности «Я и мир вокруг меня»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

« Все яснее вижу, что ключ ко

всему - в воспитании. Там развязка всего.

Это самый длинный, но верный путь.»

Л. Н. Толстой

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.

Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.

При этом выпускники школ – интернатов, имеющие медицинский диагноз «олигофрения», не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях.

Для успешной социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы  уделяется много внимания  воспитательной работе, основными задачами которой являются  — выработка положительных качеств личности, формирование правильной оценки окружающих и самих себя. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разнообразных видов деятельности.

С этой целью мною разработана программа, которая предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 14 до 17 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Программа является документом для воспитательного процесса и составлена в соответствии с планом мероприятий по улучшению качества работы ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» на 2016 – 2018 учебный год.

Новизна программы состоит в том, что она:

состоит из 9 взаимопроникаемых в содержательной основе подпрограмм, работающих над одной целью –формирование социально адаптированной личности ребенка;

представляет собой систему, постоянно обогащаемую информацией, результатами и опытом работы;

представляет собой форму педагогического сотрудничества;

представляет систему, позволяющую отследить индивидуальное развитие ребенка.

Цель программы: формирование социально адаптированной личности посредством создания условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

Задачи программы:

- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

- формирование негативного отношения к вредным привычкам;

-  формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;

-  формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;

- формирование разносторонних интересов воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках;

-  развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, самокон­троля;

- привитие культуры внешнего вида, поведения вне школы, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты;

- формирование и закрепление эмоционально-позитивных уста­новок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями;

- подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот;

- создание условий для самореализации детей;

- преодоление недостатков психического и физического раз­вития детей ;

-  воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;

- осуществление связи с окружающим миром для дальнейшей успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

 

Ожидаемые результаты.

Реализация программы позволит:

Создать в группе максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни.

Усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране.

Удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.

Для воспитанника:

получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;

коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;

психологическая поддержка и защита;

умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;

осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;

самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;

снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;

умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;

приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;

сохранение физического и психического здоровья.

Оценка эффективности реализации программы.

Основные результаты реализации программы формирования социально-адаптированной личности оцениваются в рамках мониторинговых процедур, которые проводятся в конце учебного года.


 


 

Принципы реализации программы.

Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.

Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.

Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.

Содержание основных компетенций учащихся.

Каждый человек имеет определенную совокупность компетентностей или способностей включаться в какую-либо деятельность. Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенном поведении, которое опирается на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладающий высокой степенью универсальности. Выпускники школы должны владеть ключевыми компетентностями:

Автономизационная компетентность – способность личности к самостроительству, творческому саморазвитию;

Нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;

Коммуникативная компетентность – умение вступать в общение с целью быть понятым, владение навыками общения;

Информационная компетентность – владение информационными технологиями, умение работать с различными видами информации;

Социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, в команде, в коллективе;

Продуктивная компетентность – умение работать, способность к созданию продукта деятельности, умение принимать решения и нести за них ответственность.

Направления реализации программы

В программе учитываются пять направлений развития личности, закрепленных ФГОС:

 спортивно-оздоровительное;

 духовно-нравственное;

 социальное;

 общекультурное;

 общеинтеллектуальное.

Основными видами деятельности при организации воспитательного процесса по данным направлениям являются:

Игровая деятельность;

Интеллектуально- познавательная деятельность;

Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

Художественно-эстетическая деятельность;

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

Гражданско- патриотическое воспитание;

Трудовая деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Туристско-краеведческая деятельность.

Игровая деятельность.

Цель: насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через игровые формы.

Задачи:

Способствовать развитию у обучающихся самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.

Формировать эмоциональную память, навыки общительности.

Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развивать коммуникативные качества у детей в игре.

Развивать воображение как основу творческой деятельности.

Развивать у детей образную память, внимание, речь.

Формировать в процессе игр нестандартное мышление.

Развивать координацию и мелкую моторику.

Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

Организовывать коллективные и индивидуальные игры в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

Дидактические игры и упражнения

Коррекционное занятие

1

2

«Учимся работать дружно»

Беседа

1

Октябрь

3

Игровые сенсорные упражнения

Коррекционное занятие

1

4

Подвижные игры

Игра

1

Ноябрь

5

«Хорошо здоровым быть»

Игровой практикум

1

6

Спортивные игры

Игра

1

Декабрь

7

Настольные игры

Игра

1

8

Подвижные игры

Игра

1

Январь

9

«Путешествие в Лукоморье»

Игра-путешествие

1

10

Спортивные игры

Игра

1

Февраль

11

Игровые сенсорные упражнения

Коррекционное занятие

1

12

Путешествие по городу Вежливости

Игра

1

Март

13

«Что? Где? Когда?»

Викторина

1

14

Спортивные игры

Игра

1

Апрель

15

Вечер вопросов и ответов

Коррекционное занятие

1

16

Подвижные игры

Игра

1

Май

17

Город веселых мастеров

Коррекционное занятие

1

18

Конкурс загадок, частушек

Практическое занятие

1

Общее количество часов

18


 

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны принимать активное участие во всех школьных праздниках и мероприятиях; уметь с пользой проводить своё свободное время, правильно вести себя в играх, свободном общении. У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.

Интеллектуально- познавательная деятельность.

Цель: формирование мотивации к активной познавательной деятельности

Задачи:

Изучать особенности учебной деятельности каждого воспитанника с последующей коррекцией на основании диагностики интеллектуальных знаний и умений.

Развивать и совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление) и формировать ключевые компетенции обучающихся.

Обогащать знания детей на основе развития познавательной деятельности.

Формировать у воспитанников потребность расширения кругозора, развития логического и творческого мышления, рационального взгляда на окружающий мир.

Формировать у детей знания о природе, человеке, обществе.

Создать условия для становления, развития и совершенствования познавательных интересов обучающихся средствами воспитательной работы.

Развивать у школьников познавательную активность, устойчивый интерес, внимание, различные виды памяти.

Формировать мыслительную деятельность.

Обогащать сознание обучающихся знаниями о Родине, природе, обществе, человеке, технике.

Повышать уровень воспитанности школьников.

Развивать свободную, жизнелюбивую, созидательную личность.


 

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

Крым и Россия. Мы вместе!

Беседа

1

2

Занимательные упражнения «Полминутки для шутки»

Коррекционное занятие

1

Октябрь

3

Уроки этикета

Беседа +практическое занятие

1

4

Беседа по ПДД

Беседа

1

Ноябрь

5

«В мире сказок»

Беседа

1

6

Занимательные упражнения «Полминутки для шутки»

Коррекционное занятие

1

Декабрь

7

«Тайна твоего имени»

Беседа

1

8

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Коррекционное занятие

1

Январь

9

«Раз в крещенский вечерок»

Беседа

1

10

Развивающая игра «Доскажи словечко»

Коррекционное занятие

1

Февраль

11

«На свете множество профессий»

Беседа

1

12

Решение головоломок «Кто быстрее»

Коррекционное занятие

1

Март

13

«Почему мы так говорим»

Беседа

1

14

Викторина «Угадай - ка»

Коррекционное занятие

1

Апрель

15

«Природный мир вокруг меня»

Беседа

1

16

Ученический калейдоскоп «Вопросы для догадливых»

Коррекционное занятие

1

Май

17

«Семь чудес света»

Беседа

1

18

Развивающая игра «Вставь пропущенную букву»

Коррекционное занятие

1

Общее количество часов

18


 

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны сопоставлять свои знания с окружающей действительностью. Знать народный фольклор, сказки, рассказы о природе. У детей должно быть сформировано правильное поведение в экстренных ситуациях. Знать свои права и обязанности, правила поведения в школе и общественных местах; уметь правильно себя вести в общении со сверстниками, обращаться с просьбой, выражать слова благодарности.

Досугово – развлекательная деятельность

Цель: насыщение детского досуга серьёзным творческим содержанием через систему массовых мероприятий.

Задачи:

Формировать у детей контактность, толерантность и способность к совместному творческому труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.

Привлечь детей к участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

Вовлечь обучающихся в разностороннюю досугово-развлекательную деятельность, развивать личность школьника, его творческие способности.

Формировать навыки позитивного коммуникативного общения, эмоционально-ценностного позитивного  отношения к себе и окружающим.

Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

Воспитывать духовно–нравственные качества личности.

Развивать навыки рефлексивных действий.


 

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

«День знаний»

Торжественная линейка

1

2

«Вот и стали мы на год взрослее»

Беседа

1

Октябрь

3

«Спасибо Вам, наставники»

Концерт

1

4

«По дорогам осени»

Осенний бал

1

Ноябрь

5

Фольклорная неделя

Театрализованное представление

1

6

«День матери»

Концерт

1

Декабрь

7

«По дорогам сказки»

Новогоднее театрализованное представление

1

Январь

8

«Раз в крещенский вечерок»

Рождественские колядки

1

Февраль

9

«Фестиваль сказок»

Театрализованное представление

1

10

«Ты будущий солдат»

Концерт

1

11

Масленица

Театрализованное представление

1

Март

12

«Милые мамы»

Концерт

1

Апрель

13

«Пасха»

Театрализованное представление

1

 

Празднование памятных дат в жизни детей

 

В течение

года

 

Спортивные мероприятия

 

В течение года

Общее количество часов

13

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должно быть сформировано чувство коллективизма, активное отношение к окружающей действительности, духовные качества личности. Ценностное отношение к своему здоровью, уметь рационально и разумно использовать свой досуг.

Художественно-эстетическое творчество.

Цель: формирование художественной культуры как неотъемлемой

части культуры духовной; развитие личности воспитанников, их

творческих способностей.

Задачи:

Формировать у воспитанников художественный вкус и потребность в эстетической и творческой деятельности.

Прививать детям любовь к искусству.

Обучать умению видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные способности.

Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, искусстве, труде, общении.

Развивать инициативу и творчество.

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

Мы рисуем на асфальте

Конкурс

1

2

«Осенняя пора -очей очарование»

Экскурсия в парк

1

Октябрь

3

«Золотая осень»

Коррекционное занятие по ИЗО (рисование на тему «Золотая осень»)

1

4

«Красота спасет мир»

Беседа

1

Ноябрь

5

«В мире сказок»

Час детского чтения

1

6

«Мои любимые животные и птицы»

Коррекционное занятие по лепке

1

Декабрь

7

«Давайте говорить правильно»

Беседа

1

8

Мастерская Деда Мороза

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

1

Январь

9

«Зимушка - зима»

Прогулка - наблюдение

1

10

«Зимний вечер»

Час детского чтения

1

Февраль

11

«23 февраля»

Коррекционное занятие по ИЗО

1

12

«Природа в музыке и поэзии»

Беседа

1

Март

13

«Мамочка моя»

Конкурс рисунков

1

14

«Весне мы рады»

Конкурс рисунков

1

Апрель

15

«Мы рисуем улицу»

Конкурс рисунков

1

16

«Моя малая Родина»

Конкурс рисунков

1

Май

17

«9 мая»

Конкурс рисунков

1

18

«Путешествие по стране «РИСОВАНДИИ»

Коррекционное занятие

1

Общее количество часов

18


 

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должно быть сформировано положительное отношение к народным традициям, участию в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ. Воспитанники должны уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)

Социальное творчество (социально-преобразующая деятельность)

Цель: формирование у воспитанников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой де­ятельности (социальному творчеству).

Задачи :

 Сформировать способность видеть и понимать социаль­ные проблемы.

Сформировать способность и готовность вступать в кон­структивную коммуникацию с другими субъектами и социаль­ными институтами вокруг общественно-значимых проблем.

Сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать обще­ственно-значимые проблемы.

Углубить представления детей об общечеловеческих ценностях.

Познакомить с современными социальными акциями города и развивать положительную мотивацию для участия в них.

Формировать потребность делать добрые дела.

Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей

( взрослых и сверстников), добрые чувства к животным и растениям.

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

«Наш чистый двор»

Акция

1

2

«Воспитанный человек – какой он?»

Беседа

1

Октябрь

3

«Герои нашего времени»

Устный журнал

1

4

«Милосердие»

Акция

1

Ноябрь

5

«О заботливом отношении к людям»

Беседа

1

6

«Посади гостей за стол»

Игра

1

Декабрь

7

«Как научиться владеть собой»

Беседа

1

8

«Супер - дежурный»

Конкурс

1

Январь

9

«Добрые дела детскими руками»

Акция

1

10

Операция «Уют»

Практическое занятие

1

Февраль

11

«Кому нужна моя помощь?»

Беседа

1

12

«Сделай книгу красивой»

Акция

1

Март

13

«Помоги зимующим птицам»

Экологический десант

1

14

«Добрые дела детскими руками»

Акция

1

Апрель

15

«Наш чистый двор»

Экологический субботник

1

16

«Любим добрые поступки»

Беседа

1

Май

17

«Учимся общаться»

Беседа

1

18

«Поможем птицам»

Акция

1

Общее количество часов

18

Воспитанники должны знать и уметь:

Уметь соблюдать дисциплинарные дистанции в общении с взрослыми, принимать решения в ситуациях нравственного выбора. Уметь вливаться в общественную жизнь школы, принимать систему школьных и правовых требований; участвовать в жизни школы и своего класса, решать проблемные ситуации, возникшие в процессе общения.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; подготовка обучающихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

Задачи:

создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;

изучить нормы общественной жизни, законы, её регулирующие, и деятельность общественных институтов; познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;

развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;

расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.

Формировать у детей гордость за отечественную историю, народных героев.

Формировать у воспитанников такие понятия, как долг, честь, гражданская нравственность.

Пробудить интерес к прошлому своего народа.

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, гражданское самосознание, патриотизм, уважение к Отчизне, её истории, традициям.

Тематический план


 

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

«Поговорим о дежурстве»

Беседа

1

2

«Правила общежития»

Беседа

1

Октябрь

3

«Профессия - пожарный»

Экскурсия в пожарную часть

1

4

Чтение произведений А. Гайдара

Час детского чтения

1

Ноябрь

5

Мой край – Мордовия моя

Коррекционное занятие по ИЗО

1

6

«Моя группа – моя семья»

Беседа

1

Декабрь

7

«Международный день инвалидов»

Беседа

1

8

«Закон и ты»

Беседа

1

Январь

9

«10 января – День образования автономии Мордовии»

Беседа

1

10

«День снятия блокады Ленинграда»

Беседа

1

Февраль

11

«День памяти юного героя - антифашиста»

Беседа

1

12

День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве

Беседа

1

Март

13

«Путешествие по страницам Красной книги»

Беседа

1

14

«Я и мое Отечество»

Урок - путешествие

1

Апрель

15

«Международный день детской книги»

Беседа

1

16

«Государственная символика»

Беседа

1

Май

17

«Что значит быть ответственным»

Беседа

1

18

«Памяти павших будем достойны» 70 лет ВОВ

Беседа

1

Общее количество часов

18


 

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны иметь ценностное отношение к своему народу, своему краю; знать основные права и обязанности гражданина РФ; уважать права другого человека, знать, кто защищает права ребёнка.

Трудовая деятельность.

Цель: Формирование у воспитанников трудовых умений и навыков, подготовка детей к самостоятельному труду.

Задачи:

Формировать у обучающихся навыки самообслуживания в самостоятельной жизни.

Воспитывать у детей положительные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость.

Сформировать представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Формировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

Формировать элементарные представления об основных профессиях;

Формировать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

Формировать навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

Формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;

Формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе. Оказывать помощь друг другу. Доброжелательно оценивать работу сверстников. В корректной форме делать замечания и давать советы.

Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

«Уют своими руками»

Операция

1

Октябрь

2

«Встречают по одежке – провожают по уму»

Практическое занятие

1

Ноябрь

3

«Мелкий ремонт одежды»

Беседа +практическое занятие

1

Декабрь

4

«Дружба с веником и тряпкой»

Беседа +практическое занятие

1

Январь

5

«Труд кормит, а лень портит»

Беседа

1

Февраль

6

«На свете множество профессий»

Беседа

1

Март

7

«Школа – наш общий дом»

Беседа

1

Апрель

8

«Неряхам – нет!»

Практическое занятие

1

Май

9

«В гостях у Золушки»

Игра

1

 

Труд по самообслуживанию, дежурство по группе, генеральные уборки, благоустройство школьного двора.

 

Ежедневно

Общее количество часов

9

Воспитанники должны знать и уметь:

Иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; знать роль трудовой деятельности в жизни человека, различные виды профессий, уважать и ценить труд людей. Воспитанники должны уметь выполнять элементарную уборку помещения, выполнять мелкий ремонт одежды, ухаживать за комнатными растениями

Спортивно – оздоровительная деятельность.

Цель:  формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, помощь в осознанном выборе здорового стиля жизни.

Задачи:

Укреплять здоровье детей: закаливать детский организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические навыки и привычки культурного поведения.

Формировать у детей позицию значимости здоровья в дальнейшей жизни; прочные основы нравственного и здорового образа жизни.

Содействовать всестороннему развитию личности, приобщать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.

Формировать у обучающихся навыки сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время.

Формировать представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Воспитывать у детей смелость, дисциплинированность, дружелюбие. удовлетворять потребность детей в движении.

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

Что такое ЗОЖ

Беседа- диалог

1

Октябрь

2

«Веселая физминутка»

Конкурс

1

Ноябрь

3

«Мороз и солнце – день чудесный»

Урок здоровья

1

Декабрь

4

Игры народов мира

Игра

1

Январь

5

«Самый ловкий»

Эстафета

1

Февраль

6

«Зимние забавы»

Игра

1

Март

7

«Кто долго жует, тот долго живет»

Беседа

1

Апрель

8

«Как беречь зубы»

Беседа

1

Май

9

Подвижные игры

Игра

1

 

Утренняя зарядка

 

Ежедневно

Общее количество часов

9


 

Воспитанники должны знать и уметь:

Дети должны владеть основами знаний о здоровом образе жизни, заботится о своём здоровье, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, принимать активное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Должны знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье; способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня.


 

Туристско-краеведческая деятельность.

Цель: формирование у детей представлений, знаний о туризме, осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы через развитие познавательной активности в изучении родного края.

Задачи:

Познакомить воспитанников с достопримечательностями и интересными людьми г. Инсар.

Способствовать физическому развитию детей, их оздоровлению.

Тематический план

Тема мероприятия

Форма

Количество часов на тему

Сентябрь

1

«Памятники города»

Беседа-экскурсия

1

Октябрь

2

«Обитатели водного мира»

Прогулка к реке

1

Ноябрь

3

«Кто загрязняет нашу планету»

Беседа

1

Декабрь

4

«Береги лес от пожара»

Беседа

1

Январь

5

«Опасные животные»

Беседа

1

Февраль

6

«По памятным местам»

Прогулка

1

Март

7

«Откуда берется вода в реке»

Беседа

1

Апрель

8

«Что растет в лесу»

Экскурсия в лес

1

Май

9

«Вечер туристской песни»

Музыкальный час

1

Общее количество часов

9


 

Воспитанники должны знать и уметь:

У детей должны быть сформированы нравственные навыки: трудолюбие, чувство товарищества, ответственности за своё поведение в общественных местах. Уметь этично себя вести в природе, библиотеке, музее и т.д.

Общее количество часов в год: 130

Формы работы.

В процессе реализации программы «Я и мир вокруг меня» используются следующие формы работы: беседы; работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений);, праздники;. игры, театрализованные представления; конкурсы; соревнования; практические занятия; коррекционные занятия; обсуждение ситуаций; деловые и ролевые игры; инструктивные занятия; информационные часы; прогулки; экскурсии; музыкальные часы;

Требования к знаниям и умениям воспитанников

В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и др.

Коммуникативные компетенции:

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо),

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона,, принтера, модема, копира;

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список источников

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).

Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  1. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие под ред. Б.П. Пузанова ВЛАДОС  2011 год  440 страниц Социальная педагогика: Учебник для бакалавров под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской Дашков и К  2013 год  279 страниц

    Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие / Ю.Ф. Гаркуша, Г.Н. Кувшинова. – М.: Изд-во В. Секачев, 2008. – 132 с.

    Гордеюк Т. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах / Т. Гордеюк, Л. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 192 с.

    Коняева Н.ПВоспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Владос, 2010. – 200 с.

    Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2011. – 272 с.

    Возможности образовательной среды по формированию позитивного социального опыта воспитанников (обучающихся). Материалы I Межрегиональной заочной научно-практической конференции 9 декабря 2011 г. / Под ред. С.М. Студеникиной. – Омск: Омское РО ООО «ВПС», 2011. – 187 с.

    Зеленский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. – М.:Планета, 2010

    Быков А.К., Мельниченко И.И.Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

    Недрышкин, И.В. Организационно-педагогическая модель формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности /И.В. Недрышкин //Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. Т. 3. Педагогика. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. – С. 97-108. (0,65 п.л.)

    Недрышкин, И.В. Дидактическая система формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности /И.В. Недрышкин // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования. Научный журнал. – СПб., 2013. - №1(34) – С. 44-49. (0,6 п.л.)

    Недрышкин, И.В. Педагогическое моделирование процесса формирования социального опыта детей в образовательной деятельности /И.В. Недрышкин //XVI Царскосельские чтения: Человек – гражданин – гражданское общество – правовое государство: материалы междунар. науч. конф. 24-25апреля 2012г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – Т. II. – С. 278-282. (0,35 п.л.)

    Недрышкин, И.В. Изобразительная деятельность в структуре формирования социального опыта детей /И.В. Недрышкин //Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы междунар. науч. конф. 23-24 ноября 2012г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. – С.158-162. (0,35 п.л.)

    Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

http://school- collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];

http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];

http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

http://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];

http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

http://indigo- mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

http://easyen.ru [Современный учительский портал];

http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];

http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];

http://www.e- osnova.ru/journal/23 [Сайт журнала «Основа профессионального роста»];

http://www.k- yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].


 

Опубликовано


Комментарии (5)

Кожевникова Елена Владимировна, 10.01.17 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Надеюсь, что моя программа будет полезна воспитателям коррекционных школ 8 вида.
Зинашов Кайрат, 18.03.17 в 16:37 2Ответить Пожаловаться
Отличная разработка!
Федорова Людмила Ивановна, 25.09.18 в 22:15 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа и для классного руководителя!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.