12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Галина Юрьевна1185
Волкова Галина Юрьевна учитель технологии МАОУ "СОШ №2 п. Карымское"
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
3

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол» Волковой Галины Юрьевны

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Карымское»

«Рассмотрено»

на заседании

кафедры

протокол № ____от «___»_______2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №2 п.Карымское»

____________/И.Ю.Краснов/

«___»____________2015___г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №2 п. Карымское»

____________/О.А.Шайдулиной.._/

Приказ № _____ от

«___»___________2015___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Театр кукол»

Волковой Галины Юрьевны

 

2015 г.

Пояснительная записка

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

 

Программа кружка рассчитана на детей 11-13 лет в объеме на 4 год :

Продолжительность занятия – 2 часа

Количество учащихся в группе – 8-15 человек.

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое  воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Цель программы

- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.

-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

игра

беседа

иллюстрирование

мастерская

инсценирование

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

экскурсия

Отличительными особенностями и новизной программы являются:

принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

           Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

          Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся  с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

         Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно,  все возможно.

          Средне звено школьников очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

         Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.

Основные задачи работы с детьми

Активизировать ассоциативное и образное мышление.

Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

Воспитывать зрительскую культуру.

Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

Поддерживать стремление детей к самостоятельности.

Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

Развивать и совершенствовать творческие способности детей.

Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).

Расширять представления детей об окружающей действительности.

Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.

Учить действовать на сценической площадке естественно.

Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.

Ожидаемый результат

Предполагаемые умения и навыки детей:

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества

Тематическое планирование программы

4-год обучения


 

Раздел. Тема.

теория

практика

всего

1

Вводное занятие: что и как в театре кукол.

1

1

2

2

Театральная азбука.

1

7

8

3

Театральная  игра.

0

 

18

18

4

Кукольная  мастерская. 

1

 

7

8

5

Одежда ширмы.  

0

8

8

6

Сценическая  речь.

0

8

8

7

Ритмопластика  и актерское мастерство.

0

4

4

8

Культура и техника речи.

1

4

5

9

Музыкальное сопровождение спектакля.

0

2

2

10

Афиша.

0

2

2

11

Творческий отчет

0

1

1

         

ИТОГО:   66 ч.

Раздел. Тема.

теория

практика

всего

1

Вводное занятие: что и как в театре кукол.

1

2

3

2

Театральная азбука.

1

5

6

3

Театральная  игра.

1

 

9

10

4

Кукольная  мастерская. 

1

 

5

6

5

Одежда ширмы.  

1

5

6

6

Сценическая  речь.

1

7

8

7

Пластика руки и актерское мастерство.

1

7

8

8

Работа над спектаклем.

1

7

8

9

Музыкальное сопровождение спектакля.

1

3

4

10

Афиша.

1

2

3

11

Творческий отчет

0

6

6

ИТОГО:   68 ч.

Раздел, Тема

теория

практика

всего

1

Вводное занятие: что и как в театре кукол.

1

2

3

2

Театральная азбука.

1

3

4

3

Театральная  игра.

1

 

5

6

4

Кукольная  мастерская. 

1

 

5

6

5

Одежда ширмы.  

1

5

6

6

Сценическая  речь.

1

10

11

7

Пластика руки и актерское мастерство.

1

17

18

8

Работа над спектаклем.

1

10

11

9

Музыкальное сопровождение спектакля.

1

3

4

10

Афиша.

1

2

3

11

Творческий отчет

1

6

7

ИТОГО:  68 ч.

Раздел, Тема

теория

практика

всего

1

Вводное занятие: что и как в театре кукол.

1

1

2

2

Основы театральной культуры.

3

3

6

3

Театральная  игра.

1

 

1

2

4

Кукольная  мастерская. 

1

 

11

12

5

Декорация.  

1

7

8

6

Сценическая  речь.

2

7

9

7

Пластика руки и актерское мастерство.

2

5

7

8

Работа над спектаклем.

2

10

12

9

Музыкальное сопровождение спектакля.

1

3

4

10

Афиша.

2

1

3

11

Творческий отчет

1

2

3

ИТОГО: 68 ч.

Тема. Вводное занятие. Что  и как в студии театра кукол.

Инструктаж по технике личной безопасности и правила поведения в студии. Основные правила поведения в театре.

Тема. Театральная азбука.

Специфика и виды театра кукол. Дидактические  театральные игры.

Тема. Театральная  игра.

Общеразвивающие игры. Игры на развитие двигательных способностей. Специальные театральные игры. Игры на превращения. Действия с воображаемыми предметами. Игры на память физических действий. Упражнения и этюды. Жесты, как важное средство выразительности.

Тема. Кукольная мастерская.

Виды кукол. Элементарные правила работы с куклой. Этюды с предметами и куклами. Работа в микрогруппе. Игра – импровизация.

Тема. «Одежда» ширмы.

Постоянное оформление ширмы. Сменное украшение ширмы. Оформление первой и второй грядки к спектаклю.

Тема. Сценическая  речь.

Артикуляционная гимнастика. Игры и упражнения на речевое дыхание, на свободу звучания с мягкой атакой. Игры на расширение диапазона голоса. Игры и упражнения на опору дыхания. Творческие игры со словом. Темп и ритм.

Тема. Ритмопластика  и актерское мастерство.

Рука – часть природы. Движение руки в заданном ритме. Создание эмоций в движении, сюжетные этюды. Техника вождения кукол.

Тема.  Работа над спектаклем.

Творцы сценического чуда. Анализ драматического произведения. Распределение ролей, характеристика героев. Анализ характера конкретного персонажа.

Тема. Музыкальное сопровождение спектакля.

Музыкально – пластические импровизации.

Тема. Афиша.

Внешний вид и эстетика. Создание афиши.

Тема. Творческий отчет.

Выпуск миниспектаклей.

Тема. Вводное занятие. Что  и как в студии театра кукол.

Инструктаж по технике личной безопасности и правила поведения в студии. Основные правила поведения в театре.

Тема. Театральная азбука.

Специфика и виды театра кукол. Дидактические  театральные игры.

Тема. Театральная  игра.

Игры на развитие двигательных способностей.     Создание  выразительных образов при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности.   Анализ  мифического, сказочного, реального мира. Создание эмоций в движении, сюжетные этюды.

Тема. Кукольная мастерская.

Виды кукол. Элементарные правила работы с куклой. Этюды с предметами и куклами. Работа в микрогруппе. Игра – импровизация.

Тема. «Одежда» ширмы.

Постоянное оформление ширмы. Сменное украшение ширмы. Оформление первой и второй грядки к спектаклю.

Тема. Сценическая  речь.

Художественное слово. Выстраивание сюжета по опорным словам. Дикция в звучащей речи. Артикуляционно – дыхательная гимнастика для актера и  «для куклы»Голосовое общение. Импровизация. Игры на расширение диапазона голоса. Темп и ритм.

Тема. Пластика руки и актерское мастерство.

Рука – часть природы. Движение руки в заданном ритме. Создание эмоций в движении, сюжетные этюды. Техника вождения кукол.

Тема.  Работа над спектаклем.

Творцы сценического чуда. Анализ драматического произведения. Распределение ролей, характеристика героев. Анализ характера конкретного персонажа.

Тема. Музыкальное сопровождение спектакля.

Музыкально – пластические импровизации.

Тема. Афиша.

Внешний вид и эстетика. Создание афиши.

Тема. Творческий отчет.

Выпуск миниспектаклей.

Тема. Вводное занятие: что и как в студии театра кукол.

Инструктаж по технике личной безопасности.   Значение поведения в актерском искусстве. Характеристика театрального искусства,   правила актера и зрителя.

Тема. Театральная азбука.

Театральная этика.  Что такое кукла. Виды кукол: перчатка, тростевая, ростовая… Виды кукольного театра. Петрушка – герой кукольного театра. История создания кукол.

Тема. Театральная  игра.

Игры на превращения. Действия с воображаемыми предметами. Умение   создавать выразительные образы при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности. Уметь делать анализ мифического, сказочного, реального мира. Пародии.

Тема. Кукольная мастерская.

Роль куклы и маски в театральном представлении. Физическое действие. Изготовление маски и одежды для кукол.

Тема. Одежда ширмы.

Постоянное оформление ширмы. Сменные декорации. Изготовление сменных декораций к спектаклю. Мизансцена и ее основные элементы. Обыгрывание действия в мизансцене.

Тема. Сценическая  речь.

Выразительность речи. Темп и ритм. Упражнения на преодоление горлового мышечного зажима.  Передача характера голосом. Культура  и техника речи, согласованная с движением руки. Упражнения  на подражание звуков. Артикуляционная  гимнастика, отработка дикции. Тренинги  на создание голосо-речевой выразительности в движении. Чтение сказки по ролям. Отработка речевого дыхания. Упражнения на свободу звучания.

Тема. Пластика руки и актерское мастерство.

Жесты, как важное средство выразительности. Техника вождения кукол. Осознанное управление куклой в диалоге, монологе. Передача характера жестами, движением.   Отработка  чувства ритма. Сознательное  управление жестами. Обращение с аксессуарами, реквизитом и бутафорией

Тема.  Работа над спектаклем.

Творцы сценического чуда. Актер и его роли. Эскиз спектакля. Создание характера. Характер и настроение персонажей. Совершенствование  роли. Упражнения  в согласованности коллективных действий.

Тема. Музыкальное сопровождение спектакля.

Овладение  навыками движений руки под музыку. Отработка звуковых  и музыкальных эффектов в пьесе. Пластические импровизации под музыку. Пародии.

Тема. Афиша.

Афиша. Анонс. Реклама. Создание рекламных стишков.

Тема. Творческий отчет.

Выпуск спектакля.

Тема. Вводное занятие: что и как в студии театра кукол.

Инструктаж по технике личной безопасности и правила поведения в студии. Основные правила безопасности и культура поведения в театре.

Тема. Основы театральной культуры.

Особенности театральной культуры.  Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Театр снаружи изнутри. Виды кукольного театра. Иностранные братья Петрушки. Словесное действие. Бессловесные элементы действия. Актерская и зрительская культура.

Тема. Театральная  игра.

Действия с воображаемыми предметами. Специальные театральные игры.  Познакомимся с куклой. Игры на развитие двигательных способностей. Умение  создавать выразительные образы при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности.   Анализ  мифического, сказочного, реального мира.

Тема. Кукольная мастерская.

Изготовление кукол и одежды для них. Создание живого существа при помощи руки и куклы. Поза куклы.

Тема. Декорация.

Художественно – декоративное оформление спектакля.  Изготовление сменных декораций к спектаклю. Мизансцена и ее основные элементы. Обыгрывание действия в мизансцене.

Тема. Сценическая  речь.

Словесное действие. Культура  и техника речи, согласованная с движением руки. Навыки межличностного общения. Упражнения  на подражание звуков. Артикуляционная  гимнастика. Отработка  дикции. Тренинги   на создание голосо – речевой выразительности в движении руки и тела. Речевая и песенная пародии.

Тема. Пластика руки и актерское мастерство.

Пластический тренинг. Техника вождения кукол. Отработка чувства ритма, сознательное управление жестами,   эмоциями,   куклой.  Постановка  физического действия – этюда,   подражание действий. Ритмичность, пластическая выразительность. Пластическое решение спектакля.

Тема.  Работа над спектаклем.

Эскиз спектакля. Специфика работы актера перед зрителем. Спектакль «снаружи и изнутри». Творческий поиск сюжета. Анализ пьесы, осмысление сюжета. Режиссерский замысел спектакля. Постановочный план действий. Планируемый конечный результат.  Работа с исполнителями. Спецэффекты.

Тема. Музыкальное сопровождение спектакля.

Пластические импровизации под музыку. Характер и настроение музыки. Вокал, хор, опера, оркестр. Музыкальный театр. Музыкальное оформление  спектакля.

Тема. Афиша.

Афиша. Анонс. Реклама. Создание презентации, рекламных роликов, видеофильма.

Тема. Творческий отчет.

Выпуск спектакля. Соединение в единое целое эмоций, дикции, пластики и музыки.

Театр кукол  – это синтетический вид искусства, поэтому для воспитания интеллектуально – развитой личности с активной жизненной позицией, детям необходимо овладеть знаниями и умениями по всем направлениям. Взаимосвязь этих направлений способствует разностороннему развитию детей младшего школьного возраста. Постепенное овладение навыками актерского мастерства, сценической речью, техникой вождения кукол позволяет детям задумываться над нравственными проблемами, создает благоприятные условия для самоопределения, самореализации ребенка в творческой деятельности. Театр – это культура речи, творчества, духовного мира людей.  Занятия в студии театра кукол, и даже просто его посещение закладывают этические нормы, формируют эстетическую культуру школьников.

Для обучения детей  вождению кукол  в процессе роста организма необходимо учитывать возрастные особенности.  Методика разучивания роли тоже не может быть одинаковой для всех детей. Специфические черты каждой пьесы  диктуют конкретные приемы разучивания роли.  Однако, есть и общие правила. Так, например, роли героя  чаще всего разучивается отдельными фрагментами, имеющими смысловую законченность. Разучивая слова, необходимо углублять работу над теми навыками, которые в наибольшей степени позволяют раскрыть  художественный образ в том или ином произведении.

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Принципы реализуются через:

установление товарищеских отношений;

чередование творческих заданий;

применение разнообразных форм и методов;

организацию работы в микро коллективах.

Формы и методы работы:

экскурсии (музей, театры, выставки, походы на природу);

часы дискуссий;

упражнения, тренинги, репетиции;

метод демонстрации;

этюдный метод репетирования;

творческие мастерские ( создание сценариев, изготовление  декораций, кукол, показательные выступления );

кукольные гостиные( тематические выступления: часы здоровья, интеллектуальные игры...);

самостоятельная работа (ведение творческих дневников, летописи группы);

КТД (участие в театральных конкурсах и фестивалях).

Особое внимание уделяется  работе над художественными произведениями. Данная программа предполагает тренинг таких форм, которые соединяют в себе мастерство актера и кукольника.

Например, специальные театральные игры, включенные в тренинг на первом году обучения, не только готовят ребенка к художественно – эстетической деятельности, но и способствуют более быстрой и более легкой адаптации детей к школьным условиям и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать непринужденную, веселую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Желательно делить детей на команды: кукловоды – зрители, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их с собственными действиями.

Для многих детей характерна общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность речи, отсутствие логического ударения и смысловых пауз. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без упражнений, развивающих дыхание, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В данном случае тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого выполняем упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Дрессированные собачки»…

Для того, чтобы добиться результатов в художественно – эстетическом воспитании школьников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи и скороговорки. Кроме того развивается память и интеллект.

Создание кукольного спектакля очень увлекательное и полезное занятие, но в ходе подготовки необходимо соблюдать несколько правил:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих условий, дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Выбирая материал для работы нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Как правило, материалом для сценического перевоплощения служат сказки, которые дают на редкость «…яркий, широкий, многозначный образ мира», и пробуждают в детях  чувство справедливости, стремление делать добро и умение сострадать.

К концу 1 года обучения

учащиеся  должны знать:

как общаться с людьми в разных ситуациях;

как сочинять этюды по сказкам;

как размещаться и двигаться по  площадке за ширмой;

как создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений рукой.

учащиеся  должны уметь: 

владеть своим телом:

ориентироваться в пространстве:

координировать движения;

согласовывать свои действия с партнерами;

моделировать свое поведение;

вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения, чувства;

оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.

К концу 2  года обучения

 учащиеся должны знать:

виды кукол;

как    создавать выразительные образы при  помощи уже имеющегося жизненного опыта,  творческого воображения  и  устойчивой эмоциональности;

комплекс артикуляционной гимнастики;

элементарные правила работы с куклой.

Должны уметь: 

действовать на сценической площадке естественно;

оправдывать свои действия нафантазированными причинами;

делать анализ мифического, сказочного, реального мира;

водить куклу под музыку с небольшими перерывами;

сыграть этюд на тему;

тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой;

расширять диапазон, менять высоту  и силу звучания голоса;

пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

произносить скороговорки в разных темпах и разными интонациями;

выразительно читать наизусть диалогический стихотворный текст, четко произнося слова с нужными интонациями;

строить простейший диалог.

К концу 3  года обучения

учащиеся должны знать:

театральную терминологию;

роль куклы и маски в театральном представлении;

 мизансцену и ее основные элементы;

упражнения на преодоление горлового мышечного зажима;

упражнения  на подражание звуков;

артикуляционную  гимнастику.

Должны уметь:

выделять голосом ключевые слова в отдельных фразах и предложениях;

сочинять этюды с заданными сюжетами и проигрывать их при помощи куклы;

импровизировать на темы знакомых сказок;

строить диалог между героями разных сказок;

подготовить голосо – речевой аппарат к действию;

обыгрывать действия в мизансцене при помощи куклы и голоса;

передавать характер голосом и движениями куклы;

двигать рукой – куклой  под музыку;

снимать напряжение с отдельных групп мыщц;

двигаться за ширмой в заданном ритме, по сигналу педагога соединять руки в пары, тройки, четверки;

адекватно реагировать на действия партнеров по сцене;

развивать гибкость и выносливость.

К концу 4 года обучения

 учащиеся должны знать:

язык сценических действий;

основные правила поведения в театре;

виды кукольного театра;

главных создателей спектакля, театральные профессии;

устройство зрительного зала и сцены;

о художественно – декоративном оформлении спектакля;

о специфике работы актера перед зрителем;

о культуре поведения в театре.

Должны уметь:

обыгрывать действия в мизансцене;

определять постановочный план действий и планируемый конечный результат;

анализировать свою работу и работу своих товарищей;

напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации;

водить куклу за ширмой, не сталкиваясь друг с другом и в разных темпах;

совершенствовать двигательные способности, гибкость руки и выносливость;

менять свое отношение к предметам, месту действия и партнеру, превращать куклу в живое существо и самому превращаться в куклу;

сочинять рассказ или стихотворение от имени героя;

создавать рекламную презентацию к спектаклю.

Вводный   -  самоконтроль.

 «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи: создания этюда на тему, вождение куклы, импровизации под музыку).

 «Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний и умений).

«Многоступенчатый выбор» (уметь выбрать несколько видов работы с куклой или в минигруппе).

Промежуточный (контрольные упражнения)

«Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими участниками - кукловодами).

«Составление заданий с ловушками» (рефлексия освоенного способа вождения куклы).

«Составление задания, подобного данному».

«Обнаружение «запланированной» ошибки».

«Создание помощника - куклы».

Итоговый  - выпуск спектакля, контроль над  согласованностью коллективных действий.

 

 

Оборудование (ТСО) для проведения занятий:

Интерактивная доска

Компьютер

Магнитофон

Презентации

Рисунки и картины по сказкам

 

Оборудование:

Костюмы

Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок

Краски - акварельные, гуашь

Куклы - персонажи

Маски

Набор для творчества

Сценарии

Книги со сказками.

Ширма.


 

Литература

Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.

Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.

Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

Интернет источник

Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.

Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.

Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.

Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.

Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000.

Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.