Программа внеурочной деятельности по курсу «Театр своими руками»
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с групппой обучающихся из разных классов.
Театр – одно из самых древних и ярких искусств в мире, чтобы приобщить детей к театру, необходимо найти одарённых, талантливых ребят.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач образования. И театр расширяет границы зрения учащихся о самих себе и о мире, помогает в духовном рождении ребёнка, воспитании его убеждений и чувств, учит общаться и анализировать различные жизненные ситуации.
Невозможно представить себе досуг ребёнка без театрализации, игры, импровизации. Уроки истинного человеческого общения и нравственного знания нельзя передать в простой форме обучения: богатство культуры должно быть воспитано, прожито сердцем и обогащено чувством.
Образный язык театра развивает способность эмоционально откликаться на окружающую жизнь и вызывает потребность в творческом проявлении этих чувств.
Театрализованные представления – это как бы мостик между знанием нового в жизни и стремлением отдать эти знания людям, связь между эстетической фантазией и самыми бытовыми предметами, развитие сопереживания.
Основой работы является сценическое воплощение литературного произведения. Именно литературный материал определяет содержание занятий и репетиций. Удобнее всего использовать малые формы. Исходя из этих требований, удобнее обращаться к одноактовым пьесам, инсценировкам.
Эффективность воздействия спектакля, театра на зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению. Необходимо проводить эту работу качественно и не забывать, что театр – первое приобщение школьников к искусству.
Занимаясь с детьми театром, необходимо поставить перед собой цель – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, развитие устойчивого интереса к театральным действиям, потребности включения в творческую деятельность.
Необходимо стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Основные задачи заключаются в том, чтобы:
- развить знания, умения, навыки на основе овладения и освоения программного обеспечения;
- развить чуткость к сценическому искусству;
- воспитать в ребенке творческую активность – участие в различных мероприятиях;
- развить произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции;
- привить устойчивый интерес к литературе;
- уметь изготовить реквизит к постановкам;
- воспитывать зрительскую культуру.
Занимаясь с детьми театром, необходимо поставить перед собой цель – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества Программа направлена на развитие у детей мотивации к творчеству, расширению кругозора, развитию художественного вкуса.
Все темы занятий проходят в игровой, свободной форме. Занятия в кружке расширяют темы программы «Изобразительного искусства и художественный труд» и «Литературное чтение».
Программа рассчитана на 4 года обучения, на 1 час в неделю, для учащихся.
Цель: способствовать формированию и развитию эстетического вкуса учащихся и побуждению творческой активности.
Задачи.
Развивающие:
развивать фантазию;
развивать пространственное воображение;
развивать речь;
развивать моторику рук.
Обучающие:
научить работать по образцу;
научить работать с текстами;
научить аккуратности и терпимости.
Воспитательные:
формировать у ребенка вкус, чувство меры, трудолюбие, внимательность.
Формы работы:
игра;
коллективная работа;
работа в парах;
индивидуальная работа;
беседа;
тренинги;
лекции.
Методы обучения:
словесные;
наглядные;
демонстрация;
аналитические.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основы сценической грамотности.
Вводная беседа об искусстве театра, о предмете занятий в кружке. Вопросы организации занятий. Знакомство с учениками: чтение учащимися стихотворений, басен, этюды (импровизированные сценки) на сценическое действие.
Сценическое действие.
Практическое знакомство учащихся со сценическим действием, то есть воспитание у школьников умений, навыков правдиво, активно, логично и последовательно действовать в предлагаемых обстоятельствах для достижения определенной цели.
Простейшие этюды на сценическое действие.
Например: открываю дверь из класса в коридор, потому что закончился урок; для того, чтобы посмотреть, что там происходит и т.п.;
простые действия с мнимыми (воображаемыми) предметами: вымыть тарелку, прибрать в комнате, надеть пальто и т.д.
Более сложные этюды ставятся на темы, предложенные руководителем или самими учащимися.
Практическое осознание учащимися понятие «предлагаемые обстоятельства», то есть условия, при которых совершается то или иное сценическое действие (нет действий без предлагаемых обстоятельств).
Изменение действий вследствие изменений, предлагаемых обстоятельств. Например, перехожу ручей по тонкой дощечке; перехожу ручей по камешкам; перехожу ручей вброд; перехожу ручей по камешкам при хорошей погоде; перехожу ручей по камешкам при плохой погоде и т.д.
Отношение к партнеру, к предмету, явлению, событию в зависимости от предлагаемых обстоятельств.
Правило: а) вижу, как дано, отношусь, как задано; б) не изображать отношения, а действовать по отношению к предмету, к партнеру.
Например: уложить скомканную бумагу в коробку, как если бы коробка – это ваза, а бумага – фрукты, яйца; отнестись к товарищу, как к незнакомой старушке – помоги ей перейти скользкое место.
Оценка с учетом предлагаемых обстоятельств, явлений, событий поведения партнера. Умение живо отзываться (реагировать) на те или иные события или факты.
ВООБРАЖЕНИЕ – воспроизведение в своем сознании на основе прошлых восприятий новых представлений, образов, предметов. Для развития воображения полезны игры в театрализованные шарады, в скульптурные группы, в жанровые живые картинки и т.д.
ОБЩЕНИЕ (взаимодействие). Сценическое общение – взаимодействие партнеров друг с другом словами, мыслями, действиями.
Правило: «играть на сцене надо для партнера, а не для себя и не для зрителя» (т.е. не на показ).
СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ (речь на сцене).
Слово как средство общения людей друг с другом. Сценическая речь как главное средство воздействия на зрителей, как действенный, волевой процесс: говорить – значит действовать.
Правило: при словесном общении говорить надо «не столько уху, сколько глазу» (К.С. Станиславский).
ТЕМП И РИТМ. Темп как степень быстроты, с которой выполняется та или иная сцена. Ритм как чередование нарастаний и спадов, напряжений и разрядки, ускорений и замедлений в сценическом действии.
Работа над пьесой.
Последовательность работы над пьесой с исполнителями:
чтение выбранной пьесы, беседа с исполнителями об авторе, его эпохе, жанре произведения;
разбор пьесы: определение темы, сюжета, идеи, определение главного конфликта, сквозного действия;
выяснение взаимоотношений, основных черт характера действующих лиц и т.д.;
этюды на сюжеты пьесы, распределение ролей и читка пьесы по ролям;
основные умения: логически правильно донести мысль, соблюдая ударения, паузы.
Правило: «Сначала пойми, потом говори».
умение воздействовать словом;
умение слушать партнера;
умение логически, осмысленно, правильно, четко и достаточно громко произносить текст.
Сценическая задача как ряд действий, направленных на достижение определенной цели:
- умение определить задачу, задавая вопросы:
1. Что я делаю? (например: ищу, прячусь – т.е. действия)
2. Почему и для чего я это делаю? Потому что хочу добиться той или иной цели (например: найти потерянную цель, избежать опасности и т.д.).
3. Как я это делаю? (найти способ решения задачи в зависимости от обстоятельств).
- умение отвечать на вопрос «Что я делаю?», определять и называть задачу в форме глагола, выражающего действие: например, изучаю, выбираю, убеждаю, спасаю, а не чувства, например, грущу, веселюсь, плачу…
- разыгрываются этюды на сюжеты известных картин («Опять двойка», и т.д.); на темы басен Крылова («Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»); по сказкам и рассказам для внеклассного чтения. При разборе этюдов (что происходит и что делают учащиеся) даются понятия о сценическом действии, как комплексе совокупных элементов – внимания, воображения, отношения, оценки, общения.
ВНИМАНИЕ – как направленность и сосредоточенность нашего сознания на том или ином объекте, в процессе творческой деятельности.
Воспитание сценического внимания, т.е. внимания, сосредоточенного и увлеченного в процессе какого – либо действия, происходящего в вымышленных условиях, так называемых «предлагаемых обстоятельствах».
Работа в предлагаемых условиях.
воспроизведение в активных действиях событий, происходящих в пьесе (которые были разобраны в застольный период);
поиск правильного поведения действующих лиц;
репетиции отдельных сцен, картин, актов и всей пьесы (с деталями костюмов, оформлением);
создание музыкального и шумового оформления.
Работа на сцене.
ознакомление исполнителей с декорациями;
репетиции в условиях сцены с наличием всего необходимого для спектакля, введение музыки, шумового сопровождения, танца и т.п.
Техника показа спектакля.
Монтировочная репетиция;
Проверка света, звука;
Пробная гримировка;
Примерка костюмов;
Беседа с участниками спектакля о порядке проведения постановки, правилах организованного поведения за сценой, назначение ответственных за ведение спектакля.
Изготовление кукол и реквизита для постановки.
1) Активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
2) Работа по образцу и по шаблонам;
3) Помощь родителей;
4) Практическая познавательная деятельность;
5) Проявлять толерантность.
Генеральная репетиция
(пробный спектакль).
Сведение компонентов спектакля в единое целое.
Спектакль.
Работа после спектакля.
- Обсуждение. Обмен мнениями, впечатлениями, разбор недостатков. Итоговая беседа руководителя с каждым учащимся. Перспективы работы.
Что должны знать и уметь учащиеся по окончании обучения.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно и выразительно с различными интонациями говорить, вживаться в роль, выражать различные чувства и эмоции с помощью мимики и жестов, общаться;
принять участие в фестивале театрального творчества;
уметь двигаться в заданном ритме, ориентироваться в пространстве;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие действия;
уметь менять высоту и силу голоса;
определять идейную направленность пьесы в тесной связи с анализом сюжетной линии, главных событий и основного конфликта, движущего действия;
уметь изготовить реквизит к постановкам.
Умение провести анализ пьесы – процесс живой, творческий, не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия.
Учащиеся должны знать:
названия и отличие видов театра;
термины театрального искусства;
технику проведения и характер действующих лиц в персонаже героев;
основы сценической речи, актерское мастерство.
различные материалы, из которых изготовлены реквизиты.
Паспорт образовательной программы.
По направлениям образовательной деятельности: эстетико-художественная.
По уровню освоения содержания: базовая.
По уровню освоения содержания программы и организации педагогической деятельности: учебная.
По уровню освоения теоретического материала: познавательная.
По форме организации детских формирований: групповая.
По возрасту обучения детей: учащиеся начальной школы.
По приоритетному целеполаганию: учебная.
По масштабу: районная.
По контингенту обучающихся: общая.
По степени творческого подхода: репродуктивно – творческая.
Планирование работы кукольного кружка.
№ |
Методы развития творческих способностей |
Средства развития творческих способностей |
Репертуар |
|
Знакомство с кукольным театром |
Настольный театр, пальчиковые куклы, конусные игрушки |
Этюды, развивающие внимание, память, выразительность жеста, эмоций, воспроизведения черт характера персонажей. |
22 |
Способы изготовления кукол из бумаги, картона, подручных материалов |
Развитие творческого воображения при создании куклы, костюма, декораций |
|
|
Привлекать к сочинению сказок – миниатюр, придумывать диалоги действующих лиц |
Настольный театр игрушки из бросовых материалов (коробок, флаконов, пузырьков, фантиков и др.) |
Предлагаемые обстоятельства |
|
Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации, атрибуты для спектакля |
||
|
Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки |
Атрибуты, костюмы, необходимые для данной сказки |
Народные сказки |
|
Театрализованные игры для детей |
Атрибуты, характеризующие осень, конусные куклы, декорации |
Стихи, песни, игры |
|
Знакомство с театральной ширмой и обучение приемам вождения верховых кукол |
Ширма, верховые куклы |
Предлагаемые обстоятельства |
|
Активизация памяти и внимания |
Фонограммы для упражнений. Театр ложек, ширма |
Русская народная сказка |
|
Основные принципы драматизации. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест) |
Драматизация в костюмах и декорациях |
Русская народная сказка |
|
Проведение праздников, досугов, развлечений. Развивать желание выступать перед родителями, детьми, младшими ребятами. |
Костюмы, атрибуты, необходимые для данного досуга. |
Чтение РЭПа, исполнение частушек. |
|
Основы актерского мастерства и кукловождения. Развивать способности правильно понимать эмоционально-вырази-тельное движение рук и адекватно пользоваться жестами |
Верховые куклы, ширма, работа у зеркала |
Сценки, шутки, жизненные ситуации. |
|
Основные принципы драматизации. Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей |
Верховые куклы, ширма, работа у зеркала, предметно-игровая среда |
Диалоги из произведений. |
|
Познакомить с приемами кукловождения марионеток |
Куклы-марионетки |
Диалоги из произведений. |
|
Приемы вождения кукол с «живой рукой» |
Куклы с «живой рукой»: львенок, кот, лиса и др. |
Диалоги из произведений. |
|
Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера |
Работа у зеркала |
Этюды. Например: открываю дверь из класса в коридор, потому что закончился урок; для того, чтобы посмотреть, что там происходит и т.п. |
|
Использование в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей |
Костюмы, декорации, верховые куклы, куклы с «живой рукой», предметно-игровая среда, фонограмма |
разыгрываются этюды на сюжеты известных картин, по сказкам и рассказам для внеклассного чтения. |
|
Проведение праздников, досугов и развлечений |
Костюмы, декорации, куклы различных систем, фонограмма |
«Путешествие в страну сказок» |
Тематическое планирование 1 класс
№ темы |
Изучаемая тема |
|
НОЯБРЬ |
||
1 |
Вводное занятие. Знакомство. |
|
2 |
Фантазия и образ |
|
3 |
Ассоциации |
|
4 |
Художественная мастерская |
|
ДЕКАБРЬ |
||
5 |
Готовимся к празднику |
|
6 |
Играем сказку |
|
7 |
Играем сказку |
|
8 |
Играем сказку |
|
ЯНВАРЬ |
||
9 |
Общение |
|
10 |
Развлечения |
|
11 |
Повторение |
|
ФЕВРАЛЬ |
||
12 |
Зал весёлых дразнилок. Подражание |
|
13 |
Подражание |
|
14 |
Зал вздохов. Короткое и длинное |
|
МАРТ |
||
15 |
Дыхание – движение - звук |
|
16 |
Мимика |
|
17 |
Дыхание – движение – звук - объём |
|
18 |
Дыхание – звук – объём - мимика |
|
АПРЕЛЬ |
||
19 |
Поющая тишина |
|
20 |
Театральная импровизация |
|
21 |
Иносказание. |
|
22 |
Театральная импровизация |
|
МАЙ |
||
23 |
Художественная мастерская |
|
24 |
Подготовительная работа |
|
25 |
Подготовительная работа |
|
26-34 |
Подведение итогов. |
Литература:
ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373)
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
Ершова А.П. Уроки театра в школе.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.