Программа внеурочной деятельности «Семейный театр «Светлячок»
Программа курса внеурочной деятельности «Семейный театр «Светлячок»
Авторы: Долгобородова Лариса Анатольевна - учитель начальных классов, Нога Наталья Сергеевна – учитель географии, Семёнова Ольга Вениаминовна – воспитатель
Место работы: ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»
Направление: социальное
Вид деятельности: творческая
Участники: дошкольники и школьники 7 – 11 лет, родители, педагоги
Пояснительная записка
Данная Программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного, начального общего образования и ФГОС обучающихся с ОВЗ, с учётом запросов родителей и интересов ребёнка. Курс предназначен для семей воспитывающих детей с множественными нарушениями развития. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.
Семейный театр – это активная форма сотрудничества с семьей, дающая возможность при непосредственном общении с родителями обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей, это способ педагогической и психологической поддержки родителей. Ничто так не укрепляет семью, ничто так не сближает детей и взрослых, как совместное погружение в театральную атмосферу. Театр соединяет в себе слово, образ, танец, изобразительное искусство, формирует коммуникативные навыки, способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу.
В инсценировке сказок принимают участие все дети независимо от их индивидуальных возможностей. В рамках программы по преемственности к совместной театральной деятельности привлекаются дошкольники, ученики первого и пятого классов. Дети с тяжелыми нарушениями исполняют свои роли при помощи аудио-кнопки или ассистента, в качестве которого выступают педагоги и родители, так как ребенок хорошо « сыграет» свою роль именно в присутствии знакомого ему человека.
Участие в мероприятии детей, педагогов и родителей дает возможность каждому почувствовать себя успешным, создает комфортную обстановку и положительный эмоциональный настрой, нацеливает на дальнейшее развитие творческих способностей, на адаптацию в современном мире. С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении данного курса в рамках внеурочной деятельности.
В содержании программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. Предусмотрено закрепление таких учебных тем как «Жизнь растений», «Моё здоровье», «Устное народное творчество», «Мягкая игрушка», «Музыка и театр», «Мои декорации».
Цель курса: способствовать созданию условий для творческого развития и социальной адаптации детей с ОВЗ через театральную деятельность.
Задачи:
формировать умения и навыки сценической культуры поведения, познакомить с различными видами театра;
создать условия для приобретения положительного социального опыта;
развивать коммуникативные и творческие умения детей и родителей в совместной деятельности;
стимулировать двигательную активность, моделировать навыки социального поведения в заданной ситуации;
воспитывать навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива, сохранять традиции народного творчества.
Современные технологии: проектная, игровая, ИКТ, КТД, коммуникативная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.
Форы организации и виды занятий: игры занятия; игры-загадки; показ упражнений по инструкции; игры-драматизации; беседы о театральном искусстве;
изготовление атрибутов, костюмов и декораций; подготовка и проведение инсценировок, спектаклей; актерский тренинг; экскурсии; работа в малых группах.
Формируемые УУД
Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление знаний произведений народного творчества, традиций родного края; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные: умение принимать тему занятия, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении сказок, простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные: включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; умение обращаться за помощью.
Критерии оценки качества выполнения проекта:
1. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности. (Т.С. Комарова)
- знание основ театральной культуры; - речевая культура; - эмоционально-образное развитие; - музыкальное развитие; - основы коллективной творческой деятельности.
2. Анкета для родителей.
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагогов по актёрскому мастерству и коллектива в целом.
Содержание курса
Программа «Семейный театр «Светлячок» рассчитана на 33 занятия (1 занятие в неделю). Содержание программы курса направлено на развитие у ребенка фантазии, воображения, любознательности, интереса к творчеству, коммуникабельности, памяти, внимания, усидчивости, помогает справиться с застенчивостью, способствует расширению кругозора и развитию речи, предполагает активные методы и формы обучения и разнообразные виды деятельности обучающихся.
Занятия предусматривают совместное проведение мероприятий различных направлений с дошкольниками, младшими школьниками, пятиклассниками и их родителями. Это способствует лучшему узнаванию особенностей друг друга, созданию комфортных условий в общении, ситуации успеха, формированию взаимовыручки.
Раздел 1. Введение. «Давайте познакомимся» (3 часа)Знакомство друг с другом. Рассказ о себе, своих увлечениях, мечтах, о своей семье. Творческая презентация. Особенности театральной деятельности. Обыгрывание ситуаций. Игры на коммуникацию.
Раздел 2. Знакомство с вязаным театром «Артисты с грядки» (5 часов)
Кто может быть артистом. Основы актёрского мастерства. Чистоговорки. Загадки об овощах. Совместное изготовление вязаных игрушек. Выбор сказки. Обсуждение сюжета. Инсценировка сказки.
Раздел 3. Музыкальный театр. «Волшебный мир сцены» ( 9 часов)
Виды театров. Музыкальный театр. Роль музыки в спектакле. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Песни сказочных героев. Сказка «Волк и семеро козлят». Создание различных по характеру образов.
Раздел 4. Поиграем с пальчиками. «Зимняя история» (5 часов)
Роль пальчикового театра. Ширма. Правила работы с куклами. Управление пальчиковым героем. Пальчиковые игры. Обыгрывание ситуаций.
Раздел 5. Весенние мотивы. (5 часов)
Встреча Весны. Скороговорки. Считалки. Северные традиции. Сказка «Как Весна Зиму поборола». Отработка чтения каждой роли. Мастер-класс «Изготовление жаворонков».
Раздел 6. Наше здоровье. (6 часов)
Здоровый образ жизни. Правильное питание. Витамины. Двигательные упражнения. Сказка «Муравьишка ищет секреты здоровья». Обсуждение сюжета. Взаимопомощь.
Фотовыставка. Альбом достижений.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Форма проведения |
Основные виды деятельности
|
||||
|
Раздел 1. «Давайте познакомимся» - 3 ч |
||||||
1. |
«Приходи на огонек» |
Игры на коммуникацию: «Возьмемся за руки, друзья», «Клубочек». |
Возникновение дружеских отношений через игровые ситуации и творческую презентацию. Знакомство с особенностями театральной деятельности. |
||||
2. |
«В гости к Светлячку» |
Игры: «Позови ласково», «Зеркало», «Я хочу с тобой дружить». |
Разыгрывание различных ситуаций, развитие эмоциональной выразительности. Проявление творческой активности. |
||||
3. |
«Сундучок семейных сокровищ» |
Игра-викторина. |
Путешествие к неизведанным островам для поиска важных семейных ценностей. |
||||
Раздел 2. «Артисты с грядки» - 5 ч |
|||||||
4. |
Что такое эмоции. |
Этюды: «Страх», «Гнев», «Грусть», « Радость», «Отвращение». |
Разыгрывание этюдов для развития эмоциональной выразительности.
|
||||
5. |
Основы актерского мастерства. Дикция, интонация, декламация. |
Речевая гимнастика. Чистоговорки. Игры: «Дуем на свечку», «Раздуваем щеки». |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. |
||||
6. |
Вязаный театр |
Практическое занятие |
Изготовление мягких вязаных игрушек с помощью взрослых. Коллективное творческое дело. Приобретение положительного опыта совместной работы. |
||||
7. |
«Гости в огороде» |
Игры-загадки об овощах. |
Разгадывание загадок с показом вязаных овощей. Развитие умения составлять собственные загадки. Выбор сказки для инсценирования. Распределение ролей. Коллективное разучивание слов. |
||||
8. |
«Гости в огороде» |
Показ сказки |
Активное участие в действии сюжета, соблюдение правил взаимодействия друг с другом. Развитие творческих способностей через театрализацию. |
||||
Раздел 3. Музыкальный театр «Волшебный мир сцены» - 9 ч |
|||||||
9. |
Мир театра |
Беседа. Виртуальная экскурсия. |
Знакомство с разными видами театров, виртуальное посещение самых знаменитых. Развитие слухового внимания через познавательную информацию в беседе. |
||||
10. |
Удивительный мир музыки |
Игры: «Звонкие ладошки», «Дождь», « Раз, два, три повтори». |
Представление о понятиях: звук, мелодия, темп, ритм. Передача звуков разными подручными средствами и шумовыми музыкальными инструментами. Коррекция и развитие музыкального слуха, чувства ритма и внимания. |
||||
11. |
Музыкальное движение |
Игры: «Танец с платками», «Море волнуется» |
Развитие координации движений. Умение равномерно по музыку двигаться по сцене. |
||||
12. |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Экскурсия в библиотеку. |
Знакомство со сценарием сказки, распределение ролей, первичное чтение по ролям. |
||||
13. |
Волшебные краски |
Работа с красками. Иллюстрирование |
Знакомство с понятиями декорация, грим, костюм. Эскизы оформления сцены для сказки. |
||||
14. |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Практическое занятие. |
Пошив костюмов, изготовление декораций. Соблюдение техники безопасности. Совместная работа взрослых и детей. |
||||
15. |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Речевая и музыкальная разминка. |
Проверка выученных ролей. Разучивание песен сказочных героев. Исполнение под музыку. |
||||
16. |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Репетиция. |
Воспроизведение в действии эпизодов сказки на сцене. |
||||
17. |
Сказка «Волк и семеро козлят» |
Постановка спектакля. |
Выступление со сказкой на областном фестивале Семейных театров «Сказка приходит в наш дом» |
||||
Раздел 4. Поиграем с пальчиками. «Зимняя история» - 5 ч |
|||||||
18. |
Поиграем с пальчиками |
Игры: «Кто к нам в гости пришел?», «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» |
Развитие мелкой моторики, координации движений.
|
||||
19. |
Пальчиковые куклы. |
Практическое занятие. |
Соблюдение правил работы с пальчиковыми куклами. Развитие мелкой моторики, умения работать за ширмой. |
||||
20. |
Сценическая речь |
Упражнения и этюды на простейшие виды общения. |
Развитие связной образной речи. Умение пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей. |
||||
21. |
«Сказка зимнего леса» |
Выбор сказки. |
Обмен мнениями по сюжету сказки. Коллективное разучивание реплик. Передача образов движениями рук, пальцев. |
||||
22. |
«Сказка зимнего леса» |
Инсценировка. |
Совершенствование выразительности движений, соединение действия куклы со словами своей роли. Проживание вместе с героями действий и поступков. |
||||
Раздел 5. Весенние мотивы – 5 ч |
|||||||
23. |
Встреча весны. |
Заклички, песни, игры для встречи весны. |
Действенное знакомство с традициями, играми и праздниками родного края. Обогащение и активизация словаря детей. |
||||
24. |
Скороговорки, считалки |
Голосо - речевой тренинг. Игры: «Говорим по-болтунски!», «Солнышко». |
Чёткое произнесение скороговорок и считалок в движении в разных темпах, с разной интонацией и в разных позах. |
||||
25. |
Сказка «Как Весна Зиму поборола» |
Выбор сказки. |
Обсуждение сценария. Формирование умения выделять главное и существенное. Развитие познавательного интереса, мышления, умения высказывать свою точку зрения и слушать мнение других. Распределение ролей. |
||||
26. |
Сказка «Как Весна Зиму поборола» |
Репетиция. |
Совершенствование умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. |
||||
27. |
Сказка «Как Весна Зиму поборола» |
Показ сказки. Песни, игры, хоровод, мастер-класс по изготовлению жаворонков. |
Развитие коммуникативных умений и двигательных навыков через игровую совместную деятельность. Практическое освоение детьми навыков изготовления традиционной выпечки. |
||||
Раздел 6. «Наше здоровье» - 6 ч |
|||||||
28. |
Знаете ли вы витамины? |
Ребусы, кроссворды. |
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
||||
29. |
«Калейдоскоп здоровья» |
Игровая программа |
Совершенствование навыков групповой работы. Развитие двигательных умений и навыков, коррекция межличностных отношений через задания, выполняемые в команде. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. |
||||
30. |
Веселые ребята. |
Занимательные физкультминутки. |
Развитие двигательных способностей детей под музыку, умение пользоваться жестами. Коррекция и развитие музыкального слуха, чувства ритма. |
||||
31. |
«Муравьишка ищет секреты здоровья» |
Выбор сказки. |
Распределение и разучивание ролей. Подготовка костюмов и декораций. |
||||
32. |
«Муравьишка ищет секреты здоровья» |
Показ сказки. |
Развитие в движениях чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. |
||||
33. |
Наши достижения. |
Оформление фотовыставки и альбома достижений. |
Подведение итогов работы семейного театра «Светлячок». |
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, развитие актёрских способностей, понимания реальности в повседневной жизни.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к реальности в целом. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, он учится видеть красоту мира и природы.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного действия.
Учащийся владеет общепринятыми нормами культуры общения, в том числе проявляет уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива. Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять полученные знания в течение всей своей жизни.
Демонстрация опыта:
показ практических умений и навыков через театральные постановки на школьном уровне;
творческие отчёты, участие в театральных фестивалях городского и областного уровня;
публичное представление результатов на конференциях, семинарах;
отчетная выставка;
альбом достижений.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадровое: администрация Центра, учителя, воспитатели, музыкальный работник, педагог-хореограф, медицинские работники, библиотекарь.
Материально-техническое: аудио-кнопки, ширма, вязаный театр, пальчиковый театр, декорации, атрибуты для сказок; костюмы, изготовленные родителями; музыкальный центр и музыкальные шумовые инструменты; мультимедийный проектор.
Список литературы
Список литературы для педагогов:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
2. Гин Анатолий. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» - М.: Просвещение, 2014г.
4. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», М.: Синтез, 2008.
5. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
6. Школа семейного театра. Методическое пособие.- М.: Типография «Гуашь», 2013
7. Экологические спектакли. Редактор-составитель Л.И. Жук.- Минск, ИООО «Красико – Принт» 2003 г.
Список литературы для обучающихся:
1. Сборник детских скороговорок.
2. Русские народные сказки.
«Говорящие кнопки»
Данные аудио-кнопки предназначены для детей, которые не говорят или говорят плохо. Слова из сказки записываются заранее, а во время представления при нажатии на кнопку они воспроизводятся.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова)
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла):
проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
средний уровень (2 балла):
интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
низкий уровень (I балл):
не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла):
понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
средний уровень (2 балла):
понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
низкий уровень (1 балл):
понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла):
творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;
средний уровень (2 балла):
владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
низкий уровень (1 балл):
различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла):
импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;
средний уровень (2 балла):
передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла):
проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
средний уровень (2 балла):
проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
низкий уровень (1 балл):
не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Отзывы родителей
Огромное спасибо нашим педагогам за возможность прикоснуться к сказке! Семейный театр стал для нас уникальной возможностью увидеть, как открываются ребята, как они переживают, репетируют, стараются, преодолевают страхи и комплексы. Увидеть, как с нашими детьми происходит волшебство. Это ли не настоящая сказка?! Когда смотришь представление из зрительного зала, берет огромная гордость не только за наших детей, но и за наших педагогов - хрупких и в то же время таких сильных сказочниц! Надо иметь огромный талант и большие сердца, чтобы разглядеть в КАЖДОМ РЕБЕНКЕ актера и подобрать ему роль по силам, даже если в начале репетиций, кажется, что это не реально.
Придать уверенности, успокоить переживающих юных артистов перед выходом… нашим детям все под силу! Сотворить волшебство? Легко!!!
Семья Курицыных
Слезы на глазах зрителей, восхищенные взгляды, бурные овации, улыбки, какая-то особая атмосфера – все это семейный театр «Светлячок», который организовали наши талантливые, креативные, неравнодушные, чуткие, любимые педагоги. Когда видишь, что глаза наших детей светятся радостью, забываешь, что они особенные, и как порой им бывает тяжело. Благодаря вам на сцене мы видим настоящих артистов. Спасибо вам за мир театра, мир волшебства, детской непосредственности, чудес, добра. Новых творческих находок. Мы с вами!
Семья Онучиных
Перминова Елена Федоровна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Елена Владимировна
Ломаева Оксана Константиновна