Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Музыкальный театр»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Музыкальный театр» соответствует следующим нормативно-правовым документам:
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6_октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
ООП НОО;
Учебному плану школы на 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа кружка «Музыкальный театр» составлена на основе:
-программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (УМК «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Рабочая программа курса «Музыкальный театр» является синтезом типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); А.В. Луценко, А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным коллективом»; Е.А. Иванова «Театральная студия» (программа дополнительного образования творческого объединения); И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности».
Цель – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание обучающихся
Задачи:
Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, внимание, память, речь, чувства ритма, координацию движения, воображение, фантазию, самостоятельное мышление, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
Создать благоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.
Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности.
Данный курс способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Программа реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Театр - искусство многомерное, многоликое и синтетическое. Он способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых обучающихся, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В период обучения ребенка к школе у многих возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способности познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения.
Введение в театральную деятельность.
Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях. Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.
Основы театральной культуры.
Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Изготовление декораций и бутафории.
Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.
Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
2 год обучения.
Основы театральной культуры.
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Ритмопластика.
Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.
Театральная игра.
Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.
Актерское мастерство.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Работа над спектаклем.
Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.
3 год обучения.
Основы театральной культуры.
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.
Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.
Ритмопластика.
Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.
Театральная игра.
Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.
Актерское мастерство.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Работа над спектаклем.
Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив
4 год обучения.
Основы театральной культуры. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.
Сценическая речь
Роль. Озвучивание пьесы. Слово действие, намерение, подтекст. Манипуляции голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Сценическая речь в миниатюрах.
Актерское мастерство.
Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.
Работа над спектаклем
Разработка сценария спектакля миниатюр. Репетиции. Подготовка зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.
Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Целеполагание.
Место предмета в учебном плане:
Занятия проводятся в 1-2 классах - 1,5ч в неделю (1 класс – 33 уч.нед / 49 ч в год; 2 класс – 34 уч.нед. / 51 ч в год);
в 3-4 классах – по 0,5 ч в неделю ( по 34 уч. нед. / по 17 ч в год). Всего 134 часов. Длительность занятия составляет не более 45 мин.
Практическая часть
Период обучения |
Количество часов |
||
1 час в неделю |
0,5 часа в неделю |
||
1 четверть |
8 |
4 |
|
2 четверть |
8 |
4 |
|
3 четверть |
9 |
4 |
|
4 четверть |
8 |
4 |
|
Год |
33 |
16 |
Виды деятельности:
театральные игры и упражнения
беседа
танцевальные упражнения
занятия ритмикой
иллюстрирование
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
работа в малых группах
выступление
Программно-методическое обеспечение
-
Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2005г.-270 с.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2005 г.
Театр, где играют дети: Учебно - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н./Д: Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004
Технологии обучения, виды и формы текущего, тематического, промежуточного и годового контроля
Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:
- информационно-коммуникационные (ИКТ, авт.Д.Дэниэл);
- проектная деятельность (авт. А.В. Горячев);
- технология развивающего обучения (авт. Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);
- кейс-технология;
- личностно-ориентированная технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемно-диалогическая;
- технология оценивания;
- технология продуктивного чтения;
- технология «Портфолио».
В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.
Виды и формы текущего, тематического, промежуточного и годового контроля
участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов;
постановка спектаклей на каждом году обучения;
подготовка миниатюр для показа на школьных мероприятиях и родительских собраниях.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 1 класса
Приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Приобретение детьми знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• умение строить речевое высказывание в устной форме.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 2 класса
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
У обучающихся будут сформированы:
• познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Обучающиеся получит возможность для формирования:
• чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
• умения вносить необходимые коррективы;
• умения планировать работу и определять последовательность действий.
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 3 класса
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
У обучающихся будут сформированы:
• познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Обучающиеся получит возможность для формирования:
• чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
• умения вносить необходимые коррективы;
• умения планировать работу и определять последовательность действий
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 4 класса
Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
У обучающихся будут сформированы:
• умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
Планируемые результаты освоения курса «Музыкальный театр»»
первого уровня образования
Курс обеспечивает достижение выпускниками первого уровня образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
познавательный интерес к театральной деятельности
театральной деятельности
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Музыкальный театр».
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, прослушивании аудиозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
- писать отзывы на просмотренный спектакль;
- создавать собственный текст на основе прочитанного художественного произведения (сочинение-рассуждение).
Предметные результаты:
Обучающиеся познакомятся:
- с театром как видом искусства, узнают о рождении театра, что такое театр и его разновидности, кто работает в театре, отличие театра от других видов искусств;
- с понятиями: техника сцены, оформление сцены, нормы поведения на сцене и в зрительном зале, этюд и его разновидности, структура этюда, сценарий, сюжет и его структура, фрагмент.
Обучающиеся получат возможность:
- через игровые и тренинговые упражнения избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов, концентрировать внимание, управлять фантазией, обладать образным видением;
- через работу в форме творческой мастерской развивать логическое мышление, способность выстраивания событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства, образное видение;
- через постановочную работу развить чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность;
- произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном ритме; коллективно и индивидуально передавать заданный ритм; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; находить оправдание заданной позе; на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему
Итогом курса «Музыкальный театр» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей.
Календарно-тематическое планирование курса «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
1 класс, 33 часа
№ |
Дата план\факт |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Содержание |
|
|
Знакомство. Инструктаж по правилам поведения на занятиях кружка. Что такое Театр? Беседа. |
Беседа |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка Отработка сценического этюда «Знакомство» |
||
|
Игры на внимание. |
Игра |
Правильное исходное положение. Ходьба и бег. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). |
||
|
Игры на ориентировку в пространстве |
Игра |
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. |
||
|
Упражнения и игры на ориентировку в пространстве, на внимание. |
Игра |
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). |
||
|
Ритмико-гимнастические упражнения. |
Занятия ритмикой |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. |
||
|
Игры и упражнения на развитие памяти физических действий |
Театральные игры и упражнения |
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Испытание пантомимой. |
||
|
Имитационные упражнения и игры |
Театральные игры и упражнения |
Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Упражнения на выработку осанки. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. |
||
|
Пантомима. |
Театральные игры и упражнения |
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Испытание пантомимой. |
||
|
Упражнения с детскими музыкальными инструментами |
Работа в малых группах. Музыкальная игра |
Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Упражнение для пальцев рук на детском пианино. Игры на детских музыкальных инструментах. |
||
|
Освоение элементов творческого мастерства. Упражнения и этюды. |
Мастерская образа |
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Отработка сценического этюда «Обращение», «Пожелание», «Зеркало». Изображение действием шума. «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных . Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» |
||
|
Индивидуальные этюды. Игры под музыку. |
Театральные игры и упражнения |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.д.). |
||
|
Массовые этюды. Игры под музыку. |
Театральные игры и упражнения |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.д.). |
||
|
Игры под музыку. Танцевальные упражнения. |
Театральные игры и упражнения |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Изучение простых танцевальных движений. |
||
|
Жесты. Танцевальные упражнения |
Театральные игры и упражнения |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Упражнение для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Танец «Пальчики и ручки». |
||
|
Танец «Пальчики и ручки». |
Танцевальные упражнения |
Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Танец «Пальчики и ручки». |
||
|
Танец «Цыганочка». |
Танцевальные упражнения |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Стукалка». Пляска с султанчиками. |
||
|
Танец «Цыганочка». |
Танцевальные упражнения |
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Стукалка». Пляска с султанчиками. |
||
|
Танец «Цыганочка», «Стукалка». Пляска с султанчиками. |
Танцевальные упражнения |
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Стукалка». Пляска с султанчиками. |
||
|
Танец «Цыганочка». Пляска с султанчиками. |
Танцевальные упражнения |
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Стукалка». Пляска с султанчиками. |
||
|
Сказка К. Чуковского. «Телефон». Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах. |
Мастерская образа |
Понятие «спектакль». Слушание сценария сказки. Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы |
||
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Танец «Морячка». |
Музыкальная игра. Занятие ритмикой |
Понятие «музыкальное оформление спектакля. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. |
||
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Танец «Морячка». |
Театральные игры и упражнения |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями. |
||
|
Сказка «Теремок». Действующие лица. Распределение ролей. |
Мастерская образа |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция спектакля «Теремок». Выход героев под музыку. |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция спектакля «Теремок». Выход героев под музыку. |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Сказка «Теремок». Упражнения на развитие техники речи. |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Роль декораций в театре. Реквизит. Изготовление декораций и реквизита к спектаклю «Теремок» |
Мастерская образа |
Роль декораций и реквизита. Обсуждение декораций для спектакля, изготовление своими руками листьев, цветов для спектакля |
||
|
Костюм актера. Репетиция спектакля «Теремок» в костюмах. |
Мастерская костюма, декораций |
Обсуждение костюмов для спектакля, изготовление масок животных своими руками |
||
|
Репетиция спектакля «Теремок». |
Постановка спектакля |
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
||
|
Репетиция спектакля «Теремок». |
Постановка спектакля |
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
||
|
Зритель в театре. Культура поведения в театре. |
Эвристическая беседа |
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». |
||
|
Показ спектакля «Теремок». |
Выступление |
Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед ГПД). |
||
|
Подведение итогов: «Музыкальный театр и я». |
Эвристическая беседа |
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). Награждение. |
||
Итого |
33 часа |
Календарно - тематическое планирование, 1 класс 16 часов
Дата план\факт |
Тема урока |
Виды деятельности |
Содержание урока |
||
|
Знакомство. Инструктаж по правилам поведения на занятиях кружка. Что такое Театр? Беседа. |
Беседа |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка Отработка сценического этюда «Знакомство» |
||
|
Чтение сказок К. Чуковского. |
Мастерская образа |
Понятие «сказка», виды сказок, авторские и народные сказки, их отличия. Слушание, чтение, обсуждение сказок. |
||
|
Техника речи. Сказка «Телефон» К.Чуковского. Чтение по ролям. |
Мастерская образа |
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы. Чтение по ролям. |
||
|
Сказка К.Чуковского «Федорино горе». Чтение по ролям. Упражнения на развитие техники речи. |
Театральные игры и упражнения |
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы. Чтение по ролям. |
||
|
Сказка К.Чуковского «Федорино горе». Действующие лица. Упражнения на развитие техники речи. |
Театральные игры и упражнения |
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы. Чтение по ролям. |
||
|
Сказка «Колобок». Инсценировка. |
Эвристическая беседа, инсценировка |
Понятие «инсценировка». Отличие инсценировки от чтения по ролям. |
||
|
Освоение элементов творческого мастерства. Упражнения и этюды. |
Театральные игры и упражнения |
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Отработка сценического этюда «Обращение», «Пожелание», «Зеркало». Изображение действием шума. «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных . |
||
|
Индивидуальные и массовые этюды. Выбор сказки для постановки.
|
Театральные игры и упражнения |
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский. Индивидуальные и массовые этюды. Изображение действием шума. «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных . Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» |
||
|
Жесты. Мимика. Сказка «Теремок». Чтение сказки «Теремок». Действующие лица. Распределение ролей. |
Театральные игры и упражнения |
Игр «Угадай» с использованием жестов и мимики. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли |
||
|
Сказка «Теремок». Чтение,действующие лица, распределение ролей.
|
Мастерская образа |
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли |
||
|
Инсценировка сказки «Теремок». |
Инсценировка |
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли |
||
|
Репетиция постановки сказки «Теремок». |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция постановки сказки «Теремок». |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Роль декораций в театре. Реквизит. Изготовление декораций и реквизита к сказке «Теремок». |
Мастерская костюма, декораций |
Роль декораций и реквизита. Обсуждение декораций для спектакля, изготовление своими руками листьев, цветов для спектакля |
||
|
Костюм актера. Репетиция сказки «Теремок» в костюмах. Сказка «Теремок». |
Мастерская костюма, декораций |
Обсуждение костюмов для спектакля, изготовление масок животных своими руками |
||
|
Показ сказки «Теремок». Подведение итогов. |
Выступление |
Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед ГПД). |
||
Итого |
16 часов |
||||
Всего |
49 часов |
Календарно-тематическое планирование кружка «Музыкальный театр»
для 2 класса; 33 часа
№ п\п |
Дата план\факт |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Содержание |
|
|
Инструктаж по правилам поведения на занятиях кружка. Эволюция театра (от скоморохов до наших дней). |
Беседа |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Беседа «От скоморохов до наших дней». Отработка сценического этюда «Знакомство» |
||
|
Театр. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания |
Театральные игры и упражнения |
Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. |
||
|
Упражнения, игры-импровизации, игры на ориентировку в пространстве. Темп. |
Театральные игры и упражнения |
Правильное исходное положение. Ходьба и бег. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Поочередное и одновременное выполнение упражнений под музыку с изменением темпа музыки. |
||
|
Упражнения и игры на ориентировку в пространстве, на внимание. |
Театральные игры и упражнения |
Выполнение движений с предметами во время ходьбы. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). |
||
|
Ритмико-гимнастические упражнения. |
Занятие ритмикой |
Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. |
||
|
Игры и упражнения на развитие памяти физических действий |
Театральные игры и упражнения |
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Испытание пантомимой. |
||
|
Имитационные упражнения и игры |
Занятие ритмикой |
Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Упражнения на выработку осанки. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. |
||
|
Пантомима. |
Театральные игры и упражнения |
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Испытание пантомимой. |
||
|
Дыхание. Игры-импровизации |
Театральные игры и упражнения |
Упражнения, сохранение дыхания. Упражнение для пальцев рук. Игры – импровизации. Темп. |
||
|
Освоение элементов творческого мастерства. Упражнения и этюды. |
Мастерская образа |
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Отработка сценического этюда «Зеркало». Изображение действием шума. «Диалог – звукоподражание . |
||
|
Отработка сценического этюда «Пожелание». Игры под музыку. |
Мастерская образа |
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т.д.). |
||
|
Массовые этюды. Игры под музыку. |
Театральные игры и упражнения |
Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом». Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке . |
||
|
Игры под музыку. Танцевальные упражнения. |
Театральные игры и упражнения |
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Изучение танцевальных движений. |
||
|
Этюды. Танцевальные упражнения. |
Театральные игры и упражнения |
Отработка сценического этюда «Зеркало». Упражнение для пальцев рук . Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Танец |
||
|
Танцевальные упражнения. |
Занятие ритмикой |
Изучение танцевальных движений. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). |
||
|
Упражнения на равновесие, работа с предметами. Танец |
Танцевальные упражнения |
Упражнения на равновесие, работа с предметами. Прямой галоп. Маховые движения рук. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Пляска с султанчиками. |
||
|
Пляска с султанчиками. |
Танцевальные упражнения |
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Пляска с султанчиками. |
||
|
Пляска с султанчиками. Хоровод. |
Танцевальные упражнения |
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Пляска с султанчиками. |
||
|
Пластика движения. Танцевальные упражнения. |
Танцевальные упражнения |
Упражнения на пластику движения. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек движение с платочками). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. |
||
|
Сказки К. Чуковского. Сценические этюды «Разговор животных». |
Эвристическая беседа |
Понятие «спектакль». Слушание сценария сказки. Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы |
||
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Этюд «Звуковые потешки». Музыкальное оформление спектакля. |
Занятие ритмикой |
Понятие «музыкальное оформление спектакля. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. |
||
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Репетиция спектакля. |
Занятие ритмикой |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями. |
||
|
Репетиция спектакля. Выход героев под музыку |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция спектакля. Особенности поведения каждого персонажа на сцене |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция спектакля. Мимика. Танцевальные упражнения. |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция спектакля. Танцевальные упражнения. |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Роль декораций в театре. Изготовление декораций и реквизита к спектаклю |
Мастерская костюма, декораций |
Роль декораций и реквизита. Обсуждение декораций для спектакля, изготовление своими руками листьев, цветов для спектакля |
||
|
Реквизит. Репетиция спектакля в костюмах |
Мастерская костюма, декораций |
Обсуждение костюмов для спектакля, изготовление масок животных своими руками |
||
|
Генеральная репетиция спектакля. Танцевальные упражнения. |
Постановка спектакля |
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
||
|
Репетиция спектакля. Танцевальные упражнения. |
Постановка спектакля |
Репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
||
|
Зритель в театре. Культура поведения в театре. |
Эвристическая беседа |
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». |
||
|
Генеральная репетиция спектакля. Танцевальные упражнения. |
Постановка спектакля |
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
||
|
Показ спектакля. |
Выступление |
Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед ГПД). |
||
|
Подведение итогов занятий кружка |
Эвристическая беседа |
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). Награждение. |
||
Итого |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование кружка «Музыкальный театр»
для 2 класса; 17 часов
№ п\п |
Дата план\факт |
Тема урока |
Виды деятельности |
Содержание урока |
|
|
Знакомство. Инструктаж по правилам поведения на занятиях кружка. Эволюция театра (от скоморохов до наших дней). |
Беседа |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка Отработка сценического этюда «Знакомство» |
||
|
Чтение сказок К. Чуковского |
Беседа |
Понятие «сказка», виды сказок, авторские и народные сказки, их отличия. Слушание, чтение, обсуждение сказок. |
||
|
Техника речи. Чтение по ролям. Сказка |
Инсценировка. Театральные игры и упражнения |
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы. Чтение по ролям. |
||
|
Упражнения на развитие техники речи. Действующие лица сказки. |
Театральные игры и упражнения |
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы. Чтение по ролям. |
||
|
Упражнения на развитие техники речи. |
Театральные игры и упражнения |
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). Скороговорки, пословицы. Чтение по ролям. |
||
|
Инсценировка. Этюды. |
Театральные игры и упражнения |
Понятие «инсценировка». Отличие инсценировки от чтения по ролям. |
||
|
Освоение элементов творческого мастерства. Упражнения и этюды. |
Мастерская образа |
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Отработка сценического этюда «Обращение», «Пожелание», «Зеркало». Изображение действием шума. |
||
|
Индивидуальные и массовые этюды. Выбор сказки для постановки. Чтение сказки.
|
Мастерская образа |
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский. Индивидуальные и массовые этюды. Изображение действием шума. «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных . Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» |
||
|
Жесты. Мимика. Действующие лица сказки. Распределение ролей. |
Мастерская образа |
Игр «Угадай» с использованием жестов и мимики. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли |
||
|
Инсценировка сказки. Работа над ролями. |
Мастерская образа |
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли |
||
|
Репетиция постановки сказки |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция постановки сказки |
Постановка спектакля |
Обсуждение особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Репетиция постановки сказки |
Постановка спектакля |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
||
|
Роль декораций в театре. Реквизит. Изготовление декораций и реквизита к спектаклю |
Мастерская костюма, декораций |
Роль декораций и реквизита. Обсуждение декораций для спектакля, изготовление своими руками листьев, цветов для спектакля |
||
|
Костюм актера. Репетиция спектакля в костюмах |
Мастерская костюма, декораций |
Обсуждение костюмов для спектакля, изготовление масок животных своими руками |
||
|
Показ спектакля. |
Выступление |
Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед ГПД). |
||
|
Подведение итогов |
Беседа |
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). Награждение. |
||
Итого |
17 часов 51 час |
Календарно–тематическое планирование занятий кружка «Музыкальный театр»
3 класс, 17 часов
№ п/п |
Дата план\факт |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Элементы содержания |
||
1 |
Вводное занятие. История театра. |
Беседа |
Эволюция театра (от скоморохов до наших дней). Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». |
|||
2 |
Театр как вид искусства. Игры – импровизации. |
Театральные игры и упражнения |
Современная драматургия. Литературное наследие. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания |
|||
3 |
Многообразие выразительных средств в театре. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями. |
Театральные игры и упражнения |
Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды. |
|||
4 |
Этюды. Тренинги на внимание. |
Театральные игры и упражнения |
||||
5 |
Художественное чтение. Упражнение на тренировку силы голоса. |
Театральные игры и упражнения |
«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т. д Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса |
|||
6 |
Художественное чтение. Правильное дыхание. Управление голосом. |
Театральные игры и упражнения |
||||
7 |
Сценическое движение. Упражнения на равновесие. |
Занятие ритмикой |
Пластическая выразительность актера Сценическая акробатика. |
|||
8 |
Сценическое движение. Упражнения на равновесие, работа с предметами. |
Занятие ритмикой |
||||
9 |
Работа над пьесой. Чтение, распределение ролей. |
Театральные игры и упражнения |
Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. |
|||
10 |
Обсуждение характеров героев, мотивов их поступков. Чтение по ролям. |
Мастерская образа |
||||
11 |
Инсценировка пьесы. Репетиции. |
Мастерская образа |
Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. |
|||
12 |
Костюмы и грим героев. Репетиции. |
Мастерская костюма, декораций |
||||
13 |
Музыкальное сопровождение спектакля. Пластика движения. |
Танцевальные упражнения |
Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. |
|||
14 |
Декорации. Репетиция в декорациях. |
Мастерская костюма, декораций |
||||
15 |
Репетиции отдельных сцен в костюмах и декорациях. |
Постановка спектакля |
||||
16 |
Генеральная репетиция спектакля. |
Постановка спектакля |
||||
17 |
Итоговое занятие. Показ спектакля. |
Выступление |
Показ спектакля. |
Календарно–тематическое планирование кружка «Музыкальный театр»
4 класс, 17 часов
№ п/п |
Дата план\факт |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Элементы содержания |
|||
1 |
Вводное занятие. История театра. Театр как вид искусства. Игры – импровизации. |
Беседа |
Эволюция театра (от скоморохов до наших дней). Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». |
||||
2 |
Современная драматургия. Литературное наследие. |
Игра |
Современная драматургия. Литературное наследие. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания |
||||
3 |
Выразительные средства в театре. Упражнения на овладение словесными воздействиями. |
Театральные игры и упражнения |
Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды. . |
||||
4 |
Этюды. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями. |
Театральные игры и упражнения |
|||||
5 |
Бессловесные элементы действия. Художественное чтение. Сила голоса. |
Театральные игры и упражнения |
«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т. д Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса |
||||
6 |
Художественное чтение. Правильное дыхание. Управление голосом. |
Театральные игры и упражнения |
|||||
7 |
Сценическое движение. Сценическая акробатика. |
Занятие ритмикой |
Пластическая выразительность актера .Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Сценическая акробатика. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. |
||||
8 |
Сценическое движение. Работа над пьесой. Чтение, распределение ролей. |
Занятие ритмикой. Мастерская образа |
|||||
9 |
Работа над пьесой. Чтение по ролям. Обсуждение характеров героев, мотивов их поступков. |
Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. |
|||||
10 |
Инсценировка пьесы. Репетиции. |
Постановка спектакля |
|||||
11 |
Инсценировка пьесы. Репетиции. Пластика движения. |
Постановка спектакля |
Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. |
||||
12 |
Костюмы и грим героев. Репетиции. |
Мастерская костюма, декораций |
|||||
13 |
Музыкальное сопровождение спектакля. Пластика движения. |
Танцевальные упражнения |
Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. |
||||
14 |
Декорации. Репетиция в декорациях. |
Мастерская костюма, декораций |
|||||
15 |
Репетиции отдельных сцен в костюмах и декорациях. |
Постановка спектакля |
|||||
16 |
Генеральная репетиция спектакля. |
Постановка спектакля |
|||||
17 |
Итоговое занятие. Показ спектакля. |
Выступление |
Показ спектакля |