Рабочая программа по математике в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №1 г. Усолье-Сибирское»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математика
Учитель: Жукович М. С.
Класс: 5
2021-2022
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике составлена на основе Программы по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Математика»: М.Н.Перова, В.ВЭк). – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2017 г.-Сб. 1.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП, обозначенной в Целевом разделе АООП, и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение данной цели при разработке и реализации общеобразовательной организацией АООП в процессе всей образовательной деятельности, в том числе по освоению обучающимися предметной области «Математика», предусматривает решение следующих основных задач, обозначенных в Пояснительной записке АООП:
-овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
-формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель и задачи организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изучению ими математики определяются в соответствии с общей целью и задачами реализации АООП, и указаны в Содержательном разделе АООП.
Согласно АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП определяет следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:
― Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;
― Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
― Воспитание положительных качеств и свойств личности.
Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП в предметной области «Математика».
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в дополнительном первом (I1) классе и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Учебный предмет «Математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении, арифметические задачи), СБО (арифметических задач связанных с социализацией). Геометрический материал изучается во всех классах – с 5-го по 9-й. Для его изучения выделяется 1 ч в неделю.
Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП – его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется, прежде всего, в том, что объем математического материала существенно снижен, а содержание заметно упрощено. На овладение новыми знаниями детям с умственной отсталостью требуется больше времени и усилий, нежели их нормально развивающимся сверстникам. Практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным опытом детей, формированием у них умения применять полученные знания на практике.
Главной специфической особенностью изучения математики обучающихся с интеллектуальными нарушениями является коррекционная направленность обучения, предполагающая использование специальных методов, приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом. Формирование новых математических знаний и умений, а также их закрепление проводится с использованием технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, способствующих коррекции и развитию у них приемов умственной деятельности (сравнить, проанализировать, обобщить, провести аналогию, выполнить классификацию объектов, установить причинно-следственные связи, выявить закономерность и пр.). Также средствами математики оказывает влияние на коррекцию и развитие у обучающихся памяти, внимания, речи, моторных навыков и пр., учитывая их индивидуальные особенности и возможности.
В основе организации процесса обучения математике школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежат дифференцированный и деятельностный подходы, определенные АООП как основные при обучении детей указанной категории. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения ими содержания учебного предмета «Математика». В рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в виде двух уровней достижения планируемых предметных результатов освоения АООП – минимальному и достаточному. Основным средством реализации деятельностного подхода в изучении математики является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с АООП школы и базисным учебным планом курс по математике изучается с 1 по 9 класс. Курс математики 5 класс рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по математике на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
- знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
- знание таблицы сложения однозначных чисел;
- знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
- письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
- знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
- выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
- знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
- нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
- распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
- знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
- знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
- знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в
- пределах 1 000 000);
- письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
- знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
- выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
- нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
- выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
- решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
- распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
- знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
- вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
- применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;
- представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении.
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам освоения учебного предмета «Математика» относятся:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- развитие мыслительной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Предметные результаты 5 класс:
Достаточный уровень:
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 100;
- единицы измерения длины, массы, стоимости, времени; их соотношения (с опорой на таблицу метрических соотношений);
- римские цифры (I, V, X и способы образования других чисел от I до XII);
- обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные);
- виды треугольников в зависимости от величины углов (остроугольный, прямоугольный и тупоугольный) и длин сторон (равносторонний, равнобедренный) с опорой на рисунок.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 и 1000 устно (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше «>», меньше «<», равно «=») в пределах 1000;
- выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 100 с последующей проверкой;
- выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 100 с опорой на таблицу метрических мер;
- умножать и делить на однозначное число (письменно) с опорой на таблицу умножения (лёгкие случаи);
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби с помощью педагога и опорных схем;
- решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?»; на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого (с опорой на схему); составные задачи в два арифметических действия (по опорным вопросам);
- уметь строить треугольник по трём заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр;
- вычислять периметр многоугольника (по данной формуле).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве;
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, стоимости;
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, оценка стоимости товара, планирование затрат, расхода материалов и др.)
Минимальный уровень:
Учащиеся должны знать:
- по опорным таблицам - класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 100 (с помощью педагога);
- единицы измерения длины, массы, стоимости, времени; их соотношения (с помощью педагога и с опорой на таблицу метрических соотношений);
- обыкновенные дроби;
- виды треугольников в зависимости от величины углов (остроугольный, прямоугольный и тупоугольный) с опорой на рисунок.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно с опорой на математический квадрат (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 с опорой на математический квадрат или метр (сантиметровую ленту);
- выполнять сравнение чисел (больше «>», меньше «<», равно «=») в пределах 100;
- выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд с последующей проверкой на калькуляторе;
- с помощью педагога выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 100 с опорой на таблицу метрических;
- умножать и делить на однозначное число (письменно) с помощью учителя по опорной таблице умножения и деления (лёгкие случаи);
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби с помощью педагога и опорных схем;
- с помощью учителя уметь строить треугольник по трём заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр;
- вычислять периметр многоугольника (по данной формуле).
ПРИМЕЧАНИЯ
Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний, выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами письменных вычислений; при выполнении умножения и деления может быть разрешено в трудных случаях использование таблицы умножения на печатной основе.
В требованиях к знаниям и умениям учащихся данной группы может быть исключено следующее:
- счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 20, 200, 250;
- округление чисел до сотен;
- римские цифры;
- сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно;
- трудные случаи умножения и деления письменно;
- преобразования чисел, полученных при измерении длины, массы;
- сравнение обыкновенных дробей;
- простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
- решение составных задач тремя арифметическими действиями;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
- построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
- вычисление периметра многоугольника.
Содержание учебного предмета
Нумерация чисел в пределах 1 000.
Получение круглых сотен в пределах 1000. Сложение и вычитание круглых сотен.
Получение трехзначных чисел из сотен, десятков и единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки и единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел.
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Округление чисел до десятков, сотен. Знак «≈».
Римские цифры. Обозначение чисел I – XII.
Арифметические действия с целыми числами.
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100 (повторение).
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно ( 55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1 м – 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 устно и письменно, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100. Деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 × 2; 400 × 2; 420 × 2; 40 ׃ 2; 300 ׃ 3; 480 ׃ 4; 450 ׃ 5), полных двузначных и трёхзначных чисел без перехода через разряд (24 × 2; 243 × 2; 48 ׃ 4; 488 ׃ 2 и т.п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.
Обыкновенные дроби.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби.
Сравнение долей, дробей с одинаковыми знаменателями или числителями.
Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные и неправильные.
Решение задач.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?».
Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Величины. Арифметические действия с величинами.
Единицы измерения длины (мм, см, м, километр), массы (грамм, кг, ц, тонна). Запись: 1 км, 1 г, 1 т. Соотношения 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м, 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год = 365, 366 сут. Високосный год.
Геометрический материал.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трём данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
N | Тема раздела | Тема урока | Используемые на уроке виды учебной деятельности | Используемое оборудование |
1 | Повторение. Сотня. | Счёт единицами, десятками. Таблица разрядов. Сравнение чисел. | Чтение и запись под диктовку. | пучки палочек, карточки чисел, классная таблица разрядов |
Сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Решение примеров и задач. | плакат «Название компонентов и результатов сложения и вычитания», карточки с примерами, карточки для индивидуально й работы | ||
Линия. Отрезок. Луч. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практические упражнения в черчении отрезков, прямых, лучей. | плакаты, рисунки, чертежно-измерительные инструменты | ||
Название компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении; составление примеров по заданию. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на название компонентов. | таблица, карточки с примерами, плакаты с названием компонентов действий | ||
Нахождение неизвестного слагаемого. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестных компонентов сложения. | Плакат «Название компонентов и результата сложения», цв. карандаши, плакат «Нахождение неизвестного слагаемого» | ||
Нахождение неизвестного уменьшаемого. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Анализ задач. Выделение в задаче основных положений. | плакат «Название компонентов и результата действия вычитания», цветные карандаши, плакат «Нахождение неизвестного уменьшаемого» | ||
Нахождение неизвестного вычитаемого. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестного вычитаемого. Самостоятельная работа с учебником. | плакат «Название компонентов», цветные карандаши, плакат «Нахождение неизвестного вычитаемого» | ||
Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Устное решение примеров. | карточки с числами, карточки для индивидуально й работы | ||
Контрольная работа «Устное сложение и вычитание чисел». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с числами, карточки для индивидуально й работы | ||
Работа над ошибками. Углы. Многоугольники. | Анализ проблемных ситуаций. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практические упражнения в построении углов. | плакаты, рисунки, чертежно-измерительные инструменты | ||
2 | Тысяча. | Нумерация чисел в пределах 1000. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Изучение нумерации. | Счеты, таблица разрядов, карточки с записью чисел, карточки с названием чисел |
Таблица классов и разрядов. Счёт в прямом и обратном порядке. | Слушание объяснений учителя. Работа с разрядной таблицей. Изучение нумерации. | Счеты, таблица разрядов, карточки с записью чисел, карточки с названием чисел | ||
Построение прямоугольника. Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практические упражнения в построении прямоугольника, квадрата. | плакаты, фигуры, ч.-и. инструменты, нелинованная бумага | ||
Округление чисел до 10 и до 100. | Изучение нумерации, разрядных единиц. Округление чисел. Решение задач. | цветные карандаши, карточки с числами, таблица разрядов, числовая прямая | ||
Римская нумерация. | Слушание объяснений учителя. Изучение римской нумерации. Решение примеров и задач. | карточки с числами, рисунки циферблатов часов, карточки с примерами с арабскими числами и римскими числами | ||
Меры стоимости, длины и массы. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом. | карточки с названием мер, денежные купюры, плакат, ценники, предметы для продажи — товар | ||
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении. Решение и анализ задач. | чертежные и измерительные приборы, карточки с единицами мер длины, карточки с числами, полученными при измерении | ||
Круг. Геометрические обозначения. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практические упражнения в построении круга. | плакаты, фигуры, ч.-и. инструменты, нелинованная бумага | ||
Решение задач «Нахождение остатка». | Оформление результатов работы. Постановка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов их решения. | карточки с мерами, плакат, перфокарты, карточки | ||
3 | Сложение и вычитание круглых 100 и 10. | Сложение круглых сотен и десятков. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | счеты, таблица разрядов, цветные карандаши, плакат |
Сложение круглых сотен и десятков. | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | цветные карандаши, счеты, плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | Решение примеров. | цветные карандаши, счеты, плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Периметр многоугольника. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Вычисление периметра фигур. | фигуры – квадраты, прямоугольник, плакат, ч.-и. инструменты | ||
Решение примеров и задач. | Решение примеров. Чтение и составление краткой записи задачи. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Решение задач на сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Подготовка к контрольной работе. | Решение примеров. Чтение и составление краткой записи задачи. | плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Контрольная работа «Сложение и вычитание круглых 10, 100». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | фигуры, плакат, счетные палочки, ч.-и. инструменты | ||
Работа над ошибками. Решение задач на вычисление периметра. | Анализ проблемных ситуаций. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Вычисление периметра фигур. | фигуры, плакат, ч.-и. инструменты | ||
Сложение и вычитание без перехода через разряд. | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | таблица разрядов, счеты, карточки для индивидуально й работы | ||
Сложение и вычитание трёхзначного числа с однозначным и двузначным числами. | Работа с таблицей классов и разрядов. Самостоятельная работа с учебником. Слушание объяснений учителя. | таблица разрядов, счеты, карточки для индивидуально й работы | ||
Составление задач по примеру. Решение примеров с объяснением. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Способы проверки. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | карточки для индивидуально й работы | ||
Решение задач на вычисление периметра. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Вычисление периметра фигур. | фигуры, плакат, ч.-и. инструменты | ||
Составление задач по краткой записи. | Решение примеров. Чтение и составление краткой записи задачи. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Сложение и вычитание трёхзначных чисел с проверкой. | Выполнение заданий по разграничению понятий. | таблицы разрядов, счеты, карточки с незаконченным и записями | ||
Подготовка к контрольной работе. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач. | карточки с мерами, карточки с числами, карточки с незаконченной записью | ||
Контрольная работа за 1 четверть. | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с индивидуальны м заданием | ||
Самостоятельная работа «Многоугольники. Периметр». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | плакат, карточки для индивидуальной работы, ч.-и. инструменты | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки для индивидуальной работы | ||
Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | таблицы разрядов, карточки для индивидуальной работы | ||
Решение задач «Разностное сравнение чисел» | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Решение примеров и задач. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Разностное сравнение чисел. | Решение примеров и задач. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Кратное сравнение чисел. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Кратное сравнение чисел. | Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Решение задач «Разностное и кратное сравнение чисел». | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Решение текстовых количественных и качественных задач. | карточки с числами, картинки с предметами | ||
Треугольники. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | фигуры – треугольники, плакат, ч.-и. инструменты | ||
Сложение чисел с переходом через разряд. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. | карточки с неполными примерами, карточки с примерами, карточки для индивидуально й работы | ||
Сложение чисел с переходом через разряд. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | цветные карандаши, счеты, плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Сумма трёх слагаемых. | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | цветные карандаши, счеты, плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Самостоятельная работа «Сложение с переходом через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | цветные карандаши, счеты, плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Различие треугольников по видам углов. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | треугольники разных видов, ч.-и. инструменты | ||
Вычитание чисел с переходом через разряд. | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | таблицы разрядов, счеты, плакат, карточки для индивидуально й работы | ||
Решение примеров с проверкой. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | таблицы разрядов, счеты, плакат с примером, цветные карандаши | ||
Вычитание с переходом через два разряда. | Решение примеров. Чтение и составление краткой записи задачи. | таблица разрядов | ||
Вычитание из круглых десятков. | Решение примеров и задач. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | таблица разрядов, счеты, карточки для индивидуально й работы | ||
Различие треугольников по видам углов. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | треугольники разных видов, ч.-и. инструменты | ||
Вычитание чисел с переходом через разряд. | Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | карточки с неполными примерами, карточки с примерами, карточки для индивидуально й работы | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. | Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. | таблицы разрядов, карточки для индивидуально й работы | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке. | таблицы разрядов, карточки для индивидуально й работы | ||
Различие треугольников по длинам сторон. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | треугольники разных видов, ч.-и. инструменты | ||
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с индивидуальны м заданием | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки для индивидуально й работы | ||
Нахождение одной и нескольких долей предмета, числа. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | геометрические фигуры, карточки с долями, чертеж к задаче, к.з. к задаче, карточка с главным словом | ||
Нахождение одной и нескольких долей предмета, числа. | Решение арифметических задач. Оформление результатов работы. | геометрические фигуры, карточки с долями, чертеж к задаче, к.з. к задаче, карточка с главным словом | ||
4 | Обыкновенные дроби | Образование дробей. | Работа с обыкновенными дробями. Решение задач. | круги, квадраты, прямоугольник и, цветные карандаши |
Образование дробей. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение задач. | круги, квадраты, прямоугольник и, цветные карандаши | ||
Виды треугольников и их различие. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | треугольники разных видов, ч.-и. инструменты | ||
Числитель, знаменатель дроби. Запись дроби. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. | цветные карандаши, карточки дробей, карточки с названием части дроби, геометрические фигуры с изображением доли | ||
Сравнение дробей. | Работа с обыкновенными дробями. Сравнение дробей. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение задач. | геометрические фигуры, цветные карандаши | ||
Сравнение дробей. | Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. | геометрические фигуры, цветные карандаши | ||
Подготовка к контрольной работе за 2 четверть. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач. | цветные карандаши, карточки дробей, карточки с названием части дроби, геометрические фигуры с изображением доли | ||
Контрольная работа за 2 четверть. | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с индивидуальны м заданием | ||
Правильные и неправильные дроби. Работа над ошибками. | Работа с учебником. Чтение и запись обыкновенных дробей. Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций. | круги, квадраты, прямоугольник и | ||
Самостоятельная работа «Виды треугольников». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | треугольники разных видов, ч.-и. инструменты | ||
Правильные и неправильные дроби. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. | круги, квадраты, полоски бумаги | ||
Правильные и неправильные дроби. | Работа с обыкновенными дробями. Решение задач. | круги, квадраты, полоски бумаги | ||
Решение примеров и задач. Повторение. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | геометрические фигуры, карточки с дробями, чертеж к задаче, к.з. к задаче, карточка с главным словом | ||
5 | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100. | Умножение числе 10, 100 и на 10, 100. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | карточки с примерами, карточки с числами |
Деление числе на 10 и 100. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | карточки с числами, карточки с примерами | ||
6 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. | плакаты с соотношениями мер, карточки с мерами для составления пар |
Замена мелких мер крупными. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | плакаты с соотношениями мер, карточки с мерами для составления пар | ||
Построение треугольников. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | памятка для определения поэтапного выполнения,-ч.- и. инструменты, карточки | ||
Самостоятельная работа «Преобразование чисел, полученных при измерении». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с мерами, плакаты с соотношениями, карточки с числами | ||
Меры времени. Год. | Оформление результатов работы. - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. | карточки с названиями месяцев, календари для каждого ученика, таблица «Меры времени» | ||
7 | Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число. | Умножение и деление круглых 10 и 100 на однозначное число. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | цветные карандаши, таблица разрядов |
Умножение и деление круглых сотен на однозначное число. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, таблица разрядов | ||
Построение разностороннего треугольника. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | памятка для определения поэтапного выполнения,-ч.- и. инструменты, карточки | ||
Решение задач «Умножение и деление круглых 10 и 100 на однозначное число». | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | карточки для инд. работы | ||
8 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | Умножение двузначного числа на однозначное число без перехода через разряд. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | цветные карандаши, таблица разрядов |
Деление двузначного числа на однозначное число без перехода через разряд. | Решение примеров и задач. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | цветные карандаши, таблица разрядов | ||
Решение задач «Умножение и деление на однозначное число». | Планирование последовательности практических действий с помощью учителя. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. | карточки, карточки для составления примеров, карточки с примерами | ||
Контрольная работа «Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с индивидуальны ми заданиями | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки с индивидуальны ми заданиями | ||
Построение равнобедренного треугольника. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | памятка для определения поэтапного выполнения,-ч.- и. инструменты, карточки | ||
Решение примеров на порядок действий. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с действиями, карточки с примерами и числами | ||
Составление задач по краткой записи. | Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | плакаты с чертежом, карточки, карточка с инструкцией, к.з. для составления задачи | ||
Сравнение чисел. Преобразование чисел, полученных при измерении. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | плакаты с соотношениями мер, карточки с мерами для составления пар | ||
Построение равностороннего треугольника. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение треугольников. | памятка для определения поэтапного выполнения,-ч.- и. инструменты, карточки | ||
Решение примеров со скобками. | Решение примеров и задач. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | карточки с действиями, карточки с примерами и числами | ||
Решение задач «Сравнение чисел». | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | плакаты с чертежом, карточки, карточка с инструкцией, к.з. для составления задачи | ||
Контрольная работа «Умножение и деление чисел без перехода через разряд». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с индивидуальны ми заданиями | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки с индивидуальны ми заданиями | ||
Круг. Окружность. Линии в круге. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение круга, окружности.. | плакат «Линии в круге», чертежно-измерительные инструменты, цветные карандаши | ||
Умножение трехзначного числа, когда разряд единиц оканчивается на 0, на однозначное число. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. | цветные карандаши, таблица разрядов | ||
Деление трёхзначного числа без перехода через разряд. | Решение примеров и задач. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | цветные карандаши, таблица разрядов | ||
Решение примеров на порядок действий. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с действиями, карточки с примерами и числами | ||
Круг. Окружность. Линии в круге. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение круга, окружности.. | плакат с видами кривых линий, «Окружность», «Круг», чертежно-измерительные инструменты, цветные карандаши | ||
9 | Проверка умножения и деления. | Проверка умножения. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, таблица разрядов |
Проверка деления. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, таблица разрядов | ||
Самостоятельная работа «Решение примеров с проверкой». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки с индивидуальны ми заданиями | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки с индивидуальны ми заданиями | ||
10 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | Умножение двузначного числа на однозначное число. | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | цветные карандаши, таблица разрядов |
Масштаб. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение геометрических фигур в заданном масштабе. | ч. -и. инструменты | ||
Умножение трёхзначного числа на однозначное. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, таблица разрядов | ||
Умножение трёхзначного числа на однозначное, когда число заканчивается 0. | Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | цветные карандаши, таблица разрядов, карточки с цифрами, карточки с незаконченной записью | ||
Деление двузначного числа на однозначное с переходом на разряд. | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | цветные карандаши, памятка, карточки с инструкцией | ||
Деление трёхзначного числа с переходом через разряд. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, памятка, карточки с инструкцией | ||
Самостоятельная работа «Построение треугольников, круг». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | геометрические фигуры, к ч.-и. инструменты, карточки с названием частей окружности | ||
Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в частном 3 знака. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | карточки с примерами, карточки с инструкциями, карточки для индивидуально й работы | ||
Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в частном на конце 0. Подготовка к контрольной работе. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с примерами, карточки с инструкциями, карточки для индивидуально й работы | ||
Контрольная работа за 3 четверть. | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки для индивидуально й работы | ||
Работа над ошибками. | Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок. Анализ проблемных ситуаций. | карточки для индивидуально й работы | ||
Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в частном в середине 0. | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | цветные карандаши, памятка, карточки с инструкцией | ||
Решение примеров на порядок действий. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | памятка, плакат с примерами для игры, карточки со схемами | ||
Составление задач по краткой записи. | Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | -карточки с инструкцией, -памятка, -карточки для индивидуально й работы, -плакат с к.з | ||
Преобразование чисел, полученных при измерении. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Решение примеров и задач. | карточки с мерами, плакаты с соотношениями, карточки с числами | ||
Решение примеров и задач. | Решение примеров и задач. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | карточки для индивидуально й работы, карточки с инструкцией | ||
11 | Все действия в пределах 1000 (Повторение). | Нумерация чисел в пределах 1000. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | таблицы разрядов, цветные карандаши, карточки с числами, плакаты с суммой |
Сложение и вычитание двузначных чисел. | Работа с разрядной таблицей. Слушание и анализ объяснений учащихся. Анализ и решение задач. | таблицы разрядов, цветные карандаши, карточки с числами, плакаты с суммой и разностью | ||
Сложение и вычитание двузначных чисел. | Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | карточки с числами, карточки для индивидуально й работы | ||
Решение примеров на порядок действий. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с примерами, карточки с числами | ||
Составление задач. | Слушание и анализ объяснений учащихся. Анализ и решение задач. | карточки с инструкцией | ||
Геометрические фигуры. Элементы геометрических фигур. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение геометрических фигур | плакаты с фигурами, фигуры | ||
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, карточки с числами, карточки с примерами,- плакат с таблицей | ||
Составление примеров по заданию. | Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Решение задач «Разностное сравнение чисел». | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с мерами, карточки с числами, карточки с незаконченной записью | ||
Квадрат. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение квадрата. | плакаты с фигурами, фигуры, карточки с формулами | ||
Решение задач «Разностное сравнение чисел». | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | -карточки с инструкцией, -памятка, -карточки для индивидуально й работы, -плакат с к.з. | ||
Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Нахождение неизвестного числа. | Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестных компонентов. Оформление результатов работы. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Нахождение неизвестного числа. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с примерами,- плакат с оформлением решения примера с неизвестным | ||
Меры времени. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с мерами, карточки с примерами, карточки с числами | ||
Прямоугольник. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение прямоугольника. | плакаты с фигурами, фигуры, карточки с формулами | ||
Решение примеров удобным способом. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | -схемы, -карточки, - перфокарты | ||
Умножение двузначного числа. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Деление двузначного числа. | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Составление задач по краткой записи. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | карточки с инструкцией | ||
Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Построение квадрата и прямоугольника. | ч. -и. инструменты, квадрат и прямоугольник | ||
Решение примеров на порядок действий. | Самостоятельно: отбор наиболее эффективных способов решения задач. С помощью учителя: планирование последовательности практических действий. | -схемы, -карточки, - перфокарты | ||
Самостоятельная работа «Умножение и деление двузначного числа». | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки для индивидуально й работы | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки для индивидуально й работы | ||
Умножение и деление трёхзначного числа. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | карточки с инструкцией | ||
Геометрические тела. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | ч. -и. инструменты, шары, круги | ||
Решение примеров на порядок действий. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | -схемы, -карточки, - перфокарты | ||
Решение задач «Кратное сравнение чисел». | Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | -карточки с инструкцией, -памятка, -карточки для индивидуально й работы, -плакат с к.з. | ||
Подготовка к контрольной работе. | Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. | -схемы, -карточки, - перфокарты | ||
Контрольная работа за 4 четверть. | Решение примеров и задач. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. | карточки для индивидуально й работы | ||
Работа над ошибками. | Анализ проблемных ситуаций. | карточки для индивидуально й работы | ||
Решение сложных примеров с объяснением. | Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. | -схемы, -карточки, - перфокарты | ||
Составление примеров по таблице. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | таблица | ||
Нахождение неизвестного числа. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Обыкновенные дроби. | Слушание объяснений учителя. Оформление результатов работы. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Обыкновенные дроби. | Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. | цветные карандаши, карточки с инструкцией | ||
Решение примеров и задач. | Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. | карточки с инструкцией | ||
Решение примеров и задач. | Решение примеров и задач. Составление краткой записи. | карточки с инструкцией | ||
Решение примеров и задач. | Разгадывание ребусов, загадок. Работа с геометрическим материалом. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | карточки с инструкцией | ||
Решение примеров и задач. | Беседа. Разгадывание ребусов, загадок. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | карточки с инструкцией |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Реализация учебного предмета для обучающихся с легкой умственной отсталостью предусматривает использование специальной литературы:
1. Математика. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.
2. Рабочая тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.
3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебник для вузов. – М: ВЛАДОС, 2001.
4. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. Пособие для учителя / 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.
С учётом особых образовательных потребностей обучающихся применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.
Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
• предметов различной формы, величины, цвета (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
• счетного материала (пучки палочек);
• таблиц на печатной основе:
Разрядные таблицы.
Таблица «Задача».
Таблица «Углы».
Таблица «Линии».
Таблица-опора «Меры длины»
Таблица-опора «Меры времени»
Таблица-опора «Меры массы»
Таблица-опора «Меры стоимости»
Образец выполнения письмен. сложения.
Образец выполнения письмен. вычитания.
Образец выполнения умножения столбиком.
Образец выполнения деления столбиком.
Геометрический материал.
Таблица умножения.
• калькулятора;
• измерительных инструментов и приспособлений (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
• демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр ( “Математическая эстафета”, “Молчанка”, “Сбежавшие числа”, “Весёлый счёт”, “Рыболовы”, “Магазин”).