Рабочая программа Арт-терапия "Страна сказок"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №689 Невского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ НОШ №689 Невского района)
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Управляющим советом Директор
ГБОУ НОШ №689 Невского района ГБОУ НОШ №689 Невского района
ПРИНЯТО: ________________Е.Е. Мельникова
Педагогическим советом
ГБОУ НОШ №689 Невского района приказ от 29.08.2025 № 90-од
(протокол от 29.08.2025 №1)
с учетом мнения Совета родителей
(законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
ГБОУ НОШ №689 Невского района
(протокол от 29.08.2025 №1)
Общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
(платные образовательные услуги)
Арт-терапия «Страна сказок»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Объем программы: 30 часов
Разработчик:
Гиматова Екатерина Александровна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется временным нарушением нормального темпа психического созревания, приводящим к неравномерному развитию различных сфер психики. Такие дети нуждаются в специальной поддержке и сопровождении, помогающих компенсировать недостатки развития и обеспечить социальную адаптацию.
Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Она сочетает в себе игровую, творческую и коммуникативную деятельность, позволяя детям естественным образом освоить нормы поведения, развить эмоционально-волевую сферу и улучшить коммуникативные навыки.
Рабочая программа основана на следующих нормативных документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Государственная программа РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642)
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)
В современных условиях перед системой образования стоит важная задача — воспитание гармонично развитой личности. Необходимо не просто вырастить здоровых и сознательных членов общества, а сформировать инициативных, самостоятельных и ответственных людей, способных к творческому мышлению и активному познанию мира.
Особое внимание в воспитательной работе уделяется развитию познавательных процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти и мышления. При этом важно не только получение знаний, но и формирование у школьников умения применять их в реальных жизненных ситуациях.
Одним из ключевых направлений современного образования становится воспитание свободной, творческой, ответственной и саморазвивающейся личности. Без таких качеств невозможно успешное развитие общества в целом.
К сожалению, многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Для них характерны конфликтность, агрессивность, неспособность признавать свои ошибки и конструктивно разрешать возникающие противоречия. В связи с этим в образовательном процессе особое место занимает коррекционная работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей.
На занятиях школьники не только получают теоретические знания о том, как правильно общаться, но и отрабатывают различные модели поведения, осваивают техники эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Главная цель такой работы — гармонизация отношений детей с окружающим миром и их успешная социализация.
При работе с младшими школьниками предпочтение отдается групповой форме занятий, поскольку этот возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации. Программа направлена на создание условий, способствующих успешной адаптации учащихся к современным условиям жизни и их всестороннему развитию.
Организационные параметры
Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут
Продолжительность программы: 30 учебных недель
Форма организации: групповая (до 8 человек)
Возраст учащихся: 8-10 лет
Рабочая программа состоит из трех основных направлений:
Сказкотерапия.
Изотерапия.
Музыкотерапия.
Каждое направление реализуется в течение учебного года параллельно друг другу, обеспечивая комплексное воздействие на ребенка.
Цель программы:
Комплексное развитие детей 8-10 лет с ЗПР через применение методов арт-терапии, направленное на улучшение эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки и социальной адаптации.
Основные задачи программы:
Развивающие задачи:
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии
Расширение активного словарного запаса и развитие связной речи
Улучшение навыков слушания и понимания текста
Развитие творческого воображения и креативного мышления
Формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность
Коррекционные задачи:
Коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивность, импульсивность, неуверенность)
Снижение уровня тревожности и агрессии
Работа с негативными установками и низкой самооценкой
Преодоление трудностей в установлении контакта и взаимодействии
Компенсация дефицита познавательных процессов (внимание, память, мышление)
Воспитательные задачи:
Формирование представлений о нормах поведения и моральных ценностях
Развитие уважительного отношения к окружающим
Воспитание ответственности и самостоятельности
Поддержка позитивного самовосприятия и уверенности в себе
Смыслообразующие идеи программы:
Программа арт-терапии базируется на ряде ключевых идей, определяющих ее философию, содержание и методы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Эти идеи отражают современные требования ФГОС и направлены на всестороннюю помощь ребёнку в преодолении имеющихся трудностей и раскрытии его потенциала.
1. Личностно-ориентированный подход
Каждый ребёнок рассматривается как уникальная личность с индивидуальными особенностями, способностями и потребностями. Программа направлена на формирование положительного образа «Я», укрепление веры ребёнка в собственные возможности и развитие внутренней мотивации к познанию и совершенствованию.
2. Комплексность воздействия
Работа ведётся одновременно в трёх направлениях:
- Коррекционное направление: устранение недостатков развития, снижение тревожности, коррекция негативных установок и страхов.
- Развивающее направление: обогащение словарного запаса, развитие связной речи, мышления, внимания, памяти и воображения.
- Воспитательное направление: формирование нравственных ценностей, воспитание доброты, сочувствия, ответственности и умения строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Такой интегративный подход обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
3. Использование терапевтического потенциала сказки
Сказка выступает мощным инструментом, позволяющим мягко и естественно решать проблемы внутреннего мира ребёнка. Символизм и метафора помогают детям осознать и выразить свои чувства, преодолеть страхи и внутренние конфликты, научиться справляться с трудностями и адаптироваться к окружающей действительности.
4. Игровой характер деятельности
Игра является ведущей деятельностью младших школьников и создаёт оптимальную среду для усвоения новых знаний и навыков. Применение игровых приёмов снимает напряжение, повышает мотивацию, облегчает социализацию и развивает творческие способности детей.
5. Партнерство с семьёй
Семья играет важнейшую роль в успешности коррекционной и развивающей работы. Программа предполагает активное участие родителей в процессе реабилитации ребёнка, информирование их о целях и содержании занятий, привлечение к совместным мероприятиям и проектам.
6. Инклюзивная педагогика
Все участники образовательного процесса воспринимаются равноправными членами сообщества, независимо от степени выраженности тех или иных особенностей. Уважительное отношение к индивидуальным различиям формирует у детей чувство принадлежности и принятия, способствует формированию толерантности и взаимопонимания.
7. Раскрытие внутреннего потенциала ребёнка
Главная миссия программы заключается в создании благоприятных условий для проявления и развития скрытых талантов и способностей каждого ребёнка. Особое внимание уделяется созданию атмосферы поддержки, успеха и радости познания, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе.
Таким образом, перечисленные смыслообразующие идеи формируют прочную концептуальную базу программы, обеспечивают её соответствие современным требованиям ФГОС и позволяют эффективно содействовать развитию и социальной адаптации детей с ЗПР посредством метода арт-терапии.
Таблица основных направлений
Направление | Цели | Задачи |
1 Сказкотерапия | Развитие эмоционально-личностной сферы, формирование социально-нравственных качеств | 1.Коррекционно-развивающие задачи: Повышают мотивацию ребенка к участию в учебном процессе. Способствуют развитию произвольного внимания, памяти и мыслительных операций. Помогают преодолеть трудности в усвоении учебного материала. 2.Эмоционально-коммуникативные задачи: Формируют умение устанавливать контакт с окружающими людьми. Учат конструктивному общению и сотрудничеству. Развивают эмпатию и чувствительность к чувствам других. 3.Когнитивно-познавательные задачи: Расширяют кругозор и формируют представление о мире. Активируют творческое воображение и фантазию. Побуждают анализировать ситуации и находить решения. 4.Нравственно-воспитательные задачи: Формируют базовые моральные ценности и ориентиры. Показывают образцы правильного поведения и поступков. Прививают уважение к традициям и культуре родного народа. 5. Реабилитационные задачи: Ослабляют проявления негативных эмоций и чувств. Восстанавливают утраченные возможности самовыражения. Улучшают общее самочувствие и повышают самооценку. |
2.Изотерапия | Стимулирование творческого потенциала, психологическая поддержка и адаптация | 1. Коррекционная задача: Компенсирует недостатки в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Решает проблемы недостаточной сформированности зрительно-пространственного гнозиса и графомоторики. Способствует повышению мотивации к учебному процессу и творчеству. 2. Коммуникативная задача: Формирует социальные навыки и умения общаться со сверстниками и взрослыми. Помогает выразить внутренние переживания и потребности. Участвует в формировании навыков взаимопонимания и сопереживания. 3. Психотерапевтическая задача: Преодолевает чувство тревоги, беспокойства и страха. Вырабатывает механизмы саморегуляции и контроля над эмоциями. Улучшает настроение и повышает общий тонус организма. 4. Образовательная задача: Способствует освоению предметных областей, предусмотренных программой начальной школы. Совершенствует технику владения инструментами и материалами. 5. Диагностическая задача: Оценивает особенности детского развития и выявляет зоны ближайшего развития. Определяет причины возможных затруднений в обучении и воспитании. Использует диагностику в целях планирования дальнейшей индивидуальной работы. |
3.Музыкотерапия | Психологическое оздоровление и профилактика стресса, улучшение коммуникации и социального взаимодействия | 1.Коррекционно-развивающая задача: Активация и стимуляция сенсорных восприятий. Развитие слухового внимания и музыкальной памяти. Коррекция недостатков ритмической организации движений. 2. Коммуникативная задача: Интеграция ребенка в социальную среду посредством музыкального общения. Регулировка межличностных взаимоотношений. Создание условий для комфортного участия в коллективных мероприятиях. 3. Психокоррекционная задача: Снижение уровня тревожности и напряжения. Контроль эмоционального фона и уменьшение проявлений раздражительности. Работа с негативными эмоциями и снижение их влияния на поведение. 4. Педагогическая задача: Развитие музыкально-художественных способностей. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Использование музыкального сопровождения уроков и внеклассных мероприятий. 5. Лечебно-реабилитационная задача: Расслабление мышечного аппарата и снятие физического дискомфорта. Нормализация сна и аппетита. Лечение нервно-психологических расстройств. |
Ожидаемые результаты проделанной работы:
Блок №1
1. Эмоционально-личностная сфера:
Дети становятся менее тревожными и замкнутыми.
Они лучше осознают и понимают свои эмоции и чувства окружающих.
Возникает уверенность в собственных силах и повышается самооценка.
2. Когнитивная сфера:
Улучшается концентрация внимания и память.
Проявляется активность в учебе и повышение успеваемости.
Начинают развиваться творческие способности и воображение.
3. Коммуникативная сфера:
Ребенок активнее вступает в общение со сверстниками и взрослыми.
Увеличиваются навыки вербальной и невербальной коммуникации.
Появляются новые формы выражения мыслей и чувств.
4. Поведенческая сфера:
Меняется негативное поведение на более приемлемое.
Происходит улучшение дисциплины и послушания.
Достигается больше устойчивости в выполнении заданий и поручений.
5. Физическое здоровье:
Наблюдается общая стабилизация самочувствия и настроения.
Исчезают симптомы невротических реакций и сниженного иммунитета.
Ребёнок легче справляется с нагрузками и быстрее восстанавливается после стрессов.
Блок №2
1. Коррекция эмоционально-личностной сферы:
Увеличение устойчивости эмоционального состояния ребенка.
Улучшение навыков самоконтроля и регуляции поведения.
Преодоление страхов и неуверенности в себе.
2. Развитие познавательно-когнитивной сферы:
Улучшение концентрации внимания и объема памяти.
Активизация творческого мышления и креативности.
Овладение основами образного мышления и пространственного восприятия.
3. Улучшение двигательной координации и моторики:
Совершенствование мелкой моторики рук и точности движений.
Повышение ловкости и силы пальцев и кистей рук.
Развитие базовых графических навыков и техники рисования.
4. Адаптация и интеграция в социум:
Развитие навыков взаимодействия с группой сверстников.
Освоение приемов эффективного общения и сотрудничество.
Установление доверительных отношений с педагогом и специалистами учреждения.
5. Профессиональное становление и подготовка к самостоятельной жизни:
Начало формирования устойчивого интереса к художественным занятиям.
Ознакомление с профессиями, связанными с искусством и дизайном.
Определение приоритетных направлений будущей профессиональной деятельности.
Блок №3
1. Психоэмоциональная стабильность:
Снижается уровень тревожности и страхов.
Улучшается контроль над собственными эмоциями.
Увеличивается устойчивость к стрессовым ситуациям.
2. Развитие интеллектуальных способностей:
Повышается внимательность и сосредоточенность.
Активируется долговременная и кратковременная память.
3. Коррекция поведения:
Уменьшается проявление гиперактивности и импульсивности.
Ребенок учится терпеливо ждать своей очереди и действовать последовательно.
Музыкальные упражнения способствуют улучшению самоконтроля.
4. Общение и взаимодействие:
Дети начинают проявлять инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.
Их речь становится более четкой и выразительной.
Межличностные связи укрепляются благодаря совместным музыкальным играм.
Формы работы
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
Дискуссии
Коллективные творческие дела
Тренинги общения
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение сказок, мультфильмов
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы
Программой предусматривается достижение ребенком определённых результатов в трёх направлениях: личностном, метапредметном и предметном.
Личностные результаты
- Самоидентификация: ребенок приобретает понимание своих сильных сторон и зон роста, способен обозначить свое место в обществе и оценить свои поступки.
- Социальная адаптация: развиваются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снижается конфликтность и страх публичного выступления.
- Регуляторные навыки: формируются умения планировать свою деятельность, контролировать эмоции и управлять своим поведением.
- Навыки рефлексии: развивается способность к оценке своего опыта и полученного результата, выработке критичного взгляда на свои действия.
- Осознанность: формируется понимание своих потребностей, желаний и стремлений, появляются предпосылки для целенаправленной деятельности.
- Комфортное восприятие себя: ребенок получает положительный опыт самопрезентации и осознаёт важность уважения к собственному мнению и выбору.
Метапредметные результаты
- Творческое мышление: обогащается фантазия и способность к созданию оригинальных идей, ребёнок проявляет оригинальность в продуктивной деятельности.
- Проактивность: вырабатывается инициатива и стремление искать пути разрешения возникающих трудностей и противоречий.
- Интерперсональные навыки: дети развивают способность к пониманию другого человека, согласованности действий и эффективному обмену информацией.
- Восприятие культурного наследия: развивается чуткость к культурным ценностям, эстетичность восприятия окружающей действительности.
- Использование технологий: ученик овладевает основными приёмами практической деятельности в области художественного творчества и воплощения замыслов.
- Компетентность в принятии решений: постепенно растёт готовность принимать обоснованные решения относительно планов, перспектив и путей достижения желаемого результата.
Предметные результаты
- Развитие креативности: формируются устойчивые предпочтения и таланты в сфере художественного творчества (рисунок, музыка, литература).
- Преобразование представлений: углубляется восприятие и интерпретация художественных произведений (картины, музыка, сказки), формируется личное мнение и оценочное суждение.
- Активизация коммуникативных компетенций: ребенок свободно выражается устно и письменно, рассказывает о своих впечатлениях, делится своими впечатлениями с одноклассниками и учителем.
- Создание продукта: создаются индивидуальные и коллективные произведения, демонстрируя прогресс в владении художественными приемами и технике исполнения.
- Расширение кругозора: расширяются знания о культурных явлениях, традициях народов, видах искусств и типах художественной деятельности.
- Общее благополучие: стабилизируются эмоциональное состояние и самооценка, создаётся прочная основа для дальнейших успехов в учёбе и общественной жизни.
Подводя итоги, планируемые результаты предполагают качественное изменение уровня воспитанности, зрелости и самостоятельности ребёнка с задержкой психического развития, что создаёт основу для перехода к следующей ступени образования и общественного бытия.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей
Календарно — тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Направление | Количество часов | Планируемые результаты |
1 | Введение в сказкотерапию, музыкотерапию и изотерапию: знакомство с понятиями, проба первых техник | Сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия | 1 | Понимание ребёнком смысла занятий, первые попытки применить техники сказкотерапии и изотерапии. |
2 | Первая сказочная встреча: знакомство со сказочными персонажами, создание образа главного героя. | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Формирование положительного отношения к сказочным героям, определение отличительных черт персонажа. |
3 | Рисунок моих любимых цветов | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Осознание цветовых предпочтений, укрепление понимания оттенков и значений цветов. |
4 | Герой и его приключения | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Развитие активного слушателя, формирование элементарных элементов повествования, ориентация в пространстве сказочного мира. |
5 | Картина настроения | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Способность различать и передавать свои эмоции визуально, начало осознания взаимосвязи цвета и настроений. |
6 | Добрый и злодей (разбор противоположных ролей) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Дифференциация противоположных качеств героев, осознание разницы между хорошим и плохим. |
7 | Портрет любимого животного | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Развитие навыков наблюдательности, детализированного отображения объекта. |
8 | Мое первое приключение (создание личной сказки) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Появление простейших структурированности мысли, формулировки начальных этапов сюжетостроительства. |
9 | Дом моей мечты | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Изучение плана композиции, построение идеи о доме мечты. |
10 | Герои-спасатели | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Оценка лидерских качеств, попытка создания сценария спасения героя. |
11 | Путешествие в прошлое (создание картинки воспоминаний) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Вспоминание ярких событий прошлого, усиление навыков сохранения памяти. |
12 | Храбрость и мудрость (работа с качествами героя) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Сопоставление двух качеств, размышление о смыслах мудрости и храбрости. |
13 | Дерево жизни (ассоциации с жизненными этапами) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Понимание жизненных периодов, введение модели дерева как символа жизни. |
14 | Путешествие по сказочным мирам (совместное сочинение сюжета) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Погружение в атмосферу различных сказочных миров, развитие воображения. |
15 | Волшебные символы (символы удачи и защиты) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Знакомство с символикой, зарождение первичных знаний о символах культуры. |
16 | Борьба со страхами (преодоление препятствий в сказочном сюжете) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Осознание причин страхов, моделирование путей преодоления. |
17 | Мой лучший друг (портрет близкого человека) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Умение рисовать фигуру человека, развитие дружелюбия и симпатии. |
18 | Выбор профессии (выбор судьбы героя) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Ознакомление с разными профессиями, формирование первоначальных профессиональных предпочтений. |
19 | Счастье в рисунке (визуализация счастья) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Формализация образа счастья, развитие ассоциативного мышления. |
20 | Подарок друзьям (социальная ответственность и забота) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Приобретение навыка заботы о ближних, социальное развитие. |
21 | Мои сокровища (рассказ о любимом месте, вещи) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Представление личных ценностей и предпочтений, индивидуализация интересов. |
22 | Магия прощения (раскрытие значения прощения) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Разъяснение сущности прощения, развитие доброжелательности. |
23 | Дорожная карта будущего (детская мечта и желания) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Составление маршрута мечт и ожиданий, предварительные шаги целеполагания. |
24 | Судьба героев (исследование архетипов героев) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Философское осмысление вопроса судьбы и свободы воли. |
25 | Природа вокруг меня (создание картины природы) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Детальное воспроизведение природной красоты, ощущение единства с окружающим миром. |
26 | Победа добра (закономерность победы добра над злом) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Утверждение нравственных ориентиров, убеждённость в торжестве добра. |
27 | Музыкальный рисунок (синкретизм звука и цвета) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Ассоциация музыкальных композиций с цветом и графикой, формирование целостного художественного восприятия. |
28 | Моя семья (формирование семейных связей и традиций) | Сказкотерапия, музыкотерапия | 1 | Осмысление семейной структуры, построение семьи в своем сознании. |
29 | Книга приключений (создание книжки иллюстраций) | Изотерапия, музыкотерапия | 1 | Разработка визуализации сюжетов, умение представлять этапы путешествия. |
30 | Финал сезона (подведение итогов и закрепление пройденного материала) | Сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия | 1 | Итоговое обобщение изученного материала, фиксация приобретённого опыта. |
Итоговые мероприятия
По окончании программы планируется провести итоговую выставку детских работ „Волшебный мир красок“ и выпустить сборник сказок, написанных детьми, — „Путешествие в страну сказок“
Данная рабочая программа рассчитана на реализацию в условиях образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с задержкой психического развития, и предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Заключение
Рабочая программа по арт-терапии ориентирована на комплексное развитие детей 8-10 лет с задержкой психического развития посредством трех направлений: сказкотерапии, изотерапии и музыкотерапии. Занятия способствуют повышению творческой активности, улучшению эмоционального состояния, снижению тревожности и формированию положительных личностных качеств. Арт-терапевтические методы позволяют эффективно решать психологические проблемы, развивать познавательные процессы и улучшать социальную адаптацию детей с особенностями развития. Регулярное использование предложенных методик создает условия для успешной интеграции детей в образовательную среду и помогает формировать положительный опыт взаимодействия с окружающей средой.
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы по арт-терапии
1. Литературные пособия:
- Методические руководства по проведению занятий по арт-терапии.
- Сборники художественных произведений, адаптированных для возрастной группы 8-10 лет.
- Иллюстрированные энциклопедии и атласы для поддержки развивающих занятий.
2. Наглядные средства:
- Набор карточек и картинок с изображением предметов, животных, пейзажей и абстрактных форм.
- Демонстрационные плакаты и схемы, поясняющие базовые принципы искусства и психологии.
- Комплекты пособий по развитию внимания, памяти и образного мышления («Волшебные лабиринты», «Графические диктанты»).
3. Технические средства обучения:
- Персональный компьютер или ноутбук с установленным специализированным ПО (например, редакторы изображений).
- Интерактивная доска или экран для демонстрации презентаций и видеороликов.
4. Информационно-коммуникационные технологии:
- Использование специализированных образовательных платформ и онлайн-ресурсов (например, обучающие веб-сайты и приложения для диагностики и коррекции нарушений развития).
- Организация виртуальных экскурсий в художественные галереи и музеи.
Материально-техническое оснащение
1. Помещения и пространство:
- Просторная комната с хорошей звукоизоляцией и вентиляцией.
- Рабочие места, оборудованные столами и стульями, соответствующими росту учащихся.
- Уголок релаксации с мягкими элементами интерьера (диваны, подушки, коврики).
2. Материалы и инструменты для занятий:
- Краски, карандаши, фломастеры, кисти разных размеров.
- Бумага разного формата и плотности, папки для хранения работ.
- Тематические наборы игрушек и кукол для драматизации сказок.
Критерии оценки
1. Развитость эмоциональной сферы:
- Способность адекватно воспринимать собственные чувства и эмоции окружающих.
- Уровень эмпатии и умения взаимодействовать с группой сверстников.
- Уменьшение проявлений агрессии, тревоги и страха.
2. Развитие творческого потенциала:
- Качество продуктов художественного творчества.
- Творческая активность и инициативность в занятиях (проявляется в количестве идей, оригинальных решений).
- Желание экспериментировать с различными техниками и инструментами.
3. Коммуникативные навыки:
- Эффективность вербальной и невербальной коммуникации с взрослыми и сверстниками.
- Навыки конструктивного разрешения конфликтов.
- Степень вовлеченности в групповые проекты и взаимодействие в команде.
4. Социальная адаптация:
- Успех интеграции в школьную жизнь и классный коллектив.
- Рост самостоятельности и ответственности за собственное поведение.
- Положительные изменения в успеваемости и дисциплине.
5. Физическое и сенсорное развитие:
- Улучшение мелкой моторики и координационных способностей.
- Устойчивость концентрации внимания и снижение гиперактивности.
- Нормализация сна и аппетита, уменьшение поведенческих расстройств.
Методическая литература
1. Амбрумова А.Г., Тихонова О.В. Психология детского творчества. Москва: Просвещение, 2004.
2. Бачков И.В. Метод сказкотерапии. Москва: Эксмо, 2005.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003.
5. Захарова Н.Н. Основы арт-педагогики и арт-терапии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Копытин А.И. Руководство по арт-терапии. Москва: Академический проект, 2003.
7. Левченко Ю.А. Коррекционная педагогика. Москва: Владос, 2004.
8. Лукина Л.П. Игровая терапия в работе с дошкольниками. Минск: Современная школа, 2007.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2003.
10. Пронина Е.В. Развитие речи средствами арт-терапии. Ярославль: Академия развития, 2006.
11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Москва: Прогресс, 1991.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Москва: Генезис, 2000.
13. Чиркова Т.Б. Использование арт-терапии в коррекции задержки психического развития. Новосибирск: Сибирская академия образования, 2008.
14. Шмаков С.А. Отдыхаем играя. Москва: Новая школа, 1997.
3