Рабочая программа Арт-терапия "Страна сказок"

0
0
Материал опубликован 24 September в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №689 Невского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ НОШ №689 Невского района)





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Управляющим советом Директор

ГБОУ НОШ №689 Невского района ГБОУ НОШ №689 Невского района

(протокол от 29.08.2025 №1)

ПРИНЯТО: ________________Е.Е. Мельникова

Педагогическим советом

ГБОУ НОШ №689 Невского района приказ от 29.08.2025 № 90-од

(протокол от 29.08.2025 №1)

с учетом мнения Совета родителей

(законных представителей)

несовершеннолетних обучающихся

ГБОУ НОШ №689 Невского района

(протокол от 29.08.2025 №1)







Общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

(платные образовательные услуги)



Арт-терапия «Страна сказок»




Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год





Объем программы: 30 часов



Разработчик:

Гиматова Екатерина Александровна

учитель начальных классов


Пояснительная записка

Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется временным нарушением нормального темпа психического созревания, приводящим к неравномерному развитию различных сфер психики. Такие дети нуждаются в специальной поддержке и сопровождении, помогающих компенсировать недостатки развития и обеспечить социальную адаптацию.

Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Она сочетает в себе игровую, творческую и коммуникативную деятельность, позволяя детям естественным образом освоить нормы поведения, развить эмоционально-волевую сферу и улучшить коммуникативные навыки.

Рабочая программа основана на следующих нормативных документах:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Государственная программа РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642)

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)


В современных условиях перед системой образования стоит важная задача — воспитание гармонично развитой личности. Необходимо не просто вырастить здоровых и сознательных членов общества, а сформировать инициативных, самостоятельных и ответственных людей, способных к творческому мышлению и активному познанию мира.

Особое внимание в воспитательной работе уделяется развитию познавательных процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти и мышления. При этом важно не только получение знаний, но и формирование у школьников умения применять их в реальных жизненных ситуациях.

Одним из ключевых направлений современного образования становится воспитание свободной, творческой, ответственной и саморазвивающейся личности. Без таких качеств невозможно успешное развитие общества в целом.

К сожалению, многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Для них характерны конфликтность, агрессивность, неспособность признавать свои ошибки и конструктивно разрешать возникающие противоречия. В связи с этим в образовательном процессе особое место занимает коррекционная работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей.

На занятиях школьники не только получают теоретические знания о том, как правильно общаться, но и отрабатывают различные модели поведения, осваивают техники эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Главная цель такой работы — гармонизация отношений детей с окружающим миром и их успешная социализация.

При работе с младшими школьниками предпочтение отдается групповой форме занятий, поскольку этот возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации. Программа направлена на создание условий, способствующих успешной адаптации учащихся к современным условиям жизни и их всестороннему развитию.

Организационные параметры


Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут

Продолжительность программы: 30 учебных недель

Форма организации: групповая (до 8 человек)

Возраст учащихся: 8-10 лет


Рабочая программа состоит из трех основных направлений:

Сказкотерапия.

Изотерапия.

Музыкотерапия.

Каждое направление реализуется в течение учебного года параллельно друг другу, обеспечивая комплексное воздействие на ребенка.


Цель программы:

Комплексное развитие детей 8-10 лет с ЗПР через применение методов арт-терапии, направленное на улучшение эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки и социальной адаптации.


Основные задачи программы:

Развивающие задачи:

Развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии

Расширение активного словарного запаса и развитие связной речи

Улучшение навыков слушания и понимания текста

Развитие творческого воображения и креативного мышления

Формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность

Коррекционные задачи:

Коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивность, импульсивность, неуверенность)

Снижение уровня тревожности и агрессии

Работа с негативными установками и низкой самооценкой

Преодоление трудностей в установлении контакта и взаимодействии

Компенсация дефицита познавательных процессов (внимание, память, мышление)

Воспитательные задачи:

Формирование представлений о нормах поведения и моральных ценностях

Развитие уважительного отношения к окружающим

Воспитание ответственности и самостоятельности

Поддержка позитивного самовосприятия и уверенности в себе


Смыслообразующие идеи программы:

Программа арт-терапии базируется на ряде ключевых идей, определяющих ее философию, содержание и методы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Эти идеи отражают современные требования ФГОС и направлены на всестороннюю помощь ребёнку в преодолении имеющихся трудностей и раскрытии его потенциала.

1. Личностно-ориентированный подход

Каждый ребёнок рассматривается как уникальная личность с индивидуальными особенностями, способностями и потребностями. Программа направлена на формирование положительного образа «Я», укрепление веры ребёнка в собственные возможности и развитие внутренней мотивации к познанию и совершенствованию.

2. Комплексность воздействия

Работа ведётся одновременно в трёх направлениях:

- Коррекционное направление: устранение недостатков развития, снижение тревожности, коррекция негативных установок и страхов.

- Развивающее направление: обогащение словарного запаса, развитие связной речи, мышления, внимания, памяти и воображения.

- Воспитательное направление: формирование нравственных ценностей, воспитание доброты, сочувствия, ответственности и умения строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Такой интегративный подход обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

3. Использование терапевтического потенциала сказки

Сказка выступает мощным инструментом, позволяющим мягко и естественно решать проблемы внутреннего мира ребёнка. Символизм и метафора помогают детям осознать и выразить свои чувства, преодолеть страхи и внутренние конфликты, научиться справляться с трудностями и адаптироваться к окружающей действительности.

4. Игровой характер деятельности

Игра является ведущей деятельностью младших школьников и создаёт оптимальную среду для усвоения новых знаний и навыков. Применение игровых приёмов снимает напряжение, повышает мотивацию, облегчает социализацию и развивает творческие способности детей.

5. Партнерство с семьёй

Семья играет важнейшую роль в успешности коррекционной и развивающей работы. Программа предполагает активное участие родителей в процессе реабилитации ребёнка, информирование их о целях и содержании занятий, привлечение к совместным мероприятиям и проектам.

6. Инклюзивная педагогика

Все участники образовательного процесса воспринимаются равноправными членами сообщества, независимо от степени выраженности тех или иных особенностей. Уважительное отношение к индивидуальным различиям формирует у детей чувство принадлежности и принятия, способствует формированию толерантности и взаимопонимания.

7. Раскрытие внутреннего потенциала ребёнка

Главная миссия программы заключается в создании благоприятных условий для проявления и развития скрытых талантов и способностей каждого ребёнка. Особое внимание уделяется созданию атмосферы поддержки, успеха и радости познания, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе.

Таким образом, перечисленные смыслообразующие идеи формируют прочную концептуальную базу программы, обеспечивают её соответствие современным требованиям ФГОС и позволяют эффективно содействовать развитию и социальной адаптации детей с ЗПР посредством метода арт-терапии.



Таблица основных направлений

Направление

Цели

Задачи

1 Сказкотерапия

Развитие эмоционально-личностной сферы, формирование социально-нравственных качеств

1.Коррекционно-развивающие задачи:

Повышают мотивацию ребенка к участию в учебном процессе.

Способствуют развитию произвольного внимания, памяти и мыслительных операций.

Помогают преодолеть трудности в усвоении учебного материала.

2.Эмоционально-коммуникативные задачи:

Формируют умение устанавливать контакт с окружающими людьми.

Учат конструктивному общению и сотрудничеству.

Развивают эмпатию и чувствительность к чувствам других.

3.Когнитивно-познавательные задачи:

Расширяют кругозор и формируют представление о мире.

Активируют творческое воображение и фантазию.

Побуждают анализировать ситуации и находить решения.

4.Нравственно-воспитательные задачи:

Формируют базовые моральные ценности и ориентиры.

Показывают образцы правильного поведения и поступков.

Прививают уважение к традициям и культуре родного народа.

5. Реабилитационные задачи:

Ослабляют проявления негативных эмоций и чувств.

Восстанавливают утраченные возможности самовыражения.

Улучшают общее самочувствие и повышают самооценку.

2.Изотерапия

Стимулирование творческого потенциала, психологическая поддержка и адаптация

1. Коррекционная задача:

Компенсирует недостатки в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

Решает проблемы недостаточной сформированности зрительно-пространственного гнозиса и графомоторики.

Способствует повышению мотивации к учебному процессу и творчеству.

2. Коммуникативная задача:

Формирует социальные навыки и умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Помогает выразить внутренние переживания и потребности.

Участвует в формировании навыков взаимопонимания и сопереживания.

3. Психотерапевтическая задача:

Преодолевает чувство тревоги, беспокойства и страха.

Вырабатывает механизмы саморегуляции и контроля над эмоциями.

Улучшает настроение и повышает общий тонус организма.

4. Образовательная задача:

Способствует освоению предметных областей, предусмотренных программой начальной школы.

Совершенствует технику владения инструментами и материалами.

5. Диагностическая задача:

Оценивает особенности детского развития и выявляет зоны ближайшего развития.

Определяет причины возможных затруднений в обучении и воспитании.

Использует диагностику в целях планирования дальнейшей индивидуальной работы.

3.Музыкотерапия

Психологическое оздоровление и профилактика стресса, улучшение коммуникации и социального взаимодействия

1.Коррекционно-развивающая задача:

Активация и стимуляция сенсорных восприятий.

Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Коррекция недостатков ритмической организации движений.

2. Коммуникативная задача:

Интеграция ребенка в социальную среду посредством музыкального общения.

Регулировка межличностных взаимоотношений.

Создание условий для комфортного участия в коллективных мероприятиях.

3. Психокоррекционная задача:

Снижение уровня тревожности и напряжения.

Контроль эмоционального фона и уменьшение проявлений раздражительности.

Работа с негативными эмоциями и снижение их влияния на поведение.

4. Педагогическая задача:

Развитие музыкально-художественных способностей.

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Использование музыкального сопровождения уроков и внеклассных мероприятий.

5. Лечебно-реабилитационная задача:

Расслабление мышечного аппарата и снятие физического дискомфорта.

Нормализация сна и аппетита.

Лечение нервно-психологических расстройств.


Ожидаемые результаты проделанной работы:

Блок №1

1. Эмоционально-личностная сфера:

Дети становятся менее тревожными и замкнутыми.

Они лучше осознают и понимают свои эмоции и чувства окружающих.

Возникает уверенность в собственных силах и повышается самооценка.

2. Когнитивная сфера:

Улучшается концентрация внимания и память.

Проявляется активность в учебе и повышение успеваемости.

Начинают развиваться творческие способности и воображение.

3. Коммуникативная сфера:

Ребенок активнее вступает в общение со сверстниками и взрослыми.

Увеличиваются навыки вербальной и невербальной коммуникации.

Появляются новые формы выражения мыслей и чувств.

4. Поведенческая сфера:

Меняется негативное поведение на более приемлемое.

Происходит улучшение дисциплины и послушания.

Достигается больше устойчивости в выполнении заданий и поручений.

5. Физическое здоровье:

Наблюдается общая стабилизация самочувствия и настроения.

Исчезают симптомы невротических реакций и сниженного иммунитета.

Ребёнок легче справляется с нагрузками и быстрее восстанавливается после стрессов.

Блок №2

1. Коррекция эмоционально-личностной сферы:

Увеличение устойчивости эмоционального состояния ребенка.

Улучшение навыков самоконтроля и регуляции поведения.

Преодоление страхов и неуверенности в себе.

2. Развитие познавательно-когнитивной сферы:

Улучшение концентрации внимания и объема памяти.

Активизация творческого мышления и креативности.

Овладение основами образного мышления и пространственного восприятия.

3. Улучшение двигательной координации и моторики:

Совершенствование мелкой моторики рук и точности движений.

Повышение ловкости и силы пальцев и кистей рук.

Развитие базовых графических навыков и техники рисования.

4. Адаптация и интеграция в социум:

Развитие навыков взаимодействия с группой сверстников.

Освоение приемов эффективного общения и сотрудничество.

Установление доверительных отношений с педагогом и специалистами учреждения.

5. Профессиональное становление и подготовка к самостоятельной жизни:

Начало формирования устойчивого интереса к художественным занятиям.

Ознакомление с профессиями, связанными с искусством и дизайном.

Определение приоритетных направлений будущей профессиональной деятельности.

Блок №3

1. Психоэмоциональная стабильность:

Снижается уровень тревожности и страхов.

Улучшается контроль над собственными эмоциями.

Увеличивается устойчивость к стрессовым ситуациям.

2. Развитие интеллектуальных способностей:

Повышается внимательность и сосредоточенность.

Активируется долговременная и кратковременная память.

3. Коррекция поведения:

Уменьшается проявление гиперактивности и импульсивности.

Ребенок учится терпеливо ждать своей очереди и действовать последовательно.

Музыкальные упражнения способствуют улучшению самоконтроля.

4. Общение и взаимодействие:

Дети начинают проявлять инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.

Их речь становится более четкой и выразительной.

Межличностные связи укрепляются благодаря совместным музыкальным играм.


Формы работы

Беседы

Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)

Рассказы педагога и детей

Чтение художественных произведений

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера

Сочинение историй

Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации

Дискуссии

Коллективные творческие дела

Тренинги общения

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Просмотр и обсуждение сказок, мультфильмов


Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы

Программой предусматривается достижение ребенком определённых результатов в трёх направлениях: личностном, метапредметном и предметном.

Личностные результаты

- Самоидентификация: ребенок приобретает понимание своих сильных сторон и зон роста, способен обозначить свое место в обществе и оценить свои поступки.

- Социальная адаптация: развиваются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снижается конфликтность и страх публичного выступления.

- Регуляторные навыки: формируются умения планировать свою деятельность, контролировать эмоции и управлять своим поведением.

- Навыки рефлексии: развивается способность к оценке своего опыта и полученного результата, выработке критичного взгляда на свои действия.

- Осознанность: формируется понимание своих потребностей, желаний и стремлений, появляются предпосылки для целенаправленной деятельности.

- Комфортное восприятие себя: ребенок получает положительный опыт самопрезентации и осознаёт важность уважения к собственному мнению и выбору.

Метапредметные результаты

- Творческое мышление: обогащается фантазия и способность к созданию оригинальных идей, ребёнок проявляет оригинальность в продуктивной деятельности.

- Проактивность: вырабатывается инициатива и стремление искать пути разрешения возникающих трудностей и противоречий.

- Интерперсональные навыки: дети развивают способность к пониманию другого человека, согласованности действий и эффективному обмену информацией.

- Восприятие культурного наследия: развивается чуткость к культурным ценностям, эстетичность восприятия окружающей действительности.

- Использование технологий: ученик овладевает основными приёмами практической деятельности в области художественного творчества и воплощения замыслов.

- Компетентность в принятии решений: постепенно растёт готовность принимать обоснованные решения относительно планов, перспектив и путей достижения желаемого результата.

Предметные результаты

- Развитие креативности: формируются устойчивые предпочтения и таланты в сфере художественного творчества (рисунок, музыка, литература).

- Преобразование представлений: углубляется восприятие и интерпретация художественных произведений (картины, музыка, сказки), формируется личное мнение и оценочное суждение.

- Активизация коммуникативных компетенций: ребенок свободно выражается устно и письменно, рассказывает о своих впечатлениях, делится своими впечатлениями с одноклассниками и учителем.

- Создание продукта: создаются индивидуальные и коллективные произведения, демонстрируя прогресс в владении художественными приемами и технике исполнения.

- Расширение кругозора: расширяются знания о культурных явлениях, традициях народов, видах искусств и типах художественной деятельности.

- Общее благополучие: стабилизируются эмоциональное состояние и самооценка, создаётся прочная основа для дальнейших успехов в учёбе и общественной жизни.

Подводя итоги, планируемые результаты предполагают качественное изменение уровня воспитанности, зрелости и самостоятельности ребёнка с задержкой психического развития, что создаёт основу для перехода к следующей ступени образования и общественного бытия.


Формы учета оценки планируемых результатов

Опрос

Наблюдение

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей

Календарно — тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Направление

Количество часов

Планируемые результаты

1

Введение в сказкотерапию, музыкотерапию и изотерапию: знакомство с понятиями, проба первых техник

Сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия

1

Понимание ребёнком смысла занятий, первые попытки применить техники сказкотерапии и изотерапии.

2

Первая сказочная встреча: знакомство со сказочными персонажами, создание образа главного героя.

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Формирование положительного отношения к сказочным героям, определение отличительных черт персонажа.

3

Рисунок моих любимых цветов

Изотерапия, музыкотерапия

1

Осознание цветовых предпочтений, укрепление понимания оттенков и значений цветов.

4

Герой и его приключения

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Развитие активного слушателя, формирование элементарных элементов повествования, ориентация в пространстве сказочного мира.

5

Картина настроения

Изотерапия, музыкотерапия

1

Способность различать и передавать свои эмоции визуально, начало осознания взаимосвязи цвета и настроений.

6

Добрый и злодей (разбор противоположных ролей)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Дифференциация противоположных качеств героев, осознание разницы между хорошим и плохим.

7

Портрет любимого животного

Изотерапия, музыкотерапия

1

Развитие навыков наблюдательности, детализированного отображения объекта.

8

Мое первое приключение (создание личной сказки)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Появление простейших структурированности мысли, формулировки начальных этапов сюжетостроительства.

9

Дом моей мечты

Изотерапия, музыкотерапия

1

Изучение плана композиции, построение идеи о доме мечты.

10

Герои-спасатели

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Оценка лидерских качеств, попытка создания сценария спасения героя.

11

Путешествие в прошлое (создание картинки воспоминаний)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Вспоминание ярких событий прошлого, усиление навыков сохранения памяти.

12

Храбрость и мудрость (работа с качествами героя)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Сопоставление двух качеств, размышление о смыслах мудрости и храбрости.

13

Дерево жизни (ассоциации с жизненными этапами)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Понимание жизненных периодов, введение модели дерева как символа жизни.

14

Путешествие по сказочным мирам (совместное сочинение сюжета)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Погружение в атмосферу различных сказочных миров, развитие воображения.

15

Волшебные символы (символы удачи и защиты)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Знакомство с символикой, зарождение первичных знаний о символах культуры.

16

Борьба со страхами (преодоление препятствий в сказочном сюжете)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Осознание причин страхов, моделирование путей преодоления.

17

Мой лучший друг (портрет близкого человека)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Умение рисовать фигуру человека, развитие дружелюбия и симпатии.

18

Выбор профессии (выбор судьбы героя)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Ознакомление с разными профессиями, формирование первоначальных профессиональных предпочтений.

19

Счастье в рисунке (визуализация счастья)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Формализация образа счастья, развитие ассоциативного мышления.

20

Подарок друзьям (социальная ответственность и забота)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Приобретение навыка заботы о ближних, социальное развитие.

21

Мои сокровища (рассказ о любимом месте, вещи)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Представление личных ценностей и предпочтений, индивидуализация интересов.

22

Магия прощения (раскрытие значения прощения)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Разъяснение сущности прощения, развитие доброжелательности.

23

Дорожная карта будущего (детская мечта и желания)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Составление маршрута мечт и ожиданий, предварительные шаги целеполагания.

24

Судьба героев (исследование архетипов героев)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Философское осмысление вопроса судьбы и свободы воли.

25

Природа вокруг меня (создание картины природы)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Детальное воспроизведение природной красоты, ощущение единства с окружающим миром.

26

Победа добра (закономерность победы добра над злом)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Утверждение нравственных ориентиров, убеждённость в торжестве добра.

27

Музыкальный рисунок (синкретизм звука и цвета)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Ассоциация музыкальных композиций с цветом и графикой, формирование целостного художественного восприятия.

28

Моя семья (формирование семейных связей и традиций)

Сказкотерапия, музыкотерапия

1

Осмысление семейной структуры, построение семьи в своем сознании.

29

Книга приключений (создание книжки иллюстраций)

Изотерапия, музыкотерапия

1

Разработка визуализации сюжетов, умение представлять этапы путешествия.

30

Финал сезона (подведение итогов и закрепление пройденного материала)

Сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия

1

Итоговое обобщение изученного материала, фиксация приобретённого опыта.

Итоговые мероприятия

По окончании программы планируется провести итоговую выставку детских работ „Волшебный мир красок“ и выпустить сборник сказок, написанных детьми, — „Путешествие в страну сказок“

Данная рабочая программа рассчитана на реализацию в условиях образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с задержкой психического развития, и предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.


Заключение

Рабочая программа по арт-терапии ориентирована на комплексное развитие детей 8-10 лет с задержкой психического развития посредством трех направлений: сказкотерапии, изотерапии и музыкотерапии. Занятия способствуют повышению творческой активности, улучшению эмоционального состояния, снижению тревожности и формированию положительных личностных качеств. Арт-терапевтические методы позволяют эффективно решать психологические проблемы, развивать познавательные процессы и улучшать социальную адаптацию детей с особенностями развития. Регулярное использование предложенных методик создает условия для успешной интеграции детей в образовательную среду и помогает формировать положительный опыт взаимодействия с окружающей средой.


Учебно-методическое обеспечение образовательной программы по арт-терапии

1. Литературные пособия:

- Методические руководства по проведению занятий по арт-терапии.

- Сборники художественных произведений, адаптированных для возрастной группы 8-10 лет.

- Иллюстрированные энциклопедии и атласы для поддержки развивающих занятий.

2. Наглядные средства:

- Набор карточек и картинок с изображением предметов, животных, пейзажей и абстрактных форм.

- Демонстрационные плакаты и схемы, поясняющие базовые принципы искусства и психологии.

- Комплекты пособий по развитию внимания, памяти и образного мышления («Волшебные лабиринты», «Графические диктанты»).

3. Технические средства обучения:

- Персональный компьютер или ноутбук с установленным специализированным ПО (например, редакторы изображений).

- Интерактивная доска или экран для демонстрации презентаций и видеороликов.

4. Информационно-коммуникационные технологии:

- Использование специализированных образовательных платформ и онлайн-ресурсов (например, обучающие веб-сайты и приложения для диагностики и коррекции нарушений развития).

- Организация виртуальных экскурсий в художественные галереи и музеи.


Материально-техническое оснащение

1. Помещения и пространство:

- Просторная комната с хорошей звукоизоляцией и вентиляцией.

- Рабочие места, оборудованные столами и стульями, соответствующими росту учащихся.

- Уголок релаксации с мягкими элементами интерьера (диваны, подушки, коврики).

2. Материалы и инструменты для занятий:

- Краски, карандаши, фломастеры, кисти разных размеров.

- Бумага разного формата и плотности, папки для хранения работ.

- Тематические наборы игрушек и кукол для драматизации сказок.


Критерии оценки

1. Развитость эмоциональной сферы:

- Способность адекватно воспринимать собственные чувства и эмоции окружающих.

- Уровень эмпатии и умения взаимодействовать с группой сверстников.

- Уменьшение проявлений агрессии, тревоги и страха.

2. Развитие творческого потенциала:

- Качество продуктов художественного творчества.

- Творческая активность и инициативность в занятиях (проявляется в количестве идей, оригинальных решений).

- Желание экспериментировать с различными техниками и инструментами.

3. Коммуникативные навыки:

- Эффективность вербальной и невербальной коммуникации с взрослыми и сверстниками.

- Навыки конструктивного разрешения конфликтов.

- Степень вовлеченности в групповые проекты и взаимодействие в команде.

4. Социальная адаптация:

- Успех интеграции в школьную жизнь и классный коллектив.

- Рост самостоятельности и ответственности за собственное поведение.

- Положительные изменения в успеваемости и дисциплине.

5. Физическое и сенсорное развитие:

- Улучшение мелкой моторики и координационных способностей.

- Устойчивость концентрации внимания и снижение гиперактивности.

- Нормализация сна и аппетита, уменьшение поведенческих расстройств.


Методическая литература

1. Амбрумова А.Г., Тихонова О.В. Психология детского творчества. Москва: Просвещение, 2004.

2. Бачков И.В. Метод сказкотерапии. Москва: Эксмо, 2005.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003.

5. Захарова Н.Н. Основы арт-педагогики и арт-терапии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. Копытин А.И. Руководство по арт-терапии. Москва: Академический проект, 2003.

7. Левченко Ю.А. Коррекционная педагогика. Москва: Владос, 2004.

8. Лукина Л.П. Игровая терапия в работе с дошкольниками. Минск: Современная школа, 2007.

9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Москва: Сфера, 2003.

10. Пронина Е.В. Развитие речи средствами арт-терапии. Ярославль: Академия развития, 2006.

11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Москва: Прогресс, 1991.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Москва: Генезис, 2000.

13. Чиркова Т.Б. Использование арт-терапии в коррекции задержки психического развития. Новосибирск: Сибирская академия образования, 2008.

14. Шмаков С.А. Отдыхаем играя. Москва: Новая школа, 1997.

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.