Рабочая программа для 1 класса по родному (русскому) языку
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Родной (русский) язык»
1 класс (уровень – базовый)
Количество часов: 33
Саранск, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;
Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 №4-З, от 19.12.2011 г. № 78-З);
Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия» (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 №103-З);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Предмет «Родной (русский) язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.
Изучение родного (русского) языка в начальных классах − первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Языковой материал курса призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся как будущих членов общества.
Целями изучения предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
– упорядочение опыта речевой деятельности, развитие фонематического слуха;
– воспитание у младшего школьника чувства уважения и любви к родному языку, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
– овладение богатством русского языка как условием успешной речевой деятельности и умение использовать языковые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Для достижения поставленных целей изучения родного (русского) языка в начальной школе необходимо решение следующих задач:
– сформировать ценностное отношение к языку как хранителю культуры, научить осмысливать русский язык как феномен русской культуры;
– развить интерес к истории русского языка и чувство гордости за русский язык (как родной и как государственный);
– приобщить к основам культуры устной и письменной речи; обеспечить базовые умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
– передать знания о языке как знаковой системе в его устройстве, развитии и функционировании;
– научить использовать приобретённые знания для свободного владения русским литературным языком, нормами устной и письменной речи;
– формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного (русского) языка;
–совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.
Являясь формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. В системе школьного образования учебный предмет «Родной (русский) язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Общая характеристика предмета
Курс «Родной (русский) язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и дополняющих в то же время курс «Обучение грамоте» и систематический курс «Русский язык».
В период обучения грамоте решаются задачи звуко-буквенного анализа слова с учетом специфики фонетики и графики русского языка, совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Особое внимание уделяется русскому алфавиту, изучение которого предполагает не только запоминание правильного называния букв и их последовательности, но и формирование представлений у детей об истории создания алфавита.
Орфографические правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, лексикологии и этимологии. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Теоретическое и практическое содержание обучения выстроено по принципу формирования речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
При включении в программу содержания учебного материала учитывались принципы коммуникативной направленности обучения, учёта трудности русского языка, интенсивности, обеспечивающие быстрое вхождение школьника в систему обучения; принцип интерактивности, реализация которого происходит во взаимодействии учителя и ученика; обучающихся друг с другом в процессе совместной деятельности с целью общения на русском языке.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Родной (русский) язык» в 1 классе учебным
планом отводится 33 часа. Изучение начинается со 1 полугодия, 1 час в
неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– осознание роли языка и речи в жизни людей;
– развитие интереса к изучению родного русского языка;
– формирование эстетического, ценностного отношения к родному (русскому) языку.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; стремление излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
– слушание и понимание речи других, умение работать в паре, в группе;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
– способность к самообразованию и самовоспитанию.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
– воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
– овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного общения;
– овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча−ща, чу−щу, жи−ши);
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Орфоэпия. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения родного русского языка на уровне начального общего образования у учащихся к концу 1 класса будут сформированы следующие знания, умения и навыки.
Раздел «Фонетика и графика».
Ученик научится:
− различать звуки и буквы;
− понимать разницу между произношением и написанием слов в русском языке;
− различать две функции йотированных гласных (в зависимости от позиции в слове) и мягкого знака (как показателя мягкости и разделительную);
− использовать различные способы обозначения на письме звука [й'];
− зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
− осуществлять правильное начертание письменных строчных и заглавных букв русского алфавита и их соединений.
Раздел «Орфография».
Ученик научится:
− объяснять слогообразующая функцию гласных звуков; осуществлять перенос слов по слогам без стечения согласных;
− обозначать на письме гласные после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Раздел «Орфоэпия».
Ученик научится:
− правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 1 классе;
− самостоятельно находить ответ в случаях сомнений в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Лексикология и этимология».
Ученик научится:
− выявлять слова, значения которых требуют уточнения;
− определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря учебника;
− соотносить происхождение слова с его орфографической нормой.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Язык и речь. Русский язык – родной язык русского народа. | 1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. | Прослушать выступление учителя об исторической, культурной, эстетической ценности русского языка. Объяснить смысл предложенных учителем пословиц о значении языка.
|
2 | Для чего люди общаются. Предмет и слово. | 1 | С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Выделять различия предмета и слова как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным группам. |
3 | Жизнь слова | 1 | Словообразование. Словари и их виды. Слова, противоположные по значению, слова близкие по значению. Выразительные средства синтаксиса | Устно составить текст из 3-5 предложений на определенную тематику. Корректировать текст, используя слова противоположные по значению, близкие по значению. |
4 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | 1 | Формы речи: их сходства и различия. Виды речевой деятельности. Предложение, виды предложений. | Углубить знания о формах речи – устной и письменной, их сходства и различия. Устно составить текст из 3-5 предложений на определенную тематику. Работать над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: вычленить слова из предложений, определить границы предложений в устной и письменной речи. |
5 | Устная речь. Громко – тихо. Быстро – медленно. | 1 | Средства выразительности устной речи: громкость и темп. Слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета. | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Работать над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работать со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают. |
6 | Диалог и речевой этикет. | 1 | Культура речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека. Речевой этикет. Правила речевого этикета. «Волшебные» слова. | Разыграть речевые ситуации на заданную тему. Решать ситуативные задачи. Устно составить текст из 3-5 предложений на определенную тематику. Использовать в общении слова речевого этикета. Отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек. |
7 | Правила вежливого поведения во время разговора. | 1 | Вежливые слова, которые используют при приветствии, прощании, благодарности. Правила вежливости при разговоре. | Называть правила вежливости при разговоре. Объяснять, почему их следует соблюдать. Моделировать свое речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения. Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре. |
8 | Предложение. Составление предложений по картинке. | 1 | Предложение: понятие, виды. Схема предложения, правила оформления на письме. | Различать предложения от набора слов. Составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему. Самостоятельно записывать схему предложения. Различать виды предложений по интонации. |
9 | Текст – что это такое? | 1 | Текст: общее представление, признаки. Смысловая связь предложений в тексте. | Различать текст от набора предложений. Устанавливать смысловые связи. Подробно пересказывать текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. |
10 | О ком? О чём? (Тема текста) | 1 | Тема текста и основная мысль текста: общее представление и различия. | Выделять тему текста. Определять по ключевым словам, о чем говорится в тексте. Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях. Определять основную мысль текста. |
11 | Как построен текст. | 1 | Структура текста. Основная мысль текста. | Выделять начало, основную часть, конец текста. Определять основную мысль текста. Отрабатывать навык различать текст от набора предложений, умения строить текст. Подробно пересказывать текст. |
12 | Заголовок | 1 | Заголовок: общее представление, виды. Заголовок-прогноз. Заголовок-ассоциация. | Учиться предугадывать содержание текста на основе его заглавия. Озаглавливать тексты. Устанавливать смысловую связь между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка. Сочинять тексты из 3-5 предложений на предложенный заголовок. |
13 | Пословица – народная мудрость. | 1 | Многообразие устного народного творчества. Из истории пословиц. | Понимать прямой и переносный смысл, заключенный в пословице. Задавать смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдать за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании. Составлять текст по рисунку или по жизненному впечатлению. |
14 | Вспоминаем сказку. | 1 | Сказка: признаки, виды. | Наблюдать за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании, составлять текст по впечатлению или по рисунку (иллюстрации). Работать над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работать со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают. |
15 | Сочини сказку! | 1 | Сказка: признаки, виды. | Наблюдать за связью предложений в тексте, озаглавить текст, анализировать текст. Устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тематику. |
16 | Русский алфавит | 1 | Этимология слов «алфавит» и «азбука». Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. История названия букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками. | Узнавать буквы русской графики среди букв других языков. Сравнивать начертания букв русского и английского языка на клавиатуре компьютера, устанавливать сходство и различие. Иметь представление о названии букв старославянской азбуки. Правильно называть буквы современного алфавита, объяснять, для чего нужен алфавит. |
17 | Начертание письменных строчных и заглавных букв русского алфавита | 1 | История возникновения славянской письменности. Особенности начертания букв европейской каллиграфии. Типы русского письма (глаголица, устав, полуустав, вязь, скоропись). Виды основных элементов букв современной русской каллиграфии. | Уметь различать печатный и письменный шрифты. Выделять основные элементы букв русской каллиграфии. Анализировать различные виды соединений букв. Сравнивать разные написания, выбирать лучшие варианты среди написанных элементов букв. Овладевать разборчивым и аккуратным почерком. |
18 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки | Соотносить количество звуков и букв. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. |
19 | Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
| Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных. |
20 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. | 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). | Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Различать проверочное и проверяемое слова. |
21 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Слова с удвоенными согласными, способ переноса. | Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными |
22 | Произношение и написание слов русского языка | 1 | Слова, произношение которых не расходится с написанием. Особенности написания слов, произношение которых расходится с написанием. Знакомство с сильной и слабой позицией гласных и согласных звуков (без введения термина). Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Фонетическая транскрипция (без введения термина) | Определять число и последовательность звуков в слове. Различать гласные и согласные звуки. Записывать звуковую схему слова. Понимать функцию гласных звуков, стоящих после согласного. Определять ударные и безударные гласные звуки. Иметь представление о согласных звуках, стоящих в позиции перед звонкими и глухими звуками, а также в конце слова. Понимать функции мягкого и твердого знаков. |
23 | Роль гласных букв е, ё, ю, я в русском языке | 1 | Функция йотированных гласных в русском языке. Позиция, в которой йотированные гласные обозначают один звук. Позиции, в которой йотированные гласные обозначают два звука. | Различать две функции йотированных гласных. Анализировать фонетический состав слова. Подбирать слова с йотированными гласными в начале слова, после согласных и гласных. Записывать слоги и слова с йотированными гласными в разных позициях. |
24 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | Перенос слов с мягким знаком. | Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком |
25 | Роль буквы й и звука [й'] в русском языке | 1 | Способы обозначения на письме звука [й']: 1) буквой й; 2) с помощью йотированных гласных; 3) сочетанием разделительных ь и ъ с йотированными гласными | Наблюдать варианты обозначения звука [й'] буквами. Различать способы обозначения буквами звука [й']. Анализировать фонетический состав слова. Записывать слова, в звуковом составе которых есть звук [й']. |
26 | Особенности переноса слов в русском языке | 1 | Слогообразующая функция гласных звуков. Перенос слов по слогам без стечения согласных. | Осознавать необходимость переноса в словах. Анализировать способы переноса в тексте. Использовать правила переноса по слогам (простые случаи). |
27-28 | Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши) | 2 | История традиционных написаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | Анализировать фонетический состав слова с целью выделения сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Записывать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши согласно орфографической норме. |
29-30 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 2 | Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. | Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. |
31 | Происхождение слов | 1 | История происхождения (этимология) слов русского языка. Осознание богатства русского языка. | Наблюдать над значением слова. Развивать познавательный интерес в отношении происхождения слов русского языка. Соотносить происхождение слова с его орфографической нормой (например, берёза − белый, малина – малый). |
32 | Словесное ударение в русском языке | 1 | Особенности русского словесного ударения: разноместность, подвижность, вариативность, изменчивость. Нормативная постановка ударения в словах орфоэпического минимума для младших школьников. | Выделять ударный слог в слове. Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов-омофонов. Произносить согласно нормам постановки ударения группу слов из орфоэпического минимума для младших школьников. |
33 | Что я знаю о русском языке? | 1 | | Урок повторения пройденного. Диктант (17 слов) с грамматическими заданиями. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
Канакина, В. П. Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М. : Просвещение, 2014.
Примерные программы начального общего образования. – В 2 ч. Ч 1. – М. : Просвещение, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. А. Савинов. – М. : Просвещение, 2010.
Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов.– М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд. перераб. и доп. / Главн. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1999.
Интернет-ресурсы
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному (русскому) языку (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая (по возможности), видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Оборудование класса
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Полки для книг.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.