Рабочая программа по родному (русскому) языку для СПО

1
0
Материал опубликован 30 June 2023 в группе



Министерство НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской федерации

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»






«Одобрено»

Предметной (цикловой) комиссией «Общеобразовательных дисциплин»

протокол № 1 от 30.082022г.

Председатель _____Слижевич Т.В.


«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по МР

________________ Воскресенская О.В.

« 08» сентября 2022г.


Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.03БД.Родной (русский) язык.


21.02.05 Земельно-имущественные отношения,

21.02.07 Аэрофотогеодезия,

21.02.08 Прикладная геодезия,
05.02.01 Картография.






Разработчик:

Демина С. В., преподаватель колледжа.


Москва

2022 год



СОДЕРЖАНИЕ




стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


13

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14





























1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.03
БД. Родной(русский) язык.


1.1.Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена базового уровня в соответствии с ФГОС СПО по специальностям21.02.08 Прикладная геодезия, 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, 21.02.07 Аэрофотогеодезия, 05.02.01 Картография.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в «Общеобразовательный цикл» учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально- деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем,



оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

проводить самооценку на основе наблюдения за собственной речью с целью речевого самосовершенствования;


применять навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;


осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;


анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

анализировать текст с учетом их стилистической и жанровой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


роль родного русского языка как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

эстетическую ценность, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;

современный уровень развития науки и общественной практики, основанный на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

понятия о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

представления о системе стилей языка художественной литературы.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 74 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 49 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 25часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

74

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49

в том числе:

практические занятия

нет

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

рефераты


внеаудиторная самостоятельная работа


Индивидуальное проектирование

нет

Итоговая аттестация – Дифференцированный зачёт во 2 семестре в письменной форме (тестирование).


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01БД. Русский язык


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение.

4


Тема 1.1. История развития русского языка. Писатели о богатстве и выразительности русского языка.


Содержание учебного материала

2

Роль языка в обществе. История развития русского языка.

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире -в международном и межнациональном общении.

Язык и речь. Язык и художественная литература. А.С. Пушкин «О богатстве и выразительности русского языка».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- написать конспект статьи В.Г. Белинского «Роль Пушкина в развитии русского литературного языка».

2


Раздел 2.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

6


Тема 2.1 Обобщающее повторение фонетики. Нормы произношения и ударения.



Содержание учебного материала

2


Фонетический разбор слова. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Произношение заимствованных слов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

-подготовить доклад на тему «Роль логического ударения в стихах Н.А. Некрасова».

1


Тема 2.2. Принципы русской орфографии.


Содержание учебного материала



Написания слов, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- вставить пропущенные буквы в тексте.

1


Раздел 3

Лексика и фразеология.

10


Тема3.1. Лексика русского языка.

Содержание учебного материала.

2


Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы в «Донских рассказах М. Шолохова» как средство создания «местного колорита», речевой характеристики действующих лиц, а также как средство выразительности.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- выписать из текста слова иноязычного происхождения.

2


Тема3.2Архаизмы и историзмы в художественных произведениях.

Содержание учебного материала

Пассивная лексика русского литературного языка. Историзмы и архаизмы. Употребление устаревших слов в художественных произведениях. Стилистические функции устаревших слов в повести А.Н.Толстого «Князь Серебряный» и в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- выписать архаизмы из стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания о Царском селе».



1







Тема 3.3. Роль фразеологизмов в рассказах

Н.В.Гоголя и А.П.Чехова.

Содержание учебного материала


Фразеология как раздел науки о языке. Происхождение фразеологизмов русского языка. Стилистическое использование фразеологизмов в произведениях Н.В.Гоголя, А.П.Чехова.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- выписать предложения с фразеологизмами из рассказов А.П.Чехова.

1





Тема3.4Словари русского языка. Словари языка писателей.

Содержание учебного материала.



Две группы словарей: энциклопедические и лингвистические.17-томный академический Словарь современного русского литературного языка. Словари языка писателей.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:



-выполнить лексический анализ текста.

1


Раздел 4

Морфемика и словообразование.

7


Тема 4.1.Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование. Повторение. Однокоренные слова в произведениях И.А.Гончарова.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

-выполнить этимологический анализ слов из отрывка произведения И.А. Гончарова «Обломов».

2


Тема 4.2.Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства в стихотворении А.С.Пушкина «Деревня».

Содержание учебного материала.

Способы словообразования. Словообразовательный разбор Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке. Выразительные средства словообразования в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

2



Самостоятельная работа обучающихся:




-выполнить словообразовательный разбор выделенных в тексте слов.


1


Раздел 5

Морфология и орфография.

15


Тема 5.1.Части речи.


Содержание учебного материала.

2


Самостоятельные и служебные части речи. Повторение. Стилистическая роль имён существительных в поэме

А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


2

Самостоятельная работа обучающихся:

-подготовить доклад на тему: «Стилистическая роль глаголов в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1






Тема 5.2. Правописание

-н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

Содержание учебного материала.



Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:


-вставить пропущенные буквы в тексте.

1


Тема 5.3. Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Содержание учебного материала.



Трудные вопросы правописания -н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:


-выписать из текста причастия, в суффиксе которых пишется –нн-.


1


Тема 5.4. Правописание не со словами разных частей речи.

Содержание учебного материала.



Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями, наречиями.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- выписать из текста слова, в которых не является приставкой.


1


Тема 5.5. Мягкий знак после шипящих в существительных, наречиях, глаголах, частицах.


Содержание учебного материала.



Правописание мягкого знака после шипящих в существительных, наречиях, глаголах, частицах.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся:



- выучить теоретический материал занятия.

1






Раздел 6


Синтаксис и пунктуация.

25




Тема 6.1.Согласование сказуемого с подлежащим.

Содержание учебного материала.



Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное. Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- перепишите предложения, раскрывая скобки: согласуйте сказуемое с подлежащим.


1


Тема 6.2

Пунктуация простого предложения.

Стилистические функции однородных членов в поэзии А.А.Фета.


Содержание учебного материала.



Тире между подлежащим и сказуемым в простом двусоставном предложении. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Стилистические функции однородных членов в

стихотворениях А.А.Фета.

2


2



Самостоятельная работа обучающихся:

-выписать из рассказов А.П.Чехова 5 предложений с однородными членами.

.

1


Тема 6.3. Предложения с обособленными членами.

Роль причастных оборотов в творчестве И.А. Бунина.



Содержание учебного материала.



Обособление определений, обстоятельств.

Стилистические функции обособленных членов в творчестве И.А.Бунина. Роль причастных оборотов в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

4

2






Самостоятельная работа обучающихся:

-выписать 5 предложений с причастными оборотами из рассказа И.А.Бунина «Косцы».

.

1



Содержание учебного материала



Тема 6.4.Пунктуация сложного предложения. Стилистическое использование различных типов сложного предложения в творчестве И.С.Тургенева.

Пунктуация в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Знаки препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) в бессоюзном сложном предложении. Стилистическое использование различных типов сложного предложения в творчестве И.С.Тургенева.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

- выписать из романа "Отцы и дети"И.С.Тургенева (из 10 главы) шесть бессоюзных предложений.


1



Тема 6.5.Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Содержание учебного материала.



Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Стилистическое использование различных типов сложного предложения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

-выучить теоретический материал занятия.

1


Тема 6.6.Прямая и косвенная речь. Диалог.

Содержание учебного материала.



Пунктуация при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при диалоге. Стилистические функции прямой речи в рассказах А.П.Чехова.

1

2

Контрольная работа.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

-в предложениях заменить прямую речь косвенной.

1


Тема 6.7.Пунктуация при цитатах.

.

Содержание учебного материала.

Цитаты-разновидность прямой речи, дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений. Знаки препинания при цитатах. Цитаты из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.

2

2




Дифференцированный зачет


1




















Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемы.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся.

Рабочее место преподавателя.

Наличие учебных пособий по дисциплине.

Наглядные пособия.

Технические средства обучения:

компьютер с проектором;


электронные учебные пособия;

программное обеспечение Windows7, MS office 2007,Win Rar Zoom, Discord.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Герасименко Н.А Русский язык.Учебник для СПО-М:Академия,2017

Дополнительные источники:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класс общеобразовательных. учреждений. – М., 2016

Земский А.М., Крючков С.Е. Русский язык в 2-х частях. – М.: Академия, 2017

Интернет-ресурсы:

www.gramota.ru - электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ».

rus.1september.ru - электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык».

www.alleng.ru - электронный ресурс «Русский язык».

ruslit.ioso.ru - электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа:

www.gramma.ru - электронный ресурс «Русский язык».

www.slovari.ru - электронный ресурс «Русские словари».

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Осуществляются преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, а также выполнения обучающимися заданий, проектов, исследований.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в ходе как очного (контактного) обучения в колледже, так и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Проверка может осуществляться синхронно (на занятиях в режиме контактного обучения), онлайн в режиме видеоконференций и асинхронно (посредством электронной почты, мессенджеров и т.п.)


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально- деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем,


оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

проводить самооценку на основе наблюдения за собственной речью с целью речевого самосовершенствования;


применять навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;


осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

анализировать текст с учетом их стилистической и жанровой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


знания:

роль родного русского языка как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

эстетическую ценность, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;

современный уровень развития науки и общественной практики, основанный на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

понятия о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

представления о системе стилей языка художественной литературы.



















Текущий контроль в форме:

устного и письменного опроса;

проверки домашних заданий;

написания творческих работ и

контрольных работ (диктантов, словарных диктантов);

подготовки докладов, рефератов;

тестирования;

онлайн тестирования.




Итоговый контроль в форме

Дифференцированного зачёта.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.