Рабочая программа по родному русскому языку, 8 класс
Пояснительная записка
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа |
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089) -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -Приказ МБОУ СОШ № 8 г. Бирска от 28 августа 2014 г. № 216 о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного (или среднего) общего образования МБОУ СОШ №8 г.Бирска; -Учебный план МБОУ СОШ № - Календарный учебный график МБОУ СОШ № 8 на 2017-2018 учебный год; -Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу)» |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
- Примерная программа основного, среднего (полного) общего образования. Русский язык. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Русский язык. М. : Дрофа, 2008г; |
Сведения об УМК |
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2010 г Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2009 Е.И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2002 |
Цель и задачи учебного предмета |
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
В результате изучения родного (русского) языка ученик должен знать/понимать • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета |
Повторение изученного в 6-7 классах (7 ч.) Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Синтаксис и пунктуация. (61ч.) Словосочетание. (3 ч.) Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение (3ч) Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация. Главные члены предложения ( 11ч.) Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (9 ч.) Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Односоставные предложения (7 ч.) Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Полные и неполные предложения (1 ч.) Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. Предложения с однородными членами (8 ч.) Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные члены предложения (11 ч.) Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Предложения с обособленными уточняющими членами(8 ч.) Обособление уточняющих членов предложения. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Особенности слов-предложений. |
Календарно-тематическое планирование.
Дата |
№ п.п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
||||
По пл. |
По ф-ту |
|||||||
Повторение пройденного в 5-7 классах. |
||||||||
|
|
1. |
Лексика и фразеология. Повторение |
1 |
|
|||
|
|
2. |
Морфемика и словообразование. Повторение |
1 |
|
|||
|
|
3. |
Морфология. Повторение |
1 |
|
|||
|
|
4. |
Синтаксис. Повторение |
1 |
|
|||
|
|
5. |
Р/р-1. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту. |
1 |
|
|||
|
|
6. |
Р/р-2. Написание изложения, близкого к тексту. |
1 |
|
|||
|
|
7. |
Комплексный анализ текста. |
1 |
|
|||
Синтаксис и пунктуация. Главные члены предложения. |
||||||||
|
|
8. |
Виды синтаксической связи |
1 |
|
|||
|
|
9. |
Способы подчинительной связи |
1 |
|
|||
|
|
10. |
Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания |
1 |
|
|||
|
|
11. |
Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске. Повторение орфографии |
1 |
|
|||
|
|
12. |
Основные виды предложения. |
1 |
|
|||
|
|
13. |
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения |
1 |
|
|||
|
|
14. |
Основные типы сказуемого. Простое сказуемое. |
1 |
|
|||
|
|
15. |
Р/р – 3. Написание сочинение на лингвистическую тему. |
|
|
|||
|
|
16. |
Основные типы сказуемого. Составное глагольное сказуемое. |
1 |
|
|||
|
|
17. |
Основные типы сказуемого. Составное именное сказуемое |
1 |
|
|||
|
|
18. |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
|
|||
|
|
19. |
Комплексный анализ текста. |
|
|
|||
|
|
20. |
Обобщение по теме «Главные члены предложения» |
1 |
|
|||
|
|
21. |
Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» |
1 |
|
|||
|
|
22. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте по теме «Главные члены предложения» |
1 |
|
|||
|
|
23. |
Р/р-4. Основные способы и средства связи в тексте. Цепная и параллельная связь в тексте. |
1 |
|
|||
Второстепенные члены предложения. |
||||||||
|
|
24. |
Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения. |
1 |
|
|||
|
|
25. |
Приложение. Дефис при приложении. |
1 |
|
|||
|
|
26. |
Р/р-5. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения |
1 |
|
|||
|
|
27. |
Р/р-6. Написание изложения с элементами сочинения |
1 |
|
|||
|
|
28. |
Дополнение |
1 |
|
|||
|
|
29. |
Обстоятельство. Виды обстоятельств |
1 |
|
|||
|
|
30. |
Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» |
1 |
|
|||
|
|
31. |
Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения» |
1 |
|
|||
|
|
32. |
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте по теме «Второстепенные члены предложения» |
1 |
|
|||
Односоставные предложения. |
||||||||
|
|
33. |
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения |
1 |
|
|||
|
|
34. |
Неопределенно-личные предложения |
1 |
|
|||
|
|
35. |
Безличные предложения |
1 |
|
|||
|
|
36. |
Назывные предложения |
1 |
|
|||
|
|
37. |
Обобщение по теме «Односоставные предложения» |
1 |
|
|||
|
|
38. |
Особенности строения полных и неполных предложений. Тире в неполном предложении. |
1 |
|
|||
|
|
39. |
Выполнение тестовой работы по теме «Односоставные предложения» |
1 |
|
|||
|
|
40. |
Полные и неполные предложения. |
|
|
|||
Однородные члены предложения. |
||||||||
|
|
41. |
Понятие об однородных членах предложения. Союзы при однородных членах. |
1 |
|
|||
|
|
42. |
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения |
1 |
|
|||
|
|
43. |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
1 |
|
|||
|
|
44. |
Р/р -7. Написание сжатого изложения. |
1 |
|
|||
|
|
45. |
Р/р-8. Однородные члены предложения как средство выразительности речи |
1 |
|
|||
|
|
46. |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
|
|||
|
|
47. |
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». Проверочная работа в форме тестов |
1 |
|
|||
|
|
48. |
Анализ проверочной работы по теме «Односоставные члены предложения» |
1 |
|
|||
Обособленные члены предложения. |
||||||||
|
|
49. |
Понятие об обособлении. Обособление определений |
1 |
|
|||
|
|
50. |
Обособление согласованных определений |
1 |
|
|||
|
|
51. |
Обособление несогласованных определений |
1 |
|
|||
|
|
52. |
Р/р-9. Заглавие как средство связи предложений в тексте |
1 |
|
|||
|
|
53. |
Р/р-10. Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему. |
1 |
|
|||
|
|
54. |
Р/р-11. Написание сочинения на морально-этическую тему. |
1 |
|
|||
|
|
55. |
Обособление приложений |
1 |
|
|||
|
|
56. |
Обособление дополнений |
1 |
|
|||
|
|
57. |
Обособление деепричастных оборотов |
1 |
|
|||
|
|
58. |
Обособление обстоятельств |
1 |
|
|||
|
|
59. |
Обобщение изученного материала по теме «Предложения с обособленными членами» |
1 |
|
|||
|
|
60. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с обособленными членами» |
1 |
|
|||
|
|
61. |
Обособление уточняющих членов предложения |
1 |
|
|||
|
|
62. |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями |
1 |
|
|||
|
|
63. |
Р/р-12. Обращение как средство связи предложений в тексте |
1 |
|
|||
|
|
64. |
Особенности слов-предложений |
1 |
|
|||
|
|
65. |
Р/р -13. Написание сжатого изложения. |
1 |
|
|||
|
|
66. |
Р/р-14. Психологический портрет |
1 |
|
|||
|
|
67. |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
|
|||
|
|
68. |
Анализ итогового диктанта и работа над ошибками. |
1 |
|
|||